Г.А. Югай. Альтруизм русской души и прогнозирование новоевразийской Цивилизации

Мой доклад посвящен метафизическим основаниям русской души и Бытия и состоит из следующих тезисов.
Первый тезис посвящен тому, что среди метафизических оснований русской души ведущим оказался альтруизм. Он оказался ведущим, потому что является изначальным архетипом великой русской культуры и цивилизации. Под знаменем и под влиянием этого архетипа так или иначе развивается история России с древнейших времен и до наших дней. В докладе показано, что в течение 15 веков (c I по ХV век) история страны в общем и целом без особо сильных потрясений развивалась по пути альтруизма, означающего бескорыстие. И это бескорыстие русской души и культуры сформировалось и развивалось исторически под влиянием языческой религии политеизма, что оказалось вполне в русле и восточной триады «Небо, Человек и Земля».
Второй тезис. Но с самого начала ХVI века Россия оказалась под жестким прессом влияния со стороны западного «мира экономики» (Ф. Бродель). С этого времени вся история России окрашивается под борьбу двух цветов, двух сторонников – русских нестяжателей (альтруистов), с одной стороны, и западных стяжателей (потребителей, грабителей, олигархов, одним словом, не альтруистов), с другой стороны. Стяжательство, потребительство, доведенное до олигархизма «золотого миллиарда» либерализма – это кредо протестантизма.
Оно выбросило за борт из восточной религиозной триады «Небо – Человек – Земля» два крайних элемента и оставило только человека, лишенного связи с космосом и землей. С этого времени начинается фактически (де факто) предыстория борьбы славянофилов и западников, хотя их официальное признание (де юре) приходит лишь в ХIХ веке стараниями славянофилов Киреевского, Хомякова, Данилевского и многих других выдающихся русских мыслителей, писателей и философов.
Следует отметить особый вклад великого русского писателя славянофила – почвенника и космиста Достоевского, который признал наличие в России и сильное влияние на ее культуру и цивилизацию «наднародного» духа – богочеловеческого и божественного. Отталкиваясь, прежде всего, от этого утверждения, я пришел к выводу о наличии основного закона Бытия – гармонизации противоположностей материи и духа и их взаимокомпенсации. Одна из основных мыслей открываемого мною основного закона Бытия состоит в том, что пока, к сожалению, наука признает лишь два уровня Мироздания: природный и социальный. Я же считаю, что этого недостаточно.
Этого недостаточно потому, что на двух уровнях Мироздания – природном и социальном — происходит больше борьба, антагонизм противоположностей материи и духа, без должной и необходимой их гармонизации. Это вполне объективный процесс. Но в то же время этого совершенно недостаточно, мало, ибо нужно еще обеспечение противоположного процесса — гармонизации противоположностей материи и духа, которая происходит и осуществляется, в основном, на наднародных, по Достоевскому, надсоциальных, по моей терминологии, уровнях Мироздания, Бытия — богочеловеческом и божественно – религиозном. Либо наука признает данный непреложный факт, либо она совсем устранится в современных условиях кризиса мировой цивилизации от решения их в соответствии и в русле действий основного закона Бытия — гармонизации противоположностей материи и духа и их взаимокомпенсации. В этом случае она резко снижает свой статус и в решении общечеловеческих, глобальных мировых проблем, связанных с кризисом цивилизации
Третий тезис. Игнорирование наличия надсоциальных уровней альтруистического патриотизма Великоросса, сформировавшихся в великие переломные эпохи в истории России — побед над татаро-монгольским игом в ХIV веке; в Отечественной войне против Наполеона в 1812 году; в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, а также в период послевоенного восстановления и строительства в СССР привели к краху СССР.
В нынешний дискуссии на тему – «Неизбежен ли был крах СССР?» трудно дать однозначного ответа. С одной стороны, неизбежен был крах СССР в силу его атеистичности. Но, с другой стороны, в СССР была и огромная сила альтруистического патриотизма советского народа, связанная с фактическим наличием у него надсоциального — богочеловеческого и божественно – мистического уровней его Бытия.
Ни первый и последний президент СССР М. Горбачев, ни первый президент России Б. Ельцин не сумели подняться до понимания альтруистического патриотизма Великоросса СССР и оказались самыми активными внутренними сторонниками падения СССР.
Четвертый тезис связан с поисками новой цивилизации. Драматические события, сотрясяющие планету в последние годы, свидетельствуют: мир зашел в тупик. Нет видения спасительного выхода. Какой строй должен прийти на смену капитализму и коммунизму, сыгравшими свои исторические роли и исчерпавшие ресурсы цивилизационного прогресса? В этой весьма сложной и многогранной проблематике мне бы хотелось остановиться лишь на одной из главных – религиозной.
При этом я целиком и полностью хотел бы опереться на выдающегося русского философа Н.А.Бердяева, который намеком, но пророчески предсказал о желательности синтеза язычества, православия и протестантизма: «Для церковно-христианского возрождения необходимо возвращение к старой истине язычества, к реализму матери-земли. Церковный реализм, в котором непосредственно дано сущее, ближе к язычеству, чем к духовному христианству. Это прямо нужно сказать. Кантианство и есть порождение ложной, болезненной духовности, в Канте действительно нет уже никакого язычества, так как нет матери-земли. Нет матери-земли и во всей современной философии, порожденной протестантизмом.
В соборном, церковном опыте дано бытие, душа мира, мать-земля до рационалистического распадения на субъект-объект, до всякого отвлеченного знания. Соборность же может быть лишь изначально и чудесно обретена, к ней нет путей через протестанский индивидуализм. Выход из философского кризиса и есть выход из субъективности и отвлеченной духовности протестантизма в соборность и церковность, возврат к реализму и онтологическому объективизму». Выход из философского кризиса протестантизма в церковную соборнось и составляет религиозную основу новой цивилизации – новоевразийской.
Из сказанного следует, что золотая середина истины и истоков духовных основ новоевразийской цивилизации может быть верно определена, исходя из вышеприведенного высказывания Н.А.Бердяева о путях возможного синтеза противоположностей язычества и христианства и новоевразийского возрождения на этой основе единства субъект-объектных отношений. Срединное бескорыстие (альтруизм) – архетип гармонии русской культуры и цивилизации, и есть символ соборного единения субект-объектных остношений.
Два слова — русское бескорыстие и западная коррупция — имеют одну общую корневую основу – «кор», но выражают совершенно противоположные смыслы и значения. Потому содержат и основу для новоевразийской модернизации русского архетипа бескорыстия путем его синтеза с западным эгоизмом, индивидуализмом протестантизма, либерализма и преобразования его в синонимы «разумного эгоизма», по Ж.Ж.Руссо, и «прекрасной гармонии», по Гераклиту.
Выдающийся русский поэт и писатель Ф.И.Тютчев, который формально не примыкал ни к славянофилам и не к западникам, но все же по духу был близок к славянофилам, говорил, что умом Россию не понять, в неё можно только верить. Т. е. рационально, по-западному не понять, но можно верить, т. е. религиозно-мистически.
Эту же мысль фактически выразил и Чижевский, правда, опираясь больше на естественно-научные данные — на циклическую периодичность истории России в зависимости от солнечной активности через каждые 11-12-13 лет: 1905 год – первая русская революция; 1917 год – Февральская (вторая) и Октябрьская (третья) революции; 1929 год – коллективизация; 1941 год – начало Великой Отечественной воины (1941-1945); 1953 год – смерть И. Сталина; 1953 год – снятие Н.Хрущева и т.д
Мистичность истории России подтверждает и смена первых руководителей страны со времен коммунистической ее истории со сменой лысого (без волос) и не лысого (с шевелюрой): Ленин – Сталин, Хрущев – Брежнев, Андропов – Черненко, Горбачев – Ельцин, Путин – Медведев… Кто следующий – Путин, Зюганов.

Герасим Андреевич Югай

©Тезисы доклада Г.А.Югая на международной конференции в г. Сеуле
13-14 октября 2011 г., посвященной проблемам души и Бытия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *