Философия права
ISBN 5-244-00384-4
«Философия права» Гегеля — одно из выдающихся произведений во всей истории социальной и политико-правовой мысли. Оно является итогом систематически разработанного Гегелем философского учения о личности, обществе, государстве, праве и морали. В настоящее издание включен ряд новых материалов, относящихся к гегелевской «Философии права» и ранее не публиковавшихся на русском языке.
«Философия права» Гегеля (1770—1831) — одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической и социальной мысли. Она заметно выделяется даже в историческом ряду таких классических трудов по политической и правовой философии, как «Государство» и «Законы» Платона, «Политика» Аристотеля, «О государстве» и «О законах» Цицерона, «Государь»Макиавелли, «Левиафан» Гоббса, «Политический трактат» Спинозы, «О духе законов» Монтескье, «Об общественном договоре» Руссо, «Метафизические начала учения о праве» Канта, «Основы естественного права» Фихте и т. д. Последующая — вплоть до современности — историческая судьба этого гегелевского произведения убедительно продемонстрировала его непреходящее значение.
«Философия права» представляет собой синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля на протяжении ряда десятилетий.
Вопросы общества, политики, государства, права, законодательства постоянно привлекали внимание Гегеля. Уже в студенческие годы (1788—1793) он занят творческим освоением и осмыслением достижений предшествующей политической и правовой философии (и прежде всего взглядов Платона, Аристотеля, Руссо, Канта, представителей французского и немецкого Просвещения), итогов всемирной политической истории (истории и значения античного полиса, связей христианства и государства, идей и результатов французской революции и т. д.) Это нашло отражение в таких его ранних работах, как «Народная религия и христианство» (1792—1795), «Позитивность христианской религии» (1795—1796), письма к Шеллингу (Бернский период), «Первая программа системы немецкого идеализма» (1796), «О внутренних отношениях в Вюртемберге» (1798) и др.//https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nemeckaja_klassicheskaja/gegel_filosofija_prava/12-1-0-43
ТЕКСТ: Gegel_G_V_F_-_Filosofia_prava_Filosofskoe_nasledie_t_113_-_1990
****************************************************************************************************
ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27 августа 1770, Штутгарт – 14 ноября 1831, Берлин) – немецкий философ, создатель учения, построенного на принципах «абсолютного идеализма», диалектики, системности, историзма.
ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СОЧИНЕНИЯ. Родился в семье чиновника финансового ведомства; учился в гимназии Штутгарта, затем в Тюбингенском теологическом институте (1788–93), где его соучениками и друзьями были Шеллинг и Гёльдерлин. Был домашним учителем в Берне (1793–96), во Франкфурте-на-Майне (1797–1800). Тогда же испытал наибольшее увлечение философией Канта, Платона, Спинозы. К этому времени относятся первые (неоконченные) сочинения Гегеля, опубликованные Г.Нолем в 1907: «Народная религия и христианство» (Volksreligion und Christentum, 1792–95); «Позитивность христианской религии» (Die Positivität der christlichen Religion, писалось в 1795–96, дорабатывалось, вероятно, до 1800). Гегель резко критикует здесь «систему» институтов и догматических религиозных установлений, навязываемых индивиду извне, подавляющих его свободу, мысли, устремления и означающих «непризнание любой способности человеческого духа, особенно же первейшей среди них – разума» (Работы разных лет. М., 1970, т. 1, с. 174). В центре исследования – поиски «позитивной», «народной» религии, религии сердца, целью которой является не власть в обществе, а нравственное, духовное обновление личности. До сих пор спорят, кто именно (Гегель, Шеллинг, Гёльдерлин) был автором наброска «Первая программа системы немецкого идеализма» (1796), но участие Гегеля в работе несомненно. Во Франкфурте в 1798 написано сочинение «О новейших внутренних отношениях Вюртемберга, в особенности об устройстве магистрата» с острой критикой отживших политических порядков тогдашней Германии (работа по совету друзей не была опубликована). Незавершенной осталась и другая работа философа – «Конституция Германии» (опубликована посмертно). В 1799 Гегель закончил трактат «Дух христианства и его судьба» (Der Geist des Christentums und sein Schicksal). В это время он занимается политической экономией (конспект и комментарий к книге английского экономиста Стюарта «Исследование основ политической экономии»). Социально-критическая направленность произведений молодого Гегеля неразрывно связана с происходившими в его эпоху глубинными преобразованиями отживших социальных порядков, всего мира ценностей, идеалов, институтов, наиболее ярко проявившихся во Французской революции 1789–93. Под влиянием этого главной ценностью, на которой Гегель стал основывать свою философию, стал идеал свободы.
Йенский период жизни и творчества Гегеля (1801–06) отмечен:
преподаванием в Йенском университете, сначала под руководством Шеллинга; чтением курсов по логике, метафизике, натурфилософии, естественному праву, истории философии, а потом по «чистой математике», арифметике, геометрии;
исследованиями философских систем непосредственных предшественников и современников («Различие между философскими системами Фихте и Шеллинга» – Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie, 1801– вместе с разбором идей К.Рейнгольда);
попытками разработать собственную философскую систему и прежде всего поисками ее основания. Эти поиски нашли отражение в следующих работах: «Вера и знание, или Рефлективная философия, взятая в полноте ее форм – в качестве философии Канта, Якоби и Фихте» (Glauben und Wissen, oder die Reflexionsphilosophie der Subjektivität, in der Vollständigkeit ihrer Formen, als Kantische, Jacobische und Fichtesche Philosophie, опубликована в 1802 в «Критическом журнале философии», который Гегель издавал совместно с Шеллингом); «Система нравственности» (System der Sittlichkeit, 1803) – вместе с опубликованной статьей о естественном праве; «Йенская реальная философия» (Jenaer Realphilosophie, 1805–06).
Основные идеи этих сочинений: 1) философия строится как система, причем философия государства и права вписана в структуры «объективного духа»; 2) первые системные разработки Гегеля ориентированы на тематику философских проблем политики, права, государства, собственности, договора, преступления и наказания и т.д.; 3) движение этих категорий «реальной философии» тесно связано с диалектикой таких понятий, как дух, сознание, нравственность и т.п.; 4) наибольший интерес раннего Гегеля вызывают процессы, которые происходят в сознании взаимодействующих индивидов и имеют своим результатом не только их «овнешнение» в материальных продуктах труда, но и объективирование в виде идеальных, духовных форм (напр., признание индивидами друг друга как процесс, происходящий «между» самосознаниями, имеет своим результатом институционализацию собственности, моральные и юридические установления); 5) в «Системе нравственности» системообразующим началом является «подведение» (Subsumtion) под понятие.
В Йене Гегель занимается также логико-философскими (логико-метафизическими) исследованиями (фрагмент наброска к задуманной им в 1801–02 книге «Логика и метафизика» опубликован в Гамбургском собр. соч., т. 5, вместе с другими рукописями Гегеля, найденными в 1975; логические аспекты в рукописях, известных под названием «Логика, метафизика, натурфилософия» и датируемых по X.Киммерле, 1804–05). Логика трактовалась Гегелем в 1801–05 то как отделенное от метафизики введение в спекулятивное знание, то как составная часть метафизики, то как осмысление антиномии рефлексивных определений, приводимых в единство через созерцание (влияние Шеллинга). Т.о. Гегель испытывал и реальную философию, и логику в качестве возможного основания искомой философской системы. Видимо, не удовлетворенный этими попытками, он пришел затем к выводу – основополагающей частью системы должна стать новая философская дисциплина, феноменология, разработке которой посвящено итоговое сочинение йенского периода – «Феноменология духа» (1807); Гегель дописывал его уже находясь в Бамберге, куда он последовал, спасаясь от наполеоновского нашествия и где он ненадолго стал редактором «Бамбергской газеты» (март 1807– ноябрь 1808). Нюрнбергский период (1808–16) – один из самых продуктивных этапов творчества Гегеля. В Нюрнберге он – директор гимназии (известны его «Гимназические речи», учебное пособие по философии – «Философская пропедевтика»). Самое значительное произведение этого периода – «Наука логики» (ч. 1–3, соответственно 1812, 1813, 1816), которой Гегель теперь прочно отводит роль первой, основополагающей части системы. Логика при этом понималась и разрабатывалась не как формальная, а как содержательная, одновременно онтологическая и гносеологическая дисциплина, выполняющая также теологическую функцию «изображения Бога в его вечной сущности»; в орбиту логических исследований была широко вовлечена история философии. В 1816–18 Гегель – профессор в Гейдельберге, где в 1817 опубликовал «Энциклопедию философских наук», содержащую абрис всей его философской системы, которая включала логику как ее основание, а также философию природы и философию духа. С 1818 до конца жизни Гегель был профессором Берлинского университета. Главные сочинения берлинского периода: «Философия права» (Grundlinien der Philosophie des Rechts, 1821; публикация в 1833 – с дополнениями, под редакцией Э.Ганса); 2-е и 3-е, расширенные издания «Энциклопедии» (1827; 1830). Последнее опубликованное им сочинение – «Английский билль о реформе 1831».
СИСТЕМА И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ. Зрелая философская система Гегеля – это «многоэтажное» здание, выстроенное на фундаменте «Науки логики» (сохраняющее при этом пропедевтическое значение «Феноменологии духа»). Наука логики представлена в двух вариантах: т.н. «Большая логика», 1812–16 и 1-я часть «Энциклопедии философских наук», т.н. «Малая логика». Т.н. «реальная философия» делится на «философию природы» и «философию духа». Разделы философии природы – механика, физика, органическая физика. Философия духа – разветвленный системный отдел философии – делится на субъективный дух (с подразделами: антропология, феноменология, психология), объективный дух (разделяемый на право, моральность, нравственность) и абсолютный дух (разделы: искусство, религия, философия). Обе эти части реальной философии представлены прежде всего в «Энциклопедии», а относящееся к объективному духу учение о праве также в «Философии права». Система Гегеля в целом неотделима и от вторичных источников, каковыми являются его многочисленные Лекции, составленные преимущественно на основе записей его учеников и слушателей. При этом если лекции по логике, метафизике, философии духа, философии права как бы дополняют его основные сочинения, то в отношении эстетики, философии религии, философии истории, истории философии Гегеля именно Лекции приходится использовать как основной материал.
Главное в гегелевских Лекциях:
по философии истории – «одухотворение» исторического процесса, превращение его в «отголосок» «шествия» абсолютного духа, а индивидов, действующих на арене истории, в орудие мирового духа; акцентирование внимания на деятельности «всемирно-исторических индивидов», через личные цели и деяния которых проявляется историческая необходимость; критика субъективистских, романтических и т.п. представлений об истории; деление мировой истории на четыре периода – восточный мир (Китай, Индия, Египет), греческий мир, римский мир, германский мир; понимание истории как прогресса в осознании и достижении индивидами все большей свободы;
по эстетике: выявление соотношения между формой искусства (она основывается на чувственных образах) и его содержанием (каковым является идея, которая, в отличие от логической идеи, претворена в действительность); осмысление эстетического идеала; дифференциация форм искусства (ступеней реализации идеала) соответственно отношению формы и содержания: 1) символическое искусство (на примере искусства Востока) с весьма слабым участием идеи; из видов искусства сюда больше всего тяготеет архитектура; 2) классическое искусство (античность) с гармоническим единством формы и содержания; наиболее полное его воплощение – скульптура; 3) романтическое искусство (Средневековье и Новое время) с растущим перевесом идеи над внешней формой; наилучшее его выражение – в живописи, музыке, поэзии;
по философии религии (ее начало – анализ «верующего сознания» и его связей с «абсолютным знанием» в «Феноменологии духа» и «Философии духа», но наиболее полное воплощение – в Лекциях по философии религии): разделение на естественную, определенную и религию Откровения, или абсолютную религию;
по истории философии: изображение истории философии как закономерного процесса движения мысли от абстрактного к конкретному, каждой ступени – как «момента» в историческом приближении к абсолютной истине; понимание исторического развития философии как строго соответствующего логическому строю философии и ее системному развертыванию; попытка дать широкую панораму истории философии древности, Средневековья, Нового времени – вплоть до новейших для гегелевской эпохи идей и учений.
Главные принципы, или основополагающие идеи философии Гегеля: абсолютный идеализм в форме логицизма; системность; научность; историзм; диалектика; теологический характер. Более специфические принципы: тождество бытия и мышления; восхождение от абстрактного к конкретному; «двойной принцип» (разумность действительного и действительность разумного). Первый принцип всего полнее реализуется в построении целостной системы, подчиненной единому «ритму» понятия; категориальный каркас подробно обрисован в логике – первой части системы. Превращение логики в основание системы, а также – в качестве всеобщей логики понятий, переходов от одной стадии логического мышления к другой – в систематизирующую модель (в метафизическом плане закрепляется как первенство логической идеи перед «идеей природы» и «реального духа») есть воплощение логицизма, в рамках которого Гегель утверждает исходное первенство мышления, прежде всего мышления в понятиях. Путь понятия мыслится как многоступенчатое восхождение от первых, еще абстрактных его определений ко все большей конкретности (бытие – сущность – понятие в собственном смысле).
Вторая часть системы Гегеля – философия природы, которая строится на следующих основных принципах (по А.П.Огурцову): 1) «единство теоретического и практического отношения к природе, реализующееся в единстве объективного и субъективного, физических стихий и чувств человека»; 2) требование рассматривать природу в ее целостности; 3) синтетический (а не чисто аналитический, как в естествознании) подход; 4) качественный характер сфер, или ступеней природы; 5) антиредукционизм (критика механистического, количественного, химического редукционизма); 6) подход к органической целостности как развивающейся; 7) рассмотрение природы под углом зрения ее индивидуализации; 8) трактовка природы как одного из способов самопроявления («отражения») духа» (Огурцов А.П. «Философия природы» Гегеля и ее место в истории философии науки. – В кн.: Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 2. Философия природы. М., 1975, с. 601, 602, 603).
Третья часть системы Гегеля – философия духа – имеет в своей основе понятие абсолютного духа как «окончательной истины» и завершения всех других понятий и разделов духа – «природы» (трактуемой как инобытие духа), «конечного духа», логической идеи. Здесь проявляется абсолютный идеализм Гегеля.
В философии духа имеет место богатая дифференциация духовных форм и структур, учитывающая то, где и как дух обретает реальное существование: субъективный дух – в человеческом индивидууме, объективный дух – в «объективных формах» права и морали, (здесь дана разветвленная социальная философия Гегеля), абсолютный дух – в формах культуры: искусства, религии, философии (в частности, здесь в едином системном комплексе даются эстетика, философия религии, философское осмысление самой философии и ее истории). Такие аспекты духа, как сознание, самосознание, чувственное познание, рассудок, разум, мышление, понятие, идея, приобретают в изображении Гегеля богатую разветвленность и диалектическую взаимосвязь. Разум, мышление, толкуются: 1) согласно принципам идеалистического субстанциализма, или логицистского, сверхрационалистического идеализма; 2) как способные к саморазвитию и самоосуществлению; мир в целом считается «осуществлением божественного разума» (Соч., т. III. M., 1956, с. 95); 3) как такие стороны воплощения духа, которые способны достигать апогея своего развития, – это «знающий себя разум, абсолютно всеобщее» (там же, с. 365). С этим связана и знаменитая формула Гегеля (ее называют также «двойным принципом»): «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно» (Соч., т. VII. Философия права. М.–Л., 1934, с. 15). В недавно найденном варианте записей лекций Гегеля по философии права 1819/20 эта формула звучит так: «Что разумно, станет действительным, и что действительно, станет разумным» – Hegel G.W.F.Philosophie des Rechts. Die Vorlesung von 1819/20 in einer Nachschrift, hrsg. von D.Henrich. Fr./M, 1983, S. 15). Двойной принцип, высказанный Гегелем в контексте социальной философии, означает следующее: познавая законы правовой и нравственной сфер, можно быть уверенным в том, что они претворяются и в наличной действительности: «Вся задача состоит в том, чтобы в видимости временного и преходящего познать имманентное, субстанцию, присутствующее в ней вечное» (Соч., т. VII, с. 15).
Принцип системности в свою очередь связан с принципом историзма, проходящего через все звенья и ступени системы. Так, наука логики, выстраивающая систему диалектических категорий, в сокращенном виде воспроизводит последовательное историческое движение человеческого духа через ступени бытия – сущности – понятия. Соответственно, в истории философии, во множестве ее учений следует видеть одну философию: «мастером» работы тысячелетий является «единый живой дух» (Соч., т. I. М.–Л., 1929, с. 31). Исходный принцип абсолютного идеализма расшифровывается как единство научности, системности, историчности, восхождения от абстрактного к конкретному. «То же самое развитие мышления, которое изображается в истории философии, изображается также и в самой философии, но здесь оно освобождено от исторических внешних обстоятельств, здесь оно дается в стихии чистого мышления. Свободная и истинная мысль конкретна внутри себя и, таким образом, она есть идея, а во всей своей всеобщности она есть именно идея, идея как таковая, или абсолютное. Наука о ней по существу самому система, потому что истинное, как конкретное, есть развертывающееся внутри себя единство, остающееся во всем процессе этого развертывания таковым, т.е. целостность, и лишь посредством различения и определения ее различий может существовать и необходимость, и свобода целого» (там же, с. 32). Диалектика является в философии Гегеля главным теоретико-методологическим принципом; она предстает: 1) как «подлинная, собственная природа» определений рассудка, вещей и конечного вообще; или: диалектическое «является вообще принципом всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности в действительности» (там же, с. 135); все, что нас окружает, может рассматриваться как «образец диалектики» (там же, с. 137), в т.ч., напр., и движение небесных светил (там же, с. 138); 2) как общезначимый способ научного и философского познания, суть которого – преодоление изолированности различных определений, приведение их в отношение друг с другом. «Диалектика есть, следовательно, движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собою принцип, который один вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, равно как в нем же заключается подлинное, а не внешнее возвышение над конечным» (там же). Диалектика Гегеля вбирает в себя достижения диалектики в истории философии (начиная с «изобретателя диалектики» Платона до диалектики Канта, воплощенной в антиномиях разума) и представляет их в виде разветвленного учения о диалектических категориях; 3) как одна из специфических сторон логики: если рассудок схватывает наличные предметы «в их определенных различиях (и фиксирует вещества, силы, виды в их самостоятельности)… то диалектический момент есть снятие такими конечными определениями самих себя и их переход в свою противоположность» (там же, с. 135). Диалектика как момент логики подразумевает как отрицание, так и переход от рассудка и «отрицающего» разума к «положительному», спекулятивному разуму. «Это разумное, хотя оно есть нечто мысленное и притом абстрактное, есть вместе с тем и нечто конкретное, потому что оно есть не простое, формальное единство, а единство различенных определений» (там же, с. 139–140). Разумное мышление «содержит внутри себя противоположности как идеализованные моменты» (там же, с. 142) и в этом смысле Гегель называет разумное «мистическим», т.е. выводящим за пределы доступного рассудочному мышлению.
Теологический принцип философии Гегеля выражается в его убеждении, что если религия может существовать без философии, то «философия не может существовать без религии, а содержит ее внутри себя» (там же, с. 354). Говоря о религиозном чувстве, религии сердца, о религиозности, упорствующей «в своей узкой и потому бездуховной напряженности», о «религии рассудка», в плену которой находится «современная религиозность», Гегель противопоставляет им «религию духа», тесно связанную с философией и в нее перетекающую. При этом «абсолютный идеализм», являющийся основоположением философии Гегеля, «по существу не представляет собой особенности философии, а является, наоборот, основой всякого религиозного сознания, поскольку именно последнее также рассматривает совокупность всего того, что есть, вообще весь существующий мир, как сотворенный и управляемый Богом» (там же, с. 93).
Философия Гегеля оказала громадное влияние на последующее развитие философии в 19–20 вв. (правое и левое гегельянство, марксизм, неогегельянство, неомарксизм) и др.
Собрания сочинений:
1. Werke. Vollständige Ausgabe durch einen Verein von Freunden des Verewigten, Bd 1–19. В., 1832–45;
2. Sämtliche Werke, hrsg. von G.Lasson, Bd 1–15, 18–21, 27–29. Lpz.–Hamb., 1905–1954;
3. Sämtliche Werke. Jubiläumsausgabe, hrsg. von H.Glockner, Bd 1–26. Stuttg., 1927–40; 3 Aufl., Bd 9, 10, 20. Sluttg., 1958;
4. Gesammelte Werke, hrsg. im Auftrag der Rheinisch – Westfallischen Akademie der Wissenschaften, Bd 1. Hamb., 1968 ff.;
5. Vorlesungen. Ausgewählte Nachschriften und Manuskripte. Bd 1–13. Hamb., 1983 ff;
6. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1–14. М.–Л., 1929–1958.
Отдельные издания, переписка, документы, источники:
1. Hegels theologische Jugendschriften, hrsg. von H.Nohl. Tüb., 1907;
2. Briefe von und an Hegel, Bd 1–4, hrsg. v.J. Hoffmeister. Hamb., 1952–60;
3. Dokumente zu Hegels Entwicklung, hrsg. von J.Hoffmeister. Stuttg., 1934;
4. Dokumente zu Hegels Jenaer Dozententätigkeit (1801–1807). Hegels erster Entwurf einer Philosophie des subjektiven Geistes, hrsg. und eingeleitet von J.Hoffmeister. – «Logos», 1931, 20, S. 141–168;
5. Der junge Hegel in Stuttgart. Aufsätze und Tagebuchaufzeichnungen 1785–1788, hrsg. von F.Nicolin. Stuttg., 1970.
Литература:
1. Гайм Р. Гегель и его время. СПб., 1861;
2. Фишер К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение, полутом 1, 2 изд. М.–Л., 1933;
3. полутом 2. СПб., 1903;
4. Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека, т. 1–2. М., 1918;
5. Бакрадзе К.С. Система и метод философии Гегеля. Тб., 1958;
6. Овсянников Μ.Φ. Философия Гегеля. М., 1959;
7. Мотрошилова Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984;
8. Быкова Μ.Φ. Мистерии логики и тайна субъективности. М., 1996;
9. Avineri Sh. Hegels Theorie des modernen Staates. Fr./M., 1976;
10. Baum M. Die Entstehung der Hegeischen Dialektik. Bonn, 1986;
11. Bubner R. Zur Sache der Dialektik. Stuttg., 1980;
12. Dilthey W. Die Jugendgeschichte Hegels. – Idem. Gesammelte Schriften, Bd. 3, 4. Stuttg. – Gott., 1963;
13. Dösing К. Das Problem der Subjektivität in Hegels Logik. Bonn, 1976 (Hegel-Studien, Beiheft 15);
14. Findlay J.N. Hegel. L.–N.Y., 1958;
15. Gadamer H.-G. Hegels Dialektik. Fünf hermeneutische Studien. Tüb., 1971;
16. Glockner H. Hegel, Bd 1. Schwierigkeiten und Voraussetzungen der Hegeischen Philosophie. Stuttg. – Bad Cannstadt, 1965;
17. Haering Th. Hegel. Sein Wollen und sein Werk, 2 Bde. Lpz.–B., 1929–38;
18. Harris H.S. Hegel’s development. – Idem. Toward the sunlight 1770–1801. Oxf., 1972;
19. Haym R. Hegel und seine Zeit. В., 1857;
20. Henrich D. Hegel im Kontext. Fr./M., 1971;
21. Hyppolite J. Études sur Marx et Hegel. P., 1955;
22. Kimmerle H. Zur Chronologie von Hegels Jenaer Schriften. – «Hegel-Studien», 1967, 4, S. 125–176;
23. Idem. Das Problem der Abgeschlossenheit des Denkens. Hegels «System der Philosophie» in den Jahren 1800–1804, Bonn, 1970 («Hegel-Studien», Beiheft 8);
24. Kojève A. Introduction à la lecture de Hegel. P., 1947;
25. Kroner R. Von Kant bis Hegel, 2 Bde, 2 Aufl. Tüb., 1961;
26. Lasson G. Hegel als Geschichtsphilosoph. Lpz., 1920;
27. Lugarini L. Hegel dal mondo storico alla filosofia. Roma, 1973;
28. Lukács G. Der junge Hegel. Über die Beziehung von Dialektik und Ökonomie, 3 Autl. Neuwied – В., 1967;
29. Löwith K. Von Hegel zu Nietzsche. Stuttg., 1950;
30. Markuse H. Vernunft und Revolution. Hegel und die Entstehung der Gesellschaftstheorie. Darmstadt – Neuwied, 1976;
31. Riedel M. (Hrsg.) Materialien zu Hegels Rechsphilosophie, 2 Bde. Fr./M., 1975;
32. Rosenkranz K.G. W.F.Hegel’s Leben. В., 1844;
33. Schulte G. Hegel und das Bedürfnis nach Philosophie. Hildesheim – Z., 1982;
34. Taylor Ch. Hegel. Fr./M., 1983;
35. Theunissen M. Hegels Lehre vom absoluten Geist als Theologisch-politischer Traktat. В., 1970;
36. Idem. Sein und Schein. Die kritische Funktion der Hegeischen Logik. Fr./M., 1980;
37. Trede J.H. Hegels frühe Logik (1801–1803/4). Versuch einer systematischen Rekonstruktion.-«Hegel-Studien», 1972, 7, S. 123–168;
38. Wahl J. La malheur de la conscience dans la philosophie de Hegel. P., 1929;
39. Ziesche E. Unbekannte Manuskripte aus der Jenaer und Nürnberger Zeit in Berliner Hegel-Nachlaß. – «Zeitschrift für philosophische Forschung», 1975, 29, S. 430–444;
40. Zimmerli W. Die Frage nach der Philosophie. Interpretationen zu Hegels «Differenzschrift». – «Hegel-Studien», Beiheft 12. Bonn, 1974.
См. также лит. к ст. «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».
Н.В.Мотрошилова
Источник: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH2f2b94d278adbd27ef7e2f
****************************************************************************************************
Скачать:
*************************************************
Нашему любимому Мыслителю, последнему системному Философу — Поклон и почитание! Ом
**************************************************
ПРИЛОЖЕНИЕ
Концепт «Гражданское общество» в западной философской мысли: от Платона до Г. В. Ф. Гегеля. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение». Автор: Бельчич Дмитрий Юрьевич kontsept-grazhdanskoe-obschestvo-v-zapadnoy-filosofskoy-mysli-ot-platona-do-g-v-f-gegelya
****************************************************************************************************
Цитаты Гегеля
Подготовил: Дмитрий Сироткин
Составил подборку цитат немецкого философа Георга Гегеля (1770 — 1831).
Он известен как автор одной из самых всеобъемлющих философских систем.
Цитаты сгруппированы по темам: человек, великое, человеческие проявления, искусство, нравственность, философия, жизненная этика, вежливость, брак, воспитание, совесть, истина, добродетель, родители и дети, характер, честь, друзья, стыд, идеал, свобода, счастье, о себе, жизнь, добро и зло, язык и речь.
Также приводятся цитаты о Гегеле.
О человеке
Человек есть ничто иное, как ряд его поступков.
Человек не станет господином природы, пока он не стал господином самого себя.
Человек бессмертен благодаря познанию. Познание, мышление — это корень его жизни, его бессмертия.
Человек воспитывается для свободы.
Каждый хочет быть лучше окружающего мира и считает себя лучше его. Тот, кто на самом деле лучше, лишь выражает этот мир лучше других.
Человечество было освобождено не столько от порабощения, сколько посредством порабощения. Ведь грубость, жадность, несправедливость суть зло; человек, не освободившийся от него, не способен к нравственности, и дисциплина освободила его именно от этого хотения.
Кстати, цитаты о человеке
О великом
Ничто великое в мире не совершается без страсти.
Только через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе великий характер, делающий его маяком для других.
Кто хочет достигнуть великого, тот должен уметь ограничивать себя. Кто же, напротив, хочет всего, тот на самом деле ничего не хочет и ничего не достигнет.
Независимость от общественного мнения есть первое условие совершения чего-либо великого и разумного.
Мы должны хотеть чего-то великого, но нужно также уметь совершать великое; в противном случае это — ничтожное хотение. Лавры одного лишь хотения суть сухие листья, которые никогда не зеленели.
Талант без гения не намного возвышается над уровнем голой виртуозности.
О человеческих проявлениях
Ни один человек не может быть героем для своего лакея. Не потому, что герой — не герой, а потому что лакей — только лакей.
Рассудок может образоваться без сердца, а сердце — без рассудка; существуют односторонние безрассудные сердца и бессердечные умы.
Человек с характером импонирует другим, потому что они знают, с кем имеют дело в его лице.
Если человек делает своей целью что-либо суетное, то есть несущественное, ничтожное, то здесь заложен не интерес к делу, а интерес к себе.
Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля, бесхарактерный никогда не доходит до решения.
Подлинное сострадание есть сопереживание нравственной оправданности страдающего.
Об искусстве
Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме.
Искусство стало первым учителем народов.
Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде.
Подлинные бессмертные произведения искусства остаются доступными и доставляют наслаждение всем временам и народам.
В искусстве, как и во всех человеческих делах, решающим является содержание.
Искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.
Кстати, цитаты про искусство
О нравственности
Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность — это разум воли.
Нравственное — это повиновение в свободе…
Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение.
Аморальным является делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе.
О философии
Мужество по отношению к истине — первое условие философского исследования.
Ответ на вопросы, которые оставляет без ответа философия, заключается в том, что они должны быть иначе поставлены.
Почему есть Нечто, а не Ничто?
Всё действительное — разумно, всё разумное — действительно.
О жизненной этике
Из всех обязанностей по отношению к другим первейшей является правдивость в словах и делах.
Истинная собственная польза достигается лишь нравственным поведением.
Противоречие ведёт вперёд.
Помощь должна совершаться не против воли того, кому помогает.
О вежливости
Истинную вежливость необходимо рассматривать именно как долг, ибо мы вообще должны питать благосклонность к другим.
Вежливость есть знак благосклонности и готовности к услугам, особенно по отношению к тем, с кем мы еще не состоим в близких отношениях знакомства или дружбы.
Тактичность, деликатность заключается в том, чтобы не делать и не говорить того, чего не позволяют окружающие условия.
О браке
Брак есть правовая нравственная любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и субъективно.
Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо.
Так как брак заключает в себе момент чувства, то он не абсолютен, а неустойчив и содержит в себе возможность расторжения.
Кстати, цитаты про свадьбу и брак
О воспитании
Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей.
В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке как чувство.
Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания…
Кстати, цитаты о воспитании
О совести
Совесть — это моральный светильник, озаряющий хороший путь; но когда сворачивают на плохой, то его разбивают.
Совесть в отличие от законов бесправна в государстве, ведь если человек взывает к своей совести, то у одного может быть одна совесть, а у другого — другая.
Нечистая совесть, как осознание себя наперекор самому себе, всегда предполагает наличие идеала.
Об истине
Истина рождается ересью, а умирает предрассудком.
Самая серьезная потребность есть потребность познания истины.
Истина средства заключается в его адекватности цели.
О добродетели
Добродетель есть нечто всеобщее, требуемое от всех людей, и не что — либо прирожденное, но нечто производимое в индивидууме его собственной деятельностью.
Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера.
О родителях и детях
В целом дети любят родителей меньше, чем родители детей, ибо они идут навстречу самостоятельности и крепнут, оставляют, следовательно, родителей за собою, между тем как родители обладают в них объективной предметностью своей же связи.
Из всех вообще безнравственных отношений — отношение к детям, как к рабам, есть самое безнравственное.
Кстати, цитаты про родителей
О характере
Характер — это определенная форма воли и интереса, делающая себя значимой.
Человеком с настоящим характером является тот, который, с одной стороны, ставит себе существенно содержательные цели и, с другой стороны, твердо придерживается этих целей, так как его индивидуальность потеряла бы все свое существование, если бы он вынужден был отказаться от них.
О чести
Одним из основных определений чести является то, что никто не должен своими поступками давать кому бы то ни было преимущества над собой.
Честь человека заключается в том, чтобы в отношении удовлетворения своих потребностей он зависел только от своего трудолюбия, от своего поведения и от своего ума.
О друзьях
По отношению к своим друзьям необходимо быть как можно менее тягостным. Деликатнее всего — не требовать от своих друзей никаких услуг.
Дружба основывается на сходстве характеров и интересов в общем совместном деле, а не на удовольствии, которое получаешь от личности другого.
Кстати, цитаты про дружбу
О стыде
Стыд… есть начало гнева против того, что не должно быть.
Стыд представляет собой зачаточный, не резко выраженный гнев человека на самого себя, ибо он содержит в себе реакцию на противоречие моего собственного явления с тем, чем я должен и хочу быть.
Об идеале
Идеалом является всякая действительность, в своей наивысшей истине.
Не то, что есть вызывает в нас чувство нетерпения и страдания, а то, что оно не такое, каким оно должно быть.
О свободе
Для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.
Свободный человек не бывает завистливым, а охотно признает великое и возвышенное и радуется тому, что оно есть.
Кстати, цитаты о свободе
О счастье
Тайна счастья заключается в способности выходить из круга своего «Я».
Счастлив тот, кто устроил своё существование так, что оно соответствует особенностям его характера.
Кстати, цитаты о счастье
О себе
Только один человек меня понял; да и тот меня, по правде сказать, не понял.
Если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов.
О жизни
Жизнь — это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным — значит убить себя.
Свою судьбу нужно выбирать свободно и так же переносить и осуществлять.
Кстати, цитаты про жизнь
О добре и зле
Такой пустоте, как добро ради добра, вообще нет места в живой деятельности.
Зло есть не что иное как несоответствие между бытием и долженствованием.
Кстати, цитаты про добро и цитаты про зло
О языке и речи
Язык — это тело мышления.
Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
О разном
Идея не настолько бессильна, чтобы породить только идею.
Что есть долг? Пока что у нас нет другого ответа, кроме следующего: совершать правое дело и заботиться о собственном благе и о благе других.
Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать самим собой.
История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы.
Истинное мужество просвещенных народов состоит в готовности к самопожертвованию во имя родины.
Гражданское общество дает нам пример как необычайной роскоши, излишеств, так и пример нищеты, и их общую черту физического и нравственного вырождения.
Было бы весьма самонадеянно давать какие-либо оценки крупному философу и его системе, но складывается впечатление, что именно логика единственно истинной системы сыграла с Гегелем плохую шутку — он стал ее заложником.
Цитаты о Гегеле
- А. Шопенгауэр: Во всей истории литературы древнего и нового времени не найдётся другого примера такой ложной славы, какая выпала на долю гегелевской философии. Нигде и никогда вполне скверное, осязательно-ложное, вздорное и даже, очевидно, бессмысленное и к тому же ещё в высшей степени омерзительное и тошнотворное по исполнению не прославлялось и не выдавалось с такой возмутительною наглостью и с таким упорным меднолобием за высочайшую мудрость и за самое величественное, что мир когда-либо видел,— как это случилось с этою сплошь и насквозь ничего не стоящею философией. (см. цитаты Шопенгауэра)
- К. Маркс: У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно. (см. цитаты Маркса)
- Ф. Энгельс: Гегелевская система охватила несравненно более широкую область, чем какая бы то ни была прежняя система, и развила в этой области ещё и поныне поражающее богатство мыслей… А так как он обладал не только творческим гением, но и энциклопедической учёностью, то его выступление везде составило эпоху.
- В. Соловьев: Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо изо всех философов только для него одного философия была всё. У других мыслителей она есть старание постигнуть смысл сущего; у Гегеля, напротив, само сущее старается стать философией, превратиться в чистое мышление.
- В. Ленин: Всякий знает, что такое человеческая идея, но идея без человека и до человека, идея в абстракции, идея абсолютная есть теологическая выдумка идеалиста Гегеля. (см. цитаты Ленина)
- Б. Рассел: Гегель полагал, что если достаточно знают о вещи, чтобы отличить ее от всех других вещей, то все ее свойства могут быть выведены посредством логики. Это была ошибка, и из этой ошибки вырастает всё внушительное здание его системы. Это иллюстрирует важную истину, а именно, что чем хуже ваша логика, тем интереснее следствия, к которым она может привести.
- С. Лем: Одна из причин, почему мне так нравится Рассел, состоит в том, что ему хватило интеллектуальной и нравственной целостности, чтобы назвать Гегеля — без обиняков — полным идиотом. Я полностью с ним соглашаюсь: Гегель — идиот, и те, кто прочитал его труды, оказали себе плохую услугу.
- М. Хайдеггер: Когда Гегель интерпретирует бытие из абсолютной субъективности спекулятивно-диалектически как неопределенное непосредственное, как абстрактную всеобщность, в этом кругозоре новоевропейской философии истолковывая основные слова греков для бытия Ἔν, Λόγος, Ἰδέα, Ἐνέργεια, то мы испытываем искушение осудить это истолкование как исторически неверное.
Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:
Источник: Статья Цитаты Гегеля с https://burido.ru/931-tsitaty-gegelya на сайте Буридо
https://moluch.ru/archive/242/53942/
Пономарев, В. А. Концепция Г. В. Ф. Гегеля о гражданственности и гражданском обществе / В. А. Пономарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 454-456. — URL: https://moluch.ru/archive/242/53942/ (дата обращения: 21.02.2023).
https://proza.ru/2017/11/29/11
Государственно-правовые взгляды Гегеля.
Диас Бернар
!!! См.: Гегель о гражданском обществе и государстве:
http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2629-gegel-o-grazhdanskom-obshchestve-i-gosudarstve