Уважаемые читатели! О русской духовности до 19-го века, о идейных спорах славянофилов и западников, о Русской идее и эволюции отечественной философской мысли читайте здесь:
Раздел 6. Русская классическая философия XIX века.
Стр. 257 — 388.//Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности, изд. 2-е, дополненное: Учеб. пособие для вузов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 608 с.
Или читать книгу онлайн: https://studfile.net/preview/3602202/
*************************************************
ПРИЛОЖЕНИЕ
Н. К. Рерих
Шовинизм
Шовинизм – очень опасная эпидемия. К прискорбию нужно сказать, что и в наш цивилизованный мир эта болезнь распространяется по миру яростно. Постоянно вы можете слышать из самых различных стран, что национализм понимается в виде шовинизма. Всё и доброе и худое прежде всего отстукивается в области культуры. Так и в данном случае национализм, понимаемый в виде шовинизма, прежде всего отражается в искусстве и в науке и приносит с собою не рост, но разложение. Постоянно приходится слышать о том, что в той или другой стране должна быть какая-то своя культура, отличная от всех прочих, должно быть какое-то своё ограничительное искусство и какая-то своя особенная наука. Точно бы искусство и наука могут отойти от всечеловечности и замкнуться в предрешённые, узкие рамки. Спрашивается, кто же такой будет брать на себя эти предрешения? Кто же во имя какой-то мёртвой схоластики может лишать искусство и науку их живых, неограниченных путей?
У русских всегда было много недоброжелателей. А между тем именно в области отношения к шовинизму Русь могла бы дать много прекрасных примеров как из прошлого, так и из ближайшего времени. Вспомним, как доброжелательно впитывала иноземные достижения Киевская Русь, затем Москва и всё послепетровское время. В Московской Третьяковской галерее имеется и иностранный отдел. Собрания Щукина, Морозова, Терещенко, кн[ягини] Тенишевой и всей блестящей плеяды русских коллекционеров имели превосходные произведения иностранного искусства. Никто не сетовал на них за это, наоборот, все радовались, что таким путём молодые поколения даже и в пределах своей Родины имеют возможность знакомиться с лучшими иностранными достижениями. При этом можно было видеть, что русскость нашего искусства вовсе не страдала от такого обилия иноземных образцов.
Там, где сильна сущность народа, там нечего беспокоиться об угрозе подражания или обезличивания. Там, где живёт строительство, там все примеры и все пособия будут лишь желанною помощью. Здоровый организм переварит всё новое и даст своё выражение души своего народа. Шовинизм будет лишь знаком позорной боязливости или зависти. Кроме прискорбных знаков шовинизма сейчас замечается и эпидемия переименований. Только что исчез Сиам и появился для удлинения Маунг-Тай. При этом указывается, что «Сиам» есть слово иностранное и потому должно быть заменено. Не знаем, на каком именно иностранном языке «Сиам» имело своё значение. Может быть, в наименовании Маунг-Тай скрыты какие-то магические созвучия и они помогут быстрому и прекрасному росту этой древней страны? В таком случае мы даже перестанем жалеть всех школьников, которым по неизвестным для них причинам приходится переучивать многие названия. А географические карты по нынешним временам должны перепечатываться почти ежегодно. Кто знает, может быть, и Греция задумает переименоваться в Элладу. Если такое переименование обнаружит в Греции философов и художников, равных её классическим прообразам, тогда пусть вместо Греции будет Эллада. А школьники могут поднатужиться и заучить и это переименование.
Если переименования происходят от какого-то своеобразного шовинизма, тогда они были бы одним из самых грустных явлений нашего века. Конечно, при римлянах Париж назывался Лютецией, и многие английские города имели римские наименования. Но нельзя же себе представить, что в силу каких-либо желаний Париж исчезнет и заменится или древне-галльским словом, или каким-то неожиданно современным. Не будем думать, что эпидемия переименований тоже является каким-то особым видом опаснейшей болезни человечества. По счастью, слово «шовинизм» никогда не было почётным. Так же точно алкоголизм или наркотизм и всякие другие «измы» не произносятся с восторгом, а если и говорятся, то с каким-то явным или тайным устыжением. Интересно бы припомнить, при каких именно обстоятельствах и кем именно изобретено слово «шовинизм». Мы слышали, что и гильотина была изобретена ради милосердия. Шовинизм был изобретён ради мирового торжества культуры?!
3 Июня 1939 г.
**************************************************
Приложение 2.
1. Антология мировой философии. В 4-х томах. – М.: Мысль, 1969–1972.
Т. 1, Ч. 1. http://cxyshadr.ru/uploads/file/sharko/antologiya_fil..
Т. 1, Ч. 2. http://cxyshadr.ru/uploads/file/sharko/antologiya_fil..
Т. 2. http://www.mts.edu.27.ru/biblio/Phil/colection/pdf/19..
Т. 3. http://mts.edu.27.ru/biblio/Phil/colection/pdf/1971_a..
Т. 4. http://www.mts.edu.27.ru/biblio/Phil/colection/pdf/19..
2. П.В. Алексеев, А.В. Панин. Философия: Учебник. – М.: Проспект, 2003.
http://lib.maupfib.kg/wp-content/uploads/2015/12/filo..
http://www.studfiles.ru/preview/2782350/
P.S. Тело ума — слабое место у русских…потому, налегаем на изучение мировой философии — первоисточников. (Н.Шлемова)
**************************************************
Приложение 3.
«Платон говорит, что мы одновременно смертны и бессмертны — и он прав»: интервью с философом Романом Светловым о том, чему сегодня можно научиться у античных мыслителей
Чем современность похожа на переломную эпоху I века до н. э и I века н. э., почему платонизмом в наше время увлекаются даже бизнесмены и как собрать себя с помощью античной философии? Эти и другие вопросы «Нож» обсудил с Романом Светловым — профессором, философом-антиковедом и сооснователем Санкт-Петербургского Платоновского философского общества.
— Наше интервью отчасти автобиографическое, поэтому давайте начнем с ваших самых ранних воспоминаний: как вы впервые увлеклись Античностью?
— Я хорошо помню, когда у меня что-то словно щелкнуло в голове. Это была осень 1969 года. Мне было шесть лет, я пошел в первый класс и той осенью осенью отец привел меня на фильм Рудольфа Мате «Триста спартанцев». Это американский пеплум 1962 года, но у нас его показывали в 1969-м. Тогда то я и заинтересовался Античностью. Отец мой, Светлов Виктор Георгиевич, был, как говорили в советское время, сознательным рабочим, имел огромную библиотеку, которую я храню до сих пор. Он приручил меня к чтению, поэтому с самого детства я искал книги, оформлял вместе с ним подписки, выстаивал во всевозможных очередях. В первом классе я прочел «Легенды и мифы Древней Греции» Куна, потом стал читать Геродота, чтобы узнать, что все-таки на самом деле случилось с тремястами спартанцами, и «Илиаду».
Философией в школьном возрасте не очень интересовался. В первую очередь меня интересовала античная история. Мне очень хотелось стать археологом, поэтому я хотел поступить на кафедру археологии, но там был совсем зашкаливающий конкурс. Поэтому я попробовал поступить в ЛГУ на кафедру истории Греции и Рима к Эдуарду Давидовичу Фролову. Но не поступил.
— Не сдали экзамен?
— Да, получил за сочинение двойку.
— Тему сочинения помните?
— Нет, из-за стресса не запомнил. Но поскольку я закончил школу в 17 лет, до армии у меня был год, и я работал техником в Геологоразведочном институте на Литейном — том самом, который в Западной Сибири в 70-х нефть открыл. Долго думал, решил поступать на философский, что в следующем году и сделал (приказ о зачислении вышел на сутки раньше повестки из военкомата). Учился там с 1981-го по 1986 год.
— Кто из учителей больше всего повлиял на вас?
— Как я уже сказал, во многом меня воспитал и привил любовь к истории отец. Школьный учитель истории Николай Николаевич тоже этому поспособствовал. Что касается университетских лет, по многим из нас прошелся, как на танке (в хорошем смысле!), Евгений Семенович Линьков. Его годичный курс по немецкой классической философии был фундаментальным испытанием на прочность. При этом человек он был очень открытый, доброжелательный.
Курс по античной философии, который в советское время обычно заканчивался Аристотелем, в 1982 году нам читала Комарова Вера Яковлевна. Возрождение и Новое время — Константин Андреевич Сергеев, профессор великой кафедры истории философии 90-х. Про неоплатоников и Средние века он тоже рассказывал. Очень интересным мыслителем был, увлекался Хайдеггером.
С кафедры социальной философии меня многому научил Константин Семенович Пигров — умнейший, тонкий преподаватель, умеющий развивать в студентах творческое начало. «Моей» же кафедрой — истории философии — заведовал Юрий Валерьянович Перов, великолепный знаток истории мысли, социальной мысли в том числе. Он очень повлиял на меня с общей жизненной точки зрения.
— Можете вспомнить что-нибудь из лекций Линькова?
— Он хорошо характеризует ту эпоху. Евгений Семенович был, что называется, свободомыслящим человеком, но время было еще не «горбачевское», поэтому говорил он так: «Если не будете знать Канта, получите тройку. Но если не будете знать Маркса, то двойку». Манера ведения занятий у него была занимательная: он ходил и равномерно позвякивал связкой ключей, будто совершая какой-то шаманский ритуал. Голос у него был как у Высоцкого, что еще больше завораживало слушателей. Казалось, вот оно, именно сейчас свершается что-то таинственное и мироустроительное!..
В то время еще можно было курить на занятиях — он курил исключительно «Беломорканал».
Его лекции были фундаментальным вызовом представлению о философии, разделяемому большинством современных философов (если не брать мыслителей гегелевского типа), а именно философии как некой описательной деятельности. Линьков же, вопреки всему, стремился к аналитике, к жесткому аналитическому подходу во всем, пусть это и была аналитика спекулятивно-гегелевского характера, а не то, что мы сейчас понимаем под аналитической мыслью.
— Каких иностранных авторов вам удавалось тогда читать?
— Были классические тексты, например, книга М. А. Кисселя о Сартре. Из-за нее все увлекались Сартром и то, что было издано на русском, читали. Наш факультет формально был идеологическим, студенты делились на две группы: философы и научные коммунисты. Я был философ. Зато у нас имелись преференции в Горьковской библиотеке — например, мы могли спокойно брать Ницше.
В ИНИОНе крупные специалисты составляли реферативные сборники по наиболее современным публикациям. Всё, что могли достать, читали. По какой-то едва различимой копии книги Пиамы Павловны Гайденко «Экзистенциализм и проблема культуры: критика философии М. Хайдеггера» знакомились с Хайдеггером. Про постмодерн мы ничего не знали. Конечно, еще в школе я читал роман Робера Мерля «За стеклом» про студенческий бунт 68-го в Сорбонне. Но Деррида и Делеза в студенческие годы не знал. О них начали говорить только во второй половине 1980-х.
— Деррида приезжал потом.
— Да, аудитория была забита, слушателей набралось человек 150. Деррида действительно шоумен — опять же, не в ругательном смысле слова. Насколько помню, вроде бы Сергей Курехин стоял в аудитории и держал осветительный прибор. Встреча была интересная, но похожая на перформанс.
— Ваша диссертация посвящена неоплатонизму. Как вы пришли к этой исследовательской теме?
— Признаюсь, когда я выбирал эту тему, я не был каким-то большим знатоком неоплатонизма. Но он меня жутко интересовал, потому что был мало изучен. Были какие-то отдельные переводы Плотина и Прокла, все читали «Историю античной эстетики» Лосева, особенно про поздний эллинизм и последние века Античности. Кое-что можно было найти в дореволюционных изданиях в библиотеках. В остальном неоплатонизм оставался еще неоткрытой темой.
Во-вторых, это было начало девяностых, тогда изменилось отношение к христианству и, соответственно, к христианской интеллектуальной традиции и ее историческому контексту. Частью этого контекста был Плотин и неоплатонизм. Всё это как-то соединилось вместе. Ну а в формулировке темы помог Константин Андреевич Сергеев, который был моим научным консультантом.
— Насколько оправдан термин «неоплатоники» — ведь в Античности его не существовало?
— Мы живем в постструктуралистскую эпоху, борьба с терминологическим фетишизмом является в ней модным трендом. Постоянно деконструируются целые ряды концептов, посредством которых описывалось прошлое, и неоплатонизм вполне может оказаться очередным таким концептом.
Впервые это понятие встречается в XVIII веке у британского мыслителя Якоба Брюкера — правда, он так называл тех, кого сейчас мы называем неопифагорейцами. Затем Шлейермахер провел различие между Платоном и его позднеантичными интерпретаторами. И где-то с середины XIX века термин «неоплатонизм» закрепился у немцев.
Конечно, это совсем не античное понятие, но, на мой взгляд, оно достаточно удачно схватывает определенный период античного платонизма. Мы видим Платона и Древнюю Академию, затем скептическую Академию, далее эклектический средний платонизм и, наконец, неоплатонизм, когда платоновские тексты постепенно начинают восприниматься как боговдохновенные.
Эта тенденция прослеживается еще у Антиоха Аскалонского (I век до н. э.). Но только Плотин, а потом Ямвлих (главным неоплатоником с точки зрения формирования специфического дискурса неоплатонизма был именно Ямвлих, а не Плотин) стали рассматривать тексты Платона как учебники жизни. Диалоги Платона становятся текстами, позволяющими читателям собирать себя перед ликом Единого и многочисленных античных божественных сущностей, объектами фукианской практики себя. Само чтение этих текстов становится практикой себя.
— Неоплатонизм — это всё еще античная философия или она принадлежит уже последующей эпохе?
— Безусловно, античная. Плотин в ней главная фигура, с которого началось чтение платоновских текстов как практика себя. А дальше, начиная с Ямвлиха, эта практика уже дополняется разного рода белой магией и прочим.
— Раз мы заговорили о поздней Античности, как вы относитесь к фигуре Юлиана Отступника?
— Страшно интересная фигура! Еще в аспирантской молодости я прочел роман Мережковского, посвященный Юлиану, а в начале 90-х и Гора Видала. Это харизматический, творческий и вместе с тем истерический человек — поскольку человек творческий вполне может быть истерическим. Фанатичный утопист, который не просто формировал утопию, но пытался воплотить ее в жизнь здесь и сейчас, уверенный, что им движут боги. В своих письмах он буквально так и пишет: всё благое, что я делаю, проистекает не от меня, а от богов. Такой человек не мог не надорваться — и он надорвался. Понятно, что его убили, но в каком-то смысле его кончина напоминает смерть Александра Македонского. Они вообще похожи друг на друга.
— В чем основное отличие эпохи неоплатоников от предшествующей?
— О самом фундаментальном я уже сказал: поменялось отношение к тексту Платона. Для третьего поколения неоплатоников это уже боговдохновенный текст, а сам Платон становится θεῖος, божественным. Из платоновских диалогов, Халдейских оракулов и орфических поэм складывается Писание неоплатоников.
Стиль мышления приобретает экзегетический, комментаторский характер. Отныне суть бытия ищется не в интеллектуальном поиске, не в беседе и не в аристотелевской βίος θεωρητικός. Она уже записана, а наша задача — только понять ее. Доминирование этого стиля открывает дорогу к средневековой философии.
Взгляните на платоновского Сократа. Конечно, он аскет, но аскет специфический. Он упражняется прежде всего в философии. Мыслители же наподобие Плотина или Юлиана совсем другого типа. Это Античность, но уже средневековая.
— То есть эта эпоха находится на стыке времен.
— Видите, мы с вами говорим «на стыке», потому что привыкли разделять всю историю на три периода: Античность, Средние Века и Новое время. Если мы переносим эти периоды на историю Китая, Индии или Африки, это критикуется как европоцентризм. Точно так же наложение этой модели на позднюю Античность можно назвать модерноцентризмом. Ведь на самом деле ситуация гораздо сложнее. Быть может, когда-нибудь нам удастся найти более удачные хронологические рамки и описывающие их термины.
— В своих лекциях вы отмечаете параллели между современностью и переломной эпохой I века до н. э и I века н. э. В чем именно заключаются сходства, на ваш взгляд?
— Об этом можно долго рассуждать, я постараюсь выделить два момента. Во-первых, наша эпоха переломная, потому что эпоха модерна, продолжившаяся постмодерном (считаю его продолжением модерна), уже закончилась. Рождается что-то совершенно новое. Это хорошо видно по политической сфере — мы сейчас уходим от европоцентризма.
В античности в обозначенные века на территории Римской империи появляются новые народы, зачастую посредством диффузии через ее границы. То же самое происходит сейчас и в нашей ойкумене. Я говорю даже не о многочисленных переселенцах и мигрантах в Европе, а об актуализации для нас происходящего в Бразилии, Южной Африке, Иране, Индии, Китае. Процессы, протекающие сегодня в этих областях, становятся всё более важны для людей, живущих в других регионах.
Во-вторых, фундаментально меняется дискурс — это можно заметить уже по постмодерну. В методологии теперь «всё идет в дело» — своего рода эклектизм как стиль мышления. Для меня это не ругательное слово, потому что схожий эклектизм породил неоплатонизм и христианское богословие. Я не утверждаю, что сейчас родится какая-то новая религиозная философия, но эклектизм всегда что-то порождает — кто знает, какую форму он примет.
— В начале ХХI века огромную популярность обрели эллинистические философские школы. Ежегодно выходит множество книг формата «Как быть стоиком», «Как быть эпикурейцем», «Как быть перипатетиком» и т. д. Как вы считаете, с чем связан этот повышенный интерес к эллинистической философии?
— Думаю, интерес к эллинизму связан с тем, что оказались сбиты наши жизненные ориентиры. Современный человек со всем его поклонением успешности, эффективности и технологиям находится в подвешенном состоянии — он не понимает, как жить. За последние годы реальность очень сильно поменялась — взять хотя бы рождение цифровой реальности, которой не было еще совсем недавно. А чему учат эллинистические школы? Тому, как жить. Это в первую очередь моральная философия. Все остальные ее подразделения обслуживают этику.
Во-вторых, эллинистические школы были принципиально антиидеалистичны. Им было свойственно недоверие к идеализму и идеологиями. Это тоже вызывает интерес к ним в наше время.
Сегодня проводятся международные конференции по философской практике. С чем это связано? Полагаю, философы заново осознают следующий факт: философия в Античности претендовала на статус терапии. Потом этот статус был освоен христианским клиром. В XIX—ХХ веках его успешно присвоила себе психология: психотерапия и психоанализ. «Что-то у меня в жизни не так. Я неуспешен», — говорит сегодня себе человек и идет к психотерапевту. И психотерапевт делает из него комфортного для общества человека, не решая никакие внутренние проблемы и выступая наемный работником, обеспечивающим общественное спокойствие.
Пусть психотерапевты не обижаются, но это так: они занимаются в том числе тем, чем должны заниматься философы.
Сегодня философы начинают вспоминать, кем они были когда-то, и развивать практическое движение. На Западе это уже работает: там к философам за консультацией приходят люди, у которых трое детей, две машины, хорошая работа, им 40 лет — но чего-то не хватает. Им предлагают широкий ассортимент философских точек сборки, способов собрать себя. Одним оказывается интересен гегелевский, другим хайдеггеровский или платоновский вариант. И тогда у человека появляется смысл в жизни, который меняет его.
Даже в нашем платоновском движении есть коллеги от бизнеса, которым интересно собирать себя через платонизм. Кроме того, обучаясь мыслить философски, ты в состоянии видеть материальные перспективы, сознание становится более подвижным. Они приходят не ради этого, но такой побочный эффект имеется.
— Может ли платонизм быть практической философией сегодня?
— Мне кажется, да. Собственно, все тексты Платона о том, как выстраивать себя. Точно так же, как мы наращиваем мышцы, занимаясь определенными упражнениями, мы можем выстраивать свои дискурсивные и когнитивные способности, занимаясь диалогами Платона. Не чтением учебников о них, а именно работой с диалогами. Они имеют перформативный характер.
Конечно, Платон идеалист, но совсем не такой, каким его обычно представляют. Из его текстов на выходе могут быть самые разные результаты: у его ученика Спевсиппа — одна философия, у Ксенократа — другая, у Аристотеля третья. В скептической Академии Платон скептик, у неоплатоников догматик, указывающий на небеса. И сегодня ведь тоже Платона читают совершенно по-разному. Есть штраусианский подход, есть драматический, а порой, когда они скрещиваются, получается Платон-постмодернист.
— Могут ли коучи использовать платонизм для обучения успешности, как пытаются сегодня использовать стоицизм?
— Нет. Если мы с вами хотим заниматься философией и помочь людям разобраться с тем, как жить, в первую очередь следует забыть об успешности. Успешность — это фетиш и идеология современности, которая губит всё остальное. При чем здесь успешность, если, занимаясь философией, вы просто начинаете жить по-настоящему? Это не значит, что человек отправится в деревню пасти коров, почитывая на планшете Платона. Кем бы вы ни были, будь то бизнесмен, преподаватель, студент, математик или домохозяйка, с помощью философии вы обретете настоящую жизнь. Потому что мысль — это высшая форма жизни. Всё напрямую связано с ней.
— В одной из статей вы писали, что метод Сократа во многом скептический. Каким образом Платон сочетал этот скептицизм с познаваемостью идей?
— Прежде всего, Платон, в отличие от Аристотеля, не был догматическим мыслителем и доктринером. Конечно, без него не было бы философской рациональности. Однако внимательное чтение текстов Платона приводит нас к выводу, что даже если мы находим в них описание какой-либо онтологической или антропологической структуры, то за ее описанием всегда стоит что-то еще. И сам Платон понимает это и не воспринимает как недостаток своего текста.
Платоновская диалектика смотрит на предмет с разных сторон. Это одновременное рассмотрение предмета с разных точек зрения (а не снятие в неком определении) является неотъемлемой частью философского поиска. Поэтому идеи и существуют отдельно от вещей, и не существуют отдельно от них, единое едино и одновременно множественно, многое множественно и одновременно едино. Душа соткана из тождественного и иного, причем демиург всё это смешал, совершив определенное усилие. Эрот в «Пире» — дитя богатства и нужды, он богат и в то же время беден.
— Напоминает Гераклита.
— Платон действительно в каком-то смысле близок к нему. Говорят, он взял у Гераклита учение о становлении. А он не его взял, а собственно то, что мы сейчас называем диалектикой. Только она и позволяет схватить сущность вещей, потому что они таковы на самом деле. Платон говорит, что мы с вами одновременно смертны и бессмертны — и это так и есть.
Здесь не идет речи о каком-то противоречии, потому что не вводится некого внешнего критерия или обязательства непротиворечия. Это другой тип мышления, которое не является дефинитивным. Оно позволяет соединить сократовский поиск, элементы скептицизма и учение об идеях.
— Вы один из основателей и председатель Платоновского философского общества, основанного в 1993 году. Какие выступления и конференции, организованные в рамках этого общества, запомнились вам больше всего?
— Важное мероприятие было в Москве в сентябре 2012 года, прошедшее в РГГУ. Это была очень интересная, консолидирующая трехдневная конференция. Именно она легитимировала новые переводы Платона на русский язык. С тех пор мы издали уже четыре диалога, зимой или весной выйдет еще одна книга с двумя диалогами, скоро начнется работа над переводом «Тимея». Переводят самые разные специалисты — и питерские, и московские, и новосибирские.
Другая знаковая конференция прошла в СПбГУ в июне 2015 года. Нам тогда удалось привезти представителей трех способов чтения Платона. Вообще существует четыре наиболее значимых в мире подхода: эволюционистский (сначала Платон был сократиком, потом пришел к теории идей и т. д.); драматический, рассматривающий Платона в первую очередь как литератора; аналитический; и тюбингенский, предполагающий эзотерическое учение Платона. Отдельная тема — институциональный подход, отстаиваемый Ю. А. Шичалиным.
Так вот, к нам приехал американский представитель драматического подхода Джеральд Пресс, мой старший товарищ из Канады Томас Робинсон, принадлежащий к эволюционистам, и тюбингенец Томаш Cлезак. Мы столкнули их троих в одной аудитории, она была битком забита. Потрясающие выступления были. Все эти лекторы вошли в редакционную коллегию нашего журнала «Платоновские исследования» и помогают нам с подбором материалов для него.
И в августе 2018-го в РГПУ прошла самая крупная конференция по платонизму в России — а может, и по античной философии в целом. Мы проводили ее совместно с Международным Платоновским обществом, приняли участие более тридцати иностранных коллег. Вот три ключевых мероприятия.
— Вы не только философ, но также автор художественных романов на исторические темы. Как вы пришли к писательству?
— В юности я хотел стать историческим писателем. Почему я думал пойти на исторический, а в результате поступил на философский? Нужно ведь быть умным писателем, решил я, поэтому буду заниматься античной философией. Первая книга у меня вышла в 1989 году — с повестью «Катул из Гиппона» и рассказом «Легенда о Тевтобургском лесе». На протяжении девяностых и нулевых вышло еще несколько книжек, последние новеллы в сборнике «Город и мир» в 2008 году: «Харуки Мураками умер в гостинице „Англетер“» и «Трусливый Бодхисаттва». Эти произведения мне нравятся больше всего. После них ничего художественного я практически не писал.
— Что сами читаете на досуге из художественной литературы?
— Когда я в последние годы работал директором Института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена, у меня был специфически выстроен рабочий день — постоянная административно-академическая деятельность, от которой хочется отвлечься. Поэтому я читаю много научной фантастики. Фэнтези не читаю. Хотя Толкина и тех, кто был после него, я, конечно, прочел в девяностых, когда издательство «Северо-Запад» печатало фэнтези в промышленных масштабах.
Очень люблю Филипа Дика, хотя его произведения не назовешь science fiction — скорее, это madness fiction. Он мой любимый автор, начал читать его еще в молодости в самиздатовских переводах. В конце 2000-х я обнаружил, что научная фантастика никуда не делась, она продолжает развиваться. Как раз когда ехал на встречу с вами, читал Existence Дэвида Брина, очень интересная книга. В какой-то момент мое увлечение научной фантастикой даже позволило начать читать лекции о ней. Например, в позапрошлом году в Открытом университете я прочел лекцию «Теология и твердая фантастика». А совсем скоро прочту в Университете Великого Новгорода четырехдневный курс, посвященный культуре и воображению, в том числе фантастике как форме самоидентификации.
— Ваш сын — основатель культовой альт-метал-группы Amatory. Ходили на их концерты?
— Я дитя рок-н-ролла: 70-е годы, подпольные пластинки, «рок на костях» и т. д. Моя двоюродная сестра живет во Франции и привозила нам западные пластинки. Увлечение рок-н-роллом передалось и сыну: быть может, когда-нибудь он будет давать интервью и упомянет, как на него повлияла группа The Who.
Я давно не был на концертах сына, но в нулевых, конечно, неоднократно ходил на Amatory с друзьями-профессорами, и мы там отжигали. Даже несколько нынешних заведующих кафедрами из разных вузов ходили. Тяжелый метал все-таки не совсем мое, но я, естественно, горжусь сыном и тем, как он играет.
— Великий русский антиковед Фаддей Францевич Зелинский говорил, что Античность — это не норма, а семя. Какими идеями, на ваш взгляд, Античность готова оплодотворить XXI век? Чему нам стоит поучиться у людей Античности?
— В свое время классический филолог Ульрих фон Виламовиц высказал примерно такую мысль: «Если хочешь хорошо знать собственный язык, изучи мертвый язык». Ее можно развить: если хочешь понимать самого себя себя, изучи культуру, которая была совсем другой. Это большой урок.
Мы уже критиковали современные представления об эффективности. В Греции тоже были периоды, когда успешность становилась параноидальной нормой. Например, Афины эпохи Перикла, когда появились софисты, которые были среди прочего и учителями социальной успешности. Реакцией на это был платоновский Сократ, который говорил: постой, подумай, нужно ли тебе это? Нужно ли тебе бояться, если у тебя этого нет?
Ведь самое главное в нашей жизни — то, чего мы боимся. И больше всего мы боимся воображаемой реальности. Умению избавиться от этих страхов учила античная философия в целом и эллинистическая в частности.
Античные философы, от Сократа до Марка Аврелия, осуществляли постоянную работу над собой. Ими двигало желание жить осознанно: понимать, что ты делаешь, зачем делаешь, чего ты изменить не способен, но должен стремится к этому. Осознание принципиальной незавершенности своего бытия порождает потребность постоянно собирать себя — ведь иначе нас будет собирать другой.
В платоновском «Софисте» чужеземец говорит Теэтету: вы наконец-то дошли до того, чем должны заниматься истинно свободные люди. Античная философия несет в себе семя свободы. Свободы, позволяющей собирать себя ради других, ради тех, кто должен стать целью, а не средством.
Шовинизма нет там, где есть философская мысль. ✋
О Ницше…. https://proza.ru/2015/06/04/1522 / НАШ
ФИЛОСОФИЯ как творчество, а в иных случаях, и как спасение души:
https://proza.ru/2016/04/09/1385 …. 🙂
_________________
Невозможно стать интеллектуалом, не пройдя через Платонический дискурс. Школа Платона учит мыслить. Мыслить из источника Души. (Н.Шлемова)
PS.
Ни одна философская система не может считаться законченной. Ни одна. Это бы означало конец мысли. Смерть философии. Философский тупик. 🙂
НАШ
+ См.: http://jezmmm.ru/meta/shlemovana/2020/08/16/l-n-tolstoj-o-neprotivlenii-zlu-nasiliem/
_________________________
++ http://jezmmm.ru/rus/shlemovana/2022/03/20/grigorij-yavlinskij-za-to-chto-delayut-s-ukrainoj-neset-otvetstvennost-rossijskoe-obshhestvo/#comments с дополнениями в комментариях…
На этот час в ЖЕЗ: 916 публикаций, 2 602 комментария.
Только вперед! АУМ! 🙂
NATO, нацики и шовинизм. Проханов выступал вчера. Обьяснял сложившуюся ситуацию происками НАТО. Отодвигает организацию эту в прошлое, конечно, под другими именами: Тевтонский орден, Наполеон, Гитлер. НАТО в 1991 году захватило СССР, обьединило Германию, уничтожило организацию стран Варшавского Договора, уничтожило Советскую Армию, ВПК, культуру, образование. Все — через министров Гайдара… Всюду НАТО. НАТО » тех лет», сегодняшних и, возможно, будущих. Если … Если не противопоставить ему свои решительные действия. Как в Приднестровье, Приштвине, Сирии, Крыму, Новороссии… И в других местах. И , по Проханову, частью нашей истории является » русский код». Некая Сущность, мало нам понятная. Вызволяющая русских из смут, бед, кризисов. Код- как спасение, инициатор на достойный отпор. Проявлялся в Иване Сусанине и в капитане Тушине, В Багратионе, а потом- в Матросове, Жукове. В десантниках шестой роты ВДВ, в Евгении Родионове. Код- как Спасение? Или как попытка восстановления империи? Как одобрение спецоперации? … Давным давно нас, старшеклассников, водили на обязательный просмотр документального фильма супругов — немцев Торднайк. Фильм » Русское чудо» начала шестидесятых годов — волнующий показ массового реального героизма советского народа , спасшего мир от фашизма. Никакого волшебного кода там не было. Определенно присутствовал русский дух, победительный, справедливый. Есть ли он сейчас? Вопрос для каждого думающего русского человека.
Александр Сиротин
Восток знал: победивший себя, восстанет победитель. Но нам это не подходит, легче побеждать других, чем работать над собой, менять внутреннюю политику.
Сегодня с химерами сражаемся, трансмутируя низшие энергии индивидуального и коллективного сознания, «нацики» — зеркалят наши кровные леворадикальные проблемы, наш крен в левый крайний национализм. Разве невидно? Код, в сегодняшнем контексте: одобрения войны, оправдания агрессии — имперская амбиция. «Особость» — амбиция; всё насилье от бессилья.
К Синтезу, к здоровой интеграции оказались неспособными современные россияне. Вырождение нации вижу я на месте «кода»… мутировал дух, да. В код мутировал. Закодированность тотальной пропагандой федеральных каналов. Печаль. Отсев идет. Везде по миру.
Водораздел в нашем обществе прошел: за и против войны, а не «спецоперации». Между путинистами/сталинистами и независимыми гражданами.
В нашем коде слишком много жестокости оказалось, генетического сталинизма: доносы и вражда. Наш код — нетерпимость. Русский раскол.
Интеллигенция как слой — тю-тю…девальвировалась вся и уничтожена была.
Заявления Путина о денацификации и демилитаризации Украины я бы применила в первую очередь по отношению к РФ, так будет честно и объективно. Буква Z в контексте «спецоперации» означает ни что иное, как русский нацизм.
А дурьё «гордится тем, что происходит в нашей стране».
…я не удивлюсь, если сбудется пророчество о том, что на карте мира не осталось России.
НАШ ✝ ☯ ❤
https://www.yavlinsky.ru/article/rossiya-sovershaet-samoubijstvo/
«Россия совершает самоубийство» — Григорий Явлинский, 25.03.2022
А от Проханова и иже мне, простите, давно тошнит. От всех беременных мертвой империей. Прошлое. Реакция.
Старый мир сыпется повсеместно.
Новый Мир ничего общего с империей не имеет. Это реализованное Братство Людей в Духе.
TIME — Deep Space Ambient Music Mix | Beautiful Relaxing Ambient Music Mix
https://www.youtube.com/watch?v=FSr0o0d97Gw
Поднимем лучше вибрации!..
Примите в сердце Новый Мир и Вечность
Юрий Авдеев 2
Наша планета Земля и всё человечество в настоящее время совершают
уникальный и чудесный Переход на новый уровень духовной эволюции из
нашего физического мира в Новую Эру Пятимерного мира. Закончился цикл
в 25920 лет «Земля — Солнце — Плеяды», более того вся Галактика, в которой
свыше 100 миллиардов звёзд переходит в Новый 230000000 цикл вокруг
Великого Центрального Солнца. Вот почему это особый период для Земли и
всей Галактики. Ситуация на планете продолжает нагнетаться, повышается
уровень вибрации Земли космическими энергиями. И эти энергии приведут
к невозможности и бессмысленности следовать дальнейшим путём жадности,
жестокости, лжи и обмана с низкими вибрациями нашего существования. Наша
цивилизация стала сосредоточенной на удовлетворении личных интересов с
появлением миллиардеров, грабящих национальные богатства России и других
стран. Такая ситуация не соответствует космическим Божественным Планам
Преображения Земли, поэтому будет разрушена в существующем виде, всё то,
что не сможет усвоить Новое Сознание, принципы Общего Блага, Добра и
Сотрудничества. Этот процесс Преображения коснётся каждого человека на
Земле, но с разными последствиями для жизни в зависимости от состояния
наших мыслей, чувств, поступков и сердечных качеств. Практически почти
завершено разделение людей на основании космических Законов Причинно —
Следственной связи и Воздаяния.
Большинство Правителей разных стран, их окружение, руководители
судебных и силовых структур, а также ведущие СМИ с пропагандой лжи и
обмана народа получат очень тяжёлую судьбу, будут выброшены с душой
и тонкими телами с Земли в тёмный мир внутри планеты Сатурна, а
возможно и совсем аннигилированы (уничтожены все их тела). Об этом
есть информация в книге: «Уроки кармы в эпоху последнего сражения.
Послания и Веления Владык Шамбалы и Кармического Совета» — «Часть
человечества Земли попадёт в реальность внутри Сатурна в постоянной
борьбе двух олигархий — Чёрного и Белого (условно) круга. Фанатизм и
убийства являются там нормой жизни». И эта борьба и убийства людей
другой олигархии продолжатся многие тысячилетия пока не поймут изменить
своё сознание и бессмысленность такой борьбы.
Есть Послания Высшего Разума людям России и всему человечеству
с призывом изменять своё отношение к существующему миру. Люди должны
выбрать новый путь развития или прекратить своё существование на Земле.
«ОТКРОЙТЕ СВОЁ СЕРДЦЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛЮБВИ и вы измените этот мир».
К сожалению для многих людей будет странным и непонятным что дальнейшая
судьба каждого человека зависит от состояния своего сердца. Что вы
знаете о сердце кроме как «насоса по распределению крови по телу, или
когда сердце болит»?
Открыть духовный путь и повышать своё сознание можно лишь через
своё сердце. Только сердце хранит огромную, многократно превышающую ум
человека, необходимую для духовного развития информацию. Все чудеса и
все сокровища мира скрыты в глубине нашего сердца. Что же такое наше
сердце? Сердце человека является одним из самых изысканных даров Бога!
Это прежде всего энергетический центр жизни. Внутри нашего сердца есть
центральная энергетическая камера очень тонкой субстанции, окружённая
силовым полем. Эта камера отделена от материальной ткани, и никаким
зондированием её не обнаружить. Она находится одновременно в трёхмерном,
четырёхмерном, пятимерном, а у некоторых людей в ещё более высоких
измерениях в зависимости от духовного уровня человека. В этой камере
находится сердечный кристалл в виде сверкающего бриллианта и трёх-
лепесткового пламя жизни в 16мм., но может быть значительно больше у
высоко духовных людей. Эта камера соединена при помощи кристальной,
серебряной энергетической струны, проходящей через душу человека, с высшим
космическим телом человека. Эти тончайшие энергии сердечного кристалла
являются центром соединения с Божественными тонкими мирами. В сердечном
кристалле фокусируются световые космические потоки. (А в наших школах
продолжают изучать происхождение человека от обезьяны — какое невежество!)
К сожалению, у большинства людей сердечный кристалл далеко не идеален,
являясь нечётким, слабо выраженным образованием в виде энергетической
массы, посылая слабенькое излучение в пространство.
Вот такие бесформенные массы с сердце имеют многие олигархи,
миллиардеры, руководители судебной системы и силовых структур, а так же
многие ведущие СМИ через пропаганду жадности, жестокости, лжи и обмана.
Они являются слепыми в духовном отношении людьми. В погоне за богатством
и властью создающими себе будущую тяжёлую судьбу. Но до их сознания
невозможно «достучаться». Это их выбор.
Однажды в какой-то статье я прочитал о том, что во время
войны с фашизмом на поле битвы ясновидящий увидел как сотни человеческих
душ поднимаются в небо. Я вспомнил об этом когда идёт война России с
Украиной за свободу Донецкой и Луганской областей. И в этом случае
должна быть такая же картина ухода душ убитых людей в другой мир.
Для космической Иерархии и Бога Творца нашего мира в этом нет ничего
страшного. Более того, светлые души солдат уйдут в более радостный и
светлый мир Пятого измерения в новую жизнь. А вот души организаторов
этих убийств — от членов Правительства Украины и до жестоких полевых
командиров уйдут в тяжёлые условия жизни внутри планеты Сатурн. Итак,
кто -же проиграет или выиграет в этой войне? Ответ очевиден.
В книге: «Тайная Доктрина Гермеса Трисмегиста», содержание которой
приняла высоко духовный человек Татьяна Платонова по поручению Белого
Братства и Ложи Великих Учителей, есть слова обращённые к людям России
Богини Софии о Пришествии в наш физический мир Мессии, Спасителя
человечества: «О нисхождении Твоём во плоть Земную знало сердце моё.
Мощь Преображения неисповедима. Огонь, облачённый во плоть человеческую,
готов явить воотчию Великий Образ Бога Живого. Руками и ногами
человеческими желает Творить он, заполнив дыханием пламенным каждую
клеточку плоти своей вочеловеческой! Всё Творится во Имя Будущего. День
наступает долгожданный. Мессия грядёт! Силу Земли, воды и Огня
вобравший в себя, распускает чудесный бутон Духа Божественного на
Радость всем мирам, прозревающим Таинство его Пришествия. Далеко в
небесах пролегает Путь, которым шествует Спаситель Рода человеческого.
Каждый поворотный момент в Истории Развития Земли ознаменован Приходом
Великим!»
Я, Юрий ожидаю этого Пришествия Мессии, Спасителя в наш мир
во второй половине текущего 2022 года. Однако, я не могу дать гарантию что это будет точно в указанный срок, возможны какие-то изменения.
© Copyright: Юрий Авдеев 2, 2022
Свидетельство о публикации №222032100446//https://proza.ru/2022/03/21/446
Мой ответ одному корреспонденту:
Неужели ты думаешь, что для меня этот маловменяемый Ю.Авдеев — авторитет?…)) ха!
Авдеев такой же воришка, как и полковник из Челябинска, весь ченнелинг присваивает себе…дилетант, но с амбициями!))
Я дала в комменте его заметку только потому, что там о Приходе Мессии речь идет. Проверим…)))
И практически весь русский ченнелинг и всё РД встали на сторону Кремля — Пу…
Это мне о многом говорит. (((
Медиумы никогда умом не отличались.
Что касается Зеленского, он мне симпатичен, вижу, как он быстро меняется-растет, стоя на Кресте, я его крещу по ТВ.
Ом
_________________________
…https://proza.ru/2016/11/30/685
Климатическая АТАКА! Ваши видео!
https://www.youtube.com/watch?v=cNUYF1XSKpg
«Привет, друзья! Настал момент познакомиться с самыми значимыми моментами, касающимся окружающей нас природы и погоды! Как вы все понимаете, то кто-то управляет не только ветрами, но и климатическими условиями в различных уголках Земли!»
https://www.youtube.com/watch?v=KQxd23gR8E8
#ведическаяастрология #джйотишастролог #джйотиш
ВЕНЕРА В ВОДОЛЕЕ 31 МАРТА — 27 АПРЕЛЯ 2022
27.03.22.
Президент Украины Владимир Зеленский дал первое большое интервью российским журналистам с начала войны. С главой государства разговаривали главный редактор «Медузы» Иван Колпаков, главный редактор телеканала «Дождь» Тихон Дзядко, журналист Михаил Зыгарь и специальный корреспондент «Коммерсанта» Владимир Соловьев.
Во время интервью был озвучен вопрос от главреда «Новой газеты», нобелевского лауреата Дмитрия Муратова. Общение журналистов с президентом Украины проходило в онлайн-формате.
https://www.youtube.com/watch?v=HEn_52Cc6vE
Мой корреспондент мне написал сейчас :
«Надо срочно возобновить тебе ватсап и поставить телегу для переписки. Стукачи опять набирают силу….», — к стукачам мне НЕ привыкать.))
Человечеству пора осознать, что этот мир не может и не вернется к старому нормальному состоянию. Все не будет продолжаться так, как сейчас. https://www.youtube.com/watch?v=nOxGY7vfN0w
Политолог Вл.Б. Пастухов:
«Войну изобретают скромные и совсем не воинственные люди в профессорских пенсне с хорошими манерами, менеджеры и коммивояжеры с идеями, одним словом – «приличная публика», которая в обычной жизни и мухи не обидит.
Очень мощной интеллектуальной подпиткой воинствующего путинизма парадоксальным образом является русский неоизоляционизм – культурное и отчасти идеологическое движение, в реальности острием своим направленное против влияния Запада на русскую духовную жизнь (так как угрозы со стороны Востока для России изоляционисты не видят – ха-ха).
Набор идей традиционен. Русская культура уникальна и у нее особый путь. Западная культура, квинтэссенцией которой является либерализм, убивает творческую потенцию других культур, а для вечно молодой русской культуры (тысячу лет как молодая) вообще губительна. Духовное влияние Запада неразрывно связано с физическим подчинением ему, истощением и цивилизационным коллапсом. На самой своей родине либерализм находится в вечном перманентном кризисе (вот сколько существует, столько и в кризисе) и уже привел Запад к полному закату (еще сто лет назад старик Шпенглер сказал, что Запад закатился куда-то, с тех пор в России его не могут никак найти). Россия должна отвернуться от Запада и посмотреть внутрь себя, и там найти источник вдохновения для национального возрождения (ну это, похоже, получается).
Все эти тезисы по отдельности не лишены смысла, и за каждым из них легко угадывается могучий ум, произнесший их когда-то в каком-то конкретном контексте. Но собранные воедино и помещенные в контекст современности они все вместе напоминают автомат Калашникова, из которого и расстреливают отнюдь не западную культуру. Как пользуются непрофессионалы этим автоматом, мы все услышали 21 февраля 2022 года.
Хотя многие изоляционисты прямо не поддерживают восстановление советской империи и войну, они очень сочувственно к ней относятся, поскольку вектор этой войны является анти-западным и в целом совпадает с вектором их мировоззрения. Таких молчаливо сочувтвующих войне не в силу пропаганды, не потому что насмотрелись Первого канала, не корысти ради, а исключительно из-за собственных тараканов в голове, очень много, гораздо больше, чем кажется. Может быть, десятки и сотни тысяч. Их вклад в поддержку режима сегодня особенно ценен именно потому, что является следствием пусть и путанного, но осознанного выбора.
Эти люди представляют из себя коллективного Васисуалия Лоханкина. Они, конечно, в принципе против жестокостей войны, они не хотели бы бомбить Харьков и Киев, и тем более сносить дотла Мариуполь. Но, если это надо для дела, если в этом заключена сермяжная правда жизни, то тогда конечно. Утонченные умы России брезгливы, они принимают насилие как бы нехотя, с истинно христианским смирением. Но от них не дождешься христианского сочувствия к жертве, потому что они всегда пребывают в любимой своей позиции – над схваткой.
Архаичные, витиеватые воззрения русских изоляционистов многим непонятны (от слова «совсем») и на первый взгляд кажутся безобидной глупостью. Но в действительности это та самая идеологическая эссенция, которую затем на конвейере государственного телевидения разливают в бутылки с пропагандистским коктейлем Молотова. Просто первое – это идеологическая мода от кутюр, а второе – идеологическое прет-а-порте…».
16.06.2023
Forwarded from
Аббас Галлямов
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ГАЛЛЯМОВЫМ АББАСОМ РАДИКОВИЧЕМ. 18+
Путин в очередной раз деланно повозмущался, что в Украине ставят памятники Бандере. Да, наверное ставят. А в России их ставят, например, Сталину и Ленину — при том, что в смысле количества загубленных жизней Бандера с ними и рядом не стоял.
Люди — существа сложные и с их мотивацией — кому и почему они памятники ставят — надо разбираться. В случае с Бандерой можно использовать для этого данные опросов, проводимых Фондом «Демократические инициативы» имени Кучерива и социологической службы Центра Разумкова.
Так вот, в прошлом году — по сравнению с предыдущим, довоенным, годом — положительное отношение к деятельности Бандеры в Украине взлетело с 31 до 50 процентов. Отрицательная оценка его роли упала с 32 до 11 процентов.
Всё это стало результатом войны. Своим вторжением в Украину, которое он попытался оправдать фактором «памятников Бандере», Путин сам создал спрос на фигуру лидера ОУН.
Национализм малых народов является следствием давления на них больших народов.
Вот что говорил Сталин на XII съезде РКП(б) в 1923 году:
«Если бы не было великорусского шовинизма, который является наступательным, потому что он силен, потому что он и раньше был силен, и навыки угнетать и принижать у него остались, – если бы великорусского шовинизма не было, то, может быть, и шовинизм местный, как ответ на шовинизм великорусский, существовал бы, так сказать, в минимальном, в миниатюрном виде, потому что в последнем счете антирусский национализм есть оборонительная форма, некоторая уродливая форма обороны против национализма великорусского, против шовинизма великорусского».
И дальше:
«Я останавливался специально на великорусском шовинизме, как силе укрепляющейся. Эта сила есть основная опасность, могущая подорвать доверие ранее угнетенных народов к русскому пролетариату. Это — наш опаснейший враг, которого мы должны свалить, ибо если мы его свалим, то на 9/10 свалим и тот национализм, который сохранился и который развивается в отдельных республиках».
В общем, рецепт Сталина, завещанный им Путину, очень прост: победите свой великорусский шовинизм, Владимир Владимирович, и вы на 9/10 снимете проблему украинского «нацизма». Снимите проблему «памятников Бандере».
Бороться надо не со следствием, а с причиной. Как там в народе говорят: «Не искал бы вину в селе, а искал её в себе».//https://t.me/abbasgallyamovpolitics/2541
https://www.topos.ru/article/ontologicheskie-progulki/fenomen-russkogo-nacionalizma-v-kontekste-filosofii-russkoy-istorii
Феномен русского национализма в контексте философии русской истории
ВАЛЕРИЙ ВИШНЕВСКИЙ (14/12/2023)
Vladimir Pastukhov:
Последовательная цепочка иллюзий Запада. Первая иллюзия состояла в том, что Россию можно не замечать, она все равно ничего не сделает. Эта иллюзия рухнула, когда 24 февраля 2022 года Россия сняла со стенки ружье и пошла в лес добывать себе пропитание сама. Вторая иллюзия состояла в том, что Россию можно быстро наказать и оставить голодной. Это иллюзия развеялась вместе с провалом украинского наступления на Юге. Теперь ей на смену пришла третья иллюзия — о том, что Россию можно легко накормить частью Украины. Расцвет этой иллюзии мы сегодня наблюдаем по обе стороны Атлантики: от Трампа до Маска и от Орбана до голландских правых. Все они в один голос твердят: да отдайте вы уже Путину Крым и еще что-нибудь, и все закончится! Эта иллюзия рухнет, когда Путин процитирует им советскую классику: “Я бы взял частями, но мне нужно сразу” (не уточняя — что). Запасаюсь попкорном, чтобы посмотреть «в натуре», какие слова припасет всем этим “миротворцам” русский пацан, когда поймет, что “шведы гнутся”. И только после этого, думаю, начнется серьезный разговор. Между пацанами с обеих сторон и без иллюзий. А пока придется обождать. // https://t.me/s/v_pastukhov — 17.12.23
Андрей Тесля. Восемь лекций о СЛАВЯНОФИЛЬСТВЕ — интеллектуальная история: https://www.youtube.com/live/UFDX8YYaTLE?si=_CtItfao_7e2PXJ0