Вы, конечно, помните, как эта фраза появляется у Достоевского. Один из персонажей «Идиота», обращаясь к князю Мышкину, восклицает: — Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасёт «красота»? Господа,— закричал он громко всем,— князь утверждает, что мир спасёт красота!.. Какая красота спасёт мир? Мне это Коля пересказал… Вы ревностный христианин. Коля говорит, что вы сами себя называете христианином.
В дальнейшем ни в речи автора, ни в речи героев Достоевский не даёт на этот вопрос прямого ответа. Достоевский вообще часто не даёт в своих произведениях прямых ответов. И не только потому, что поднимает самые сложные вопросы человеческой жизни, но и потому, что на некоторые из них прямолинейных ответов просто не существует. Не существует, потому что все они — в том числе и вопрос о спасающей мир красоте — корнями своими уходят в глубину той мистической причины, по которой возникал на Земле человек. Не Вселенная, говорит нам всеми своими произведениями Достоевский, не жизнь в её удивительных материальных проявлениях есть главная тайна мира, а — человек. Именно он — тайна всех тайн, и никакие другие тайны не могут сравниться с той, что «заключена в самом человеке и для него же самого» предназначена: а для чего человек живёт? Ведь не для совершенствования же техники появился он на белом свете. И не для того, чтобы заработать капитал. А если смысл человеческой жизни в развитии самого человека, то к чему тогда он должен стремиться?
Достоевский убеждён: от этого вопроса невозможно уйти ни в каком обществе, и даже тогда, когда люди будут полностью обеспечены, всё-таки вопрос останется: «При всём этом комфорте… для чего, собственно, жить, какая цель?..» Но чтобы получить верный ответ, нужно прежде всего вопрос правильно сформулировать. И в конце жизни, в романе «Братья Карамазовы», Достоевский открывает для себя предельно ясную форму тайны, в которую заключён на Земле человек: «Тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить». Ибо, только задавшись таким вопросом, считает он, и можно определить правильное направление в поиске смысла жизни. Ведь человек, говорит Достоевский, не родится сразу человеком, а должен стать им, должен сделать из себя человека. Но в этой своей выработке он непременно должен ориентироваться на идеал, то есть на то, что может служить ему примером совершенства во всех смыслах. Без этого человек жить не может. Поэтому Достоевский считает: человечеством в истории всегда управлял идеал, то есть «определённое сколь-нибудь желание лучшего». Определить же идеал, говорит Достоевский, который «прекрасен, свят и блажен», без нравственности невозможно, начала нравственные — основа всему. А источник нравственности, то есть источник способности человека понимать, что есть добро, а что зло, находится, по его мнению, не в самом человеке, а где-то в высшем невидимом Божественном мире.
Словам о спасающей мир красоте на дне рождения князя Мышкина предшествовал разгоревшийся между гостями спор об идее, способной объединить человечество для жизни на Земле.
«…Чем вы спасёте мир»,— спрашивает у гостей хозяин дачи Лебедев,— персонаж, в уста которого Достоевский вкладывает одну из своих сокровеннейших мыслей. Этим вопросом Лебедев хотел выяснить, чем можно придать смысл жизни человечеству; или — какую идею можно поставить в центр жизни, чтобы она стала для всех людей во все времена опорой, объяснив им, для чего они должны жить в течение будущих столетий.
Такой идеей, отвечают ему гости, может служить «всеобщая необходимость жить, пить и есть», благодаря которой разовьётся, в частности, множество железных дорог, и уже от одного этого будет легче подвозить хлеб людям в случае голода.
Но ведь этого мало, возражает им Лебедев, потому что если подвозу хлеба не будет нравственного основания, то есть желания помогать голодным из сострадания, то те, кто будет подвозить хлеб, могут по своему желанию перестать это делать — ну не понравились им чем-то голодные люди, или чем-то оскорбилось их тщеславие, или по любой другой причине.
И, предваряя собственную, так и не высказанную до конца мысль о той идее, которая только и может лежать в основе объединения всех людей, Лебедев рассказывает историю из XII века. Один человек во время голодов примерно лет за двадцать съел шестьдесят католических монахов и шесть младенцев. Преступник кончает тем, что доносит на себя. «Спрашивается,— восклицает Лебедев,— какие муки ожидали его по тогдашнему времени, какие колёса, костры и огни? Кто же толкал его идти доносить на себя? Почему не просто остановиться на цифре шестьдесят, сохраняя секрет до последнего издыхания? Почему не просто бросить монашество и жить в покаянии пустынником?.. Вот тут и разгадка! Стало быть, было же нечто сильнейшее костров и огней и даже двадцатилетней привычки. Стало быть, была же мысль, сильнейшая всех несчастий, неурожаев, чумы, проказы и всего того ада, которого бы и не вынесло то человечество без той связующей направляющей
«…никаким развратом, никаким давлением и никаким унижением не истребишь, не замертвишь и не искоренишь в сердце народа нашего жажду правды, ибо эта жажда ему дороже всего» |
сердце и оплодотворяющей источники жизни мысли!..». И вот эта-то пробудившаяся в сердце преступника гигантской силы нравственная мысль и заставила его раскаяться в своём преступлении и пойти на смерть. Мысль эта оказалась для него ценнее собственной жизни.
Этой историей о пробудившейся в преступнике совести Достоевский как бы заранее говорит, что он хочет найти не просто истину, вмещающую в себя главный смысл человеческой жизни на Земле, но чтобы смысл этот был непременно и нравственным — то есть чтобы он не мог оправдывать зло, не мог служить злу. Безнравственная истина не может спасти людей от ненависти друг к другу в погоне за материальным благополучием и комфортом, она вообще не способна быть истиной, поскольку не признаёт в человеке его духовной природы, жаждущей жить ещё и идеалом добра и красоты.
Но, окинув мысленным взглядом всю историю человечества, Достоевский видит: кроме Христа, нет другой личности и нет другой идеи,способных передать абсолютный человеческий идеал, идеал совершенного человека, который уже выражен Христом и явлению которого на Земле следует придать значение «бесконечного чуда».
Достоевский говорит, что цивилизация дошла до дикого, жалкого и ничтожного определения — мерить благосостояние государства «числом, мерой и весом продуктов», производимых людьми. Тогда как «первое дело цивилизации… должно состоять в твёрдости приобретённых нравственных оснований». Только нравственная идея, положенная в основу всего, может соединить людей для достижения их и гражданских целей. «А все нравственные идеи основаны только на идее личного самосовершенствования в идеале».
Человек стремится к идеалу на протяжении всей истории, и стремление это «есть величайший закон природы». А после появления Христа, говорит Достоевский, «стало ясно как день, что высший смысл человеческой жизни — в нравственности», которая есть «главное приобретение и цель человечества», и что «высочайшее, последнее развитие личности именно и должно дойти до того (в самом конце развития, в самом пункте достижения цели), чтоб человек нашёл, сознал и всей силой своей природы убедился, что высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности, из полноты развития своего я — это как бы уничтожить это я, отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно».
То, что Христос явил собою высший тип человека, вынуждены были признать даже самые ярые атеисты. Достоевский говорит, что перед этим «пресветлым ликом богочеловека, его нравственной недостижимостью, его ЧУДЕСНОЙ И ЧУДОТВОРНОЙ КРАСОТОЙ» «остановился даже как перед неодолимым препятствием Ренан, провозгласивший в своей полной безверия книге «Жизнь Иисуса», что ХРИСТОС ВСЁ-ТАКИ ЕСТЬ ИДЕАЛ КРАСОТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, тип недостижимый, которому уже нельзя более повториться даже и в будущем».
Считая нравственность Христа ключом ко всей человеческой жизни, Достоевский говорит: без неё человек запутается, ибо не будет знать, какой мерой оценивать поступки людей. Человек без веры в своё бессмертие, то есть в Бога, не только беспомощен, но и способен оправдать любое зло, любое преступление. Ведь если нет Бога и бессмертия души, то для чего тогда делать добро, для чего любить людей? «Главное — это с комфортом дожить до конца жизни, а там хоть всё гори». «А если так, то почему мне (если я только надеюсь на мою ловкость и ум, чтобы не попасться закону) и не зарезать другого, не ограбить, не обворовать, или почему мне если уж не резать, так прямо не жить за счёт других, в одну свою утробу? Ведь я умру, и всё умрёт, ничего не будет!»
Но в нас, рассуждает Достоевский, существует наше «я», которое всё осознаёт. А если наше «я» осознаёт и всю Землю, и её законы, то, следовательно, оно становится выше самой Земли и не укладывается в одни только её земные законы, а выходит из них — то есть наше «я» имеет для себя особый закон, которому оно подчиняется и чему оно тоже, кроме Земли, принадлежит. А где же этот закон? Конечно — «не на Земле, где… всё умирает бесследно и без воскрешения». Вот это наблюдение над нашим «я» и несёт, говорит Достоевский, намёк на бессмертие нашей души.
А если нет бессмертия, нет Бога — тогда человеку всё позволено, любое преступление, и тогда вся История — просто хаос, «дьяволов водевиль» без всякого смысла.
По мнению Достоевского, суть возникших в Западной Европе идей социализма состоит в том, что это есть «попытка устроить жизнь без Христа… по одной науке. Поэтому социалисты говорят прежде всего о хлебе», то есть считают вопрос пропитания главным вопросом жизни людей. Ведь идеал социалистов состоит в том, что если все люди будут обеспечены, то не только не будет бедных, но не будет и преступлений; и наступит всеобщее счастье.
Да, накормить голодное человечество есть величайшая задача — но не главная! Ибо «никакое уничтожение бедности,— говорит Достоевский,— никакая организация труда не спасут человечество от ненормальности, а следственно и от виновности и преступности». Потому что «зло таится в человечестве глубже, чем полагают лекаря-социалисты, что ни в каком обществе не избегнете зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальности и грех исходят из неё самой».
Но раз пороки находятся не вне человека, а в самом человеке, как бы говорит этим Достоевский, раз они исходят из его собственной души, то значит — надо лечить саму душу. А ЛЕЧИТЬ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА МОЖНО ТОЛЬКО ОДНИМ — ИДЕАЛОМ КРАСОТЫ! Только при вере, что Христос — это окончательный идеал человека, «мы достигаем… того восторга, который… имеет силу не совратить человека в сторону. При меньшем восторге человечество… непременно бы совратилось сначала в ересь, потом в безбожие, потом в безнравственность, а под конец в атеизм и в троглодитство, и исчезло, истлело бы».
Ни комфортом, ни едой, ни гармоничным социальным устройством вылечить душу от пороков нельзя. Более того, путь удовлетворения людей одной едой, по мнению Достоевского, есть глубочайшая историческая и метафизическая ошибка, аналогичная той, к которой дьявол подталкивал Христа. Сатана явился удалившемуся в пустыню Христу и попросил Его превратить лежащие в пустыне камни в хлебы, чтобы накормить голодных людей. Эта просьба сатаны выглядит очень демократичной и гуманной. Действительно, что может быть выше, чем накормить голодных? И разве можно видеть в этой невинной просьбе какой-то подвох? Сатана, по мнению Достоевского, как бы убеждает Христа — поскольку Тот Сын Божий и всё может — ре-
«Сначала высшая идея, а потом деньги, а без высшей идеи с деньгами общество провалится». |
шить по справедливости: сначала накормить людей, снабдить их всем необходимым, дать им такое устройство общества, чтобы хлеб и порядок у них были всегда,— а потом только и проповедовать воздержание от грехов, смирение, целомудрие. Если и после этого люди согрешат, то будут неблагодарными, а что теперь грешат — так это с голоду. «Грешно с них в этом случае спрашивать».
Но Христос, говорит Достоевский, знал, что хлебом одним — то есть как животное — человек не будет жить никогда, потому что в человеке, кроме мира животного, есть ещё мир и духовный. Христос знал: хлебом одним не оживишь человека. Если же у него не будет жизни духовной, не будет идеала Красоты (то есть того, во что верить, кому поклоняться, к чему стремиться), из образа коего «почерпать и дух его, и стало быть и всё нравственное бытие», «то затоскует человек, умрёт, с ума сойдёт, убьёт себя или пустится в языческие фантазии. А так как ХРИСТОС В СЕБЕ И В СЛОВЕ СВОЁМ НЁС ИДЕАЛ КРАСОТЫ, то и решил: лучше вселить в души идеал красоты; имея его в душе, все станут один другому братьями, и тогда, конечно, работая друг на друга, будут и богаты. Тогда как дай им хлеба, и они от скуки станут, пожалуй, врагами друг другу.
Но если дать и Красоту, и Хлеб вместе? Тогда будет отнят у человека труд, личность, самопожертвование своим добром ради ближнего — одним словом, отнята вся жизнь, идеал жизни. И потому лучше возвестить один свет духовный».
Так, по Достоевскому, мог думать Христос, вложивший все эти мысли лишь в одну-единственную фразу-ответ на предложение сатаны: «Не хлебом единым жив человек».
Этим рассуждением о человеке-животном и человеке, которого Достоевский называет духовным существом, он как бы говорит нам: точно так же, как для поддержания своего физического тела человек должен питаться пищей физической, так и для поддержания жизни души он должен питаться пищей, соответствующей её потребностям. А душа человека — духовного существа может питаться, то есть жить только высшим смыслом жизни. Душа не может жить земным, будучи по природе своей всегда устремлённой к бесконечности, к абсолютному идеалу. И только в этом своём высшем устремлении душа и может существовать в человеке. «Ведь закон бытия человеческого,— говорит Достоевский в романе «Бесы» устами одного персонажа,— состоит и в том, чтобы человек всегда мог преклониться пред безмерно великим… потому что безмерное и бесконечное так же необходимо человеку, как и та малая планета, на которой он обитает…».
Вот почему Христос не соблазняется дьявольским искушением дать людям незаработанный ими дармовой хлеб. Это значило бы признать человека всего лишь за обычное животное. И вот почему Достоевский приравнивает идеал человека, принесённый Христом, к высшему смыслу жизни на Земле.
Достоевский убеждён: Христос явил во всей своей славе тип человека будущего и если б даже «люди не имели ни малейшего понятия о государстве и ни о каких науках, но были бы все как Христы», рай на Земле наступил бы тотчас же. «Христианство есть доказательство того, что в человеке может вместиться Бог. Это величайшая идея и величайшая слава человека, до которой он мог достигнуть».
Существование Земли оправдано уже одним тем, говорит Достоевский, что приходил Христос — «приходил затем, чтоб человечество узнало, что знания, природа духа человеческого может явиться в таком небесном блеске, в самом деле и во плоти, а не то что в одной только мечте и в идеале, что это естественно и возможно…».
Нравственным совершенством своей личности Христос показал людям, что, достигнув её — то есть исполнив конечный замысел Творца,— человек откроет ею, как ключом, дверь в высшие духовные Божественные миры. И тогда ему, подобно Христу, станут подвластны не только земные стихии, прозрения и воскрешения мёртвых, но и величайшая из всех тайн мироздания, которую принёс Христос Своим Воскресением,— тайна бессмертия!
Идеал Красоты Христа должен спасти (и уже спасает) людей: и не только в религиозном смысле, то есть от греха и от смерти, но и в обычном земном смысле, который прежде всего имел в виду Достоевский, говоря, что «жизнь задыхается без нравственной цели», что без стремления к бесконечной красоте совершенства жизнь человека станет пустой и бессмысленной и он не сможет вынести одних только животных интересов.
Носителем этой высшей идеи человечества, которая есть одновременно и единственный залог его спасения, Достоевский считал православный русский народ, выбравший Христа как идеал Красоты и Справедливости всей своей многострадальной историей. И потому главное предназначение русского народа в судьбе всего человечества он видит в том, «чтоб сохранить у себя божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придёт время, явить этот образ миру, потерявшему пути свои!». Эту мысль Достоевский считал последним словом своих убеждений.
И от этой своей мессианской роли Русский Народ не только не должен, но и не может отказаться, поскольку связь его с верой в Христа, с православием настолько глубока, настолько нерасторжима, что, если в нём «кончится вера во Христа, кончится и русский народ».
Достоевский верит, что «наша вечно созидающая Россия», которая «одна… живёт не для себя, а для мысли», и готовит всему миру обновление через русскую мысль; и что русский народ несёт «миру единственное, что мы можем дать, а вместе с тем единственно нужное: православие, правое и славное вечное исповедание Христа и полное обновление нравственное его именем».
И если весь мир, приняв Красоту Христа за идеал, поставит своей целью воплощение Её в истории, то мир будет Ею спасён. Отсюда величайшая задача каждого человека — уподобиться Христу, или, если перевести эту мысль на язык русского богословия, стать святым. Красота Христа, как бы говорит нам Достоевский, не есть только спасающая людей от ненависти друг к другу красота, но и красота, творящая совершенного человека, который и есть цель Жизни, цель Бытия!
«Я сложил себе символ веры, в котором всё для меня яс
но и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной».
«Стремитесь всегда к самому высшему идеалу! Разжигай
те это стремление в себе как костёр. Чтобы всегда пылал душевный огонь, никогда чтобы не погасал! Никогда». //https://mybiblioteka.su/3-95644.html
Полностью статью автора читайте здесь: Михаил Фырнин. «Красота спасет мир». С. 8-20.// Собрание мыслей Достоевского / Сост. и авт. предисл. М.А. Фырнина; ил. И.С. Глазунова. — М.: Изд. дом «Звонница-МГ», 2003 — 640 с.
(На мой взгляд, в этой краткой статье заключена вся соль Послания Достоевского.)
__________________________________________________
Бесспорно, русскую культуру и литературу нельзя представить без феномена Достоевского, в исследовании души человеческой которому, пожалуй, нет равных. Достоевский — философ дуальности. Религиозный философ нравственности и Красоты Христа (христосознания) как идеала жизни.
С земным Юбилеем, 200-летием со Дня Рождения Вас, Федор Михайлович! Низкий Поклон! Аминь …………
Н.Шлемова
P.S. Нельзя быть русским человеком, носителем русского языка и ментальности и не прочитать Пятикнижие писателя. Пятикнижие Ф. М. Достоевского — это пять великих книг Ф. М. Достоевского. Исследователи включают в пятикнижие романы: “Идиот”, “Братья Карамазовы”, “Бесы”, “Подросток”, “Преступление и наказание”. Каждая из этих книг была создана Достоевским во время депрессий и переживаний.
https://citatnica.ru/citaty/izvestnye-tsitaty-dostoevskogo-300-tsitat
Купить книгу можно здесь, к сожалению, в интернете она не выложена.
Аннотация к книге «Собрание мыслей Достоевского»
Многие писатели, философы, поэты пытались проникнуть в тайну человеческого бытия. Федору Михайловичу Достоевскому (1821 — 1881) удалось подойти к ней ближе других. Это показывает данное собрание мыслей великого русского писателя, представленных в виде текстов-цитат из его художественных и публицистических произведений, критических статей, писем, черновых записей, а также мемуаров разных лиц. Ни в одной из ранее вышедших книг о писателе взгляды Достоевского-мыслителя на миссию русского народа в истории, на европейскую цивилизацию, православие и католицизм, социализм и коммунизм, проблемы русского общества и всего человечества в целом не были собраны в такой полноте. Вот почему она может служить не только интересной книгой для чтения, но и своеобразной энциклопедией мыслей Достоевского для многих читателей.
Составитель Михаил Андреевич Фырнин
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/733111/?p=2155&admitad_uid=738b7c6d46dec60e39632f7782af2e25&publisher_id=987403