К 60-летию со дня смерти Ю. Н. Рериха
ЗВЕЗДА ГЕРОЯ
Е. И. и Н. К. Рерихи всегда щедро раздавали по всему миру полученные от своих Учителей духовные знания. И всё же, будучи глубоко патриотичными людьми, они стремились передать своё творческое наследие прежде всего Родине, России. Однако при их жизни Родина не могла принять этот бесценный дар: в стране царила диктатура, и в гуманистических идеях эзотерической философии Востока сталинская цензура видела лишь чуждую ей идеологию – не более того. Н. К. и Е. И. Рерихи ушли из жизни, так и не осуществив свою заветную мечту – передать своё поистине бесценное творческое наследие – картины, произведения искусства, книги, архивы – России. Эту миссию взял на себя старший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны, учёный-востоковед с мировым именем, Юрий Николаевич Рерих. Человек уникальных, энциклопедических знаний, автор блестящих научных трудов, полиглот, знающий более тридцати сложнейших языков Востока, историк, философ, искусствовед, знаток этнопсихологии, религий и национальных культур Востока, Юрий Николаевич получал приглашения для работы в лучших университетах США и Европы. Но, как и его родители, старший сын Рерихов хотел работать именно для Родины…
Возвращение
С приходом к власти в СССР Н. С. Хрущёва и наступлением политической «оттепели» у учёного появилась надежда на возвращение в Россию. Во время визита Хрущёва в Индию, где последние годы жила вся семья Рерихов, Юрий Николаевич встретился с генсеком и получил от него разрешение вернуться на Родину. Мечтой Ю. Н. Рериха было восстановление некогда блистательной российской школы востоковедения. Решено было, что учёный возглавит один из секторов ИВ (Института востоковедения) АН СССР.
Представителей московской интеллигенции изумил сам факт того, что в Институте востоковедения был открыт сектор истории философии и религии Индии. Как вспоминала ученица Ю. Н. Рериха Т. Я. Елизаренкова, для тех времён это было абсолютно невероятно. Немалую роль в этом событии сыграло личное обаяние Ю. Н. Рериха, необыкновенная интеллигентность и духовная сила которого чувствовалась всеми, с кем доводилось ему общаться. О своём учителе Т. Я. Елизаренкова писала: «Это была совершенно особая личность, от которой исходила удивительная сила. Юрий Николаевич очень понравился Хрущёву. Тот был непредсказуем. Он сказал: «Что Вы хотите? Сектор? Пожалуйста».
В августе 1957 года Ю. Н. Рерих прибыл в Россию. В дар русскому народу учёный привёз всю принадлежавшую ему часть наследства родителей – более 400 картин Н. К. Рериха, огромную библиотеку с редчайшими древними манускриптами на различных восточных языках, часть рукописного архива Н. К. и Е. И. Рерихов, старинные русские иконы, хранившиеся в семье Рерихов, а также коллекцию произведений искусства Востока – танок, скульптур, статуэток. Чтобы получить эту коллекцию, лучшие музеи зарубежных стран заплатили бы огромные деньги, но Ю. Н. Рерих предпочёл отдать всё это в дар русскому народу, не получив за это даже символической платы. Единственное условие, на котором он передал коллекцию России, состояло в том, чтобы картины Н. К. Рериха не лежали в хранилищах, а находились в постоянной экспозиции – работали, как работали всю свою жизнь сами Рерихи.
Возвращаясь на Родину, Ю. Н. Рерих хорошо понимал, что представляет собой политическая обстановка, царившая в то время в стране. Он вернулся в СССР в те времена, когда ещё не всех безвинно сосланных людей успели реабилитировать, когда некоторые последователи философского учения Рерихов – Агни Йоги, или Живой Этики – ещё сидели в лагерях за свои убеждения. Но даже под бдительным оком цензуры старший сын Рерихов не собирался скрывать от людей идейные основы творчества своего отца. О великих философских идеях художника, об удивительном древнем знании, заложенном в его творчестве, в России в то время боялись говорить открыто. Но об этом не побоялся сказать всему миру Юрий Рерих. Ему предстояло вернуть на Родину не только художественное наследие Н. К. Рериха, но и великие философские идеи, лежавшие в основе его творчества.
«Звезда в сердце России»
Несмотря на огромную занятость по своей профессиональной деятельности, в Институте востоковедения, Ю. Н. Рерих организовал выставки работ Н. К. Рериха в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси. Выставки имели небывалый, грандиозный успех. Перед музеями, в которых они проходили, выстраивались огромные очереди, люди стояли на улице по 4–5 часов, чтобы попасть в залы. Посетители чувствовали необычность, масштабность художественных образов Рериха, духовную глубину идей, лежащих в основе его картин. Покоряла и завораживала изумительная красота запечатлённых художником горных пейзажей, звонкая чистота красок, духовная сила живописных образов великого Мастера. В книгах отзывов на выставках появились записи, лучше всего свидетельствующие о том воздействии, которое производили на людей картины Рериха. «Это искусство – огонь сердца», «Это – родник орошающий, да, красота спасёт мир!», «Звезда брошена в сердце России».
«Звездой, брошенной в сердце России», стало не только возвращённое на Родину творческое наследие Рерихов, но и сама деятельность Юрия Николаевича Рериха.
Ошеломляющий успех выставок моментально перешёл в массовый интерес к творчеству Н. К. Рериха. Ю. Н. Рерих выступал с лекциями в музеях, выставочных залах, институтах, домах культуры. Его приглашали с выступлениями на радио, по его сценарию был снят первый фильм о Н. К. Рерихе. В условиях тоталитарной идеологии и суровой цензуры всё это казалось изумительным, неправдоподобным. На фоне выхолощенных, абстрактных «партийных» идеалов в российское общество влились, как глоток свежего воздуха, иные, живые, подлинно духовные идеалы и принципы. Точно луч света, они насыщали Знанием миллионы душ, задыхающихся в тисках духовного вакуума – неизменного следствия тоталитаризма.
Деятельность Ю. Н. Рериха имела революционно-просветительский характер не только в общественной жизни, но и в науке. Достаточно вспомнить, что представляли собой постсталинские времена, чтобы оценить жертву учёного, посвятившего самые плодотворные годы своей жизни советской науке и культуре. Период политической «оттепели» немного смягчил, но отнюдь не уничтожил тоталитарную идеологию, царившую в стране. Деятельность науки по-прежнему проходила по указаниям партийных органов. Если указания вдруг не выполнялись – «корректировку» осуществлял всесильный и вездесущий КГБ. Насколько же велика была разница между той свободной наукой, представителем которой был Рерих, и наукой советской, идеологизированной и подчинённой политическим интересам партийных руководителей. В те времена религиоведение как область науки совпадало с научным атеизмом, а изучение мировой философии сводилось к критике «немарксистских» идей. Нетрудно понять, что представляло собой советское востоковедение при таком «научном» подходе ко всему, что было немарксистским по своему происхождению. Легендарная петербургская школа востоковедения, известная всему научному миру, была разгромлена в 30-е годы. Учёные с мировыми именами умерли в сталинских лагерях. Казалось, российское востоковедение навсегда утратило своё прежнее мировое значение, превратившись в теоретическое подспорье научного атеизма. Многие предметы в системе востоковедческого образования СССР вообще не преподавались: не было специалистов. И на эту неблагодарную задачу – поднять уровень востоковедческого образования в СССР – решился Ю. Н. Рерих. Но можно ли было совместить подлинную исследовательскую работу в области востоковедения с прокрустовым ложем тогдашнего идеологического догматизма? Можно ли было изучать и преподавать языки, литературу, религию, философию Востока, не раскрывая глубоких духовно-этических принципов, лежащих в основе восточного менталитета, восточной психологии? Нет. И Рерих понимал это лучше, чем кто-либо другой. Он сделал свой выбор – и в отношении научной, и в отношении гражданской своей позиции. Его выбор оказался на стороне Истины. Но в те годы Истина, как и истинная наука, была опасной для всей государственной системы, основанной на совершенно иных принципах. И когда Рерих выбрал путь истинной науки, а не следования навязанным идеологическим установкам, – по другую сторону его выбора оказалась вся машина государственной идеологии с её гласными и негласными методами пресечения «чуждых нам явлений». И руководство Института востоковедения, тесно связанное с «органами» и слепо служившее закосневшим идеологическим догмам, – тоже. Ученики и сотрудники Ю. Н. Рериха единодушно отмечают, что главной трудностью жизни и деятельности учёного на Родине стало его свободомыслие. Ученица Ю. Н. Рериха Т. Я. Елизаренкова вспоминала, что сектор Рериха жил в Институте востоковедения своей собственной жизнью, отличной от жизни всего института. Руководство ИВ ничего не могло с этим сделать, потому что сектор Рериху дал Хрущёв. Но и примириться с этим оно тоже не могло. Это порождало совершенно особую атмосферу и особое отношение к деятельности Юрия Николаевича. Один из учеников Ю. Н. Рериха, выдающийся учёный-востоковед Г. М. Бонгард-Левин вспоминал: «Почти все понимали масштабность личности Рериха как учёного и патриота России, тем не менее отношение к нему было неоднозначным. Его упрекали в религиозности, в непонимании марксистского учения…»
«Центр сознания»
Да, Рерих действительно был инакомыслящим. Он не желал подстраиваться под жёсткие рамки тогдашней цензуры. А самое главное – он не желал скрывать своих истинных взглядов. Он не прятал своего инакомыслия – напротив, делился им с другими людьми. С ним встречались, получали от него запрещённые тогда книги Живой Этики писатели Иван Ефремов, Константин Паустовский, Леонид Леонов, художники В. Черноволенко, Б. Смирнов-Русецкий. К нему в Москву приезжали члены разгромленных в 30-е годы рериховских обществ и молодые участники будущего рериховского движения в России. Ю. Н. Рерих встречался с учёными, на полуподпольных собраниях которых говорилось о «запрещённых» темах, в частности, о влиянии космических лучей и энергий на человека и природу… Как вспоминает активная участница рериховского движения Латвии Гунта Рудзите, некоторые учёные, приходящие на эти тайные собрания, во внутреннем кармане пиджака приносили с собой книги Агни Йоги – в те времена запрещённые, разумеется. Самим своим присутствием в Москве Юрий Николаевич Рерих сформировал в Москве настоящий центр подлинной науки и духовности, центр, где господствовало иное мировоззрение, иные идеалы и нравственные ориентиры, иные отношения между людьми. Отец Гунты Рудзите – руководитель рериховского общества Риги Рихард Рудзитис – писал в своём дневнике: «Из-за него (Ю. Н. Рериха, – авт.) Москва, столь страшная, трудная, стала для меня вторым центром сознания». А страшной и трудной для Рудзитиса Москва была потому, что здесь, в застенках Лубянки, его подвергли «допросу с пристрастием» (фактически, пыткам) во время расправы с участниками Рижского рериховского общества…
Постоянный надзор КГБ вёлся и за деятельностью Ю. Н. Рериха, приехавшего из-за рубежа, и учёный отлично знал это. Но, даже понимая, чем это может грозить ему, Рерих упорно и бесстрашно закладывал основы нового, подлинно научного мировоззрения даже в условиях тоталитарной идеологии и жесточайшей цензуры. Он не жалел сил, чтобы донести принципы истинной науки до возможно большего числа людей, способных их воспринять и в будущем положить их в основу своей творческой деятельности. Для своих учеников, для молодёжи тех институтов и университетов, в которых ему приходилось бывать с лекциями и выступлениями, он был истинным лучом света. Он был учителем Правды – и молодёжь понимала это. Более того – он не собирался эту правду скрывать от кого-либо.
Учёный понимал, что подлинное возрождение советского востоковедения немыслимо без серьёзной издательской деятельности. Старая школа востоковедения, разгромленная в 30-е годы, издавала серию научных трудов, называвшуюся «Библиотека Буддика». Книги этой серии имели огромный успех в мировом востоковедении, труды русских учёных сразу же переводились на другие языки. Юрию Николаевичу удалось возобновить издание этой серии. Это вызвало в ИВ шок изумления. «Вы не представляете, что это такое было в те времена! Никто не говорил «нет», только издать что-либо было нельзя», – вспоминала Т. Я. Елизаренкова. В этой серии вышла и работа, ставшая последним даром учёного науке и обществу. Это была «Дхаммапада» – жемчужина индийской философской мысли, часть буддийского канона в переводе с пали с комментариями В. Топорова и с предисловием Ю. Н. Рериха. Сама идея публикации этой книги не вызвала возражений ни у руководства АН СССР, ни в МИДе СССР. Однако, как только книга вышла из печати, весь её тираж был сразу же арестован. Разумеется, сейчас, в нашу эпоху, никто не смог бы в ней найти ничего крамольного. Однако в те времена Ю. Н. Рериха – ответственного редактора книги – обвинили в непонимании марксистской теории и в скрытой пропаганде религиозных взглядов, заявив, что предисловие и комментарии в книге носят «объективистский характер». Чиновникам от науки показалось «объективистским» именно объективное, лишённое обязательных в те времена нападок на «немарксистские идеи», отношение к памятникам философской литературы прошлого. Началась настоящая травля, учёного вызывали «на ковёр» где только можно, нападали на его научные взгляды на каждом партсобрании. Скандал после выхода в свет «Дхаммапады» означал и закрытие «Библиотеки Буддики». Ю. Н. Рериху было очень тяжело. Но даже в такой ситуации он не желал сдаваться. Узнав о том, что весь тираж «Дхаммапады» арестован, Юрий Николаевич достал где-то шесть экземпляров этой книги и разослал их послам стран буддийского ареала. Из-за границы стали приходить в адрес советского правительства поздравления по поводу издания книги и заверения о том, что работа советских учёных служит укреплению дружбы, взаимопонимания и развитию культурного сотрудничества между СССР и странами Востока. После этого арест с книги пришлось снять, и тираж был пущен в продажу. Однако несгибаемость и бесстрашие Рериха пришлись не по вкусу не только идеологам от науки, но и ведомству, контролировавшему и направлявшему машину государственной идеологии в стране. Рерих посягнул на то, что охранялось ими пуще зеницы ока, – на область мировоззрения. Гражданская и научная позиция Юрия Рериха стала открытым вызовом политическому режиму той эпохи.
«Творите героев»
Сейчас, оглядываясь на удивительный жизненный путь, пройденный этим человеком, поневоле задаёшь себе вопрос: почему он избрал именно такую позицию? Почему не скрывал своё мнение, не приспосабливался, как тысячи других учёных и деятелей культуры, хорошо понимавших, что творится в стране, но не пытавшихся противостать государственной машине? Но именно благодаря такой позиции Рерих смог совершить то, ради чего он вернулся на Родину, – поднять уровень востоковедческих исследований на качественно новую ступень, фактически вернуть российской науке подлинное, научное востоковедение. Более того. Благодаря бесстрашно развёрнутой им культурно-просветительской работе Юрий Рерих смог осуществить нечто не менее важное не только для учёных, но и для всех людей России. Он вернул Родине творческое наследие своих родителей, а вместе с ним – и принципиально иные, истинные духовные ориентиры и ценности. На фоне царившего в те времена духовного вакуума эти ориентиры стали маяком света, увлекшим за собой тысячи мыслящих людей.
Был в гражданской позиции Ю. Н. Рериха и ещё один очень важный аспект. Рерих не просто бросил вызов тоталитарной идеологии. Своим примером он показал соотечественникам путь борьбы с ней. «Я ни в чём не скрываюсь. Самое лучшее – действовать совершенно открыто», – говорил Ю. Н. Рерих о своей гражданской позиции. Никому не навязывая свою точку зрения, ничего не пропагандируя, он просто на жизненных примерах рассказывал своим ученикам о вреде мелкой боязни и страха. Поселяясь в сознании человека, этот страх, как червь, разъедает моральные основы личности, превращая гражданина в обывателя, а Человека – в раба. Страх каждого отдельного «человека в футляре» (как тут не вспомнить чеховского Беликова?) в конечном итоге способен засадить в «футляр» тоталитаризма и всё общество. Именно страх всегда служил лучшим основанием для тирании и тоталитаризма. Если бы в окружении Сталина были люди, свободные от страха и эгоизма, диктатура никогда не смогла бы утвердиться. Социально-этическим идеалом семьи Рерихов был отнюдь не «человек в футляре», готовый из страха донести на самого себя. «Пылайте сердцами и творите героев» – эти слова Н. К. Рериха можно считать его духовным завещанием потомкам. И его сыновьям – в том числе. Юрий Рерих осуществил пламенный путь героизма в полной мере. Но у героев всегда была трудная судьба. Единоборство с превосходящими по численности силами зла делало их жизненный путь недолгим. Юрий Николаевич Рерих знал это. Знали это и обладавшие даром предвидения его отец и мать. Одну из чудеснейших своих картин – «Звезда героя» – Николай Рерих посвятил старшему сыну, зная о его будущей миссии.
Биограф семьи Рерихов, П. Ф. Беликов, вспоминал, что Е. И. Рерих пророчески напутствовала Юрия Николаевича перед его возвращением на Родину. Незадолго до своей смерти она сказала сыну: «Если поедешь в Россию – то всего на три года. Но ты очень нужен там. Когда покажется новая звезда – тогда время ехать».
Перед отъездом Ю. Н. Рериха из Индии на небе действительно показалась комета. В газетах появились сообщения о том, что учёные зарегистрировали появление новой кометы…
Сын выполнил волю родителей – он принёс на Родину великие духовные идеи, новые пути, новое мировоззрение, новую науку. Он дал мощный творческий и нравственный импульс всем, кто искал подлинных знаний и идейных ценностей в атмосфере жесточайшего духовного голода. Юрий Рерих выполнил свою миссию слишком хорошо, чтобы силы тьмы могли смириться с этим. И это он тоже знал…
Его ближайшие ученики и друзья вспоминали, что незадолго до своего ухода из жизни, в начале 1960 года, Юрий Николаевич говорил близким друзьям, что свою миссию он уже выполнил. Иногда в его глазах появлялась затаённая грусть и он вдруг делался задумчив. Но это замечали лишь ближайшие из его окружения. С остальными же людьми Ю. Н. Рерих был таким, как всегда, – оптимистичным и спокойным. А ведь он знал, что петля вокруг него затягивалась, враждебный круг смыкался. Редкое мужество!
Развязка наступила 21 мая. Накануне вечером Юрий Николаевич встретился с приехавшими из Индии братом – С. Н. Рерихом и его женой – Девикой Рани. Девика очень хотела, чтобы Юрий Николаевич поужинал вместе с ними в ресторане гостиницы «Украина», где они остановились. По воспоминаниям домашних, Юрию Николаевичу не хотелось идти на этот ужин, но, чтобы не огорчать Девику Рани, он пошёл на эту встречу. На следующий день он почувствовал себя плохо. Появились признаки отравления. Его осмотрел врач-гомеопат, консультировавший Юрия Николаевича и ранее. Не найдя никаких изменений в сердце, врач решил, что это незначительное пищевое отравление, оставил лекарства и уехал. Между тем самочувствие Юрия Николаевича ухудшалось с катастрофической быстротой. Домашние вызвали «скорую помощь», но к 17 часам сердце великого учёного остановилось.
Официальный диагноз назвал причиной его внезапной смерти сердечную недостаточность. Но многие из близкого окружения Ю. Н. Рериха этому диагнозу не поверили. Конфликт выдающегося учёного с официальной идеологией был настолько очевиден, что с самого момента его неожиданной смерти в обществе появились иные версии причины его раннего ухода…
Предречённое сбылось. Звезда героя вспыхнула на мировом небосклоне – и упала в безбрежные просторы России. Но своей ослепительной вспышкой она озарила путь во тьме очень многим. Цена, заплаченная за духовный свет, принесённый на Родину, была велика. Но и всходы тех зёрен, что были посеяны тогда, оказались не напрасны. Культурное наследие семьи Рерихов стало достоянием широких общественных кругов. Именно с приездом Ю. Н. Рериха в России зародилось настоящее рериховское движение. Его основателем стал именно Юрий Рерих. Несмотря на то, что долгие годы оно было нелегальным, несмотря на обыски и аресты, книги Агни Йоги тайно копировались и передавались из рук в руки, служа источником научных и духовных знаний для всех, кому тесны были рамки официальной идеологии.
Магнит Личности
Ещё раз оглядываясь на всё сделанное Юрием Николаевичем на Родине за неполные три года, остаётся лишь удивиться: как успел он осуществить столь многое? В чём был секрет его успеха, его необыкновенной притягательности для людей, сердце которых зажигалось его идеями? В учении Агни Йоги есть понятие «магнита личности». Таким магнитом способны обладать лишь поистине выдающиеся, высокодуховные индивиды. Юрию Николаевичу этот магнит был присущ в полной мере. Все, кто был близко знаком с этим удивительным человеком, отмечают его необычные обаяние и притягательность, его ярко выраженное позитивное воздействие на всех, с кем довелось ему повстречаться. «К нему сразу же потянулись люди, с ним старались провести как можно больше времени, интуитивно почувствовав, что судьба свела их с необыкновенным человеком, – вспоминала Т. Я. Елизаренкова. – Я работала вместе с Юрием Николаевичем весь тот период, в который он жил в нашей стране. Это изменило меня, изменило моих товарищей – мы стали другими… Все, кто с ним работал, – это люди, отмеченные его индивидуальностью».
«Всё его существо излучало особую энергию, неисчерпаемую внутреннюю силу, вместе с особым обаянием и чуткостью, – писала о Ю. Н. Рерихе младшая дочь Р. Рудзитиса художница Илзе Рудзите. – Я заметила, что в его присутствии растворялись любые волнения, напряжённость, застенчивость, и человек начинал чувствовать себя особенно хорошо, как будто наравне с ним. Это поистине признак великого человека, вмещающего всех людей независимо от их возраста, образования, уровня культуры, национальности, религиозной принадлежности».
А. Н. Зелинский вспоминал: «Юрий Николаевич был человеком поистине большого пламенного сердца, которому было чуждо равнодушие к жизни и людям. Общение с ним не только обогащало научно, но и будило в каждом лучшие стороны его натуры».
«Все, кто с ним встречался, получали не только знания, совет, помощь, но и большую духовную радость, и уходили с новым зарядом энергии, окрылённые, – отмечала Г. Р. Рудзите. – Все, кто соприкасался с Юрием Николаевичем, интуитивно чувствовали значительность явления, которое они наблюдали. Нередко одна встреча с Юрием Николаевичем, одна беседа с ним коренным образом меняли взгляды и представления людей, а подчас и самую их жизнь».
В чём же была загадка этого «необычного явления», имя которому было Рерих? Невозможно не согласиться с мнением Г. Р. Рудзите по этому поводу: «У него был невероятный внутренний свет. Могу сказать также, что у него был свой, недоступный нам мир, мир, в котором он жил. Он видел и слышал малейшую мысль нашу и даже то, что мы не говорили. Он был удивительно внимательным к каждому, и нежным, и заботливым. И всё же у него был ещё мир, великий мир, которого мы касались через его ауру, через его свет, мысли и слова, но всё-таки он был для нас недоступный». Что же представлял собой этот загадочный мир, в котором жил и созидал Юрий Николаевич? Его можно определить очень просто: высочайший уровень духовности. Именно эта духовность и оказывала столь мощное и светлое воздействие на всех, кому довелось встретиться с этим великим человеком. Посол Шри-Ланки в Москве, выдающийся учёный-востоковед и близкий друг Юрия Николаевича Малаласекера писал: «Как человек Юрий Николаевич Рерих был даже ещё более велик, чем как учёный».
В последнее время в нашей стране возникло огромное количество различных духовных центров и школ, руководители некоторых из них даже причисляют себя к последователям Живой Этики. Но нередко люди, соприкоснувшиеся с этими духовными школами, остаются неудовлетворёнными ими. Это происходит прежде всего потому, что руководители этих обществ, провозглашая высокие истины на словах, так и не смогли осуществить их на деле, т.е. в своей собственной жизни и личности. А одни слова никогда не смогут никого убедить и наставить «на путь истинный». Сила и необыкновенное личное влияние Рериха объяснялись тем, что великие принципы, утверждаемые всеми духовными учениями, он осуществил не на словах, а в жизни. И учение Живой Этики, заново принесённое им в Россию, он не пропагандировал в своих выступлениях – тем более, что тогда это было невозможно. Он просто нёс высокие принципы этого учения в себе самом, применяя их в реальной жизни. И потому всё, что он делал, было по-настоящему убедительным для окружающих, – и к нему тянулись люди, ему хотели подражать, у него хотели учиться, его по-настоящему любили – и загорались его мыслями, поступками, идеями и высокими этическими принципами, определявшими его жизненный путь.
«Звезда, брошенная в сердце России», не погасла во тьме. Она взошла на небосклон Великого Знания и стала светочем для миллионов людей, ищущих истины. Разве не была этой звездой сама жизнь Юрия Николаевича – недолгая, но такая яркая и светлая?
(Из книги «Аватары Шамбалы». М.: ЭКСМО, 2019.)
Свидетельство о публикации №220052101812 //https://proza.ru/2020/05/21/1812
…как просто создавать икону, лишенную противоречий и борьбы, черт характера Тамерлана… ходульный образ Идеала, глянцевый.
Не думаю, что апологетика облегчает читателю путь к смыслу Учения Огня и его носителям. Тем более, она, апологетика, не вызывает интерес у самостоятельно мыслящих людей….и не поспешно ли Удрая в «Аватары Шамбалы» зачислен, не имея даже еще 3-его Великого Посвящения?!..
О Святославе Рерихе говорить сложнее, однако.Всех благ!Наталья Анатольевна Шлемова 28.07.2020 00:17
https://www.youtube.com/watch?v=b7d4vT7kwLE
Встречи с Юрием Рерихом. Вилена Дылыкова.