Родилась Маргарита Николаевна в Москве, в эвакуации была с семьёй в Ашхабаде. В Москве стала студенткой индийского отделения Института востоковедения, изучала язык урду. В середине 1950-х годов защитила кандидатскую диссертацию, касающуюся истории формирования рабочего класса Индии. Работая в Центре индийских исследований института, опубликовала ряд статей, книгу «Трудовое законодательство (в Индии)» и главу в коллективной монографии «Рабочий класс независимой Индии». С середины 1960-х годов — старший научный сотрудник. Неоднократно бывала в длительных командировках в Индии, последний раз — в 1987 году; много путешествовала по стране, встречалась с членами правительства, видными представителями профсоюзного и рабочего движений, с предпринимателями, деятелями культуры, учёными, журналистами, имела друзей в среде индийской интеллигенции.
В 1978 году, будучи в Индии, в поисках духовной опоры в жизни, познакомилась с С.Н.Рерихом. Эта встреча явилась началом нового этапа в жизни, знакомства со всей многогранной деятельностью семьи Рерихов, что и послужило приобщению к Учению Живой Этики (или Агни Йоги). По совету С.Н.Рериха, М.Н.Егорова стала переписываться, а затем встретилась с П.Ф.Беликовым. Кроме того Л.В.Шапошникова передала Маргарите Николаевне письма Е.И.Рерих и некоторые из книг Учения. С этого времени началась её активная работа по переписке и осмыслению этих Источников и возникло горячее желание работать для распространения Учения, способствовать утверждению его в человеческом сознании и, конечно, по мере сил применять его в своей жизни.
Во второй половине 1980-х годов М.Н.Егорова перешла на работу в отдел культурологии, возглавляемый доктором исторических наук Р.Б.Рыбаковым, затем — снова в Центр индийских исследований. В этот период она написала книгу «Рерихи о культуре», ряд статей, в которых рассматривались основные положения теософии и Учения Живой Этики, биографический очерк о Е.П.Блаватской. Ею был сделан также перевод отдельных частей книги известной американской исследовательницы теософского движения Марии Карлсон, в которых освещается история теософского движения в России в период Серебряного века. Позднее названные труды были изданы в виде книги «О сокровенных истинах Учения Жизни» (М.: Прологъ, 2007).
Когда в 1989 году был создан Советский Фонд Рерихов, Маргарита Николаевна, вместе с Р.Б.Рыбаковым и другими, стала членом Правления и принимала активное участие в создании Центра-Музея им. Н.К.Рериха. В частности, в значительной степени благодаря её усилиям в СФР была передана часть библиотеки известного востоковеда К.А.Антоновой, специалиста по истории средневековой Индии. После преобразования СФР в МЦР в начале 1990-х годов М.Н.Егорова вышла из членов правления, но продолжала исследовать и популяризировать Учение, теософию и деятельность семьи Рерихов как сотрудник Института востоковедения РАН.// Источник: http://www.delphis.ru/author/egorova-mn
**************************************************
Статьи М.Н. Егоровой о Учении Живой Этики см. здесь:
- Некоторые основные аспекты Учения Живой Этики, или Агни Йоги:
https://svetznania.ru/2018/01/14/uchenie-zhivoj-etiki-agni-joga/ - Огонь сознания в Учении Жизни:
https://svetznania.ru/2018/03/23/ogon-soznaniya-v-uchenii-zhizni/
*************************************************
М.Н. Егорова. О Сокровенных Истинах Учения Жизни. – М.: Прологъ, 2007. – 480 с.
Автор настоящего сборника – индолог, историк и культуролог, кандидат исторических наук, известный исследователь единого знания – Учения Живой Этики (Агни Йоги) и Теософии Е.П.Блаватской. Здесь представлены основные работы автора, в том числе посвященные главному направлению его интересов – рассмотрению внутреннего механизма совершенствования человека.
Даны статьи, опубликованные в журналах “Философские науки”, “Дельфис”, в альманахе “Серебряная Чаша”, а также последняя статья автора “О Великом Владыке Майтрейе”, написанная в 2006 году.
В разделе о Теософии предлагается перевод фрагментов из книги американской исследовательницы Марии Карлсон – “Нет религии выше Истины. История теософского движения в России 1875-1922”.
Следуя хронологии исследований, сборник открывает впервые публикуемый научно-популярный очерк “Рерихи о Культуре”. В сборнике помещен также доклад автора на Рериховских чтениях, состоявшихся в ИВ РАН 26-27 ноября 2003 г. “О Юрии Николаевиче Рерихе”.
Содержание сборника будет интересно всем, кто хочет получить представление о мировоззрении семьи Рерихов, о Е.П.Блаватской, об их взглядах на процесс эволюции человечества.
© М.Н.Егорова, 2007
© Прологъ, оформление, 2007
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Дорогие друзья! Представленный вашему вниманию сборник состоит из трех разделов. В I разделе впервые представлена книга “Рерихи о Культуре” – плановая работа автора в отделе Культуроведения Института Востоковедения РАН СССР. В 1993 г. этот научно-популярный очерк был одобрен и принят к изданию. Но опубликовать его не успели. Изменились внешние обстоятельства и выход в свет книги был отложен до лучших времен.
Но очерк не утратил актуальности; он не только дает представление о Концепции Духовной Культуры, разработанной Н.К. и Е.И. Рерихами на основе космизма Учения Живой Этики, или Агни Йоги, но знакомит читателя и с общими основами этого знания. И здесь особенно ценно для понимания и для души “Приложение”, составленное из высказываний Н.К.Рериха о Культуре. Очерк по праву открывает сборник, ибо адресован прежде всего людям, которые, интересуясь проблемами культуры, вообще не знают ни об Учении Живой Этики, ни о деятельности Н.К. и Е.И. Рерихов.
Статьи сборника, как правило, основаны на материале докладов на Рериховских чтениях в Институте Востоковедения РАН, в которых мне посчастливилось участвовать с 1989 по 2004 год.
Статьи II и III разделов – разноплановые по своему содержанию. Наряду со статьями на общие темы Учения, доступными каждому, представлены статьи по специальным вопросам, включая и несколько более сложные по тематике. Но читателям, интересующимся Учением, желательно читать все статьи, а более сложные – используя, по возможности, источники – неоднократно, и понимание придет. Почти в каждой статье приходится возвращаться к основам этого знания, так как мы все, его почитатели, находимся еще на довольно ранней стадии их осознания. Но все эти статьи непременно содержат новый материал. А потому, даже при рассмотрении одних и тех же вопросов, повторов, в действительности, нет.
Хотелось бы добавить вот о чем… Мы уже знаем, что вся наша эволюция – в сознании и что ее конечной целью является достижение человеком духовного совершенства. Что процесс эволюции сознания человека происходит при росте многообразия форм и степеней выражения состояния его духовности. Что многообразие это чрезвычайно велико, поскольку все очень индивидуально, так как у каждого свой путь продвижения духа, отражающий характер кармических накоплений его прошлых воплощений. А потому, памятуя о законе соизмеримости сознания, надо все же стараться не упускать из вида и индивидуальные выражения духа человека. Следуя этому, статья настоящего сборника “О Великом Владыке Майтрейе” сохранена в том же виде, в котором она складывалась при ее написании.
При подготовке к изданию текст сборника был мною проверен, восстановлены названия некоторых статей, а также внесены необходимые уточнения и поправки.
Многое, очень многое дано ныне человеку для пробуждения духа, ибо, по Учению, во время великих тягот конца “Черного Века”, расширяя свое сознание и устремляясь к Высшему, он имеет счастливую возможность ускорить восхождение духа. Напомним читателю и наставление Учения о необходимости все синтезировать. То есть, полезно не только размышлять о прочитанном материале, но именно синтезировать в сознании его основные идеи, прочувствуя, по возможности, их сердцем. Такого рода усилия несомненно будут способствовать постижению этого единого знания.
Пользуюсь также случаем в этом кратком вступлении выразить благодарность моей дочери – Елене Михайловне Егоровой. Это благодаря ее инициативе и усилиям мы преодолели все трудности по изданию этого труда. Ведь так важно, чтобы единое Учение Жизни пробудило как можно больше сердец. Надеюсь, что содержание сборника будет способствовать этому.
Маргарита Николаевна ЕГОРОВА
Москва, февраль 2007
РАЗДЕЛ I
РЕРИХИ О КУЛЬТУРЕ
“Дума о Культуре есть врата в будущее”.
Николай РЕРИХ. “Врата в будущее”
Глава 1
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ РЕРИХОВ
Предваряя заключение нашего очерка, мы утверждаем, что Рерихи – Николай Константинович и Елена Ивановна – представляют уникальнейшее явление в мировой культуре XX века. Смысл сказанного станет яснее после того, как эта работа будет прочитана. Но хотелось бы, чтобы эта констатация вошла в круг тем к размышлению читателя еще до того момента, когда он закроет последнюю страницу.
Н.К.Рерих обладал ренессансным складом творчества; он был известен не только как великий русский художник, но и как прекрасный, ни на кого не похожий поэт и писатель, а также этнограф, историк, археолог, исследователь-путешественник, философ и общественный деятель мирового масштаба. Очень точно сказал о Н.К.Рерихе близкий свидетель его деятельности Р.Я.Рудзитис[1]: “Интеллигентности его духа присуща истинно универсальная амплитуда. Поле его деятельности и идей изумительно широко и благозвучно. Нас в личности Рериха особенно привлекает то, что он не является просто мыслителем – проповедником или мечтателем, он не провозгласил ни одной идеи, которую невозможно было бы реализовать и для осуществления которой он уже не клал бы первые непоколебимые основы. Он создал множество мощных начинаний, культурных учреждений и единений, которые своим монументальным строением заставляют нас вспоминать великих исторических строителей” [1, п. 06.06.35; выделено в тексте].
Н.К.Рерих оставил огромное художественное наследие – около 7 тысяч картин; написал 27 книг, многие из них переведены на разные языки мира.
Елена Ивановна Рерих, урожденная Шапошникова, правнучка фельдмаршала Кутузова, – была величайшей духовной подвижницей нашего времени. Будущие поколения, прежде всего в России, смогут по достоинству оценить ее роль в духовно-нравственном возрождении всех тех, кто устремился к Свету и к истинному творчеству. Единомышленниками и достойными помощниками своих родителей были и их сыновья.
Старший сын – Юрий Николаевич Рерих – выдающийся востоковед, тибетолог и монголовед (1902-1960). Вернувшись на родину в 1957 г., он посвятил себя работе по восстановлению классического востоковедения в нашей стране и основанию советской тибетологии. По свидетельству его учеников и почитателей, он был не только крупнейшим тибетологом, но и духовной опорой всех тех, кто имел счастье соприкасаться с ним в последние годы его жизни.
Его младший брат – Святослав Николаевич Рерих (1904-1993) – известный художник, философ и созидатель самых широких культурных начинаний (г. Бангалор, Индия) – продолжал дело своих родителей. С ним были связаны рериховские общества всего мира. Его неизменная помощь была особенно важна для рериховского движения в России; она являлась вдохновляющим и связующим началом и для всех рериховских организаций в республиках бывшего Союза.
Жизнь Рерихов, исполненная высочайшими устремлениями и самоотверженными трудами на благо человечества, необычайна и прекрасна. Реальность событий их жизненного пути увлекательнее любых самых красочных легенд. Заинтересованному читателю мы советуем ознакомиться с трудами самих Рерихов и с литературой об их жизни и творчестве. Мы же обратимся к вопросам мировоззрения Н.К. и Е.И. Рерихов. Ибо для того, чтобы лучше понять концепцию культуры в их видении, надо иметь представление о духовных и философских истоках их мироощущения. Ведь уже в 20-х годах прошлого столетия Рерихи были основателями своеобразного культурно-просветительского движения, идейно-духовным ядром которого стало Учение Живой Этики[2]. С 1980-х годов это движение снова утверждалось как мировое явление. Оно охватило многие страны мира, имея своих приверженцев в США, Бельгии, Канаде, Голландии, Швейцарии, Франции, Дании, Германии, Болгарии, Италии, Югославии, Мексике, Австралии, Японии и в других странах. В России – в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Новосибирске, Барнауле, а также во многих других городах сегодня действуют культурные центры, общества, ассоциации и клубы, просветительская работа которых проходит под знаком идеи Рерихов.
Мы говорим “об идеях”, “о взглядах”, “о мировоззрении”, “о культуре” Рерихов, как если бы речь шла об одном человеке. Да простится нам это вольное допущение! Ведь Николай Константинович и Елена Ивановна были, прежде всего, яркими индивидуальностями, с высоким синтезом духовности.
Е.И.Рерих обладала утонченной музыкальной натурой (она была высокоодаренной пианисткой!), но все силы души отдавала самоотверженному труду по передаче людям мудрости Учения Майтрейи. Она глубоко изучала философию Востока, вела обширную переписку с сотрудниками рериховских обществ, направляя их деятельность, и, по сути, выступала духовным Гуру всех тех, кто устремлялся к постижению Учения. Е.И. и Н.К. были единомышленниками, “творчески использовавшими каждую минуту своей жизни” [2]. Они несли в себе “всю цельность, весь многогранник жизни, всю несломимую дисциплину, широту понимания и геройство самоотречения” [3, с. 57].
Изучая их труды и эпистолярное наследие, мы нигде не встречали разночтений по существу вопросов. Более того, при изучении творческого наследия Николая Константиновича или Елены Ивановны полезно и нужно ознакомиться со взглядами обоих. Ибо, благодаря глубине проникновения каждого из них в суть предмета, богатству и силе воображения, а также индивидуальной, эмоционально-эстетической манере выражения, вы получаете более объемное понимание любого явления, о котором идет речь. Это был, поистине, “тот единый великий поток устремлений, который восполнял друг друга” [4].
Мы выделим лишь основные черты мировоззрения Рерихов, характерные для всей их сознательной жизни. Главной чертой их мироощущения было устремление к познанию Истины, к познанию одухотворенного Космоса. Это стремление, в сочетании с необычайным жизненным единством их творческих замыслов и действий было их подлинным “мотто”, превратившим жизнь обоих в великий подвиг служения человечеству[3]. Как и многие русские мыслители, Рерихи обладали “острым чувством единства человечества”. Отсюда и естественное их желание постигнуть древнюю мудрость Востока, раскрыть ее миру, предоставить ей законное место в сокровищнице мировой культуры. В сущности, это желание выражало идею особенно им близкую, а именно – идею синтеза восточной и западной культур. Ибо Рерихи выступали не столько посланцами мудрости Востока на Западе, сколько носителями и вдохновенными проповедниками синтеза обеих культур. Такой синтез был, по их мысли, естественной и органичной стадией в истории человечества. В высочайших культурных достижениях народов Востока и Запада они видели единый подвиг человеческого гения. Эти черты их мироощущения определяли глобальность их взглядов на мир. Они выражали заботу об интересах всего человечества и трудились на благо всего человечества.
Укрепление связей России и Индии было в их глазах основой будущего духовного обновления мира; столь же близкой была им и идея особой роли России в этом обновлении.
Центральной же темой, которая выражала их мировоззрение, вбирая все эти вопросы, которая наполняла все их творчество, была тема Духовной Культуры, тема культурного просвещения и возрождения духа всего человечества. Под этими высокими знаками развертывалась их работа в России, Америке и Индии, самоотверженные изыскания в годы Центрально-азиатской и Маньчжурской экспедиций, в Институте Гималайских исследований “Урусвати” в Кулу (Индия).
Международное признание получили Пакт Культуры, или Пакт Рериха, о защите культурных ценностей во время войны, деятельность международного Центра Пакта Рериха в Брюгге (Бельгия), Всемирной Лиги Культуры, Американо-русской культурной ассоциации во второй мировой войне, движение “Мир через Культуру”.
Широкое внимание привлекали их новаторские культурные начинания в Америке – Институт объединенных искусств, Нью-Йоркский музей имени Рериха, Международный центр “Венец Мира”.
В преддверии второй мировой войны вся деятельность Рерихов была устремлена к сохранению мира; в годы войны с фашизмом все их усилия были направлены на помощь обороне Родины.
Надо сказать, что все члены семьи обладали особыми дарованиями, и, прежде всего, Николай Константинович и Елена Ивановна. Она была “ведущей” в этой семье. Напомним, что мы пользуемся лишь фактами, удостоверенными самими Рерихами. Установление с 1920 года постоянных контактов с великим Учителем – Владыкой Гималайского Ашрама, или Братства Света, – Братства Совершенных Людей – было величайшим событием в их жизни. (Представления об этом сокровенном духовном центре под названием Шамбала особенно популярны среди буддистов Тибета.) С этого времени и на протяжении более чем двух десятилетий полученные ими тексты Учения (как “живой пример передачи мысли на расстояние”!) давались человечеству. Как сказано в Учении, такое “оповещение” на смене планетных циклов существования было неизбежным. В 1920-1930-е годы рериховскими обществами и культурными центрами в Нью-Йорке, Риге и Париже была опубликована серия книг Учения Живой Этики[4]. Одновременно в Берлине и Нью-Йорке выходили в свет литературно-публицистические и поэтические произведения Н.К.Рериха, а также труды Е.И.Рерих, главным образом, под различными псевдонимами.
В напряженные и тревожные десятилетия предвоенных лет Рерихи относились к происходящим событиям через призму “Живой Этики”. Они осознавали неотложность своих усилий. Для них был очевиден внутренний драматизм планетарной ситуации; он определялся вступлением нашей планеты на порог нового цикла эволюции, связанного с приближением к Земле высочайших энергий Космоса.
“Люди не отдают себе отчета, что основа великих событий – в перемене пространственных лучей, в сближении миров, в обновлении сознания, которое дает новое отношение к жизни” [1, т.2, с.80, 1935г.].
“Когда указывается Новая Эра Огня, значит, нужно овладеть этой стихией. Иначе говоря, следует принять в осознание жизненность Огня.
…Там, где все осталось по-старому, там не ищите новых всходов. Где старое, там Новый Огонь будет палить, и жизнь не получит нового благословения” [5, §341].
“Когда напряжение сил тьмы достигнет своего предела, тогда силы Света утвердят свою мощь. Так нужно готовиться к принятию великого напряжения. Свет побеждает Тьму” [6, ч. 3, §258].
Во всех основных вероучениях мира этот период предуказан, хотя может носить различные наименования. В христианстве это свидетельство св. апостола Иоанна Богослова (Апокалипсис); в некоторых учениях Азии – Армагеддон. Под тем или другим названием имеется в виду, по сути, одно и то же явление – последняя, решающая битва с тьмой на Земле и в Космосе, победа сил Света и обновление мира, или наступление Новой Эпохи, существования человечества.
В наступление Светлой Эры Рерихи верили беззаветно. И естественно, что все их творчество и вся их многообразная деятельность были направлены к тому, чтобы помочь всем людям (и, конечно, своим соотечественникам, ибо Учение, прежде всего, давалось для России) осознать смысл наступившего времени в измерениях, близких и понятных современному мышлению.
ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ
Надо сказать, что космизм Учения, масштабность, многоаспектность и глубина этого синтеза Знания, “уходящего в бесконечность”, раскрываются, по мере его постижения, каждым индивидуально. Здесь мы перечислим лишь несколько его основных положений; далее, по мере изложения темы, выделим и некоторые другие аспекты.
Итак, Учение Живой Этики утверждает вечность и беспредельность Вселенной, которая не имеет ни начала, ни конца. Эволюция Вселенной представляет непрерывное движение к совершенствованию. На этом пути составляющие ее структуры и элементы могут “терпеть неудачу”, разрушаться, гибнуть, но затем снова и снова начинать свое становление.
Учение признает периодичность, или цикличность, бытия Вселенной, Земли, других планет, человека и всего сущего. Цикличность эволюции человечества понимается не как “чередование иллюзий”, в чем иногда упрекают всех сторонников этого тезиса, и не как повторяемость “кругообращения в мире постоянно пребывающем”, но как спираль его восхождения “в велении Космоса”. Вселенная, по Учению, и есть Природа во всей ее видимости и незримости; весь мир предстает наполненным жизнью, целесообразно-смысловым началом. Она имеет свои циклы деятельности и отдыха, поэтично названные индусами “Днями и Ночами Брамы”.
Когда же последователи “Живой Этики”, как и теософы, и ведантисты, говорят о Божественном, о Едином Начале – Основе Бытия, они имеют в виду “Божественный принцип, неизреченный и вечно постигаемый” – как форму существования всего сущего. Его же определяют и как “Единый Вселенский Закон всякого существования”, и как “Единую Всемирную Жизнь”, как всепроникающую, вездесущую и всемогущую, а также равно всезнающую, творческую потенциальность; это Огонь и его Свет (или тот же Божественный Дух), проникающий все и вся. Он находится в каждом атоме и видимого, и не постигаемого человеком Космоса, “внутри, поверх и вокруг каждого невидимого атома и делимой молекулы”. Этот Божественный принцип, или Закон, “именуется также Абсолютом, как содержащий в себе ВСЕ”, все сущее и не сущее, как Абсолютное Все, о котором никакие рассуждения невозможны.
Частица этой Всемирной жизни, или творческой всеведающей потенциальности, эта Божественная искра находится и в сердце человека. Раскрыть ее в себе и слиться в своем сознании с нею, то есть – с Божественным Огнем, своим Прародителем – значит исполнить свое истинное назначение в миропорядке Вселенной. На протяжении нашего планетного цикла существования путь этой Божественной искры проходит через каждую начальную форму проявленного мира, “подымаясь через все степени разума”: от минерала и растения до высшего Архангела или Дхиана Будды – Богочеловека или Совершенного человека, восхождение которого также беспредельно.
“Истинно, Божественная Сила нисходит на Землю и божественно в духе человеческом устремляется ввысь. Это Божественное Общение есть явление союза Миров, союза Духа, союза Кармического. Много общений можно проследить на плане земном.
Много Божественных Искр рассыпано, но есть Божественное Общение, которое вечно. Источник Общения Вечного – дух и действия, связанные мощным явленным законом Космическим” [6,ч.3, §63].
Два космических закона – причинно-следственный, или закон Кармы, и закон перевоплощений, суть которых, при достижении стадии человеческой жизни, в личных усилиях самого человека, – определяют успех или неуспешность прохождения божественного начала каждого в ритме с общей эволюцией Космоса.
Обращаясь к характеристике причинно-следственного закона, мы приведем несколько ярких высказываний, раскрывающих принципы его действия.
Касаясь изложения закона Кармы в Упанишадах, С.Радхакришнан, один из крупнейших индийских философов XX века, писал: “Закон Кармы – это закон сохранения моральной энергии. Характер закона и порядка раскрыт в «Рите»[5] Ригведы. Согласно принципу Кармы, нет ничего неизвестного или случайного в моральном мире. Мы пожинаем то, что сеем. Хорошие семена приносят хороший урожай, плохие – плохой. Каждый незначительный поступок имеет свое влияние на характер… Мы не можем задерживать процесса моральной эволюции так же, как мы не можем остановить ход морского прилива и отлива или движения звезд. Человек становится хорошим не через жертвоприношения, а благодаря своим хорошим делам… Человек – создание воли… Карма, правильно понятая, не расхолаживает моральные усилия, не связывает разум и не сковывает волю”.
“Человек не просто продукт природы. Он могущественнее своей Кармы… Закон Кармы, управляющий низшей природой человека, не имеет никакого отношения к его духовному началу… Для того, чтобы человек был свободным, его поступки должны быть выражением не просто силы привычки или воздействия внешних обстоятельств, а свободы внутренней души его” [7, т. 1, с. 204-205].
“Но, – как подтверждает Е.И.Рерих в одном из писем, – пока человек не поймет всего величия своего происхождения, что он есть бессмертная частица Божественного Я, вечно меняющая свои формы, и не осознает ответственности своей, и что нет никого, кто бы мог простить ему его грехи и воздать по заслугам и что лишь сам он есть создатель причин и следствий, сеятель и жнец всего сотворенного им, до тех пор человек будет породителем и насадителем того безумия преступности и развращенности, которое грозит планете нашей страшной гибелью” [1, т. 1, с. 281; п. 12.09.34; выделено в тексте].
Закон перевоплощения[6] утверждает непрерывность жизни. Физическая смерть человека не означает его уход в небытие; умирает и разлагается лишь его физическое тело. Истинный же или “внутренний человек”[7] после “отдыха” в трансцендентальных мирах, вновь и вновь рождается на Земле. Здесь он очищает свою душу и извлекает уроки в своем продвижении к Высшему. Здесь он должен стремиться к совершенствованию своего сознания, к тому, чтобы каждый его новый земной облик был прекраснее предыдущего. Цель, величайший подвиг земных жизней, духовное слияние с божественным – преображение в Творца Огненного – Богочеловека.
Ясно поэтому, какое огромное значение придавали Рерихи знанию космических законов эволюции и места в ней каждого человека. Главная цель Учения Живой Этики, собственно, и состоит в том, чтобы дать это знание современному человеку, помочь его совершенствованию, а в сущности, его спасению на стыке эпох.
Следует добавить также, что вся система этой древней мировой космологии исходит из непривычного для материалистического мышления содержания таких терминов, как “Материя”, “атом”, “сознание” и т. п. Здесь важно понять, что в основе материи, как и всего проявленного сущего, находится то самое Единое Начало, или тот самый Единый Всемирный Элемент: Дух-Материя. Ибо в этом знании Дух и Материя – неделимы, одно без другого – ничто.
“Космическая субстанция, Дух-Материя, простирающаяся в Беспредельности, есть Божественная Основа или Потенциал всего Сущего, и в своих бесконечных проявлениях, дифференциациях и сменах форм она стремится к беспредельному совершенствованию и самосознанию в них, в этих формах” [1, т. 1, с. 335; п. 16.01.35].
“Вся Вселенная, все Бытие имеет существование лишь благодаря этому жизнедательному Началу. Именно совершенство и вечность Божественного Начала в его потенциале является залогом того, что и человек, носитель его, может вечно совершенствоваться” [1, т. 2, с. 277; п. 19.06.37].
Мы можем констатировать также, что “Живая Этика” открыта любому духовно устремленному человеку, все дело в степени ее осознания. Причем восприятие Учения может быть различным – через призму устремлений, наиболее близких каждому. Для одних это, главным образом, “Единая Истина” древней мудрости; она вмещает заповеди великих Учителей человечества: Кришны (“Бхагавадгита”), Будды, Иисуса Христа, Майтрейи, наставления Зороастра и Лао-цзы, Конфуция и Платона, Мухаммада и св. Франциска, преподобного Сергия Радонежского, Рамакришны и Вивекананды… Ибо, как утверждает Учение, этика всех величайших духовных Учителей, выражая вечные истины, едина.
Для людей, устремленных к научному познанию, Учение предстает и как введение в науку будущего или, как сказано в книге “Община”, как “научный космический метод”, раскрывающий законы эволюции человечества в масштабах космического величия. Со временем эти законы должны быть переведены на язык научных парадигм. В текстах Учения понятия макрокосмоса (нашей вселенной) и микрокосмоса (человека) обретают очевидную и закономерную взаимосвязь. В таком видении Мир оказывается необъятной иерархической энергосистемой со своими взаимозависимыми структурами и центрами, осуществляющими каждый свое назначение в бесконечном стадийном процессе эволюции. В этом мире немаловажное место отведено человеку, который также может рассматриваться как энергосистема, неразрывно связанная с пульсацией энергий Мироздания[8].
Но какова бы ни была направленность устремлений каждого, подходящего к Учению, от него ожидается “самое серьезное, самое углубленное отношение ко всем жизненным вопросам, при постепенном осознании своей полной ответственности «не только за каждое действие, но и за каждую мысль»”.
“Живая этика, выдвигая, прежде всего, нравственные устои, требует и полного осознания ответственности, исполнения долга и всех принятых на себе обязательств и честности во всем и ко всем. Каждая ложь, каждый обман, каждое лицемерие сурово осуждается. Человек, вступивший на путь Учения Живой Этики, должен отдавать себе отчет во всех своих поступках и должен знать, что нарушение им нравственных основ повлечет за собою усугубленные для него последствия, ибо он не может уже сказать, что он поступал в неведении” [1, т. 2, с. 423].
Сторонники этого Учения не занимаются миссионерством; они знают, что, по законам Космоса, с пробуждением духа сердце каждого человека подсказывает наиболее близкий ему путь духовного совершенствования.
Учение, как неоднократно указывается в его книгах, обращено в будущее; оно дано как “Узловое Учение”, как своеобразный камертон для духовного и психологического настроя и преображения сознания людей Нового мира.
“Духовная культура строится нами и вами”, – было сказано Рерихам их Учителем в июне 1921 года. Эти слова полностью отвечали внутренним устремлениям Рерихов. В поднятом ими “Знамени Мира, Культуры и Красоты” они видели “заложение новой ступени сознания человечества” для Нового Мира – века справедливости и правды на Земле. Служению этой цели они посвятили свои жизни.
Источник: http://svitk.ru/004_book_book/14b/3096_egorova-o_sokrovennih_istinah_uheniya_jizni.php
*
Скачать книгу бесплатно: https://piratebooks.ru/threads/o-sokrovennih-istinah-ucheniya-zhizni.139610/
*
Поклон! Ом.
(синий гималайский мак)