(на этом Поэте я выросла. Поклон, Любимейшему! Ом.
Немецкий романтизм и русский, французский символизм — это мой воздух.)
*************************************************
Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин – немецкий поэт – родился 20 марта 1770 года в Лауффене-ам-Неккаре, неподалёку от Хайльбронна (Германия) в семье консистория.
Иоганн рано осиротел: в 1772 умер его отец Генрих Фридрих Гёльдерлин, и с тех пор он рос под руководством благочестивой матери – Джоанны Кристианы Гок. С 1788 по 1793 обучался богословию в Тюбингене, но очевидно, что решение заняться этим комплексом дисциплин было по желанию матери, чему он пассивно подчинился. Обучение богословию требовала предшествующему обучению в семинарии, в которую он ходил сначала в Денкендорф (час ходьбы от Нюртингена), а затем уже в Маульбронне. В богословской семинарии вступил в так называемое «духовное училище» (Stift – Штифт), в котором имелись весьма строгие порядки и монастырская дисциплина. Однако были и существенные плюсы, вместо богословских занятий там часто преподавали классическую филологию и философию. По окончании семинарии Гёльдерлин должен был занять место пастора, однако это нисколько его не прельщало, он не желал священствовать. Гёльдерлин много учился в Тюбингене, проявляя инициативу и самостоятельность в учёбе, и уже скоро стал знатоком античных авторов.
Ещё студентом Тюбингенского университета Гёльдерлин начал писать стихи, в форме и содержании которых было заметно подражание Фридриху Клопштоку. В 1789 из-за неравнодушности к астрономии Гельдерлин написал стихотворение, воздающее хвалу Иоганну Кеплеру. В 1790 Гёльдерлин поселился в институтском общежитии, и его соседями по комнате в общежитии и однокурсниками были Гегель и Шеллинг. Во времена учёбы он был ровесником Гегеля, и пятью годами старше Шеллинга. Так как Гёльдерлин изучал философию, а в те времена наиболее популярны были Спиноза и Кант, дружба с также страстно увлекающимися философской наукой Гегелем, Шеллингом только крепла.
После окончания Тюбингенского университета группа друзей разошлась и они стали реже контактировать.
В 1790-х Гёльдерлин показал себя в литературе, написав гимны, выражающие стремление к свободе. Идеал свободы он видел в мифах Древней Греции. В 1794-1795 Гёльдерлин жил в Йене. В 1794 посещал лекции Иоганна Фихте в Йенском университете. Здесь, в центре романтического движения, он завязал личные отношения с представителями нового литературного направления; здесь же у Гёльдерлина обнаружились впервые зачатки ипохондрии.
В январе 1796 он стал домашним учителем у семьи Гонтар (Gontard) в городе Франкфурт-на-Майне, в семье местного коммерсанта. В данной семье он провёл следующие годы с небольшим отлучением в августе 1796, во время волнений войны (в эти времена генерал Бонапарт поставлен во главе французской армии и начался поход французских революционных войск в итальянские земли, а затем и в другие страны). Гёльдерлин сопровождал в Бад-Дрибург свою мать и учеников. С начала 1797 он вновь сошёлся с Гегелем, который вернулся во Франкфурт-на-Майне на ту же общественную позицию. Там он продолжил преподавание детям семьи Гонтар и влюбился в мать учеников – Сюзетт Гонтар. Она стала вдохновением для Гёльдерлина при написании романа «Гиперион, или Отшельник в Греции», опубликованного в 1797-1799.
В сентябре 1798 Гёльдерлин расстался с семейством Гонтар, бросил домашнее преподавание и стал переезжать с места на место. Нашёл временное прибежище у своего друга Синклера в Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ (также известный как Гомбург). Затем, по инициативе Синклера, отправился в Раштатт на время конгресса, но затем снова возвратился в Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ.
Летом 1800 года отправился к своей семье в Нюртинген, но переезды его не прекратились: позднее он поехал в Штутгарт, затем в Хауптвиль близ Констанца, а под конец 1801 во Францию, в Бордо. В последнем городе занялся снова домашним преподаванием в семействе немца-виноторговца. После переезда из дома Гонтаров, Гёльдерлин не прекращал тайно переписываться с Диотимой, вплоть до её смерти в 1802.
В 1802 вернулся на родину с явными симптомами психического расстройства. «Диотима» умерла, что, возможно, подорвало его психику окончательно. Тем не менее Гёльдерлин снова начал писать стихи, изучал творчество древнегреческого лирического поэта Пиндара и переводил и комментировал тексты афинского драматурга и трагика Софокла. Самое крупное из произведений Гёльдерлина – роман «Гиперион, или Отшельник в Греции» («Hyperion oder Der Eremit in Griechenland»), представляющий как бы исповедь поэта.
После написания «Гипериона, или Отшельника в Греции», остались ещё неоконченная трагедия «Смерть Эмпедокла» – лирическое стихотворение в драматической форме, служащее, как и «Гиперион», выражением личного настроения поэта; переводы из Софокла – «Антигона» и «Царь Эдип» – и ряд лирических стихотворений.
Лирика Гёльдерлина проникнута пантеистическим мировоззрением: христианские идеи просачиваются как бы случайно; в общем мировосприятие Гёльдерлина – мировосприятие пантеиста-эллина, благоговеющего перед величием божественной природы. В поисках новых форм Гёльдерлин переосмысливает на свой лад христианство, создав миф, в котором Иисус Христос – последний олимпийский бог. Миссией последнего бога Олимпа предназначалось осуществление социальной справедливости.
Стихотворения Гёльдерлина богаты идеями и чувствами, иногда возвышенными, иногда нежными и меланхолическими; язык чрезвычайно музыкален и блещет яркими образами, особенно в многочисленных описаниях природы.
Летом в 1804 Гёльдерин переезжает в Бад-Хомбург-фор-дер-Хёэ и занимает работу библиотекаря, благодаря содействию друга Синклера, который предложил ландграфу Гессен-Гомбурга его кандидатуру.
В скором времени его психическое состояние стало ухудшаться, и в 1805 его положили в клинику города Тюбинген. 11 сентября 1805 Гёльдерин был доставлен в клинику в Тюбингене под управлением доктора Иоганна Генриха Фердинанда фон Аутенрита, изобретателя маски для предотвращения криков у психически больных. Клиника была прикреплена к Тюбингенскому университету. Продолжительность нахождения в клинике – до 3 мая 1807 (351 день). Какие методы лечения использовали психиатры неизвестно.
С 1807 наступили трагические времена для Гёльдерлина, он начал жить в Тюбингене в семействе столяра Циммера. Он никого не узнавал и ничего не понимал, был замкнутым и учтивым. Иногда он называл себя Скарданелли или Буонаротти (видимо, связывая свою личность с Микеланджело Буонарроти).
С 1807 до самой смерти 7 июня 1843 года Фридрих Гёльдерлин жил на первом этаже «башни Гёльдерлина» (Hölderlinturm). Похоронен на городском кладбище Тюбинген (Германия).
Произведения
Критика
Источник: https://md-eksperiment.org/post/20190221-biografiya-fridriha-gyolderlina
**************************************************
Думаю, этот роман надо прочитать каждому. В жизни есть еще и место Тонкому…. (я публикую только то, с чем, с кем Дружу и кого Люблю. И кому остаюсь навсегда Благодарна! Н.Ш.)
Читать здесь: https://royallib.com/author/gyolderlin_fridrih.html — роман и стихи Гёльдерлина.
Самое крупное из произведений Гёльдерлина — роман «Гиперион», представляющий как бы исповедь поэта. Характерная черта романа — чисто романтическое стремление связать философию с поэзией так, что границы между ними совершенно сглаживаются: для Гёльдерлина только та научная система удовлетворительна, которая стоит в связи и гармонирует с идеалом прекрасного. В романе любопытна и другая сторона: болезненная мечтательность и чрезвычайно развитое чувство изящного создали в Гёльдерлине отвращение к современной действительности; он изображает в карикатуре свое время и своих соотечественников, а идеал свой ищет под дорогим ему небом Эллады.
Книга бесплатно: Гёльдерлин Иоганн Христиан Фридрих Гиперион
**************************************************
https://ru.citaty.net/avtory/iogann-khristian-fridrikh-giolderlin/
**************************************************
ЦИТАТЫ Ф. ГЁЛЬДЕРЛИНА
Что всегда превращало государство в ад на земле, так это попытки человека сделать его земным раем.
Забудь, что существует время, и не веди счет дням своей жизни!
Я не стремлюсь быть щедрым, как солнце, расточающее свои лучи; я не желаю метать бисер перед глупой толпою.
Человек — солнце, всевидящее, всепреображающее, если он любит; если же он не любит, он — темная хижина, в которой еле тлеет лампада.
Цветы сердца надо нежно лелеять. Корни их всюду, но цветут они только в погожие дни.
Мы жалеем мертвых, как будто они чувствуют смерть, а ведь мертвые покоятся в мире.
Голый рассудок никогда не подсказывает ничего рассудительного, а голый разум — ничего разумного.
Лучше быть пчелой, строящей свой дом в невинности, чем разделять власть с властителями мира и выть с ними по-волчьи, чем повелевать народами и марать руки в нечистом деле.
Когда человек мечтает — он бог, но когда рассуждает — он нищий.
https://www.inpearls.ru/
Соскучилась я по классическому немецкому языку.))
Поклон!