- Родился: 24 мая 1940 г., Санкт-Петербург, РСФСР, СССР
- Умер: 28 января 1996 г. (55 лет), Нью-Йорк, США
- В браке с: Мария Соццани (1990-1996 гг.)
- Родители: Мария Моисеевна Вольперт, Александр Иванович Бродский
- Дети: Анастасия Иосифовна Кузнецова, Андрей Осипович Басманов, Анна Бродская
- Награды: Нобелевская премия по литературе//Википедия
«Какую биографию, однако, делают нашему рыжему!» — невесело пошутила Анна Ахматова в разгар судебного процесса над Иосифом Бродским. Кроме громкого суда противоречивая судьба уготовила поэту ссылку на Север и Нобелевскую премию, неполные восемь классов образования и карьеру университетского профессора (уточнение — преподавателя колледжа в реале — Н.Ш.), 24 года вне родной языковой среды и открытие новых возможностей русского языка.
Ленинградская юность
В первый год войны после блокадной зимы 1941–1942 годов мать Иосифа Мария Вольперт вывезла его в эвакуацию в Череповец, где они жили до 1944 года. Вольперт служила переводчиком в лагере для военнопленных, а отец Бродского, морской офицер и фотокорреспондент Александр Бродский, участвовал в обороне Малой земли и прорыве блокады Ленинграда. К семье он вернулся лишь в 1948 году и продолжил службу начальником фотолаборатории Центрального Военно-морского музея. Иосиф Бродский всю жизнь вспоминал прогулки по музею в детстве: «Вообще у меня по отношению к морскому флоту довольно замечательные чувства. Уж не знаю, откуда они взялись, но тут и детство, и отец, и родной город… Как вспомню Военно-морской музей, Андреевский флаг — голубой крест на белом полотнище… Лучшего флага на свете вообще нет!»
Иосиф часто менял школы; не увенчалась успехом и его попытка поступить после седьмого класса в морское училище. В 1955 году он ушел из восьмого класса и устроился на завод «Арсенал» фрезеровщиком. Затем работал помощником прозектора в морге, кочегаром, фотографом. Наконец, он присоединился к группе геологов и несколько лет участвовал в экспедициях, в ходе одной из которых открыл небольшое месторождение урана на Дальнем Востоке. В это же время будущий поэт активно занимался самообразованием, увлекся литературой. Сильнейшее впечатление на него произвели стихи Евгения Баратынского и Бориса Слуцкого.
В Ленинграде о Бродском заговорили в начале 1960-х годов, когда он выступил на поэтическом турнире в ДК имени Горького. Поэт Николай Рубцов рассказывал об этом выступлении в письме:
«Конечно же, были поэты и с декадентским душком. Например, Бродский. <…> Взявшись за ножку микрофона обеими руками и поднеся его вплотную к самому рту, он громко и картаво, покачивая головой в такт ритму стихов, читал:
У каждого свой хрлам!
У каждого свой грлоб!
Шуму было! Одни кричат:
— При чем тут поэзия?!
— Долой его!
Другие вопят:
— Бродский, еще!»
Тогда же Бродский начал общаться с поэтом Евгением Рейном. В 1961 году Рейн представил Иосифа Анне Ахматовой. Хотя в стихах Бродского обычно замечают влияние Марины Цветаевой, с творчеством которой он впервые познакомился в начале 1960-х, именно Ахматова стала его очным критиком и учителем. Поэт Лев Лосев писал: «Фраза Ахматовой «Вы сами не понимаете, что вы написали!» после чтения «Большой элегии Джону Донну» вошла в персональный миф Бродского как момент инициации».
Суд и мировая слава
В 1963 году после выступления на пленуме ЦК КПСС первого секретаря ЦК Никиты Хрущева среди молодежи начали искоренять «лежебок, нравственных калек и нытиков», пишущих на «птичьем жаргоне бездельников и недоучек». Мишенью стал и Иосиф Бродский, которого к этому времени дважды задерживали правоохранительные органы: в первый раз за публикацию в рукописном журнале «Синтаксис», во второй — по доносу знакомого. Сам он не любил вспоминать о тех событиях, потому что считал: биография поэта — лишь «в его гласных и шипящих, в его метрах, рифмах и метафорах».
В газете «Вечерний Ленинград» от 29 ноября 1963 года появилась статья «Окололитературный трутень», авторы которой клеймили Бродского, цитируя не его стихи и жонглируя выдуманными фактами о нем. 13 февраля 1964 года Бродского снова арестовали. Его обвинили в тунеядстве, хотя к этому времени его стихи регулярно печатались в детских журналах, издательства заказывали ему переводы. О подробностях процесса весь мир узнал благодаря московской журналистке Фриде Вигдоровой, которая присутствовала в зале суда. Записи Вигдоровой были переправлены на Запад и попали в прессу.
Судья: Чем вы занимаетесь?
Бродский: Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю…
Судья: Никаких «я полагаю». Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стенам! <…> У вас есть постоянная работа?
Бродский: Я думал, что это постоянная работа.
Судья: Отвечайте точно!
Бродский: Я писал стихи! Я думал, что они будут напечатаны. Я полагаю…
Судья: Нас не интересует «я полагаю». Отвечайте, почему вы не работали?
Бродский: Я работал. Я писал стихи.
Судья: Нас это не интересует…
Свидетелями защиты выступили поэт Наталья Грудинина и видные ленинградские профессора-филологи и переводчики Ефим Эткинд и Владимир Адмони. Они пытались убедить суд, что литературный труд нельзя приравнять к тунеядству, а опубликованные Бродским переводы выполнены на высоком профессиональном уровне. Свидетели обвинения не были знакомы с Бродским и его творчеством: среди них оказались завхоз, военный, рабочий-трубоукладчик, пенсионер и преподавательница марксизма-ленинизма. Представитель Союза писателей также выступил на стороне обвинения. Приговор был вынесен суровый: высылка из Ленинграда на пять лет с обязательным привлечением к труду.
Бродский поселился в деревне Норенской Архангельской области. Работал в совхозе, а в свободное время много читал, увлекся английской поэзией и стал учить английский язык. О досрочном возвращении поэта из ссылки хлопотали Фрида Вигдорова и писательница Лидия Чуковская. Письмо в его защиту подписали Дмитрий Шостакович, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Константин Паустовский, Александр Твардовский, Юрий Герман и многие другие. За Бродского вступился и «друг Советского Союза» французский философ Жан-Поль Сартр. В сентябре 1965 года Иосиф Бродский был официально освобожден.
Русский поэт и американский гражданин
В том же году в США вышел первый сборник стихов Бродского, подготовленный без ведома автора на основе переправленных на Запад материалов самиздата. Следующая книга, «Остановка в пустыне», вышла в Нью-Йорке в 1970 году — она считается первым авторизованным изданием Бродского. После ссылки поэта зачислили в некую «профессиональную группу» при Союзе писателей, что позволило избежать дальнейших подозрений в тунеядстве. Но на родине печатали только его детские стихи, иногда давали заказы на переводы поэзии или литературную обработку дубляжа к фильмам. При этом круг иностранных славистов, журналистов и издателей, с которыми Бродский общался лично и по переписке, становился все шире. В мае 1972 года его вызвали в ОВИР и предложили покинуть страну, чтобы избежать новых преследований. Обычно оформление документов на выезд из Советского Союза занимало от полугода до года, но визу для Бродского оформили за 12 дней. 4 июня 1972 года Иосиф Бродский вылетел в Вену. В Ленинграде остались его родители, друзья, бывшая возлюбленная Марианна Басманова, которой посвящена практически вся любовная лирика Бродского, и их сын.
В Вене поэта встретил американский издатель Карл Проффер. По его протекции Бродскому предложили место в Мичиганском университете. Должность называлась poet-in-residence (буквально: «поэт в присутствии») и предполагала общение со студентами в качестве приглашенного литератора. В 1977 году Бродский получил американское гражданство. При его жизни было издано пять поэтических сборников, содержавших переводы с русского на английский и стихи, написанные им по-английски. Но на Западе Бродский прославился прежде всего как автор многочисленных эссе. Сам себя он определял как «русского поэта, англоязычного эссеиста и, конечно, американского гражданина». Образцом его зрелого русскоязычного творчества стали стихотворения, вошедшие в сборники «Часть речи» (1977) и «Урания» (1987). В беседе с исследователем творчества Бродского Валентиной Полухиной поэтесса Белла Ахмадулина так объясняла феномен русскоговорящего автора в эмиграции.
В 1987 году Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью». В 1991 году Бродский занял пост поэта-лауреата США — консультанта Библиотеки Конгресса и запустил программу «Американская поэзия и грамотность» по распространению среди населения дешевых томиков стихов. В 1990 году поэт женился на итальянке с русскими корнями Марии Соццани, но их счастливому союзу было отпущено всего пять с половиной лет.
В январе 1996 года Иосифа Бродского не стало. Его похоронили в одном из любимых городов — Венеции, на старинном кладбище на острове Сан-Микеле.//Источник: https://www.culture.ru/persons/2115/iosif-brodskii
************************************************
50 цитат Иосифа Бродского
Когда так много позади
всего, в особенности — горя,
поддержки чьей-нибудь не жди,
сядь в поезд, высадись у моря.
В отличие от животных, человек уйти способен от того, что любит.
Ночь; дожив до седин, ужинаешь один,
Сам себе быдло, сам себе господин.
Наряду с землей, водой, воздухом и огнем, деньги — суть пятая стихия, с которой человеку чаще всего приходится считаться.
Как хорошо, что некого винить,
Как хорошо, что ты никем не связан,
Как хорошо, что до смерти любить
Тебя никто на свете не обязан.
Море внешне безжизненно, но оно
полно чудовищной жизни, которую не дано
постичь, пока не пойдёшь на дно.
Приехать к морю в несезон,
помимо матерьяльных выгод,
имеет тот еще резон,
что это — временный, но выход.
Чем меньше информации получает твой мозг, тем сильнее работает воображение.
Мир останется прежним.
Да. Останется прежним,
ослепительно снежным
и сомнительно нежным.
Мир останется лживым.
Мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
Все будут одинаковы в гробу,
Так будем хоть при жизни разнолики!
Я сижу у окна. Вспоминаю юность.
Улыбнусь порою, порой отплюнусь.
Навсегда расстаёмся с тобой, дружок.
Нарисуй на бумаге простой кружок.
Это буду я: ничего внутри.
Посмотри на него — и потом сотри.
Как жаль, что тем, чем стало для меня
твоё существование, не стало
моё существованье для тебя.
Бывает лед сильней огня,
зима — порой длиннее лета,
бывает ночь длиннее дня
и тьма вдвойне сильнее света;
бывает сад громаден, густ,
а вот плодов совсем не снимешь…
Так берегись холодных чувств,
не то, смотри, застынешь.
В каждой музыке
Бах,
В каждом из нас
Бог.
Старайтесь быть добрыми к своим родителям. Если вам необходимо бунтовать, бунтуйте против тех, кто не столь легко раним. Родители — слишком близкая мишень; дистанция такова, что вы не можете промахнуться.
Человек — не сумма того, во что он верит или на что он уповает. Не сумма своих убеждений. Человек — сумма своих поступков.
Одиночество есть человек в квадрате.
Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы.
Он был тощим, облезлым, рыжим,
грязь помоек его покрывала.
Он скитался по ржавым крышам,
а ночами сидел в подвалах.Он был старым и очень слабым,
а морозы порой жестоки.
У него замерзали лапы,
точно так же, как стынут ноги.Но его никогда не грели,
не ласкали и не кормили.
Потому что его не жалели.
Потому что его не любили.Потому что выпали зубы.
Потому что в ушах нарывы.
Почему некрасивых не любят?
Кто-то должен любить некрасивых.
За равнодушие к культуре общество прежде всего гражданскими свободами расплачивается. Сужение культурного кругозора — мать сужения кругозора политического. Ничто так не мостит дорогу тирании, как культурная самокастрация.
Почти всякое государство видит в своем подданном либо раба, либо – врага.
На место преступления преступнику ещё имеет смысл вернуться, но на место любви возвращаться бессмысленно.
Книга является средством перемещения в пространстве опыта со скоростью переворачиваемой страницы.
Я сижу в темноте. И она не хуже
в комнате, чем темнота снаружи.
Я сижу у окна. За окном осина.
Я любил немногих. Однако — сильно.
Переживи крик.
Переживи смех.
Переживи стих.
Переживи всех.
Одиночество учит сути вещей, ибо суть их тоже одиночество.
Не в том суть жизни, что в ней есть,
но в вере в то, что в ней должно быть.
Скука — наиболее распространенная черта существования.
Смотри без суеты
вперёд. Назад
без ужаса смотри.
Будь прям и горд,
раздроблен изнутри,
на ощупь твёрд.
Прощающий всегда больше самой обиды и того, кто обиду причиняет.
Ты — никто, и я — никто. Вместе мы — почти пейзаж.
Всегда помните, что в этом мире нет объятий, которые в конце концов не разомкнутся.
Ночью в незнакомых краях бесконечность начинается с последнего фонаря.
Душа за время жизни приобретает смертные черты.
Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека — всегда можно.
В момент, когда вы возлагаете вину на что-то, вы подрываете собственную решимость что-нибудь изменить.
Квадрат окна. В горшках — желтофиоль.
Снежинки, проносящиеся мимо.
Остановись, мгновенье! Ты не столь
прекрасно, сколько ты неповторимо.
Как легко нам дышать,
оттого что подобно растенью
в чьей-то жизни чужой
мы становимся светом и тенью.
Самая надежная защита против зла состоит в крайнем индивидуализме, оригинальности мышления, причудливости, даже — если хотите — эксцентричности. То есть в чем-то таком, что невозможно подделать, сыграть, имитировать; в том, что не под силу даже прожженному мошеннику.
Только пепел знает, что значит сгореть дотла.
Подлинная история нашего сознания начинается с первой лжи. Свою я помню.
Смерть — это то, что бывает с другими.
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Жизнь — так, как она есть, — не борьба между Плохим и Хорошим, но между Плохим и Ужасным. И человеческий выбор на сегодняшний день лежит не между Добром и Злом, а скорее между Злом и Ужасом. Человеческая задача сегодня сводится к тому, чтобы остаться добрым в царстве Зла, а не стать самому его, Зла, носителем.
Приношу Вам любовь свою долгую,
сознавая ненужность её.
Умеющий любить, умеет ждать.
Вот, смотрите, кот. Коту совершенно наплевать, существует ли общество «Память». Или отдел идеологии при ЦК. Так же, впрочем, ему безразличен президент США, его наличие или отсутствие. Чем я хуже этого кота?
Я не верю в политические движения, я верю в личное движение, в движение души, когда человек, взглянувши на себя, устыдится настолько, что попытается заняться какими-нибудь переменами: в себе самом, а не снаружи.
Автор: Бродский Иосиф | ||
Название: Собрание сочинений | ||
Жанр: Поэзия: прочее | ||
Аннотация: Этот книга – часть электронного собрания сочинений И. Бродского, содержащая основной корпус стихотворений и поэм. Сюда не вошли (и включены в отдельные файлы): стихотворные переводы Бродского из разных авторов на рус. язык; неоконченная поэма «Столетняя война» с примечаниями Я. Гордина; переводы стихотворений Бродского на англ. язык (самим автором и другими переводчиками); стихотворения, изначально написанные Бродским на англ. языке, и их переводы на русский язык (не автором); неоконченная поэма «История XX века», написанная на английском языке и переведенная на русский Е. Финкелем. Представлены (насколько возможно) все опубликованные в бывшем СССР оригинальные стихотворные тексты Бродского. В собрание, возможно, пока не включены некоторые ранние стихи (до 1962?), которые автор позже не захотел публиковать (например, «Земля» и «Баллада о маленьком буксире»), а также неоконченные стихи, наброски, варианты и другие малоизвестные произведения (возможно, они будут еще опубликованы).Тексты подготовлены путем сверки и вычитки электронных текстов-источников, издавна находившихся в Сети (предположительно, это были ручные наборы с ранних публикаций или «самиздата»), и OCR по изданиям: «Сочинения Иосифа Бродского», далее «СИБ» (1-е изд. в 4 тт., ред. Г. Ф. Комаров, «Пушкинский фонд», С-Пб., 1994; 2-е изд., тт. 1 и 2, ред. Я. Гордин, 1998); по утвержденному Бродским сборнику «Часть речи» (сост. Э. Безносов, М., «Художественная Литература», 1990; далее «ЧР»); и по сборнику «Форма Времени» (сост. В. Уфлянд, «Эридан», Минск, 1992; далее ФВ). При разночтениях пунктуации и мелких исправлениях текста предпочтение отдается СИБ, с исправлениями по имеющимся томам 2-го издания; при значительных отличиях текста приводятся варианты по др. публикациям или по электронному тексту-исходнику (обозначенному как «неизвестный источник»). Порядок стихотворений следует хронологическому принципу СИБ: в пределах каждого месяца, сезона, года, десятилетия сперва идут точно датированные стихотворения в хронологическом порядке, затем датированные все более и более приближенно в алфавитном порядке, т.е. датированные месяцем, сезоном, годом, затем датированные неточно, условно или вовсе не датированные – также в алфавитном порядке. Датировка следует СИБ: означает дату первой публикации, 1990? означает приблизительную датировку. Отдельные недатированные ранние стихи, не включенные в СИБ, даются по неизвестным источникам и датированы . В отдельных отмеченных случаях датировка следовала опубликованным на англ. языке при участии Бродского сборникам: «Selected Poems» (1973, далее SP), «Part of Speech» (1980, далее PS), «To Urania» (1988, далее TU) и «So Forth» (1996, далее SF).Примечания к текстам, присутствующие в СИБ, дополнены примечаниями из других публикаций (и, где необходимо, моими текстологическими пояснениями); все примечания атрибутированы. Выделенные в СИБ заглавными буквами или разрядкой слова даны курсивом.Подготовка текста: Сергей Виницкий. Собрание сочинений И. Бродского |
||
Книга бесплатно: Бродский Иосиф. Собрание сочинений — royallib.com.doc |
**************************************************
Дорогой Брат Иосиф… мой Вам поклон! …и до встречи! Ом.
**************************************************
**************************************************
Иосиф Бродский — Я входил вместо дикого зверя в клетку
Я входил вместо дикого зверя в клетку,
выжигал свой срок и кликуху гвоздем в бараке,
жил у моря, играл в рулетку,
обедал черт знает с кем во фраке.
С высоты ледника я озирал полмира,
трижды тонул, дважды бывал распорот.
Бросил страну, что меня вскормила.
Из забывших меня можно составить город.
Я слонялся в степях, помнящих вопли гунна,
надевал на себя что сызнова входит в моду,
сеял рожь, покрывал черной толью гумна
и не пил только сухую воду.
Я впустил в свои сны вороненый зрачок конвоя,
жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок.
Позволял своим связкам все звуки, помимо воя;
перешел на шепот. Теперь мне сорок.
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.
__________________________________
Анализ стихотворения «Я входил вместо дикого зверя в клетку» Бродского
И. Бродский считается одним из самых противоречивых поэтов современности. Не утихают споры по поводу значения и общей оценки его творчества. В этом плане большую ценность имеет собственное мнение поэта, высказанное им в стихотворении «Я входил вместо дикого зверя в клетку…» (1980 г.), написанное накануне своего сорокалетия. Само произведение вызвало множество прямо противоположных мнений. Восторженные поклонники считают его блестящей самооценкой Бродского. Критики в первую очередь указывают на чрезмерное самомнение поэта и преувеличенное описание своего мученичества. Сам Бродский высоко оценивал это стихотворение и любил его цитировать.
Поэт с высоты прожитых лет рассматривает свою жизнь. Он сознательно обращает внимание читателей на то, что уже в юности пострадал за свои убеждения («входил в клетку»). Следует отметить, что недолгое заключение Бродского за тунеядство вряд ли стоит считать образцом страданий. Деревенская ссылка также не делает из него мученика (субъективное мнение автора анализа — прим. администрации). Сам Бродский вспоминал, что в деревне был счастлив и имел возможность заниматься творчеством.
Автор действительно многое повидал в жизни. Он работал матросом, принимал участие в длительных геологических экспедициях («трижды тонул», «дважды бывал распорот»). Богатейшие впечатления дают Бродскому право заявить, что он познал все, что только можно. Он подчеркивает это фразой: «не пил только сухую воду». Неоднократные принудительные помещения поэта в психиатрические заведения, конечно же, сильно повлияли на его резко отрицательное отношение к советской власти. Он привык видеть во всем «вороненый зрачок конвоя», которые проник даже в его сны.
Бродский переходит к своей вынужденной эмиграции. Он считает, что из людей, которые под давлением власти отреклись от него, «можно составить город». Слишком патетически звучит фраза: «жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок». Благодаря оказанной поддержке Бродский очень быстро достигнул за границей обеспеченного положения и никак не мог пожаловаться на голод.
Поэт с гордостью заявляет, что никакие испытания не могли сломить его независимый дух («позволял… все звуки, помимо воя»). Постоянная борьба отняла у него много жизненных сил, поэтому он «перешел на шепот». Тем не менее Бродский благодарен своей непростой судьбе, она сделала его сильнее и мужественнее. Поэта невозможно заставить отказаться от своего независимого творчества. Это под силу только смерти («пока… рот не забили глиной»).// Источник: https://rustih.ru/iosif-brodskij-ya-vxodil-vmesto-dikogo-zverya-v-kletku/
Век скоро кончится, но раньше кончусь я.
Это, боюсь, не вопрос чутья.
Скорее − влиянье небытия
на бытие; охотника, так сказать, на дичь, −
будь то сердечная мышца или кирпич.
28 января 1996 года ушел из жизни Иосиф Александрович Бродский. Супруга поэта нашла его утром мертвым в кабинете. Причина смерти – остановка сердца вследствие инфаркта.
Бродский – гражданин мира и истинный петербуржец, чья поэзия, как утверждал Ю.М. Лотман, «органически связана с Петербургом и петербургским акмеизмом». При этом Сергей Аверинцев отмечал: «Слишком очевидно, что силовой напор его стиха, взрывчатость его рифм, наступательность его анжамбеманов, вообще весь тонус его поэзии имеют несравненно больше общего с москвичкой Цветаевой, чем с какими-либо петербургскими образцами (включая даже Мандельштама)».
Бродский − поэт, особенно глубоко и тонко чувствующий цветаевское творчество. С его точки зрения, Цветаева занимает совершенно особое место в мировой поэзии. «Крупнее Цветаевой в нашем столетии нет поэта», − утверждал он. Бродский называл Цветаеву «фальцетом времени». В интервью Свену Биркертсу И. Бродский признался: «Благодаря Цветаевой, изменилось не только мое представление о поэзии − изменился весь мой взгляд на мир, а это ведь и есть самое главное, да? С Цветаевой я чувствую особое родство: мне очень близка ее поэтика, ее стихотворная техника». А известный цветаевед Ирма Кудрова отмечала близость мироощущения двух поэтов: «В его собственном мироощущении преобладали те же трагические тона; как и Цветаева, он склонен был соизмерять любое явление или частность с вечностью; владела им и вполне сравнимая с цветаевской неукротимая страсть к постижению мира средствами поэтического слова. Попросту говоря, он узнавал в творчестве Цветаевой дорогое ему, близкое, свое − и потому так легко ловил и взращивал любую ассоциацию, с намека достраивал образную цепь и мысль».
***
Здесь, на земле,
где я впадал то в истовость, то в ересь,
где жил, в чужих воспоминаньях греясь,
как мышь в золе,
где хуже мыши
глодал петит родного словаря,
тебе чужого, где, благодаря
тебе, я на себя взираю свыше,
уже ни в ком
не видя места, коего глаголом
коснуться мог бы, не владея горлом,
давясь кивком
звонкоголосой падали, слюной
кропя уста взамен кастальской влаги,
кренясь Пизанской башнею к бумаге
во тьме ночной,
тебе твой дар
я возвращаю – не зарыл, не пропил;
и, если бы душа имела профиль,
ты б увидал,
что и она
всего лишь слепок с горестного дара,
что более ничем не обладала,
что вместе с ним к тебе обращена.
(И. Бродский. Отрывок из стихотворения «Разговор с небожителем»)
___
Дом-Музей Марины Цветаевой в Москве (с)
https://prosodia.ru/catalog/shtudii/niotkuda-s-lyubovyu-iosifa-brodskogo-s-pozitsii-avtora-i-geroya/
https://proza.ru/2018/05/10/51 — Биография Иосифа Бродского.
Артур Живаго (с)
«Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса» (И.Б.)
https://mir24.tv/articles/16410512/sem-klassov-shkoly-uzhasy-psihbolnicy-i-nenuzhnaya-nobelevka-zhizn-i-sudba-iosifa-brodskogo — Семь классов школы, ужасы психбольницы и ненужная «Нобелевка»: жизнь и судьба Иосифа Бродского
«За равнодушие к культуре общество прежде всего гражданскими свободами расплачивается. Сужение культурного кругозора — мать сужения кругозора политического. Ничто так не мостит дорогу тирании, как культурная самокастрация». Иосиф Бродский
https://foma.ru/50-velikih-stihotvoreniy-iosif-brodskiy-rozhdestvo.html
50 великих стихотворений. Иосиф Бродский.
«Бродский не поэт»: https://youtu.be/37sh0RWB0cg, документ. фильм.
25 дек. 2017 г.
Друзья-поэты, восторженные женщины, любовь всей жизни Марина Басманова, две психушки, допросы в КГБ, народный суд, тюрьма, ссылка, принуждение к эмиграции. Все это Ленинград Бродского. Биография, которую, по выражению Ахматовой, делали «нашему рыжему».
Автор фильма Николай Картозия: «Это история о человеке, который навязал миру свою конституцию. О ленинградском мальчике, который хотел стать мировым поэтом — и стал.
Америка и Россия, конечно, главные страны Бродского. Но только в его любимой Италии вдруг понимаешь, что Иосиф Александрович, наш современник, откликавшийся на мобильный, на самом деле жил будто бы до нашей эры и дошел к нам в переводах с латыни. То есть стал классиком при жизни».
Автор фильма Антон Желнов: «Наша главная цель — показать западное становление Бродского. Его превращение из советского эмигранта в писателя и общественную фигуру с мировым именем. Поэт Чеслав Милош как-то сравнил Бродского с гигантским зданием барочной архитектуры. Мы просто попытались получше разглядеть его».
Россия, Америка, Италия, Швеция, Финляндия — авторы фильма следуют за своим героем, самым путешествующим из всех русских писателей. Места, ставшие его биографией. И люди, определившие судьбу.
В фильме:
— более 100 неизвестных частных фотографий;
— выступления и интервью, которые никогда не были показаны;
— домашние видеозаписи, сделанные друзьями поэта;
— личные письма — родителям, друзьям, врагам;
— уникальные документы: материалы допросов Бродского, история болезни, контракты с ведущими университетами США;
— неопубликованные стихотворения и эссе;
— коллекция рисунков автора;
— история частной дипломатической войны. Письма Генри Киссинджера и Эдварда Кеннеди, пытавшихся вывезти родителей Бродского в США.
Иосиф Бродский, каким мы его не знали
ПРОФЕССОР БРОДСКИЙ
Мы знаем Бродского-поэта, но не знаем Бродского-преподавателя. Он читал лекции и вел семинары в Мичиганском и Колумбийском университетах, служил в женском колледже Маунт-Холиок. Чему учил своих студентов профессор, куривший на лекциях? Впервые его ученики соберутся в одной аудитории:
«Он был восхитительно неполиткорректным!» — Свен Биркетс, студент Бродского, литературный критик.
«У него было кое-что, чего нет у американцев. Он воспринимал жизнь трагически, и это накладывало отпечаток на все, что бы он ни делал. В этом ключе он вел лекции», — Виджей Сешарди, студент Бродского, лауреат Пулитцеровской премии.
«Он никогда не выставлял себя жертвой российского государства. Я думаю, всю жизнь он очень любил Россию», — Лиам МакКарти, студент Бродского, бизнесмен.
«Он не был мягким преподавателем, не был святой простотой. Он мог, например, прочесть строчку из Мандельштама и спросить, что это? А мы сидим и молчим…» — Свен Биркетс, студент Бродского, литературный критик.
ЗАПРЕЩЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Бродский часто оставался ночевать прямо в издательстве. В легендарном «Ардисе», где печатали, как сказали бы сейчас, «запрещенку»: Войновича, Довлатова, Лимонова, самого Бродского. Владельцы издательства Карл и Эллендея Профферы — близкие друзья Бродского, и, по сути, его первые продюсеры. В фильме Элендея Проффер говорит о Бродском откровенно: о его пути к мировой славе, умении дружить и литературных конфликтах.
«Он хотел славы. Русские не любят этой темы, но американцы очень терпеливо относятся. Мы понимаем людей, которые хотят славы. И мы помогли ему в этом», — Эллендея Проффер, издатель, друг Бродского.
БОРЬБА ЗА РОДИТЕЛЕЙ
Покидая Ленинград, Бродский верит, что ему еще удастся встретиться с родителями. Борьба за эту встречу будет длиться больше десяти лет. Участвовать в ней будут ведущие американские политики — Эдвард Кеннеди, Генри Киссинджер. Зрители увидят тайную переписку между американскими и советскими властями.
«Контактировал с послом Добрыниным в Вашингтоне. Надеюсь помочь», — сенатор Кеннеди — Бродскому.
Бродскому так и не позволят встретиться с родителями, но в Ленинграде у него будет свой связной. Девушка. Римлянка. «Живое письмо» для мамы и папы.
«Я помню, как рассердилась мама, когда она увидела на фотографии, что сын до сих пор курит. И сказала: ну вот негодяй!!!» — Аннелиза Аллева.
Спустя 30 лет подруга Бродского Аннелиза Аллева возвращается в ленинградскую квартиру поэта.
БРОДСКИЙ-ПОЛИТИК
Что сделал Бродский, когда советские войска вошли в Афганистан? Как относился к первой чеченской войне и оценивал президентство Ельцина? Дружба с Галиной Старовойтовой, неожиданная встреча с Михаилом Горбачевым в Вашингтоне. Почему поэт принял приглашение Собчака вернуться в Россию, но не вернулся? И — да, Бродский тоже изумлялся Жириновскому: «Жириновский и детский сад — это более или менее одно и то же». Об этом в фильме рассказывают сам Иосиф Бродский, его близкие друзья и высокопоставленные американские политики.
https://youtu.be/pEi1KV94FFk
YouTube
Сергей Юрский читает Бродского
26 августа 2013 в концертном зале «Мир» прошел благотворительный вечер «Смеешь выйти на площадь?» Сергей Юрский прочел стихотворения Иосифа Бродского
Человек, забытый городом: https://youtu.be/-V-gWaJfW1M — о И. Бродском, май 23г.
https://youtu.be/xsMrUlSdCEw
YouTube
Иосиф Бродский. ИЗБРАННОЕ. Часть 1-я. (аудиокнига лучших стихотворений) Читает Павел Морозов
Поэзия Бродского. Лучшее. Читает Павел Морозов. Аудиокнига.
СОДЕРЖАНИЕ
00:00:00 — 1. «ОДИНОЧЕСТВО» (Когда теряет равновесие…) »
00:01:26 — 2. «Я входил вместо дикого зверя в клетку..»
00:02:37 — 3. «Когда так много позади…»
00:03:15 — 4. «Прощай…
Самуил Лурье. Лекция о Бродском, 1988г.
https://youtu.be/xGmy0_nQZ80
https://youtu.be/-WFj3SOx1LE?si=OSnRD1QIorgiXPqA
Редкая хроника: Бродский читает стихи и размышляет о жизни.