Марсель ПРУСТ. «В поисках утраченного времени» etc

Автор: Пруст Марсель

Жанр: Классическая проза

Марсель Пруст (1871–1922) — знаменитый французский писатель, родоначальник современной психологической прозы. Его семитомная эпопея «В поисках утраченного времени» стала одним из гениальнейших литературных опытов 20-го века.

Prust Marsel. Germant — BooksCafe.Net.rtf

****************************************************************************************************

Марсель Пруст: В поисках утраченного времени. В 7-ми томах

Цикл из семи романов Марселя Пруста иногда называют «романом-рекой» – это эпохальное произведение, которое описывает жизнь французской молодёжи начала XX века. В романе упоминается более 2500 вымышленных и реальных личностей, а число главных, второстепенных и эпизодических персонажей достигает 250. Марсель Пруст работал над книгами почти 12 лет и создал одно из самых грандиозных и неоднозначных произведений французской литературы. За один из романов цикла Пруст получил Гонкуровскую премию – самую престижную литературную награду Франции.

Человек и время, точнее, человек, пытающийся догнать время, обрести власть над ним, — вот главная тема изысканных, метафоричных, утонченных романов Марселя Пруста. Цикл «В поисках утраченного времени» современники вначале считали автобиографическим. . .

Роман «По направлению к Свану» открывает монументальную семитомную эпопею «В поисках утраченного времени», которую сам автор сравнивал с готическим собором и которая прочно вошла в число признанных шедевров мировой литературы.
Второй роман «Под сенью девушек в цвету», вышедший в 1919 году, был сразу отмечен высшей литературной наградой Франции — Гонкуровской премией.
Роман «У Германтов» продолжает семитомную эпопею, в которой автор воссоздает ушедшее время, изображая внутреннюю жизнь человека как «поток сознания».
«Содом и Гоморра» — четвертый роман эпопеи «В поисках утраченного времени». В тексте восстановлены пропуски, имеющиеся в предыдущих изданиях.
«Пленница», пятый роман монументальный эпопеи, увидевший свет лишь через несколько лет после преждевременной смерти автора, тем не менее гармонично вписался в сюжетную канву цикла.
Шестой роман «Беглянка» вышел в свет через несколько лет после смерти автора.
Последний роман цикла «В поисках утраченного времени», который по праву считается не только художественным произведением, но и эстетическим трактатом, утверждающим идею творческой целостности человека.

Пруст М. — По направлению к Свану.-1999.pdf
https://vk.com/doc370716055_563136829
Пруст М. — Под сенью девушек в цвету.-1999.pdf
https://vk.com/doc370716055_563137070
Пруст М. — У Германтов.-1999.pdf
https://vk.com/doc370716055_563137508
Пруст М. — Содом и Гоморра.-1999.pdf
https://vk.com/doc370716055_563137654
Пруст М. — Пленница.-1999.pdf
https://vk.com/doc370716055_563137993
Пруст М. — Беглянка.-2000.pdf
https://vk.com/doc370716055_563138169
Пруст М. — Обретенное время.-2001.pdf
https://vk.com/doc370716055_563138632

Мамардашвили М.К. — Лекции о Прусте (психологическая топология пути).- 1995

От редактора:
Прочитав в январе 1981 года курс лекций о Декарте, Мераб Константинович очень сожалел, — и как-то сказал мне об этом, — что в рамках отведенного ему времени он не успел должным образом разобрать и прокомментировать его трактат «Страсти души». — Ведь этот трактат, — добавил он, — о нас, о нашей психике — самой темной и разрушительной силе человека. Непостижимо, почему эта скотинка на двух ногах продолжает все же радоваться жизни?.
Предлагаемая читателю новая книга М.К. — именно об этой непостижимой радости. Когда через год, в феврале 1982-го, у него появилась возможность, на этот раз в Тбилисском университете, прочитать другой курс, он вновь обратился к этой теме, но уже на ином материале, опираясь не только на Декарта, но прежде всего на текст знаменитого прустовского романа «В поисках утраченного времени», И тем самым как бы завершил линию декартовского начала в создании собственной оригинальной философии.
Из наших разговоров с М.К. я знаю, что впервые он познакомился с романом Пруста в самом начале шестидесятых годов, когда находился в Праге, по рекомендации своего французского друга; одно из посвящений этой книги адресовано ему. И с тех пор буквально не расставался с Прустом. Во всяком случае, я видел его неоднократно с томиком галлимаровского Пруста и дома, и на пляже в Пицунде, где мы часто отдыхали, не говоря уже о том, что в последние годы он постоянно читал о нем лекции во время своих приездов в Москву. К тому же существует и еще одна, более обширная версия прустовского курса, прочитанного им тоже в Тбилиси, но уже в 1984 году.
Настоящие лекции издаются по расшифрованному с магнитофонных записей и просмотренному, но не правленному автором тексту, оригинал которого находится в его архиве. (Судя по всему, М.К. собирался на основе этих лекций сделать книгу, условно разбив ее на три части, — «Реальность души», «Живая форма», «Исполнение жизни в памяти книги» — и даже подобрал к ним эпиграфы.)

Мамардашвили М.К. — Психологическая топология пути. М. Пруст «В поисках утраченного времени».-1997
https://vk.com/doc370716055_563136388
Мы будем иметь дело с текстом романа «В поисках утраченного времени», он будет для нас материалом, а темой будет «Время и жизнь». Почему такая тема? По одной простой причине: жизнь – и кстати, Пруст так ее и определял – есть усилие во времени. То есть нужно совершать усилие, чтобы оставаться живым. Мы ведь на уровне нашей интуиции знаем, что не все живо, что кажется живым. Многое из того, что мы испытываем, что мы думаем и делаем, – мертво. Мертво (в простом, начальном смысле, я пока более сложные смыслы не буду вводить), – потому что подражание чему-то другому – не твоя мысль, а чужая. Мертво, потому что – это не твое подлинное, собственное чувство, а стереотипное, стандартное, не то, которое ты испытываешь сам. Нечто такое, что мы только словесно воспроизводим, и в этой словесной оболочке отсутствует наше подлинное, личное переживание. Хочу подчеркнуть, что мертвое не в том мире существует, не после того, как мы умрем, – мертвое участвует в нашей жизни, является частью нашей жизни.

Николаева Т.М. — О чем на самом деле написал Марсель Пруст? — 2012

В книге Т. M. Николаевой высказывается новая для прустоведения мысль о том, что всего (или почти всего), что описывается в романе, в реальности не было, а это мечтается или мерещится больному юноше (потом – старику), окруженному заботами родных (реальных) и заботливой прислуги. Согласно ее концепции, в романе выявляются две действительности: реальная и мнимая. Таким образом, сам Марсель Пруст оказывается более авангардным писателем, чем это было принято считать до сих пор.

Оглавление:
Введение
Глава первая. Что такое «грамматика текста»?
Глава вторая. «Ключи» нарратива – одна из категорий грамматики текста
Глава третья. Основная гипотеза и ее изложение
Глава четвертая. Подозрительное и небывалое везение героя
Глава пятая. «Антибуржуазность» романа?
Глава шестая. «Дама в розовом»
Глава седьмая. La vie en rose
Глава восьмая. «Ключи» самого Пруста
Заключение
Приложения
Литература

Подорога В. — Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: Сёрен Киркегор Фридрих Ницше Мартин Хайдеггер Марсель Пруст Франц Кафка.-1995
https://vk.com/doc-123708210_452421455?hash=6c019d231..
Произведения Киркегора, Ницше, Хайдеггера сопротивляются общепринятым нормам историко-философского анализа, так как обладают индивидуальными коммуникативными измерениями и ценностями, которые обычно не принимаются во внимание классическими и «школьными» типами философской рефлексии. Их необходимо читать (т.е. относится к ним как к текстам), читать прежде, чем «мыслить»…
Читать, но в то же время и удерживать в аналитическом сознании имманентную структуру того, как мы читаем. Но что значит «удержать»? Это значит, как полагает автор, включиться в ритм сверхмедленного восприятия философского текста, чтобы словно под действием цайтлупы можно было проследить, как становится форма содержания философского произведения во взаимоотношении с его коммуникативными средствами и ценностями, т.е. формой выражения. Говоря несколько иначе, проследить, как взаимодействуют между собой в границах произведения структуры смысла и выражения. Найти возможный ответ на старинный вопрос: как сделано философское произведение?

Делёз Ж. — Марсель Пруст и знаки.-1999
https://vk.com/doc370716055_563139495
Делёз (1925-1995) не нуждается в специальном представлении: он давно — еще при жизни причислен к классикам философской мысли. Говоря о нем, часто вспоминают «крылатую» фразу М.Фуко:«Возможно, придет день. когда нынешний век назовут веком Делеза». Характеристика, данная многолетним другом. вероятно, все же преувеличение, метафорический жест восторженного коллеги по философическому цеху. Однако, то, что Делез занимает равное положение в первом ряду блестящей плеяды мыслителей. среди которых следует упомянуть Ж. Батая, М. Бланшо, Ж. Деррида. Р. Барта. П. Клоссовски, Ю. Кристеву, М. Мерло-Понти, Ж. Лакана, Ж. БодриЙара, Ф. Гваттари, П. Рикера. Ж.Ф. Лиотара и пр. — несомненно. Работа Жиля Делеза (1925-1995), известного французского философа, «Марсель Пруст и знаки» (первая авторская версия), напоминая по форме своеобразный комментарий к многотомной эпопее М. Пруста «В поисках утраченного времени», является по сути серьезной философской аналитикой знака и текста как таковых. Многие сюжеты и темы, уже знакомые отечественному читателю по различным публикациям на русском языке, находят в предлагаемом вниманию читателя тексте Ж. Делеза свое развернутое выражение. Сборник включает также две статьи философа «По каким критериям узнают структурализм» и «Мистерия Ариадны по Ницше». Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся философской и филологической проблематикой.

Жирар Р. — Критика из подполья. — 2012
https://vk.com/doc370716055_438033239?hash=206c0a1ddb..
«Критика из подполья» — сборник эссе известного французского философа, филолога и антрополога Рене Жирара. Герои этих эссе — Федор Достоевский и Альбер Камю, Данте и Виктор Гюго, Жиль Делёз и Марсель Пруст (равно как и персонажи этих авторов) — позволяют Жирару сформулировать одно из центральных понятий его «фундаментальной антропологии», — понятие «миметического желания». Эта книга о Другом как о нашем образце, сопернике и двойнике, в драматической конкуренции с которым возникает наше желание, равно как и наше «Я». Это книга о том, что может оказаться более фундаментальным типом соперничества, нежели отношения, описанные Фрейдом через эдипов комплекс.

**********************************************************************************************************

3 комментария

  1. https://bbf.ru/quotes/author/30885/ — 72 лучшие цитаты Марселя Пруста. Афоризмы…
    ____________________________________________________________

    https://arzamas.academy/mag/916-proust — 10 цитат из писем Марселя Пруста
    О связи декольте и чемоданов, карьере брокера, истине в мире чувств и попытках вырваться из-под опеки матери. Как вымысел и правда переплетаются в письмах Марселя Пруста

  2. Аудиокнига
    Заметки об искусстве и литературной критике ТЕКСТ
    Автор: Марсель Пруст
    Из серии: Искусство и действительность
    https://www.litres.ru/book/marsel-prust/zametki-ob-iskusstve-i-literaturnoy-kritike-48667038/

    В состав данного издания вошли сборник эссе «Против Сент-Бёва» и отдельные эссе об искусстве, а также текст выдающегося философа советского периода Мераба Константиновича Мамардашвили «Литературная критика как акт чтения» в новой редакции с добавлением фрагментов из ранее не издававшихся архивных материалов.//https://avidreaders.ru/book/zametki-ob-iskusstve-i-literaturnoy-kritike.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *