Английский писатель Льюис Кэрролл прославился не только своими историями о девочке Алисе. Он остался в истории как математик, философ, логик, фотограф, диакон. Самыми известными произведениями писателя стали «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье».
Вначале Льюис Кэрролл написал небольшой рассказ, смысл которого понимал только узкий круг самых близких ему людей. Постепенно он расширял свое произведение, пока не получилась книга, которая вызывает живой интерес всего человечества на протяжении столетия.
ДЕТСТВО
Настоящее имя писателя Чарльз Лютвидж Доджсон. Он родился 27 января 1832 года в небольшой деревеньке Дарсбери английского графства Чешир в семье приходского священника. Мальчика назвали в честь отца, кроме него у родителей было еще три сына и семь дочерей. С ранних лет Чарльз поражал всех своим умом и сообразительностью.
До двенадцати лет его учителем был родной отец. Чарльз левша, а в те годы это могло стать причиной религиозных преследований. Поэтому родители строго следили за тем, чтобы сын писал правой рукой, и именно это насилие над собой обернулось впоследствии психологической травмой, осложненной небольшим заиканием. По мнению некоторых исследователей биографии писателя, он был аутистом, хотя точные данные по этому поводу отсутствуют.
В 12 лет мальчика отдали в частную грамматическую школу, которая находилась в нескольких милях от Ричмонда. Чарльз быстро сошелся с учителями и одноклассниками, ему импонировала и здешняя атмосфера. В 1845-м он стал учеником более престижной школы в Рагби, которая делала упор на физическую подготовку учеников и прививала им христианские ценности.
ЗДЕСЬ ЧАРЛЬЗУ БЫЛО НЕ ТАК КОМФОРТНО, КАК РАНЬШЕ, НО ОН ПРОДОЛЖАЛ ПОЛУЧАТЬ ХОРОШИЕ ОТМЕТКИ, ОСОБЕННО ПРОДВИНУЛСЯ В МАТЕМАТИКЕ И БОГОСЛОВИИ.
В 1850-м будущий писатель стал студентом колледжа Крайст-Черч при университете в Оксфорде. Его оценки были далеки от идеальных за единственным исключением – математики. Парень явно обладал выдающимися математическими способностями. Спустя несколько лет он получил диплом бакалавра, и остался в этом же колледже лектором по математике. Причем свои лекции готовил самостоятельно. Эта работа хорошо оплачивалась, и Чарльз продолжал заниматься ею на протяжении 25 лет, хотя и считал это занятие достаточно скучным.
Все учебные заведения того времени имели тесную связь с церковью, поэтому лектор тоже должен был иметь духовный сан. Чарльз согласился на это, стал диаконом, но от работы в приходе отказался. Дело в том, что он не собирался связывать свою жизнь с религией. В студенческие годы он впервые написал небольшой рассказ, потом еще и еще, и подписывал их псевдонимом Льюис Кэрролл. Это имя молодой человек придумал сам.
СОЗДАНИЕ АЛИСЫ
В 1856-м на место декана в колледже, где учился Льюис, назначили филолога и лексикографа Генри Лидделла. Он приехал в город вместе с женой и пятью детишками. Кэрролл стал настоящим другом их семейства, и эта дружба продолжалась много лет. Именно Алиса Лидделл послужила прототипом героини самой известной книги Льюиса. В 1856-м она была всего лишь четырехлетней малышкой.
Кэрролл часто развлекал детишек декана забавными историями и сказками, которые сочинял просто во время очередной встречи или прогулки. Летом 1862-го Кэрролл и семейство Лидделов отправилось на лодочную прогулку, Алиса обратилась с просьбой к писателю рассказать одну из своих историй для нее и двух других дочерей декана – Эдит и Лорины. Льюиса долго упрашивать не пришлось, он сходу придумал и рассказал малышкам историю о девочке, которая оказалась в норе Белого Кролика, жившего в Подземной Стране.
Чтобы как можно больше заинтересовать своих маленьких слушателей, Льюис придал героине рассказа черты характера самой Алисы, а второстепенных героев наградил чертами ее сестер.
Девочка пришла в полный восторг от его повествования и попросила писателя все это изложить на бумаге. Алисе пришлось несколько раз напомнить Кэрроллу об обещании, пока он наконец-то передал ей рукопись. Он назвал свое произведение «Приключение Алисы под землей». Спустя некоторое время эта первая история легла в основу его первой книги.
КНИГИ
В 1865-м Льюис Кэрролл выпустил свое первое культовое произведение – «Алиса в Стране Чудес», спустя шесть лет вышло продолжение полюбившейся истории – «Алиса в Зазеркалье». Манеру написания книг Кэрролла нельзя спутать с любой другой, она была особенной и сильно отличалась от существующих в те годы литературных стилей. Творческое начало, богатое воображение и внутренний мир с одной стороны, владение математикой и логикой с другой, позволило ему создать собственный жанр, получивший название «парадоксальная литература».
Герои его книг и ситуации, в которых они оказываются, на первый взгляд кажутся абсурдными и нелепыми. Но в действительности все подчинено логике, несмотря на то, что эта логика сама по себе и есть абсурдной. Кэрролл использовал необычную форму, благодаря которой сумел очень тонко осветить философские вопросы, человеческую жизнь, строение мира и месте человека в этом мире. Поэтому его произведения интересны не только детям, они делятся мудростью и со взрослым читателем.
Творческая манера написания, присущая Кэрроллу, просматривается и во всех последующих его сочинениях. Однако они не получили такой популярности, как история о девочке Алисе. Перу Льюиса принадлежат произведения «Сильви и Бруно», «Охота на Снарка», «Полуночные задачи», «Истории с узелками» и другие.
По мнению некоторых критиков, писатель жил в каком-то своем, необычном мире, и приписывали это употреблению опиума на постоянной основе. Дело в том, что его мучили сильные головные боли и он продолжал серьезно заикаться. В те времена опиумной настойкой лечили множественные заболевания, ее принимали даже при незначительной мигрени.
Современники Кэрролла называли его «человек с причудами». Его жизнь состояла из парадоксов. С одной стороны – настоящий светский лев, с другой – человек, страдающий от определенных социальных стандартов и живущий детскими воспоминаниями, тем временем, когда все было таким простым, когда не нужно было притворяться, а поступать так, как хочется. Эти противоречия вызывали у него расстройство сна, писатель проводил различные исследования, искал возможность выйти в другую реальность, так как верил в ее существование. Льюис пытался опередить научные исследования того времени, используя отличное знание математики.
МАТЕМАТИКА
Кэрролл обладал недюжинными математическими способностями. Может быть, именно этим объясняются загадки в его текстах, отличающиеся сложностью и многообразием. В перерыве между написаниями книг Льюис проводил математические исследования. Он не добился выдающихся результатов как другие светила этой науки, однако именно он автор нескольких открытий в математической логике, которые шли с опережением времени.
Он стал автором собственной графической техники, с помощью которой легко решались логические задачи. Эта техника была намного лучше, чем диафрагмы, которые использовали для этой цели в те годы. Кэрролл отличался способностью к решению сложных логических задач, так называемых «соритов». Их особенность заключалась в том, что силлогизм, используемый в заключении одной задачи, являлся «подсказкой» для другой, причем все остальные посылки задачи заранее перемешивались.
ФОТОГРАФИЯ
Биография Кэрролла была бы неполной, если не рассказать и о его увлечении фотографией. Он уделял ей достаточно много времени, если не был занят написанием своих произведений. Это увлечение писателя тоже было поставлено на профессиональный уровень, который называют пикториализмом. Писатель использовал постановочную съемку, а потом монтировал негативы.
Чаще всего Льюис снимал детей и делал это с большим удовольствием. Среди его знакомых было немало профессиональных фотографов, в том числе и самый прославленный – Оскар Рейландер. Именно он стал автором фотопортрета Кэрролла, впоследствии признанный классикой этого жанра тех лет.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Несмотря на все свои причуды, Льюис Кэрролл не был затворником. Он часто появлялся в обществе, причем рядом с ним всегда были очаровательные спутницы. Нужно отметить, что в те годы он уже успел стать профессором и принять сан диакона, поэтому близкие советовали ему по мере возможности скрывать пикантные подробности личной жизни, или, в конце концов, жениться на одной из своих пассий. Наверное по этой причине историки того времени пытались скрасить интимные подробности жизни писателя, они представляли его добродушным сказочником, не чаявшим души в детях. Спустя годы оказалось, что они оказали ему «медвежью услугу».
Писатель любил детей, они отвечали ему взаимностью. Чаще всего он общался с маленькими девочками, родителями которых были его коллеги и друзья. Льюис так и не женился, наверное, не смог найти среди своего окружения достойную партию. Собственных детей у него тоже нет. В те годы его общение с девочками ни у кого не вызывало отрицательной реакции, и только в 20-м веке, о Кэрролле заговорили, как о педофиле. По мнению некоторых недалеких исследователей его биографии, Кэрролл был Джеком Потрошителем, сгубившим множество невинных жертв.
Однако эти теории так и не нашли никаких подтверждений впоследствии. Всю клевету, которую вылили на голову писателя, удалось опровергнуть. Так, в одном из писем некая Рут Гэмлен уверяла, что у Льюиса часто гостила застенчивая двенадцатилетняя девочка Иза Боумен. Потом удалось выяснить, что этой «малышке» на самом деле было не 12, как написано в письме, а 18. Аналогичная клевета на писателя содержалась и в других заявлениях, хотя на самом деле все «малолетние» подружки писателя уже перешагнули порог своего совершеннолетия.
СМЕРТЬ
Сердце создателя Алисы – Льюиса Кэрролла, остановилось 14 января 1898 года. Доктора установили, что смерть наступила в результате развившегося воспаления легких. Писатель не дожил до своего 66-летия каких-то две недели. Местом вечного упокоения Кэрролла стало кладбище Восхождения в Гилфорде.
Вместо предисловия, или История о том, как Алиса попала на Шахматную доску, стала Белой Пешкой и на одиннадцатом ходу превратилась в Королеву
1. Алиса встречает Черную Королеву, становится Белой Пешкой и начинает игру с клетки e2.
А Черная Королева с клетки e2 стремительно убегает на клетку h5.
2. Алиса в летающем поезде переносится с клетки d4 на d2 и встречает двух толстеньких Братцев.
А Белая Королева несется за шалью с клетки c1 на с4.
3. Алиса встречается с Белой Королевой, оказавшейся рядышком, на клетке с4, и отдает ей шаль.
А Белая Королева вдруг превращается в Овцу и оказывается уже в странном магазинчике на клетке с5.
4. Алиса переносится из магазина на реку и обратно и попадает с клетки d4 на d5.
А Белая Королева в овечьих колечках вдруг исчезает и переносится далеко-далеко – на клетку f8.
5. Алиса из удивительного магазинчика попадает прямиком в гости к Желтку-Белтку на клетку d6.
А Белая Королева выскакивает из леса, спасаясь от Рыцаря на Черном Коне, и попадает на клетку с8.
6. Алиса попадает в лес на клетку d7.
А Рыцарь на Черном Коне хочет взять ее в плен, прискакав с клетки g8 на е7.
7. Рыцарь на Белом Коне с клетки f5 скачет на выручку Алисе и побеждает Черного Рыцаря.
И, проводив Алису до опушки леса, Белый Рыцарь возвращается назад, на клетку f5.
8. Алиса прыгает через последний ручеек, и на голове у нее золотая корона – вот она, заветная клетка d8.
Но Черная Королева устраивает Алисе строгий экзамен, прибежав с клетки h5 на е8.
9. Алиса выдерживает экзамен и становится настоящей Королевой. А Черная и Белая Королевы застывают и засыпают подле Алисы на своих клетках.
10. Алиса на пиру с двумя Королевами по бокам.
А Белая Королева вдруг оказывается в супнице на клетке а6 и кричит: «Тут я!»
11. Алиса берет Черную Королеву и выигрывает.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА, или Расстановка фигур на Шахматной доске
БЕЛЫЕ
Фигуры
ТЕЦ
ЕДИНОРОГ
ОВЦА
БЕЛАЯ КОРОЛЕВА
БЕЛЫЙ КОРОЛЬ
СТАРИЧОК
БЕЛЫЙ РЫЦАРЬ
ТИК
Фигуры
ЖЕЛТОК-БЕЛТОК
ПЛОТНИК
МОРЖ
ЧЕРНАЯ КОРОЛЕВА
ЧЕРНЫЙ КОРОЛЬ
ВОРОН
ЧЕРНЫЙ РЫЦАРЬ
ЛЕВ
Мне светит чистое чело
И ясный детский взгляд.
Дитя, полжизни утекло,
Возврата нет назад.
Но вереницу давних дней
Верну я сказкою своей.
Во мне по-прежнему звенит
Твой серебристый смех,
А я, наверное, забыт,
Как прошлогодний снег.
Пусть время разлучило нас,
Но ты опять со мной сейчас.
И снова лодочка скользит
Неслышно по волнам,
И солнце в зелени сквозит,
Слетает сказка к нам.
Как драгоценность берегу
Тот день и нас на берегу.
Бегут, струятся, как вода,
Беспечно день за днем.
Пройдут года, и навсегда
Уснем последним сном.
Но мы, как дети, гоним прочь
Противный сон и злую ночь.
А нынче день, и за окном
Сугробы намело.
В уютном доме с камельком
Надежно и тепло.
Несчастье, горе и беду
Волшебным словом отведу.
Когда нежданно грусти тень
Заденет нас крылом,
Мы вспомним тот июльский день
И в сень его сойдем.
И сказка снова потечет,
И новым дням начнется счет.
Глава первая Зазеркальная комната
Ну ясно же – Беленький котенок тут ни при чем. Это все проделки Черненького. А Беленького в это время умывали. Мама Дина одной лапой прижимала его к полу, а другой терла мордочку, да еще против шерсти. Но Беленький лежал смирно и даже помурлыкивал. Как видно, ему это нравилось.
Зато Черненький, уже умытый, был свободен. И пока Алиса, притулившись в уютном кресле, подремывала, он затеял большую игру с маленьким клубком шерсти. Алиса накануне с трудом смотала его, а теперь Черненький старательно катал и перекатывал, разматывал и запутывал. И вот уже на коврике перед камином валялся не клубок, а спутанный комок ниток. И котенок запутывал его еще больше, с упоением гоняясь за собственным хвостом.
– Ах ты, шалун! – воскликнула Алиса и чмокнула котенка в мокрый носик, делая при этом сердитое лицо. – Разве Дина тебе не объясняла, что хорошо, а что плохо? Ай-я-яй, Дина! Ты слышишь? Плохо!
И Алиса укоризненно покачала головой. Потом она подхватила котенка, собрала запутанный ворох ниток и, поудобнее устроившись в кресле, стала снова мотать клубок. Но работа не очень-то спорилась, потому что она не переставая болтала то с котенком, а то и сама с собой. Котенок с невинным видом сидел у нее на коленях и только иногда легонько цапал когтистой лапкой клубок, словно хотел помочь Алисе.
– Ты, котик, и не догадываешься, наверное, что будет завтра? – спрашивала Алиса. – Откуда тебе! Ты же не сидел со мной вчера у окошка. Тебя умывали. А я видела, как ребята собирали ветки для костра. Знаешь, какой ворох нужен для хорошего костра? Но тут, как назло, пошел снег, стало холодно, и их всех позвали домой. Но завтра! Завтра непременно будет костер, и мы с тобой, котик, пойдем поглядеть.
Разговаривая, Алиса обматывала котенка ниткой. Шерстяная нитка так подходила к цвету его шерстки! Но котенок вдруг вырвался, клубок вывалился из рук Алисы и снова размотался.
– Ох, котик, как я на тебя только что рассердилась! – говорила Алиса, снова устраиваясь в кресле. – Чуть было не выкинула тебя в окошко прямо на снег! И поделом было бы, маленький паршивец! – Она погрозила котенку пальцем. – Молчишь? То-то же! Нечего сказать? Тогда послушай. Я помню все твои проказы. Во-первых, ты, подумать только, два раза пискнул, когда Дина тебя умывала. Ну что ты на это скажешь? Помалкиваешь? Что-что? – Алиса прислушалась, будто котенок и впрямь что-то сказал. – Дина попала тебе лапкой в глаз? А ты не таращь глаза, зажмуривайся, когда умываешься. Теперь во-вторых. Свою сестричку Пушинку ты оттягивал за хвост от блюдечка с молоком. Тебе, значит, молочка хочется, а до других и дела нет? Ладно, ладно. Вспомним в-третьих. Не успела я отвернуться, как ты свалял и спутал в комок все нитки. Посчитай теперь, сколько раз ты провинился. Целых три! И столько же заслужил наказаний. Обычно я наказываю по средам. Но на этот раз я добрая. Накажу тебя за все сразу, но зато через неделю.
«Интересно, – подумала Алиса, – если бы меня так наказывали – за все и сразу за целый год? Сидеть бы мне, как разбойнице, в тюрьме. А если бы додумались оставлять меня без обеда? В конце года их бы накопилось триста шестьдесят пять. Не съесть столько обедов за один присест – это я еще могу. А вдруг бы пришлось съесть их все разом?»
– Смотри, смотри, котик, как медленно падает снег за окном! Липнет к стеклу и приветливо заглядывает к нам. Наверное, снег так же любит и деревья в лесу, если облепливает их с ног до головы. Он их укутывает теплым одеялом и говорит: «Спите, спите, придет весна и разбудит вас». А весной деревья зазеленеют и все лето будут танцевать, и кружиться, и хлопать на ветру листиками-ладошками!
Алиса так увлеклась, что сама захлопала в ладоши и тут же, конечно, упустила клубок. Но она этого не заметила даже, а в восторге представила себе живые танцующие деревья.
– Вот было бы здорово! – воскликнула Алиса. – Они бы веселились до самой осени. А потом сложили бы листочки на землю и заснули на всю зиму. Послушай, – обратилась она вдруг к котенку, – а в шахматы играть ты умеешь? Ну что же тут смешного? Обычное дело. И потом, я сама видела, как ты внимательно следишь за игрой в шахматы. На днях, когда я сказала: «Шах!» – ты даже мурлыкнул. А правда же отличный был ход? Если бы не этот противный конь, я бы непременно выиграла. Он так незаметно подкрался! Слушай, котик, а давай играть КАК БУДТО!
Алиса обожала эти слова – КАК БУДТО. С ними можно было играть во что угодно. Вчера, например, она предложила сестре: «Давай играть, КАК БУДТО мы шахматные Короли и Королевы». Но сестра не понимает никаких КАК БУДТО. «Это невозможно, – сказала она рассудительно. – Нас ведь всего две, а королей и королев – четыре». «Ну и что! – возразила Алиса. – Это же КАК БУДТО. Ты будешь одной из Королев, а я КАК БУДТО сразу всеми остальными».
В другой раз она насмерть перепугала своим КАК БУДТО старую няньку. «Нянечка, – ласково сказала Алиса, – давай я КАК БУДТО голодная гиена, а ты КАК БУДТО мышка. И я тебя КАК БУДТО съем!»
Впрочем, это было тогда. А сейчас Алиса разговаривала с Черненьким котенком.
– Давай, котик, играть – КАК БУДТО ты Черная Королева. Для этого ты должен стать на задние лапки. Вот так. А передние прижать к груди. Ну попробуй, что тебе стоит?
Алиса даже поставила перед ним Черную Королеву, но упрямый котенок ни за что не хотел становиться на задние лапки, чтобы стать Черной Королевой.
Тогда Алиса поднесла его к зеркалу над камином.
– Посмотри, какой ты противный, когда упрямишься, – сказала она. – Поупрямься у меня, я тебя живо отправлю ТУДА, за зеркало, в Зазеркальную комнату. Она точь-в-точь как наша, только там все наоборот. Стоит влезть на стул, как ты ее увидишь всю-всю. Только очаг в камине не виден. А мне так хочется узнать, топят ли ОНИ его зимой. Правда, когда наш камин дымит, там тоже вьется дымок. Но вдруг тот огонь, наоборот, совсем холодный? И книжки там тоже наоборотные. Я однажды приставила нашу книжку к зеркалу, и ТАМ тут же появилась точно такая. Только буквы перевернуты.
Ну что, котик, захотелось попасть ТУДА? Там, наверное, и молоко есть. Только, боюсь, то молоко не вкусное, а наоборот. А если раскрыта дверь из нашей комнаты в коридор, то и ТАМ кусочек коридора виден. Но только кусочек. Как бы мне хотелось поглядеть, куда ведет Зазеркальный коридор! Наверняка он приводит в такие чудеса!
Давай КАК БУДТО мы умеем входить в зеркало! КАК БУДТО оно сделано из каминного дымка и КАК БУДТО сквозь него можно пройти. Ой, оно и вправду рассеивается, как дымок!..
Алиса и сама не заметила, как очутилась на каминной полке. А серебристая поверхность зеркала действительно заколыхалась легкой прозрачной завесой. Еще мгновение – и Алиса очутилась в ЗАЗЕРКАЛЬЕ. Она спрыгнула там на пол и тут же заглянула в камин. Жаркий огонь пылал в нем так же, как и настоящий.
– Чудесно! – обрадовалась Алиса. – Я смогу сколько угодно сидеть близко-близко от каминного огонька, и никто не станет гнать меня, как это делают дома. Да и как прогонишь – ведь я ТУТ, а они ТАМ, то есть наоборот. Я ТАМ, а они ТУТ. Впрочем, неважно. Они будут перед зеркалом, а я за зеркалом. Вот удивятся-то!
Алиса стала оглядывать Зазеркальную комнату и увидела много занимательного. Портреты на стене ожили и весело подмигивали ей. А часы на каминной полке вдруг оказались Старичком Часовичком с забавной рожицей. Часовичок смешно гримасничал и улыбался. Тут Алиса заметила несколько шахматных фигурок, валявшихся в золе перед камином.
– Безобразие! – возмутилась Алиса и нагнулась, чтобы поднять фигурки.
Вдруг она застыла – фигурки вовсе не валялись, а чинно парами прогуливались вдоль каминного .
+ См.: https://gorky.media/context/alisa-kak-oksfordskij-roman
https://prosodia.ru/catalog/stikhotvorenie-dnya/lyuis-kerroll-skazhi-ka-dyadya-ved-ne-darom-tebya-schitayut-ochen-starym/