31 мая — День рождения Константина Георгиевича Паустовского. Избранное

Константин Паустовский
Русский советский писатель, сценарист и педагог, журналист, военный корреспондент, переводчик. Книги К. Паустовского неоднократно переводились на многие языки мира.
  • Родился: 31 мая 1892 г., Москва, Российская империя
  • Умер: 14 июля 1968 г. (76 лет), Москва, РСФСР
  • В браке с: Валерия Владимировна Валишевская, Екатерина Степановна Загорская, Татьяна Алексеевна Евтеева
  • Родители: Мария Яковлевна Городцова, Степан Александрович
  • Цитата: По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.//Википедия

**************************************************

БИОГРАФИЯ

Константин Паустовский работал на заводах, был вожатым трамвая, санитаром, журналистом и даже рыбаком… Чем бы писатель ни занимался, куда бы ни ехал, с кем бы ни знакомился — все события его жизни рано или поздно становились темами его литературных произведений.

Константин Паустовский родился в 1892 году в Москве. В семье было четверо детей: у Паустовского было два брата и сестра. Отца часто переводили по службе, семья много переезжала, в конце концов они осели в Киеве.

В 1904 году Константин поступил здесь в Первую Киевскую классическую гимназию. Когда он перешел в шестой класс, отец ушел из семьи. Чтобы оплачивать учебу, будущему писателю пришлось подрабатывать репетитором.

В юности Константин Паустовский увлекался творчеством Александра Грина. В воспоминаниях он писал: «Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и — тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе». В 1912 году в киевском альманахе «Огни» вышел первый рассказ Паустовского «На воде».

В 1912 году будущий писатель поступил на историко-филологический факультет Киевского университета. После начала Первой мировой войны он перевелся в Москву: здесь жили его мать, сестра и один из братьев. Однако во время войны Паустовский почти не учился: сначала работал вожатым трамвая, потом устроился на санитарный поезд.

«Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии. В отряде из попавшегося мне засаленного обрывка газеты я узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах два мои брата. Я остался у матери совершенно один, кроме полуслепой и больной моей сестры».
Константин Паустовский

После гибели братьев Константин вернулся в Москву, но ненадолго. Он ездил из города в город, работая на заводах. В Таганроге Паустовский стал рыбаком в одной из артелей. Впоследствии он говорил, что писателем его сделало море. Здесь же Паустовский начал писать свой первый роман «Романтики».

Во время своих поездок писатель познакомился с Екатериной Загорской. Когда она жила в Крыму, жительницы татарской деревушки прозвали ее Хатидже, так же называл ее и Паустовский: «Ее люблю больше мамы, больше себя… Хатидже — это порыв, грань божественного, радость, тоска, болезнь, небывалые достижения и мучения…» В 1916 году пара обвенчалась. Первый сын Паустовского — Вадим — родился через 9 лет, в 1925 году.

Во время Октябрьского переворота Константин Паустовский находился в Москве. Некоторое время он проработал здесь журналистом, но вскоре вновь отправился за матерью — на этот раз в Киев. Пережив здесь несколько переворотов Гражданской войны, Паустовский переехал в Одессу.

«В Одессе я впервые попал в среду молодых писателей. Среди сотрудников «Моряка» были Катаев, Ильф, Багрицкий, Шенгели, Лев Славин, Бабель, Андрей Соболь, Семен Кирсанов и даже престарелый писатель Юшкевич. В Одессе я жил у самого моря и много писал, но еще не печатался, считая, что еще не добился умения овладевать любым материалом и жанром. Вскоре мною снова овладела «муза дальних странствий». Я уехал из Одессы, жил в Сухуме, в Батуми, в Тбилиси, был в Эривани, Баку и Джульфе, пока, наконец, не вернулся в Москву».
Константин Паустовский

В 1923 году писатель вернулся в Москву и стал редактором в Российском телеграфном агентстве. В эти годы Паустовский много писал, его рассказы и очерки активно печатались. Первый сборник рассказов автора «Встречные корабли» вышел в 1928 году, тогда же был написан роман «Блистающие облака». Константин Паустовский в эти годы сотрудничает со многими периодическими изданиями: работает в газете «Правда» и нескольких журналах. О своем журналистском опыте писатель отзывался так: «Профессия: все знать».

«Сознание ответственности за миллионы слов, стремительный темп работы, необходимость точно и безошибочно регулировать поток телеграмм, отобрать из десятка фактов один и переключить его на все города — все это создает ту нервную и неспокойную психическую организацию, которая называется «темпераментом журналиста».
Константин Паустовский

В 1931 году Паустовский закончил повесть «Кара-Бугаз». После ее публикации писатель ушел со службы и посвятил все свое время литературе. В следующие годы он путешествовал по стране, написал много художественных произведений и очерков. В 1936 году Паустовский развелся. Второй женой писателя стала Валерия Валишевская-Навашина, с которой он познакомился вскоре после развода.

Во время войны Паустовский был на фронте — военным корреспондентом, потом его перевели в ТАСС. Одновременно с работой в Информационном агентстве Паустовский писал роман «Дым отечества», рассказы, пьесы. Эвакуированный в Барнаул Московский камерный театр поставил спектакль по его произведению «Пока не остановится сердце».

Третьей женой Константина Паустовского стала актриса Театра имени Мейерхольда Татьяна Евтеева-Арбузова. Они встретились, когда оба состояли в браке, и оба оставили своих супругов, чтобы создать новую семью. Паустовский писал своей Татьяне, что «такой любви не было еще на свете». Они поженились в 1950 году, и в тот же год у них родился сын Алексей.

Через несколько лет писатель отправился в поездку по Европе. Путешествуя, он писал путевые очерки и рассказы: «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша». Книга «Золотая роза», посвященная литературному творчеству, вышла в 1955 году. В ней автор пытается осмыслить «удивительную и прекрасную область человеческой деятельности». В середине 1960-х Паустовский закончил автобиографическую «Повесть о жизни», в которой рассказывает в том числе о своем творческом пути.

«…Писательство сделалось для меня не только занятием, не только работой, а состоянием собственной жизни, внутренним моим состоянием. Я часто ловил себя на том, что живу как бы внутри романа или рассказа».
Константин Паустовский

В 1965 году Константина Паустовского номинировали на Нобелевскую премию по литературе, но получил ее в тот год Михаил Шолохов.

В последние годы жизни Константин Паустовский болел астмой, у него случилось несколько инфарктов. В 1968 году писателя не стало. Согласно завещанию, его похоронили на кладбище в Тарусе.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8968/konstantin-paustovskii

**************************************************

Цитаты Паустовского

Цитаты Константина Паустовского  Подготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат советского писателя Константина Паустовского (1892 — 1968).

Похоже, что его созерцательная, неторопливая проза не очень попадает в нервный ритм нашего времени.

Цитаты разнесены по темам: литература, природа, человеческие проявления, писатель, русский язык, жизненная этика, родина, любовь, вдохновение, жизнь, искусство, рыбалка, мечты, о себе, воображение, счастье, гений, человек.

О литературе

Если молния — замысел, то ливень — это воплощение замысла. Это стройные потоки образов и слов. Это книга.

Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет. Чем прозрачнее проза, тем совершеннее ее красота и тем сильнее она отзывается в человеческом сердце.

Нелепо было бы доказывать, что литература существует и действует лишь до тех пор, пока она понятна. Непонятная, тёмная или нарочито заумная литература нужна только её автору, но никак не народу.

Ритмичность прозы никогда не достигается искусственным путем. Ритм прозы зависит от таланта, от чувства языка, от хорошего «писательского слуха». Этот хороший слух в какой-то мере соприкасается со слухом музыкальным.

Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!

Одна из основ писательства — хорошая память.

Наша критика имеет обыкновение все гипертрофировать — и хорошее и дурное.

О природе

Природа учит нас понимать прекрасное.

Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе.

Мы до сих пор упорно пренебрегаем красотой природы и не знаем всей силы ее культурного и морального воздействия на человека.

Люди обычно уходят в природу, как в отдых. Я же думал, что жизнь в природе должна быть постоянным состоянием человека.

Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни.

Когда приходит эта привычка, когда наконец наступает то состояние, когда человеку ничто в природе не страшно и стены дома перестают быть для него единственным надежным убежищем, тогда только природа раскрывается перед его глазами во всем своем разнообразии и могуществе.

Осень пришла внезапно. Так приходит ощущение счастья от самых незаметных вещей — от далекого пароходного гудка на Оке или от случайной улыбки.

О человеческих проявлениях

По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности.

Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного. Выпадение хотя бы одного из этих свойств свидетельствует о непоправимой духовной ограниченности.

Кто не испытал волнения от едва слышного дыхания спящей молодой женщины, тот не поймет, что такое нежность.

Романтическая настроенность не позволяет человеку быть лживым, невежественным, трусливым и жестоким. В романтике заключена облагораживающая сила.

Невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растет медленно, но необратимо, как раковая опухоль.

В том, что пьяный человек становится хуже самого грязного скота, нет для людей никакого оправдания.

Утрата совести сопровождается, как правило, гимнами в ее честь. Любимое слово подонков — «нравственность».

О писателе

Писательство — не ремесло и не занятие. Писательство — призвание.

Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от поры детства. Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель.

Писателем может быть только тот, у кого есть что сказать людям нового, значительного и интересного, тот человек, который видит многое, чего остальные не замечают.

Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости. В истинном писательском призвании совершенно нет тех качеств, какие ему приписывают дешевые скептики, — ни ложного пафоса, ни напыщенного сознания писателем своей исключительной роли.

Дело писателя состоит в том, чтобы передать или, как говорится, донести свои ассоциации до читателя и вызвать у него подобные же ассоциации.

Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед преградами.

Богатство ассоциаций говорит о богатстве внутреннего мира писателя.

Известный писатель — тот, у кого печатают и слабые вещи. Знаменитый — тот, кого за них хвалят.

О русском языке

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

Кстати, цитаты о русском языке

О жизненной этике

Глубочайшим образом люблю природу, силу человеческого духа и настоящую человеческую мечту. А она никогда не бывает крикливой. Никогда!

Нет в мире ничего более счастливого, чем согласие между близкими людьми, и ничего страшнее умирающей любви, — никем из любящих не заслуженной, необъяснимой…

Нет великих и малых дел, если человек всем сердцем стремится к великому и справедливому, ибо в этом случае все дела имеют великие вес и последствия.

Никогда не поздно посадить дерево: пусть плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытия первой почки посаженного растения.

Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал.

Никогда не кладите в книги письма любимых женщин.

О родине

Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

Нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам и полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники.

Путешествуйте в меру своих сил и свободного времени, но прежде всего по своей родной стране — ее мы до сих пор еще как следует не знаем.

Нашу веру в счастливую долю своего народа не могли разрушить ни тиф, ни голод, ни обледенелая каморка, ни полная неуверенность в завтрашнем дне. Молодость была непобедима. Она могла превратить Дантов ад в захватывающее зрелище. Опухая от голода, мы всё же чувствовали слабый запах первого цветка за окном дворницкой и радовались этому.

Все, в том числе и рыбная ловля, что приближает нас к природе и роднит с ней, – патриотично в самом широком смысле этого слова.

О любви

Берегите любовь, как драгоценную вещь. Один раз плохо обойдетесь с любовью, так и последующая будет у вас обязательно с изъяном.

У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание.

Не будем говорить о любви, потому мы до сих пор не знаем, что это такое. Может быть, это густой снег, падающий всю ночь, или зимние ручьи, где плещется форель. Или это смех, и пение, и запах старой смолы перед рассветом, когда догорают свечи и звезды прижимаются к стеклам, чтобы блестеть в глазах. Кто знает? Может быть, это мужские слезы о том, чего некогда ожидало сердце: о нежности, о ласке, несвязном шепоте среди лесных ночей. Может быть, это возвращение детства. Кто знает?

Любить лучше издали, но любить необходимо, иначе — крышка. Вот так скитаться и всюду — в поездах, на пароходах, улицах, в полудни и на рассветах — думать о прекрасных вещах, ненаписанных книгах, бороться, погибать, растрачивать себя.

Кстати, цитаты о любви

О вдохновении

Вдохновение, — как первая любовь, когда сердце громко стучит в предчувствии удивительных встреч, невообразимо прекрасных глаз, улыбок и недомолвок.

Вдохновение входит в нас как сияющее летнее утро, только что сбросившее туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы. Оно осторожно дышит нам в лицо своей целебной прохладой.

Вдохновение — это строгое рабочее состояние человека.

Каждый человек хотя бы и несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения — душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознания своей творческой силы.

О жизни

Ожидание счастливых дней бывает иногда лучше этих дней.

Самое сильное сожаление вызывает у нас чрезмерная и ничем не оправданная стремительность времени… Не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость и тускнеют глаза. А между тем ты ещё не увидел и сотой доли того очарования, какое жизнь разбросала вокруг.

Иные места покидаешь и все думаешь, что когда-нибудь сюда вернешься. Это легче, чем оставлять места, хорошо зная, что ты уезжаешь навсегда.

Ночь всегда празднична. Ночью люди говорят то, что никогда не скажут днем. Вы заметили, что ночью голоса у людей, особенно у женщин, меняются? Утром, после ночных разговоров люди стыдятся смотреть друг другу в глаза.

Кстати, цитаты о жизни

Об искусстве

Ощущение жизни как непрерывной новизны вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство.

Искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу.

Дело художника — противостоять страданию всеми силами, всем своим талантом.

Дело художника — рождать радость.

Мы должны быть владетелями искусства всех времен и всех стран.

Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи.

Кстати, цитаты про искусство и цитаты о творчестве

О рыбалке

Займитесь ужением, вступите в великое племя рыболовов, и вы сразу же почувствуете, как окрепнет и закалится ваше тело. Вы погрузитесь в светлую поэзию природы и жизни.

Рыбная ловля тем и хороша, что она оставляет нас с глазу на глаз с природой, в любое время суток, в любое время года и в любую погоду.

Рыбная ловля не только развивает у нас любовь к родной природе, но и дает нам много знаний о ней. Это накопление знаний происходит исподволь, медленно, изо дня в день.

Рыбная ловля развивает добродушие и болтливость.

О мечтах

Мечта не выносит самого малого осмеяния.

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего.

Нам нужны мечтатели. Пора избавиться от насмешливого отношения к этому слову. Многие еще не умеют мечтать, и, может быть, поэтому они никак не могут стать в уровень со временем.

Кстати, цитаты про мечты

О себе

Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать. И, очевидно, на этом она и окончится.

Самое большое, простое и бесхитростное счастье, я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей.

Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе. Такой же слабой, как мимолетная улыбка.

О воображении

Ослепительное солнце воображения загорается только от прикосновения к земле. Оно не может гореть в пустоте. В ней оно гаснет.

Воображение, рожденное жизнью, в свою очередь получает иной раз власть и над жизнью.

Сила воображения увеличивается по мере роста познаний.

О счастье

Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.

Как мало в конце концов нужно человеку для счастья, когда счастья нет, и как много нужно, как только оно появляется.

Кстати, цитаты про счастье

О гении

Гений настолько внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций.

Гений всегда боится, что он отчасти графоман, графоман никогда не сомневается, что он — гений.

О человеке

Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание — Человек.

Почти каждый уходит из жизни, не свершив и десятой доли того, что он мог бы свершить.

Кстати, цитаты о человеке

О разном

В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии.

Сердце, воображение и разум — вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой.

Достичь совершенства в своей работе, дойти до предела — большое счастье, но вместе с тем и опасность.

Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

И палачи считают, что они борются за кровные интересы народа.

 

Каким-то удивительным образом Паустовскому удалось пройти русскими полями и лесами через советскую действительность, не сломавшись и не поступившись всерьез своим мировоззрением. Впрочем, судя по одолевавшим его болезням, это далось ему нелегко.

Цитаты про Паустовского

  • И. Бунин: Думаю, ваш удел, ваша настоящая поэзия — в прозе… (кстати, цитаты Ивана Бунина)
  • В. Шкловский: В Тарусе с любовью хранят память о Константине Паустовском, о человеке, сумевшем увидеть утро мира, когда над землей пролит новый, еще никем нетронутый воздух. Помнит Паустовского вся страна.
  • М. Дитрих: Он писал романтично, но просто, без прикрас. Я не уверена, что он известен в Америке, но однажды его „откроют“. В своих описаниях он напоминает Гамсуна. Он — лучший из тех русских писателей, кого я знаю. Я встретила его слишком поздно.
  • Д. Шостакович: Ни у кого из современников нет такого духовного, тонкого и проникновенного слияния с природой, с родиной, как у Паустовского.
  • Э. Местертон: В современной русской литературе Паустовский, бесспорно, занимает выдающееся место. Но он не является большим писателем, насколько я понимаю… Паустовский — писатель с большими заслугами, но также и с большими недостатками. Я не нахожу, что его заслуги могут перевесить недостатки настолько, чтобы можно было мотивировать присуждение ему Нобелевской премии.
  • В. Дружбинский: Удивительно, но Паустовский ухитрился прожить время безумного восхваления Сталина и ни слова не написать о вожде всех времён и народов. Ухитрился не вступить в партию, не подписать ни единого письма или обращения, клеймящего кого-нибудь. Он изо всех сил пытался остаться и поэтому остался самим собой.
  • В. Солоухин: Творчество Паустовского само по себе есть проявление огромной, неистребимой любви к русской земле, к русской природе.

В дополнение вы можете прочитать:

Источник: Статья Цитаты Паустовского с https://burido.ru/866-tsitaty-paustovskogo на сайте Буридо

**************************************************

Константин Паустовский: повесть о его жизни

Две жизни

На сайте, посвященном Паустовскому, аж 4 варианта его биографии. Это не потому, что жизнь его была полна тайн и мистификаций и биографы расходятся в деталях. А потому что эта жизнь была очень богатой событиями. И вообще их, жизней, было как бы две: реальная и – романная, та, что описана в автобиографическом шеститомнике «Повесть о жизни». «Рядом с действительностью всегда сверкал для меня, подобно дополнительному, хотя бы и неяркому свету, легкий романтический вымысел, — признавался Паустовский. — Он освещал, как маленький луч на картине, такие частности, какие без него, может быть, не были бы и замечены…» Но даже если где-то вымысел и «блистает», то всё равно чувствуешь: все это – истинная правда.

Константин Паустовский: повесть о его жизни

Константин Паустовский родился в Москве в 1892 году. Отец был железнодорожным статистиком, семья часто переезжала и наконец осела в Киеве. Здесь Паустовский окончил знаменитую первую гимназию. Рос в атмосфере любви к искусству, театру, музыке, к книгам. Но родители разошлись, и он уже в старших классах вынужден был зарабатывать репетиторством. Первый рассказ опубликовал в выпускном классе гимназии. Учился на естественно-историческом факультете Киевского университета, на юридическом факультете Московского университета. И всё-таки истинным своим призванием считал писательство. Он понимал, что «без жизненного опыта пути к писательству нет», и решил «уйти в жизнь, чтобы все знать, все почувствовать и всё понять». В Москве работал вагоновожатым трамвая. Когда началась первая мировая война, стал санитаром санпоезда. Работал на металлургическом заводе в Брянске, на котельном заводе в Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море. В свободное время начал писать свою первую повесть «Романтики», которая вышла в свет только в 1930-х в Москве. После начала Февральской революции уехал в Москву, стал работать репортером в газетах. Потом Киев, Одесса, Кавказ… Вернувшись в Москву, служил редактором РОСТА. Одна за другой вышли книги «Встречные корабли», «Кара-Бугаз», «Колхида». Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны побывал во Франции, Италии, Турции, Греции, Швеции, Чехословакии. Умер в 1968-м в Москве, похоронен в Тарусе…

Это – схема его жизни. Во всей полноте она раскрывается на страницах цикла «Повесть о жизни». И эта жизнь – достоверная, но в то же время осененная крылом сказки.

Константин Паустовский: повесть о его жизниК. Г. Паустовский. Фото ок. 1915 г.

Правда сказки

Читая первый раз «Повесть о жизни», ошеломленно думала: неужели все это правда?! Разве мыслимо, чтобы на долю одного человека выпало столько испытаний и приключений? Тем более что сам Паустовский, по воспоминаниям современников, не обладал богатырским здоровьем, был человеком застенчивым и, похоже, не очень «пробивным». Но в «Повести о жизни» он оказывается в центре важнейших событий российской истории. Он был на том спектакле, на котором студент Богров застрелил Столыпина. В осенние дни революции 17-го года его чуть не расстреляли по ошибке большевики, брали в заложники анархисты, призывали в полк гетмана Скоропадского. На маленьком украинском полустанке мимо него пронесся поезд махновцев, и на его глазах Махно застрелил – просто так – начальника станции. Он жил в Тифлисе у коллекционеров, которые собирали работы никому тогда не известного нищего художника Пиросмани, и спал посреди этих холстов. Было ли это на самом деле или это плод гениального писательского воображения? А собственно, так ли это важно? Главное – дух, а не буква. А дух времени в этой книге есть. К тому же это ведь не мемуары, а художественное произведение. В нём возможен вымысел. Недаром любимым писателем Паустовского был великий литературный мистификатор Стендаль. Паустовский преклонялся перед его фантазией.

Кто-то сказал, что Паустовский написал практически о всех выдающихся людях своего времени. Кажется, он был знаком со всеми легендарными личностями ХХ века. И создал – иногда с помощью всего нескольких фраз – живые и запоминающиеся образы. На страницах его книг встретишь Бунина, Гиляровского, Осоргина, Булгакова, Волошина, Грина, Северянина, Багрицкого, Бабеля… Судьбы людей Паустовский не приукрашивал, но рассказывал о них так, чтобы самое главное в их характере стало выпуклым, отчётливым. И чтобы всё это рождало в читателе чувства добрые.

Вот история Екатерины Десницкой (у Паустовского – Весницкой), которую полюбил сиамский принц Чакрабон, воспитывавшийся в Пажеском корпусе в Петербурге, и увез на свою родину. Паустовский превратил эту историю в прекрасную и трагическую сказку. Что с того, что в реальности Катюша Десницкая так и не стала сиамской королевой и не была отравлена завистливыми придворными, а дожила до старости со вторым мужем-американцем? Запоминается не та, реальная, история, а – придуманная Паустовским. Потому что в ней есть место благородству, вечной любви и тоске по родине.

Константин Паустовский: повесть о его жизни
Автограф писателя. 1940-1950 гг.

«Я не променяю среднюю Россию…»

Произведения Паустовского входят в наше сознание с раннего детства. Сначала, конечно, сказки. «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Похождения жука-носорога» — от них тепло и радостно в любом возрасте. Школьные диктанты и изложения до сих пор сплошь – из Паустовского. И это понятно: его лаконичный и ёмкий, отточенный стиль заключает в себе полноту и богатство русского языка. Читайте Паустовского – увидите, какой у нас полнокровный, гибкий и музыкальный язык, когда он очищен от современных иноязычных и жаргонных уродливых наростов… Потом приходит время рассказов из мещерского цикла: «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Жильцы старого дома», «Золотой линь», «Заячьи лапы»… Теперь в школьной программе есть и «Старый повар», и «Телеграмма», и «Разливы рек» — классика! Но Паустовский – это россыпи ещё десятков трогательных и сильных рассказов, повестей, очерков. Он ненавидел прямолинейную назидательность в литературе и не был яростным проповедником любви к родине и родной природе. Но каждая строчка его книг исподволь, ненавязчиво свидетельствует именно об этом. Паустовский любил Россию – всю, с её революционными рабочими и кроткими полесскими крестьянами, с вольнодумными студентами и мудрыми профессорами, с тихими схимниками и буйными поэтами. «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску — на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу».

          Поклон великой актрисы

Книгами Паустовского зачитывались не только в Советском Союзе. Его называла своим любимейшим русским писателем голливудская звезда Марлен Дитрих. Будучи в Москве, она призналась в этом со сцены московского Дома литераторов и добавила, что больше всего любит рассказ «Телеграмма». Паустовский был в зале, и сидящие вокруг зааплодировали, побуждая его подняться на сцену. И тут Марлен Дитрих молча встала перед ним на колени…//https://foma.ru/konstantin-paustovskij-povest-o-ego-zhizni.html

*************************************************

Паустовский Константин — все книги автора

Старинная литература: прочее

ef101f771b151ea240deb4ca35c18648 Читать

Паустовский (Письма) — том 9 — 1986 Читать

Советская классическая проза

Корчма на Брагинке Читать

Парусный мастер Читать

Первая благодарность Читать

Родина (сборник) Читать

Том 1. Романтики. Блистающие облака Читать

Том 2. Черное море. Дым отечества Читать

Том 3. Повесть о лесах. Золотая роза Читать

Том 4. Маленькие повести. Рассказы Читать

Том 4. Повесть о жизни. Книги 1-3 Читать

Том 5. Повесть о жизни. Книги 4-6 Читать

Том 5. Рассказы, сказки, литературные портреты Читать

Том 6. Повести и рассказы 1922-1940 Читать

Том 6. Пьесы, очерки, статьи Читать

Том 7. Пьесы, рассказы, сказки 1941-1966 Читать

Том 8. Литературные портреты, очерки Читать

Ценный груз Читать

Сказка

Артельные мужички Читать

Сказки (сборник) Читать

Сказки о природе (сборник) Читать

Стальное колечко. Теплый хлеб Читать

Русская классическая проза

Акварельные краски Читать

Александр Довженко Читать

Алексей Толстой Читать

Английская бритва Читать

Бакенщик Читать

Барсучий нос Читать

Белые кролики Читать

Блистающие облака Читать

Блистающий облака Читать

Время больших ожиданий (Повесть о жизни) Читать

Далекие годы (Книга о жизни) Читать

Доблесть Читать

Дорожные разговоры Читать

Дремучий медведь Читать

Дядя Гиляй Читать

Жильцы старого дома Читать

Заботливый цветок Читать

Заячьи лапы Читать

Золотая роза Читать

Иван Бунин Читать

Исаак Левитан Читать

Квакша Читать

Колхида Читать

Кружевница Настя Читать

Мещёрская сторона Читать

Михаил Лоскутов Читать

Опасность Читать

Оскар Уайльд Читать

Пачка папирос Читать

Первый рассказ Читать

Повесть о лесах Читать

Подарок Читать

Поток жизни Читать

Правая рука Читать

Приказ по военной школе Читать

Прощание с летом Читать

Растрепанный воробей Читать

Робкое сердце Читать

Рувим Фраерман Читать

Сивый мерин Читать

Сказочник (Христиан Андерсен) Читать

Случай в магазине Альшванга Читать

Снег Читать

Стальное колечко Читать

Стальное колечко (сборник) Читать

Старая рукопись Читать

Судьба Шарля Лонсевиля Читать

Теплый хлеб Читать

Теплый хлеб (сборник) Читать

Фрагмент рассказа Читать

Черные сети Читать

Чувство истории Читать

Природа и животные

Бригантина, 69–70 Читать

Дружище Тобик Читать

Постапокалипсис

Бросок на юг (Повесть о жизни — 5) Читать

Книга Скитаний (Повесть о жизни — 6) Читать

Мистика

Беспокойная юность (Повесть о жизни — 2) Читать

Классическая проза

Беспокойная юность Читать

Бросок на юг Читать

Время больших ожиданий Читать

Желтый свет Читать

Клад Читать

Книга скитаний Читать

Осенние воды Читать

Поводырь Читать

Романтики Читать

Северная повесть Читать

Сказочник Читать

Серия: Рассказы

Аннушка Читать

Беглые встречи Читать

Во глубине России Читать

Воронежское лето Читать

Горная роса Читать

Дождливый рассвет Читать

Золотой линь Читать

Колотый сахар Читать

Кордон «273» Читать

Корзина с еловыми шишками Читать

Мещорская сторона Читать

Ночь в октябре Читать

Разливы рек Читать

Ручьи, где плещется форель Читать

Секвойя Читать

Синева Читать

Старый челн Читать

Стекольный мастер Читать

Телеграмма Читать

Ироническая фантастика

Кара-Бугаз Читать

Начало неведомого века (Повесть о жизни — 3) Читать

Повесть о жизни. Книги 1-3 Читать

Повесть о жизни. Книги 4-6 Читать

Детская проза

Великий сказочник (в сокращении) Читать

Вода из реки Лимпопо Читать

Заячьи лапы (сборник) Читать

Какие бывают дожди Читать

Кишата Читать

Кот-ворюга Читать

Биографии и Мемуары

Близкие и далекие Читать

Воспоминания о Бабеле Читать

Жизнь Александра Грина Читать

Наедине с осенью (сборник) Читать

Похождения жука-носорога Читать

Аудиокниги

Русская литература

Блистающие облака

Исаак Левитан

Кара-Бугаз

Колхида

Мещерская сторона

Повесть о жизни

Повесть о лесах

Романтики

Северная повесть. Разливы рек. Золотая роза

ПРИЛОЖЕНИЕ

55 интересных фактов о Константине Паустовском

1.Константин. Георгиевич Паустовский стал классиком русской литературы ещё при жизни.

Творивший во времена СССР, Константин Паустовский прославился своими рассказами и повестями, которые были переведены на множество языков. Только во Франции было издано больше десятка произведений писателя.

2. Сейчас некоторые произведения Паустовского входят в обязательную школьную программу по литературе как образцы пейзажной прозы.

3. В истории русской литературы хватает мастеров пейзажа, однако, для многих из них пейзаж — лишь средство для создания у читателя нужное настроение. Пейзажи же Паустовского самостоятельны, в них природа живёт собственной жизнью.

4.Писатель за свою жизнь стал очевидцем двух революций и трех войн. Все эти исторические события нашли отражение в его творчестве.

5. В автобиографической «Повести о жизни» писатель как бы вскользь и даже с какой-то меланхолией пишет о расстрелах, голоде и бытовых лишениях.

6. Он и попытке своего расстрела в Киеве уделил едва две страницы. Уж в таких условиях, казалось бы, не до лирики и природных красот. Однако Паустовский видел и ценил красоту природы с детства. А уж познакомившись со Средней полосой России, он прикипел к ней душой.

7. Отец писателя Константина Паустовского был железнодорожным статистиком, имевший украинское, турецкое и польское происхождение.

8. Бабушка Паустовского была турчанкой, и до принятия христианства ее звали Фатимой.

9. Константин Паустовский родился в Москве. У Паустовского были двое братьев и сестра. Когда мальчику было 6 лет, семья переехала в Киев.

10.Потом уже самостоятельно Паустовский объездил почти весь юг тогдашней России: Одессу, Батуми, Брянск, Таганрог, Юзовку, Сухуми, Тбилиси, Ереван, Баку и даже побывал в Персии.

11. В гимназии любимым предметом Паустовского была география.

12. В 1906 году семья Паустовских распалась. Отец поссорился с начальством, наделал долгов и сбежал. Семья жила тем, что распродавала вещи, но потом иссяк и этот источник дохода — имущество описали за долги.

13. Первым напечатанным произведением Паустовского был рассказ, опубликованный в Киевском журнале «Рыцарь».

14.Когда Костя Паустовский учился в выпускном классе Киевской гимназии, ей как раз исполнялось 100 лет. По этому случаю гимназию посетил Николай II. Он пожал Константину, стоявшему на левом фланге строя, руку, и спросил его фамилию.

15.Присутствовал Паустовский и в театре в тот вечер, когда там на глазах Николая убили Столыпина.

16. Самостоятельные заработки Паустовского начались с уроков, которые он давал, будучи гимназистом.

17.Учебу будущего литератора в Московском университете прервало начало первой из мировых войн. Он оставил занятия и устроился на работу.

18.В 1923 году Паустовский окончательно осел в Москве. Рувим Фраерман, с которым они познакомились в Батуми, устроился работать редактором в РОСТА (Российское Телеграфное Агентство, предшественник ТАСС), и замолвил словечко за друга.

19.Написанная во время работы редактором одноактная юмористическая пьеса «День в Росте» была, скорее всего, дебютом Паустовского в драматургии.

20. Паустовский рассказывал, что огромное влияние на его творчество оказали произведения Александра Грина.

21. Первым литературным наставником и советником Паустовского был Исаак Бабель. Бабель сразу писал короткими, будто топором вырубленными фразами, а затем долго мучился, убирая лишнее. Исаака Бабеля за пристрастие к краткости называли скупым рыцарем литературы.

22.Именно у него Паустовский научился безжалостно «отжимать» из текста лишние слова. Паустовскому, с его поэтичностью, сокращать тексты было легче.

23.Первый сборник рассказов писателя «Встречные корабли» вышел в 1928 году.

24.Первый роман «Блистающие облака» — в 1929 году.

25.Всего из-под пера К. Г. Паустовского вышли десятки произведений. Полное собрание сочинений опубликовано в 9 томах.

26. В первый год Великой Отечественной войны Константин Паустовский полтора месяца служил на юге военным корреспондентом. Затем его с семьёй эвакуировали в Алма-Ату для написания новой пьесы для столичного театра.

27. Оба брата Константина Паустовского погибли в один день на разных военных фронтах.

28. Сам Константин Паустовский также побывал на фронте — он служил санитаром, но после гибели братьев был демобилизован.

29. После возвращения с полей сражений писатель успел поработать на нескольких металлургических заводах в Днепропетровске и Новороссийске, а также в рыболовецкой артели на Азовском море.

30. Паустовский был страстным любителем рыбалки и большим знатоком рыбной ловли и всего, что с ней связано. Он считался первым рыбаком среди писателей, а рыболовы признавали его вторым после Сергея Аксакова писателем среди рыболовов.

31.Однажды Константин Георгиевич долго слонялся с удочкой по Мещёре — не клевало нигде, даже там, где по всем приметам рыба была. Неожиданно писатель обнаружил, что вокруг одного из небольших озёр сидят десятки рыбаков. Паустовский не любил вмешиваться в процесс, но тут не выдержал и сказал, что рыбы в этом озерце быть не может. Его подняли на смех, они ему сказали о том, что здесь рыба должна быть, ведь об этом писал сам Паустовский.

32. Писал К. Г. Паустовский только от руки. Причём делал он это не по старой привычке, а потому, что считал творчество делом интимным, а машинка для него была как бы свидетелем или посредником. Перепечатывали рукописи секретари.

33.При этом писал Паустовский очень быстро — солидного объёма повести «Колхида» была написана всего за месяц. Когда в редакции спросили, как долго писатель работал над произведением, этот срок показался ему несолидным, и он ответил, что работал пять месяцев.

34. Писатель не хранил свои рукописи, особенно ранние. Когда кто-то из поклонников в связи с намечавшимся изданием очередного сборника раздобыл рукопись одного из гимназических рассказов, Паустовский внимательно перечитал своё произведение и отказался включать его в сборник. Рассказ показался ему слишком слабым.

35. Всемирное признание пришло к писателю в 1950-х годах, когда он получил возможность выезжать за границу и объездил всю Европу. По результатам соцопроса, проведенного в 1960-е годы, Паустовский был самым популярным писателем в СССР.

36. Паустовский был трижды женат – его первой супругой стала фронтовая медсестра и родственница знаменитого археолога, за ней последовала сестра известного польского художника, а последней стала актриса театра имени Мейерхольда.

37. С первой, Екатериной, он встретился в санитарном поезде. Обвенчались они в 1916 году, расстались в 1936, когда Паустовский встретил Валерию, ставшую его второй супругой.

38.Сын Паустовского от первого брака Вадим посвятил всю жизнь сбору и хранению материалов об отце, которые впоследствии передал в Музей-центр К. Г. Паустовского.

39.Брак с Валерией, длившийся 14 лет, был бездетным.

40.Третьей женой Константина Георгиевича стала известная актриса Татьяна Арбузова, которая ухаживала за писателем до самой смерти.

41.Сын от этого брака Сергей прожил всего 26 лет, а дочь Арбузовой Галина работает хранительницей Дома-музея писателя в Тарусе.

42. В Литературном институте сразу после войны шли семинары Паустовского — он набрал группу из вчерашних фронтовиков или побывавших в оккупации. Из этой группы вышла целая плеяда известных писателей: Юрий Трифонов, Владимир Тендряков, Юрий Бондарев, Григорий Бакланов и другие.

43.По воспоминаниям студентов, Константин Георгиевич был идеальным модератором. Когда молодёжь начинала яростно обсуждать произведения своих товарищей, он не прерывал дискуссию, даже если критика становилась чересчур острой. Но стоило автору или критикующим его коллегам перейти на личности, как дискуссия безжалостно прерывалась, а нарушитель вполне мог покинуть аудиторию.

44. Паустовский был прекрасным рассказчиком. Многие из знакомых, слушавших его рассказы, впоследствии жалели, что не записывали их. Они ожидали, что Константин Георгиевич скоро издаст их в печатном виде.

45.Часть из таких рассказов-баек (Паустовский никогда не делал акцент на их правдивости) действительно появилась в произведениях писателя. Однако большая часть устного творчества Константина Георгиевича потеряна безвозвратно.

46. Паустовский входил в список 25 писателей, поставивших подпись под письмом к генсеку Леониду Брежневу против реабилитации Иосифа Сталина. Он также поддержал прошение о выделении жилья Александру Солженицыну.

47. Имя Константина Паустовского носит малая планета под номером 5269, которая была открыта советским ученым в 1978 году.

48. В 1965 году Паустовский едва не стал нобелевским лауреатом, однако в итоге награду получил Михаил Шолохов. По неподтверждённым данным, власти СССР угрожали Швеции экономическими санкциями, поэтому награждать Паустовского передумали.

49.Во время московских гастролей Марлен Дитрих, звезда Голливуда и признанный секс-символ, сообщила, что мечтает о встрече с Паустовским. Когда пожилой писатель вышел на сцену, Дитрих встала перед ним на колени и покрыла поцелуями его руки. Как поясняла сама актриса, её до глубины души потряс рассказ Паустовского «Телеграмма». В своей автобиографии она посвятила этой встрече с кумиром целую главу.

За свою работу Паустовский награждён тремя орденами, тремя медалями и почётной польской наградой.

50.В последние годы жизни Паустовский перебрался из столицы в Тарусу на Оке, где начал выпуск собственной газеты. На её страницах были собраны материалы о писателях, неугодных советскому руководству, а также не прошедшие цензуру творения молодых авторов – например, Окуджавы. Когда «Тарусские страницы» заметили местные чиновники, они изъяли весь не раскупленный тираж газеты и уничтожили его.

51. Паустовский не был партийным функционером, не входил ни в один политический совет и не поддержал ни одного воззвания, где за антисоветские настроения клеймили его коллег-литераторов.

52. Писателя весьма охотно издавали, он был награждён орденом Ленина, но ни Ленинской, ни Сталинской, ни Государственной премий Паустовский удостоен не был. Объяснить это идеологическими гонениями сложно — рядом жили писатели, вынужденные заниматься переводами, чтобы хоть на кусок хлеба заработать. Талант и популярность Паустовского признавали все. Возможно, дело в чрезвычайной порядочности писателя. Нужно было интриговать, вступать в какие-то группы, кого-то подсидеть, кому-то льстить, что для Константина Георгиевича было неприемлемо.

53. Незадолго до смерти Паустовский заступился за Юрия Любимова — он горячо просил не оставлять Театр на Таганке без главного режиссёра. Приказ об увольнении Любимова так и остался не подписанным.

54. Писатель, страдавший от астмы и перенесший несколько инфарктов, был похоронен на кладбище в Тарусе. Он является почётным гражданином этого города.

55. Кочевая жизнь К. Г. Паустовского наложила отпечаток и на увековечение его памяти. Дома-музеи писателя действуют в Москве, Киеве, Крыму, Тарусе, Одессе и посёлке Солотча Рязанской области, где также жил Паустовский. В Одессе и Тарусе установлены памятники писателю.

(Материал из Интернет-сайта).

*****************************************************
Мастеру, одному из любимейших писателей моей юности — Поклон! Вечная память! 

6 комментариев

  1. http://jezmmm.ru/…/31-maya-den-rozhdeniya-konstantina…/
    К.Г. Паустовский о Родине:
    «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.
    Нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам и полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники.
    Путешествуйте в меру своих сил и свободного времени, но прежде всего по своей родной стране — ее мы до сих пор еще как следует не знаем.
    Нашу веру в счастливую долю своего народа не могли разрушить ни тиф, ни голод, ни обледенелая каморка, ни полная неуверенность в завтрашнем дне. Молодость была непобедима. Она могла превратить Дантов ад в захватывающее зрелище. Опухая от голода, мы всё же чувствовали слабый запах первого цветка за окном дворницкой и радовались этому.
    Все, в том числе и рыбная ловля, что приближает нас к природе и роднит с ней, – патриотично в самом широком смысле этого слова».

  2. Про рыбалку. Переписывался с писателем ЕФ Федоровским.Земляком, летчиком, участвовавшим в Корейской войне/1950 -1951 /. Журналистом » Вокруг света». К юбилею журнала Евгения Петровича редактор направил к Паустовскому, пустяшное дело- взять отзыв о журнале. Они были знакомы- Константин Георгиевич вел семинар, а Федоровский его посещал. И вот находит младший мэтра, который удит рыбу. И просит отвлечься, да написать . Мэтр машет рукой, мол, не мешай, потом, потом… Рыбалка продолжилась. Паустовский приглашает гостя в дом, понятно, разговоры за чаем… Про редакционное задание забыли. Утром снова рыбалка. Федоровский спохватывается, напоминает. Паустовский берет ручку и блокнот, сосредотачивается и … Выдает короткий шедевр! К сожалению, листок с текстом Паустовского у меня похоже затерялся… Помню, что Федоровский высоко отозвался об» экспромте на рыбалке». Александр

    • Спасибо, мило. А я его открыла для себя с «Золотой розы» и зачиталась…35 лет тому назад…да. Другой воздух жизни был…уютный какой-то, теплый, камерный, пряный, добрый — звук любви…розовое свечение шло ото всего. ))

      • …сегодня гуляла в нашем сквере — боже, как яркая зелень, какая чистота, какое цветение!… что кажется, война невозможна…я НЕ понимаю, чем живут люди, начинающие, ведущие войну. Что у них внутри…((( эта популяция людей мне неизвестна…какими хтоническими инстинктами она движима?..

  3. » Что у них внутри». О тех , кто спланировал и » мягко» уничтожал наш ленточный бор. Поселок наш необычный, он внизу, в речной долине и с четырех сторон окружен Касмалинским ленточным бором. Его берегли, может, чрезмерно. Он изрядно постарел. Но метод его омоложения , выбранный некими «кандитами в доктора», оказался губительным. Вырезали здоровые сосны в масштабаз запредельных. Рассчитывая на самоподрост. Да, малюсенькие растения сосны стали появляться около множеств пней, но увы не везде. Лесная мафия продолжала свои перерубы, добилась строительства даже ЛПК- лесоперерабатывающего комбината/ 6 миллиардов рублей его стоимость/. Якобы используя только отходы… Жители мало в это верят. И вот какая после четверти века перерубов картина в уникальном ленточном бору. Рядом с разновозрастными соснами, где доминируют старые деревья, бурно разрастается листвянное царство- из клена и осинки, березки и самых разных кустов. Листвяк стал забивать сосновый подрост, бор медленно, но верно меняется, с чисто соснового на смешанный- смешной… Он не представляет особой ценности и особого статуса. Бор без двуногих смог существовать тысячи лет/ говорят, с самого последнего Ледникового периода/- не пускал к себе лиственные деревья и кусты. Конечно, изрядно его тронули с 1764 по 1893 года- используя сосны для выжигания древесного угля, шедшего на нужды Павловского сереброплавильного завода. Но и тогда листвяк не смог проникнуть. А вот в ползучие девяностые , когда лесхозы бросили на самовыживание, все пошло кувырком. Чтобы выжить, хитрованы от лесной науки нашли способ для … Уничтожения бора. Нет, не сразу. Медленного, но верного уничтожения. Оно проходит 20-30 лет- так, что сразу то и нельзя было заметить. Хотя и множество пней в бору, и необычная далекая видимость заметны сразу были. Но люди поверили » клятвенным обещаниям» кандидатов в доктора , что бор » самоорганизуется» и на кулиссах- свободных местах начнут расти молоденькие сосеночки. Они действительно стали появляться, хотя и далеко не везде. Но потом … К жтим множествам пеньков прорвался листвяк! Ведь лист вбирает солнечного света значительно больше, нежели сосновая иголка. Нам , пожилым людям, еще хватит бора, правда изрядно подпорченного, но детям, а особенно внукам … Эх, что там говорить! Александр

  4. На коррупции и лжи Не удержится режим. Можно речалку сию произносить после » Пусть будет миру хорошо». Александр

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *