«ОДУМАЙТЕСЬ!»: Лев Толстой ПРОТИВ войны || Роман «Война и Мир»

«Одумайтесь!»: нашумевшая в свое время статья Льва Толстого о войне

Статью «Одумайтесь!» Лев Толстой написал в 1904 году, в разгар русско-японской войны…

Толстой отправил статью своему издателю Черткову. Не имея возможности опубликовать её в России, тот напечатал статью в виде брошюры в Англии.

Но настоящий скандал вызвало то, что 27 июня 1904 года статью опубликовала лондонская газета «Таймс», объявив об этом заранее. На следующее утро британские газеты посвятили статье Толстого свои передовицы.

Большинство русских газет было возмущено.

Газета «Московские ведомости»:

«Зачем понадобилось Толстому напечатать в «Times» эту гадкую антипатриотичную статью, я не знаю… Тут одно из двух: либо заблуждение, либо преступление. И то и другое требует немедленного осуждения… Бедствием для нас является не война, а те ужасные годы мира, в которые мы окончательно развратились, ослабели физически и нравственно, опошлились и заметно поглупели. Нет, война — это не бедствие, это наше спасение…»

Газета «Гражданин»:

«… граф Толстой ныне совершенно чужд России… Так пошло и подло чувствовать, думать и высказываться не может ни один Русский человек… Если он ещё живет в пределах России, то это объясняется лишь великодушием Русского Правительства…»

Несколько отрывков из нашумевшей статьи Льва Толстого:

Не могут просвещенные люди не знать того, что поводы к войнам всегда такие, из-за которых не стоит тратить не только одной жизни человеческой, но и одной сотой тех средств, которые расходуются на войну…

***

…начинается война… и те самые люди, которые вчера еще доказывали жестокость, ненужность, безумие войн, нынче думают, говорят, пишут только о том, как бы побить как можно больше людей, разорить и уничтожить как можно больше произведений труда людей, и как бы как можно сильнее разжечь страсти человеконенавистничества в тех мирных, безобидных, трудолюбивых людях, которые своими трудами кормят, одевают, содержат тех самых мнимо-просвещенных людей, заставляющих их совершать эти страшные, противные их совести, благу и вере дела.

***

…человек, признаваемый руководителем 130-миллионного народа, постоянно обманываемый и поставленный в необходимость противоречить самому себе, верит и благодарит и благословляет на убийство войско, которое он называет своим, для защиты земель, которые он еще с меньшим правом может называть своими. Все подносят друг другу безобразные иконы, в которые не только никто из просвещенных людей не верит, но которые безграмотные мужики начинают оставлять, все в землю кланяются перед этими иконами, целуют их и говорят высокопарно-лживые речи, в которые никто не верит.

***

Правительство возбуждает и поощряет толпы праздных гуляк, которые, расхаживая с портретом царя по улицам, поют, кричат «ура» и под видом патриотизма делают всякого рода бесчинства.

***

И одуренные молитвами, проповедями, воззваниями, процессиями, картинами, газетами, пушечное мясо, сотни тысяч людей однообразно одетые, с разнообразными орудиями убийства, оставляя родителей, жен, детей, с тоской на сердце, но с напущенным молодечеством, едут туда, где они, рискуя смертью, будут совершать самое ужасное дело: убийство людей, которых они не знают и которые им ничего дурного не сделали.

***

И всё это не только признается проявлением высоких чувств, но люди, воздерживающиеся от таких проявлений, если они пытаются образумить людей, считаются изменниками, предателями и находятся в опасности быть обруганными и избитыми озверевшей толпой людей, не имеющих в защиту своего безумия и жестокости никакого иного орудия, кроме грубого насилия.

***

Всё это неестественное, лихорадочное, горячечное, безумное возбуждение, охватившее теперь праздные верхние слои русского общества, есть только признак сознания преступности совершаемого дела. Все эти наглые, лживые речи о преданности, обожании монарха, о готовности жертвовать жизнью (надо бы сказать чужой, а не своей), все эти обещания отстаивания грудью чужой земли, все эти бессмысленные благословения друг друга разными стягами и безобразными иконами, все эти молебны, все эти приготовления простынь и бинтов, … все эти шествия, требования гимна, крики «ура», вся эта ужасная, отчаянная, не боящаяся обличения, потому что всеобщая, газетная ложь, всё это одурение и озверение, в котором находится теперь русское общество и которое передается понемногу и массам, — всё это есть только признак сознания преступности того ужасного дела, которое делается.

***

«Куда же денешься?» Вот точное выражение того душевного состояния, которое в официальном и газетном мире переводится словами: «За веру, царя и отечество». Те, которые, бросая голодные семьи, идут на страдания и смерть, говорят то, что чувствуют: «Куда же денешься?» Те же, которые сидят в безопасности в своих роскошных дворцах, говорят, что все русские готовы пожертвовать жизнью за обожаемого монарха, за славу и величие России.

***

Спросите офицера, генерала, зачем он идет на войну, — он скажет вам, что он военный, а что военные необходимы для защиты отечества. …«В теперешнее время, когда отечество в опасности, надо действовать, а не рассуждать», скажет он.

Спросите дипломатов, которые своими обманами подготавливают войны, зачем они делают это. Они скажут вам, что цель их деятельности в установлении мира между народами и что цель эта достигается не идеальными, неосуществимыми теориями, а дипломатической деятельностью и готовностью к войне. …дипломаты будут говорить об интересах России, о недобросовестности других держав, об европейском равновесии, а не о своей жизни и деятельности.

Спросите журналистов, зачем они своими писаниями возбуждают людей к войне, — они скажут, что войны вообще необходимы и полезны, в особенности же теперешняя война, и подтвердят это свое мнение неясными патриотическими фразами…

***

То же скажет кажущийся виновником всего дела царь. Он, так же как солдат, удивится вопросу о том, нужна ли теперь война. Он не допускает даже мысли о том, что можно было бы теперь прекратить войну. Он скажет, что он не может не исполнять того, что требует от него весь народ, что, хотя он и признает войну великим злом и употреблял и готов употреблять все средства для уничтожения ее, в данном случае он не мог не объявить ее и не может не продолжать ее. Это необходимо для блага и величия России…

Источник: Избранное

 

****************************************************************************************************

roman_altuchov (с)

Лев Николаевич против войны и лжи военного патриотизма (по материалам публицистики Толстого)

(Отрывки из моей старой работы)

Под 22 мая 1878г. Толстой поместил в Дневнике такую запись:     «Был у обедни в воскресенье. Подо всё в службе я могу подвести объяснение, меня удовлетворяющее. Но многая лета и одоление на врагов есть кощунство. Христианин должен молиться за врагов, а не против них» (48, 70).

Никаких указаний на справедливость обычного возражения на этот счёт со стороны церковников, утверждавших всегда (и утверждающих по сей день), что враги государства, где живёт верующий, это именно такие особенные враги, которых разрешается и требуется не любить и даже убивать, — никаких указаний на это в Евангелиях Толстой не находит, да их там и не может быть. Апологетика военного противостояния, кровопролитий – это плод многовекового богословского «творчества», принадлежащего не Богу, а церквям, пребывающим в идеологическом союзе с правительствами, со «светской властью». Союзу правителей государств с служителями культа мнимого христианства уже более 1,5 тысяч лет, и за эти века какой бы разбой ни совершили носители светской власти, попы-обманщики тут же оправдают его: «сделают святой воды, покропят, крест возьмут (тот крест, на котором умер нищий Христос за то, что он отрицал этих самых разбойников) и благословят побить, повесить, голову отрубить» (23, 480).

Не меньшую потребность публичной реакции, нежели церковные богослужения, вызывал у писателя вид военных церемоний, маршей и учений, которые он наблюдал неоднократно на площадях Москвы, в казармах, на Хамовническом плаце, расположенном недалеко от московского дома Толстых. Это было неизбежное дополнение к церковным проповедям.

<…>

  Ответом Л.Н. Толстого стал написанный в период с июня 1890 по май 1893г. трактат «Царство Божие внутри вас, или Христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание».
Из полного названия этого вразумляющего слова Толстого к современникам становится ясно, что антивоенный пафос – не единственный в сочинении. Оно явилось в полной мере итогом напряжённых духовных исканий писателя в 70-80-е годы. В этот исторический период в России появилась и приобрела отлаженный, уже привычный характер обязательная всеобщая воинская повинность. К 1890 гг. наступила пора для самой резкой её критики с позиций евангельской этики.

Работа над трактатом продолжалась, с небольшими перерывами, около трёх лет (июнь 1890 – май 1893г.). Структура его необычна: в нём 11 основных глав, небольшое введение и обширнейшее заключение, имеющее собственное внутреннее деление на 6 глав. Такая структура отражает сложность и долговременность неоднократно прерывавшейся работы писателя над трактатом, влияний, оказываемых на него событиями различного масштаба – от мировых до губернских.

В самом начале трактата Толстой приводит выдержки из письма от американских сектантов – квакеров, поддержавших идею неупотребления насилия в сопротивлении злому, а также два исторических документа: «Провозглашение основ мира» У.Л. Гаррисона и «Катехизис непротивления» А. Баллу – старших современников Л.Н. Толстого, чьи взгляды он во многом разделил. Но публицист не ограничивается знакомством читателя со своими единомышленниками, приводя (и даже классифицируя) множественные критические отзывы на своё сочинение 1884г. «В чём моя вера?». Главы 3 и 4 посвящены детальному разбору причин невозможности верного понимания учения Христа с церковной либо научной точек зрения. 4-я глава – смысловой центр трактата: в ней Толстой излагает свою концепцию «трёх жизнепониманий», из которых наивысшим признаёт «всемирное, или божеское», выраженное в Нагорной проповеди и мученической смерти Христа.

Антивоенным пафосом проникнуты последующие (начиная с 5-й) главы трактата, включая и главы заключения.

Очень глубокой, серьёзной и злободневной является, на наш взгляд, идея трактата о необоснованности и неразумности колоссальнейших денежных и людских трат человечества на армии, вооружения и войны. Одних лишь денежных сумм, спускаемых в военную прорву, было бы достаточно «для воспитания народа и совершения самых огромных работ для общественной пользы», для того, чтобы иметь «возможность миролюбиво разрешить социальный вопрос.

Цитируя ряд авторов, Толстой разоблачает демагогию правительств, разглагольствующих о мире и одновременно, якобы для «обеспечения» этого мира, увеличивающих вооружения. Эта идея правительственного обмана также сохранила свою актуальность: по сей день любая мощная держава – это хищник, заботящийся более всего о длине и остроте своих зубов и когтей (вдруг у «врага» уже длиннее?). Этот инстинкт обезьяны, которой с палкой уютнее, чем без палки и приводил (и по сей день приводит) малые и большие сообщества людей к взаимному недоверию и неизбежным конфликтам за раздел и передел того, что хищнически отобрано ими у природы.

Демагогия и лицедейство правят бал в политике. В «Царствии Божием…» Толстой анализирует и признаёт малоэффективными и даже вредными такие «антивоенные» меры, как создание различных обществ, созыв конгрессов мира, конференций, выпуск заявлений, деклараций, своей пацифистской фразеологией отвлекающих внимание общественности от тёмных делишек властных «верхушек».   Детальное, по пунктам, изложение резолюций Лондонского 1890 и Женевского 1891гг конгрессов мира – своеобразный приём публициста, служащий цели демонстрации всей тщеты и даже глупости подобных «миротворческих» потуг. С явной иронией отнёсся Толстой, например, к идее «проповедовать людям зло войны и благо мира» аккуратно «в 3-е воскресенье декабря». Возражение Толстого весьма резонно: «Христианин не может не проповедовать этого всегда, во все дни своей жизни».

Уникальными по наивности Толстой считает и предложения  о введении третейского суда и «арбитрации» для решения державами спорных вопросов мирным путём.

«Когда я был маленький, — вспоминает тут Л.Н. Толстой, — меня уверили, что для того, чтобы поймать птицу, надо насыпать ей соли на хвост. Я вышел с солью к птицам, но тотчас же убедился, что если бы я мог посыпать соли на хвост, то мог бы и поймать, и понял, что надо мной смеялись».

Над кем же хотят посмеяться авторы идеи о подчинении правительств могучих держав решению независимых судей и арбитров? Свойство птицы – улетать, не давая себя изловить. Свойство государственной власти – гордость и самостоятельность, несовместимые с подчинением. И любой государственной власти, как справедливо указывает Толстой, имманентна вооружённая сила, «стоящая над справедливостью и неизбежно нарушающая её» по собственному усмотрению. А потому предложение правительствам не пользоваться вооружённой силой и не нарушать справедливости, подчиняясь решениям посторонних арбитров, есть предложение уничтожиться как правительства, «а на это-то никакое правительство не может согласиться».

Цитируя строки из антивоенных произведений Мопассана, Э. Рода, В. Гюго, Толстой не приемлет, однако, свойственного этим авторам «модного пессимизма», противопоставляя им бодрые (хотя и не добрые), самоуверенные высказывания Э. Золя, трёх французских академиков и фельдмаршала Гельмута фон Мольтке в пользу неизбежности и даже блага войны. Для писателя эти «потерявшие совесть, и потому и здравый смысл и человеческое чувство» представители искусства, науки и военных кругов (т.е. сфер общественного бытия, самых  замкнутых и далёких от жизни и от народа) «страшны, ужасны своей нравственной извращённостью»: «Вместо того, чтобы изменить жизнь соответственно сознанию, они стараются всеми средствами затемнить, заглушить сознание» своё и других, доверяющих им людей.

Об анархическом пафосе слова «Царство Божие внутри вас…» следует говорить с осторожностью. К сожалению, за пределами этой и других публицистических работ Л.Н. Толстого осталась краткая и ёмкая формулировка того, что он именовал анархией: «Анархия – не есть отсутствие учреждений, а только таких учреждений, которые людей заставляют подчиняться насильно» (53, 228). Иначе говоря, Толстой не отрицал ни власти Бога над людьми, ни даже земной власти человека над человеком, основанной на качестве и полноте социально-ценных знаний, на авторитете, приобретённом заслугами и добрым, любовным отношением к подвластным как к ближним и равным. Ударам его критики справедливо подвергалась только государственная власть, сущность которой во все века была и остаётся неизменной: авторитет силовой санкции, принуждения, совершаемого с помощью послушных вооружённых прислужников «верхушки», и в основном – в отношении собственных граждан, угнетённых и ропщущих. Сами власть имущие во времена Толстого не раз с циничной откровенностью признавались, что войска, заботу о которых они ставят превыше всего, нужны им не столько в периоды кровавого международного самоистребления «человека разумного», сколько в мирное время, для действий против собственных угнетённых народов.

Писатель убеждён, что преимущество государственного обуздания язычников и варваров в древности и в средние века было сведено на нет распространением христианства. Оно смягчило нравы простых людей, но не правителей, всегда сочетавших ум с безнравственностью и жестокостью. Так граждане попали в зависимость от своих же правителей, а не от внешнего врага, которым пугают их эти правители.

Действительно, все формы государственного устройства, от Чингисхана до Чемберлена, всегда сохраняли и не могли не сохранять свою преступную против жизни и разума, против Божьих законов, не имеющую рационального истолкования сущность убийцы и насильника подлинного, идеологически порабощающего послушных обитателей гостерриторий жупелом торжества, при анархическом устройстве жизни, насильника вымышленного. С ходом общественного развития изменяются только формы, в которых проявляется садизм властолюбцев, но не эксплуататорско-развращающая сущность самого государства. При конституции и республике, например, власть хитроумно разделена между большим количеством обманщиков и мучителей, а формы господства менее резки (36, 200). Зато сильнее развращение из-за участия «гражданских» масс в политике. И любой закон избранных ими законодателей оборачивается против них уже тем, что плодит преступников, бунтарей, террористов, мошенников, убийц, прошедших прекрасную «школу ненависти» — развращение заразительным примером правительственных людей, распределяющих между нижестоящими ответственность за участие убийстве сограждан таким образом, чтобы молчала совесть каждого из них (23, 332; 55, 189-191).

Обязательная служба в войске, по мысли Толстого, есть предел не только государственного деспотизма, но и рабьего повиновения граждан, ибо она требует отречения от всего, что должно быть дорого и свято христианину и «разрушает все те выгоды общественной жизни, которые она призвана хранить».

Прослеживая конкретно-историческую детерминанту всеобщей воинской повинности среди цивилизованных христиан, писатель говорит о ней как о неизбежности в условиях нарастающего военного противостояния держав. Одна за другой, они ввели всеобщую воинскую повинность, и «сделалось то, что все граждане стали угнетателями самих себя».

Иллюстрацией, доказывающей справедливость этого тезиса, стало для Л.Н. Толстого событие, описанное в главе 1-й заключения к трактату. 9-го сентября 1892 года на станции Узловая Сызранско-Вяземской железной дороги писатель встретился с карательным отрядом, направлявшимся, под руководством тульского губернатора Н.А. Зиновьева, для наказания крестьян, не давших своему помещику рубить лес, мошеннически отнятый у них. Толстого возмутила не столько несправедливость самого наказания, сколько та лёгкость, то нравственное безразличие, с которыми чиновники, офицеры и солдаты готовились совершить истязание «голодных и беззащитных, тех самых людей, которые кормят их».

Эта взывающая к дремлющей совести «паразитов» проблема неуважения к правам и человеческому достоинству своих кормильцев, поднятая Л.Н. Толстым ещё в слове «Так что же нам делать?», развитая им в гениальных работах «Голод или не голод?», «Неужели это так надо?» и «Стыдно», по всей видимости, не скоро утратит свою актуальность. Пока «мирные народы» покойно «пасутся», не помышляя о своём праве на свободу, честь, достоинство, до тех пор послушное стадо можно «стричь» (налогами), «резать» (войнами), да ещё и обманывать тем, что иначе нельзя и прожить стаду. Но как только традиционные неуважение, насилие и обман встречают отпор, как только стадо становится обществом людей, знающих о своих человеческих правах, о естественности своего равенства с самозваными распорядителями их судеб, все эти люди обречены становиться жертвами насилий и обмана. А убивать их будут такие же, в прошлом, простые люди, но загнанные уже в военное рабство. С болью и гневом пишет Л.Н. Толстой, что, подобно тому «как из гнилых и кривых брёвен, как ни перекладывай их, нельзя построить дом, так из таких людей нельзя устроить разумное и нравственное общество. Из таких людей может образоваться только стадо животных, управляемое криками и кнутами пастухов».

Это патетическое и эмоциональное место не напрасно, не случайно перекликается с пушкинским стихотворением «Свободы сеятель пустынный…»: как и это стихотворение одного из немногочисленных поэтов, признанных Толстым, заключение писалось в период утраты автором обычных надежд, в том тяжёлом состоянии души, которое преследовало его периодически всю жизнь. Кроме того, пушкинские образы, настроения, понятие свободы и чести всегда были близки Толстому.

<…>

Но на что же, в первую очередь, должны быть обращены личные усилия неделания каждого христианина и его проповедь? Конечно, на первейшего врага мира – патриотизм. Ему Толстой посвятил серию статей. Первая из них – «Христианство и патриотизм» (окт. 1893 – март 1894) была написана под впечатлением от франко-русских демонстраций, проходивших в октябре 1893г. по случаю заключения франко-русского союза и прибытия в Тулон эскадры русских военных кораблей.

Ложь официальных особ, в которую они, видимо, уверовали сами, шовинистический дурман, массовость «психопатической эпидемии», охватившей сотни тысяч рядовых участников торжеств и манифестаций (39. 34-36) – всё это не могло не возмущать Толстого. Самое страшное, подчёркивал писатель, то, что среди помешанных есть люди, имеющие деньги и власть для распространения своего помешательства по миру (Там же. С. 38). Между тем военные приготовления идут, деньги на вооружения тратятся миллиардами и миллионы людей уже находятся под ружьём и в России, и во Франции. Вот почему, по глубокому убеждению Толстого, неизбежно вся эта игра в мир и любовь рано или поздно окончится новым правительственным призывом к войне (Там же. С. 41).

Далее Толстой, вновь прибегая к соединению художественного и публицистического начал, набрасывает поистине жуткую (но и пророческую!) картину:

«Зазвонят в колокола, оденутся в золотые мешки долговолосые люди и начнут молиться за убийство <…>. Засуетятся, разжигающие людей под видом патриотизма, к ненависти и убийству, газетчики, радуясь тому, что получат двойной доход. Засуетятся радостно заводчики, купцы, поставщики военных припасов, ожидая двойных барышей. Засуетятся всякого рода чиновники, предвидя возможность украсть больше, чем они крадут обыкновенно, засуетятся военные начальства, получающие двойное жалованье и рационы, и надеющиеся получить за убийство людей высокоценимые ими побрякушки – ленты, кресты, галуны, звёзды. Засуетятся праздные господа и дамы, вперёд записываясь в Красный Крест, готовясь перевязывать тех, которых будут убивать их же мужья и братья» (Там же. – С. 46 – 47).

Миллионы, каждый против своей разумной воли, будут втянуты скопом в новую бойню. А итог один: «…Опять одичают, остервенеют люди, и уменьшится в мире любовь, и наступившее уже охристианение человечества отодвинется на десятки, сотни лет. И опять те люди, которым это выгодно, с уверенностью станут говорить, что если была война, то это значит то, что она необходима, и опять станут готовить к этому будущие поколения, с детства развращая их» (Там же).

  Символика государственных гербов с их оскаленными, выпустившими когти хищниками, приобретает в осмыслении Толстого зловеще-символическое значение. Действуя в интересах влиятельной финансовой «верхушки», власть имущие возбуждают рядом несправедливостей вражду у других народов по отношению к «своему», а потом этой-то враждой пользуются для возбуждения вражды в «своём» народе. И вот, ещё недавно разумные, самостоятельные, добрые люди покорно встают «друг против друга с выпущенными когтями и оскаленными зубами и ждут только того, чтобы кто-нибудь впал в несчастье и ослабел, чтобы можно было с наименьшей опасностью напасть и разорвать его» (90, 432).

Всё сбылось, и неоднократно, в веке ХХ-м, оставив нам, потомкам, незабвенные свидетельства правоты Л.Н. Толстого — мыслителя, но как водится, ничему никого не научило. И сегодня, как более чем сотню лет тому назад, Толстому пришлось бы, как о чём-то новом, говорить о том, что «чувство, ложно именуемое патриотизмом и выражающееся в предпочтении своего государства или народа всякому другому государству или народу вовсе не высокое, а, напротив, очень глупое и очень безнравственное» (Там же. – С. 61). И по сей день наивнейшей из утопий принято признавать мнение великого писателя, публициста и борца за мир о том, что нации и народы, как и отдельные люди, в своих сношениях друг с другом должны руководиться не соображениями выгоды лиц, доминирующих в общественной иерархии, а известным нравственным законом: «Не делать другому и другим, чего бы мы не хотели, чтобы нам делали» (Там же).

Поведение влюблённого в патриотизм, воспитанного в нём человека Л.Н.Толстой характеризует как глубоко инфантильное. Такой человек подобен ребёнку, который «выбирает» сразу два желаемых, но несовместимых дела: и ехать покататься, и остаться дома поиграть; так и патриоты желают и патриотизма, и мира одновременно, не признавая необходимости выбора (Там же. – С. 35).

А выбирать-то надо: если мир хороший, то «патриотизм не может быть хорошим» (Там же. – С. 48). Для христианина нормальное поведение – это миротворческое искоренение патриотизма «всеми средствами: проповедью, убеждением, презрением, насмешкой» (Там же. – С. 51). Человеку, истинно желающему мира, «не только нельзя сочувствовать могуществу своего отечества, но надо радоваться ослаблению его и содействовать этому» (Там же).

Можно ли, на основании сказанного, обвинить Л.Н. Толстого в проповедовании некоей «антипатриотической» крайности? Чтобы разобраться в данном вопросе, необходимо охарактеризовать предмет истинных патриотических чувств. Патриот любит то, что собирательно именует «родиной»: тех людей, с которыми живёт, с которыми сходится по жизни; родную землю, окружающую и ставшую привычной природу, дарующую пропитание в обмен на труд. Для него, кроме того, важны особые культурные условия бытия того локального социума, к которому он себя причисляет: ценности, смыслы, символы, выраженные в традициях, вере, искусстве, научной мысли{C}{C}{C}{C}{C}[21]{C}{C}{C}{C}{C}. Такое патриотическое чувство естественно и достаточно для каждого. Но, если сосредоточить внимание не на меньшинстве, а на большинстве населения любого государства, на его простых обитателях с минимумом возможностей и прав, то возможно ли даже предполагать, что всему названному выше могут угрожать войной и уничтожением такие обыкновенные трудящиеся люди, любящие другую, «свою» родину. Ибо подлинная любовь к родине не гордится и не ищет чужого: она не предполагает никогда ненависти и агрессии в отношении людей иной земли, иной социокультурной общности. Проще говоря, каждый человек желает только спокойной жизни, благополучия своей семьи, мирного, свободного труда – всё на благо своей родины. У него резону нет претендовать на чужие судьбы и плоды трудов неведомых ему людей. А христианин нравственно обязан воздержаться от любого участия в междоусобной или межклановой грызне, в суетливой борьбе за обладание непостоянными предметами или условиями бытия. Он понимает, что у него, да и у всех остальных, нет врагов среди людей, как нет иных, которые угрожали бы Родине общечеловеческой – планете Земля. «Человек разумный» сам себе единственный враг, когда ведёт себя как стайно-территориальное неразумное животное и поддерживает подобное поведение в человеческом обществе – не только личным участием, но даже словами!

                                  *****

Почему же, всё-таки, ведутся войны? И почему их жертвы поддерживают поджигателей войны? Л.Н. Толстой не раз выражал уверенность, что всё дело здесь – в идеологиях ложного, паразитического военно-государственного патриотизма, насаждаемых усилиями государственных деятелей и служащих им учёных и духовенства (не всего духовенства, а его продажной «верхушки», преисполненной духа лукавого, рабьего и растленного!). Мы убеждены в справедливости этого вывода публициста. Идеология предписывает рядовым обитателям того или иного государства с оружием в руках служить интересам его элит. С детских лет в сознании рядовых граждан, усилиями попов и книжников, производится семантическая подмена: естественно-любимую родную землю и близких людей теснят в массовом сознании абстракции условно-обозначенной территории государства, на которой они вынуждены обитать, и самих её обитателей, как правило, лично даже не знакомых друг другу. А интересы «верхушки» — эгоистические, корыстные, зачастую сиюминутные, выдаются не за интересы паразитического, хотя и влиятельного, меньшинства, а за «общенародные».

  Но никакому народу или «нации» война никогда не нужна; она нужна тем, кто в ней непосредственного участия не принимает – богатым и властвующим, предающимся греху борьбы с такими же богатыми и властвующими в других государствах, либо междоусобной грызне. Но простых обитателей гостерриторий губит их склонность с младенческих лет до седин подчиняться своим атавистическим, первобытно-зоологическим влечениям, подпитываемым и рационализируемым одуряющими патриотическими речами лживой казённой пропаганды. Когда возникает государственная «необходимость» в проведении где-либо военных действий, включая захватнические, идеологи добиваются создания в граждански-преданных головах или комплекса неполноценности, ущемлённости, или лживого образа «врага», тревоги за судьбу родины, которой, якобы, угрожает этот «враг». Л.Н. Толстой описывает сей манипулятивный механизм следующим образом: власть имущие действуют в интересах эксплуататорских классов, и, совершая всякого рода несправедливости и жестокости против других народов, возбуждают в них вражду к «своему» народу, и потом этой-то враждой пользуются для возбуждения вражды и в своём народе (90, 431). И получается та самая, описанная выше, картина, отражённая в символике государственных гербов, и вряд ли каждый отдельный участник этой массовки вменяемее гербовой птички или зверушки своего обожаемого «отечества»…

Впрочем, люди, помогающие властям, делятся, как и пишет об этом Л.Н. Толстой, на бессознательных и сознательных распространителей заразы лжепатриотизма (39, 67). Занятые повседневным нелёгким трудом, многие люди просто не приучены к анализу обрушивающегося на них информационного потока и безропотно поддаются обману. На тех же, кто дерзает думать сам, хорошо действуют «гипнотизация», завуалированные угрозы и откровенный подкуп – обещания карьеры, власти, материальных приобретений: они с успехом рекрутируются в ряды сознательных идеологов и исполнителей воли правительств (Там же. – С. 68).

Уступившие же такому воздействию для заглушения голоса совести внушают себе и «коллегам» идею полезности для народа распространения среди него патриотизма. Восторг и уважение одуренной толпы делают их только агрессивнее и наглее (Там же. С. 69-70).

Правительства, развращая общественное мнение делами насилия, войн, присяжных судилищ, тюрем, казней и т.п., поддерживают это развращение через исполняющие их идеологические заказы, послушные их воле общественные структуры: школу, прессу, науку, церковь. И создаётся то, что Л.Н. Толстой именовал «ложным кругом»: «Общественное мнение производит власть, власть производит общественное мнение» (39, 71).

Развращённые, одуревшие от власти и неутолённого властолюбия, ложной, оказываемой им чести и честолюбия, краденых богатств и жажды нового стяжательства, отстающие от простого народа в своём религиозно — нравственном развитии, люди элит («правительство и господствующие классы») считают для себя выгодным сохранение того общественного мнения, совместимого с ложным патриотизмом, при котором условия их жизни максимально благоприятны, то есть когда есть власть, слава, главное – деньги (и чем больше, тем лучше). Манипуляция же массовым сознанием осуществляется правительствами и их помощниками через моральное, прежде всего, поощрение патриотизма. Для этого используются выгодные ситуации лёгкой массовой внушаемости: школьные уроки, публичные выступления, зрелища, торжества (90, 431).

Итак, ложный языческий военно-государственный патриотизм есть явление вредное, противоестественное, постыдное, безнравственное, грубо суеверное. Его преодоление через прекращение веры в ложь, проповедь истины, воспитание в истине новых поколений есть такое же законное действие при переходе человечества к совместимому с христианством пониманию жизни и своего места в ней, каким было преодоление животного эгоизма индивидов при утверждении на заре государственного периода человеческой истории жизнепонимания общественно-государственного, грубо языческого, совместимого с патриотизмом и войнами (Там же. С. 437-439, 51).

 <…>

Толстой мечтал о времени, когда люди перестанут видеть в делах военного насилия «служение отечеству, геройство войны, военную славу, патриотизм, и увидят то, что есть: голое, преступное дело убийства» (38, 134). Мыслящим и чувствующим, слышащим зов истины людям ХХ1 века неизбежно верить, что это время настанет, и знать, что героическим и патриотическим делом современности является приближение этого времени усилиями неделания, непротивления и проповедания истины. И в этом антивоенная публицистика Л.Н. Толстого была и пребудет нам ценнейшей духовной и идейной опорой.

Источник: https://roman-altuchov.livejournal.com/57723.html

****************************************************************************************************

Так дальше жить нельзя: против чего был Лев Толстой

ПостНаука

Лев Толстой о войне, церкви, семье и частной собственности

Лев Толстой считал, что человечество живет неправильно, и горел мыслью изменить сознание людей своими произведениями. Но жизнь часто противоречила его высоким устремлениям. Против чего боролся писатель и что происходило в этот момент в его личной и духовной жизни, рассказывают авторы ПостНауки.

Против войны

Молодой Толстой, участвовавший в Кавказской войне в звании фейерверкера 2-го класса, был произведен в офицеры «за отличие в делах против горцев». Но в это время в его жизни и душе происходил гораздо более значительный переворот. В биографическом очерке, составленном с его слов женой Софьей, подчеркивается особое отношение к кавказскому периоду, с которым связаны не только «лучшие воспоминания его жизни», но и «главное» в ней: «…на Кавказе он начал в первый раз свою авторскую деятельность». В душе молодого писателя, упивавшегося красотой кавказских пейзажей, назревали перемены. В первом рассказе «Набег» (1852), где повествование ведется от лица волонтера, участвующего в вооруженном походе русского батальона на горный аул, Толстой размышляет: «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?»

Филолог Казбек Султанов о кавказском периоде Льва Толстого

Против своей семьи

Толстой полагал, что главным институтом человеческой жизни является не государство или церковь, а семья. Он старательно выбрал себе жену, Софью Берс, которая родила ему тринадцать детей и долгие годы была верной помощницей мужа в его делах — переписчицей рукописей, переводчиком, секретарем, издателем его произведений. В романе «Война и мир» (1863—1869), созданном в наиболее гармоничный период, Толстой твердо отстаивает ценность семейной жизни.

Но, несмотря на внешнюю устроенность, отношения Льва и Софьи Толстых были далеки от идеала. Софья, целиком погруженная в воспитание детей, домашние хлопоты и работу над рукописями мужа, стремилась быть чем-то большим, чем «моложавая жена Льва Толстого», и мечтала о занятиях музыкой, свободе в поступках и мыслях, общении с людьми. Писатель, в свою очередь, упрекал жену в эгоизме и невоздержанности, не находя с ней духовной близости. «Я пересмотрел ее дневник — затаенная злоба на меня дышит из-под слов нежности. В жизни часто тоже. Если это так, и все это с ее стороны ошибка — то это ужасно. Отдать все — не холостую кутежную жизнь у Дюссо и метресок, как другие женившиеся, а всю поэзию любви, мысли и деятельности народной променять на поэзию семейного очага, эгоизма ко всему, кроме к своей семье, и на место всего получить заботы кабака, детской присыпки, варенья, с ворчаньем и без всего, что освещает семейную жизнь, без любви и семейного тихого и гордого счастья», — сетовал Толстой в своем дневнике уже в начале 1960-х. Непростые отношения супругов усугубила ревность Толстого к Софье в отношении композитора Сергея Танеева, который был частым гостем в доме Толстых и проводил много времени в Ясной Поляне. В 1897 году из-за желания Софьи поехать на репетицию к Танееву Толстой в письме предложил ей пять вариантов разрешения ситуации, одним из которых был развод. Разочарование в семейной жизни выразилось в таких произведениях, как «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Дьявол» и «Отец Сергий».

О дневниках Толстого

Против церкви

У Льва Толстого было две заветные юношеские мечты: создать большую семью и стать классиком мировой литературы наравне с Шекспиром и Данте. Но, достигнув вершины творчества, литературной славы и семейного счастья, он понял, что все это ему было не нужно. Преодолев искушение покончить с собой, Толстой обратился к поискам смысла жизни. Он читал мудрецов древности, общался с бедными, неграмотными людьми и пытался удовлетвориться их простыми истинами, но ни в чем не находил опоры. Тогда он, называвший себя атеистом, пошел в церковь. Толстой прилежно постился, молился и соблюдал жития, однако упрямый ум писателя противился религиозной мистике и обрядности и неизбежно находил противоречия и неясности в христианском вероучении.

Понимая, что без веры жить нельзя, но не находя в ней удовлетворения, Толстой принялся искать ее заново и написал множество текстов, критикующих официальное богословие и переосмысляющих ключевые идеи христианства, самым значительным из которых считается трактат «В чем моя вера?» (1884). В нем писатель предлагает собственную трактовку Нагорной проповеди, в которой, по его мнению, заложены не только этические принципы, но и социальная программа. Толстой выводит из учения Христа пять основных заповедей, помогающих преодолеть войны, насилие и неравенство: «не гневайся», «не прелюбодействуй», «не присягай», «не противься злу», «не делай различия между своим и чужим народом». Из этих социально ориентированных пяти заповедей вырастает политический идеал Толстого — «непротивленческий» анархизм, который в отношении к государству обозначает тотальное неприятие системы: отказ служить в армии, голосовать, вступать в законные браки, связываться с любыми государственными институтами как антихристианскими и склонными к насилию. На основе идей писателя сформировалось целое религиозно-этическое течение — толстовство. В итоге церковь официально объявила, что Толстой не может более являться членом православной церкви, выпустив соответствующий документ — «Определение Святейшего Синода о графе Льве Толстом». Этот жест был воспринят как отлучение от церкви, хотя формально не подходил под его каноны.

Политолог Борис Прокудин о «непротивленческом» анархизме Льва Толстого

Против частной собственности

Личностный кризис 1877–1878 годов коренным образом изменил отношение Толстого не только к собственной семье и религии, но и к деньгам и частной собственности. Если раньше он хотел приумножать свое состояние, то теперь ему стало стыдно быть «паразитом русского крестьянства». И он решил избавиться от собственности ради принципиально новой жизни. Толстой составил для своей семьи коммунистический проект, по которому большая часть дохода имений должна была раздаваться бедным, лишнюю роскошь — мебель и фортепьяно — тоже предполагалось раздать, есть все самое простое, научиться обходиться без прислуги, работать, довольствоваться малым и делать добро другим. Семья его не поддержала: жена обещала броситься в ноги царю и попросить защитить ее и детей, объявив Толстого сумасшедшим и забрав у него право распоряжения имуществом. В конце концов писатель отдал право всех имущественных дел жене и летом 1884 года впервые попытался уйти из дома.

Впоследствии, расширив круг своих наблюдений, я убедился, что не только относительно нас, лошадей, понятие мое не имеет никакого другого основания, как низкий и животный людской инстинкт, называемый ими чувством или правом собственности».

40 комментариев

  1. Пора перечитать эпопею Гения!
    Тем более, что роман «Война и мир» Толстого — это культурный код русской цивилизации, как и пушкинский роман в стихах «Евгений Онегин» — Энциклопедия русской жизни.
    Поклон!
    НАШ

  2. 13 июля Самое мощное Суперлуние в этом году: https://www.youtube.com/watch?v=o6QfiYZqHW0 (Эра Водолея).

  3. Яндекс Новости
    Сейчас в СМИ в России в Москве Интересное

    Главы МИД стран G20 не поддержали позицию ЕС по Украине
    Зеленский приказал разработать план захвата Херсонской области
    Хакеры из RaHDIt и «Берегини» добыли секретные документы о действиях украинской армии
    Поставки газа по «Северному потоку» остановят на 10 дней из-за планового ремонта
    Экс-президент Польши Валенса призвал снизить численность населения России до 50 миллионов
    Reuters: власти посоветовали украинцам покинуть южную часть Херсонской области
    Fox News: Байден попытался переложить ответственность за проблемы в США на Путина
    Глава Камчатки Солодов объявил выговор министру, заявившему о ненужных туристах
    Посол ЛНР в РФ Мирошник: В Северске заградотряды удерживают разбегающиеся тербаты
    Совет Госдумы рассмотрит в понедельник вопрос о внеочередном заседании палаты 15 июля
    Суд Новосибирской области оставил в силе арест умершего под стражей ученого Колкера
    В Госдуме оценили приказ Зеленского захватить Херсон
    В Госдуму внесут проект об индексации пенсий работающим пенсионерам
    Экс-канцлер Германии не намерен отказываться от общения с Путиным
    Финский историк Ялонен предложил Западу вступить в военный конфликт с Москвой из-за Киева

  4. В виски бьет одна и та же мысль:

    Война — абсолютное Зло!
    Война НЕ имеет оправданий!
    Политики, развязавшие войну, есть государственные преступники!

    Мир всему сущему! Аминь! Аум!
    Добра и Света!

    НАШ

    • Те, 50% населения РФ, промолчавшие на акт войны/СВО, повинны в ней.
      Осознайте это!
      …я вам не судья, я лишь констатирую факт вашего соучастия, молчаливого согласия на смерть!
      Отсутствие вашего голоса ПРОТИВ войны — ваш несмываемый позор!

      …а дальше, Карма… Аум

      • Ёшкин Крот
        Forwarded from
        НЕВЗОРОВ
        Да. Сильная штука. Жаль, что вата не поймёт. А она точно не поймёт. Сделает все, чтобы не понять. Потому, что если поймёт -удавится на месте. Невзоров https://youtu.be/s-GLAIY4DXA @nevzorovtv
        YouTube
        Масяня. Эпизод 162. Санкт-Мариубург
        Эмпатия- главное человеческое чувство. Способность сопереживать. Способность поставить себя на место другого. Этот мульт адресован тем, кто по какой-то чудовищной ошибке поддерживает русско-украинскую войну.

  5. ❗️Украина просит граждан покинуть подконтрольные России территории юга страны из-за планов начать контрнаступление, заявила вице-премьер по реинтеграции Украины Ирина Верещук.

    «Наша армия начинает контрнаступление. Я не знаю, в каких это будет временных рамках, но точно знаю, что там (в городах предполагаемого театра военных действий) точно не должно быть женщин и детей. Они не должны ставать «живым щитом» между ВСУ и врагом. Очевидно, что враг должен быть уничтожен. Понятно, что будут бои, будут артиллерийские обстрелы, поэтому мы призываем срочно эвакуироваться» ©
    https://t.me/s/eshkinkrot
    ______________________________
    СПАСИ ГОСПОДИ!!! Аминь

  6. ❗️Совет Госдумы 11 июля рассмотрит вопрос о проведении внеочередного заседания палаты 15 июля (на этой неделе депутаты завершили весеннюю сессию). Необходимость внеочередного заседания связана с некими «неотложными вопросами»

    Неужто объявят войну/мобилизицию?
    Источник: https://t.me/s/eshkinkrot

  7. В Кривом Роге от удара российский ракеты погибла многократная победительница международных соревнований по спортивным танцам 20-летняя Дарья Курдель

    В момент обстрела она вместе с отцом, который сейчас в больнице, тренировалась на спортплощадке. Дарья скончалась в реанимационном отделении, её отец остается под наблюдением медиков
    ______________________________
    ❌ Путин по-прежнему хочет захватить значительную часть, если не всю Украину. Об этом заявили в министерстве обороны США. Другое дело, что, по мнению представителей национальной разведки США, эта задача для российской армии сейчас недостижима.

    Поэтому кремлёвским пациентам, которые постоянно путаются в показаниях по поводу целей и задач «спецоперации», остаётся только пугать мир ядерным оружием
    Источник: https://t.me/s/eshkinkrot

  8. Иван Бессонов. Рахманинов, концерт N2.
    https://www.youtube.com/watch?v=9V3bqXgCx_Q
    25.06.2022

  9. На этот час в ЖЕЗ: 1 044 записи, 4 063 комментария.

    Пошла восстанавливать свое здоровье!
    Всем желаю Здравия, чтобы пережить Переход из 3D реальности в мерность повыше!… 🙂 Ом
    Шаг и Путь, господа-товарищи! АОУМ!
    НАШ

  10. https://www.youtube.com/watch?v=koZceFeTJRU

    #MusicofAngels #relaxingmusic #paradormirmusic
    Музыка для привлечения ангела-хранителя, устранения всех трудностей, духовной защиты 432 Гц

  11. https://youtu.be/Xy6HjkyZDa0
    Прогноз астрофизика Олега Верходанова о будущем мира и Вселенной.

  12. Игорь Игнатущенко

    Исцеляющие цитаты Далай-ламы XIV: https://youtu.be/4SetSK6mY5A

  13. Игорь Игнатущенко

    el_murid (LiveJournal)

    Бывший польский президент Качиньский высказался, что было бы неплохо расчленить Россию и уменьшить численность ее населения миллионов до пятидесяти. Откуда растут ноги у этого пожелания, в общем-то, известно: на Западе обсуждался вопрос о пост-российском будущем, в котором Россия распадется на полтора-два десятка образований, где собственно Россия «ужмется» до Европейской территории с потерей всех территорий на восток от Урала и части территорий на юге. Вот, собственно в этой «обновленной» России и будет примерно 50 миллионов жителей. Так что здесь речь не о геноциде, как можно было бы подумать (да и как осуществить его — тут вопрос явно риторический. Никак).

    Здесь нужно понять, что вариант постпутинского будущего, исходящего из сценария распада страны, на самом деле вполне вероятен. Страна действительно подорвана, ее устойчивость находится в отрицательной зоне, и единственное, чем она пока скреплена — это насилием и террором. Скрепы, прямо скажем, так себе. Созданная система — и экономическая, и политическая, и система управления — все они заточены на существовании исключительно в одном состоянии — состоянии перманентного кризиса, когда одна локальная катастрофа сменяет другую. В таких условиях уже нет смысла говорить о реформах, развитии и движении вперед. Сразу же, как только будет снят пресс насилия, произойдет откат, и подорванная устойчивость системы не выдержит. Не нужно никаких иллюзий — сюжет распада крайне вероятен.

    Иллюзия, что единство страны можно удерживать с помощью террора, беспочвенны: проблема террора в том, что это несбалансированный механизм управления. Он ресурсозатратен, а значит — для продолжения террора будет требоваться насилие всё большего уровня, на которое будут тратиться всё большие ресурсы. Которых нет, и которые приходится изымать из каких-то других областей и сфер жизни. Понятно, что это состояние конечно. Вопрос лишь в том, что чем дольше будет длиться такое состояние, тем тяжелее будет откат. И, по всей видимости, мирного распада (относительно мирного), как это произошло с СССР, не будет. Вопрос лишь в том, какие регионы затронут экстремальные процессы, а в каких это произойдет относительно безболезненно.

    Всё это вполне очевидно, во всяком случае, гораздо более очевидно, чем в 90-91 году, а потому Запад, понятное дело, хочет к такому сценарию как минимум подготовиться. А как максимум — попытаться управлять им, естественно, в своих интересах.

    Хотел бы сразу сказать: все кризисы всегда имеют внутренние причины. Внешние факторы могут лишь влиять на них, но не они являются причиной возникновения кризиса. Поэтому любые спекуляции на тему «Это Запад нас развалил» призваны перевести стрелки, снять ответственность с настоящих преступников. Имена которых мы хорошо знаем, да и как их не знать, когда они каждый день в новостях и в телевизоре.

    Плохо то, что в самой России этот сюжет — табу. Нас подводят к ситуации, когда все случится внезапно. А именно внезапность и даст большую часть жертв (в том числе и в прямом смысле этого слова), которые психологически окажутся не готовы к резкому изменению обстановки.

    Поэтому к словам Качиньского стоит как минимум прислушаться. Их можно представить исключительно как мечты русофоба, и именно так их комментирует наша пропаганда. Но проблема в том, что русофобия Качиньского вообще никак не отменяет объективной картины, которая уже сложилась. Если еще года два-три назад были варианты, то сегодня мы в полностью детерминированном пространстве. Я много раз писал и говорил, что начиная с 2019 года Россия вошла в состояние катастрофы, которое характеризуется невозможностью возврата назад, к кризису, но еще и тем, что пространство решений в катастрофе отсутствует. Любое решение только приближает ее. Хороших уже нет, есть только плохие и очень плохие. Выбор, прямо скажем, так себе.

  14. Крутой поворот в августе: https://youtu.be/9-V3Xq2l0Us

    Астролог Алексей Агафонов

  15. Музыка для снятия стресса…депрессии, гармонизация тонкого тела: https://youtu.be/YjOmKA20cnk

  16. Жесточайшее противостояние на всех уровнях:
    https://www.youtube.com/watch?v=9ARvnC665YI (Эра Водолея)

  17. Ёшкин Крот
    Forwarded from
    Можем объяснить
    Дураки ценнее дорог: в результате секвестра бюджета РФ под нож пойдут программы развития транспорта и науки. Зато еще триллион рублей добавят на содержание военных и чиновников.

    Пересмотр закона о бюджете может стать одной из тем внеочередного, дополнительного заседания Госдумы, которое собираются провести 15 июля: сегодня повестку обсудит совет нижней палаты. Именно она принимает решения о федеральном бюджете и его изменениях.

    Как показывает анализ поправок, проведенный «МО», власти ставят крест на большинстве программ развития. Под нож идет тот самый план, с помощью которого Путин обещал разогнать экономический рост до темпов выше мировых. Некогда амбициозную программу масштабного дорожного строительства сократят почти на 10% (минус 390 млрд руб.). Вторая крупная жертва — госпрограмма научно-технического развития (минус 146 млрд).

    А вот на индексацию зарплат чиновников, силовиков, прокуроров и судей деньги найдутся — плюс 900 млрд руб.

    Впрочем, среди жертв военной экономии есть и ястребы. Рогозин недополучит денег на космос (минус 11%). Ради захвата новых украинских земель пострадают и власти Крыма (минус 10%). Подтянуть пояса по традиции придется мастерам культуры — директорам театров и музеев, хоть они и поддержали «спецоперацию» (минус 8%).

    Подробнее о том, как финансовые власти в 2022 году понимают лозунг «Все для фронта, все для победы», читайте в нашем разборе.
    Telegraph
    Секвестр по-военному. Правительство добавит триллион рублей чиновникам и силовикам и резко сократит траты на дорожное строительство…
    «МО» разбирался, на чем правительство собирается экономить в ближайшие три года, и как война Путина с Украиной меняет приоритеты в федеральном бюджете. Экономисты в первые месяцы войны заговорили о неизбежном дефиците бюджета России и масштабном сокращении…
    Источник: https://t.me/s/eshkinkrot

  18. https://www.youtube.com/watch?v=b-9BrlUdqjk
    Сильная музыка для мозга — Активация клеток мозга — Исцеляющая частота Райфа (частотная терапия) ♫69

  19. https://www.youtube.com/watch?v=8DpDcYDp1uI
    #РадиоАврора #АндрейШкольников #МихаилКокорев
    Мировые элиты начали готовиться к катастрофе (Андрей Школьников)
    9 июл. 2022 г.

  20. Разницы между войной и миром больше не будет. Глобальная трансформация геополитики. К. Сивков
    https://youtu.be/_2gKgXBKOzQ
    День ТВ
    Какие глобальные геополитические тенденции мы с вами наблюдаем сейчас воочию. Как будет выглядеть мир, если они сохранятся и усилятся. Военный аналитик Константин Сивков продолжает цикл лекций, посвящённый геополитике.

  21. https://www.youtube.com/watch?v=pfHiHT8yQ_0

    Ретроградный Сатурн. Возвращение в знак Козерога 12 июля 2022. Эффект для всех лагн. (Ведическая астрология)
    Mitra Varuna School

    Накшатра Дхаништха. Глубокий анализ
    https://mv-school.com/courses/93

  22. Большое интервью политика и экономиста Григория Алексеевича Явлинского: может быть нас ждет страшный финал…
    https://youtu.be/XsLnMIEtmOI
    12.07.2022

  23. 15 ТЫСЯЧ УБИТЫХ РОССИЯН. ЧЕСТНОЕ СЛОВО С политологом ДМИТРИЕМ ОРЕШКИНЫМ: https://www.youtube.com/watch?v=62pNlYJFekk

  24. … пророческий стих Леонида Филатова, написанный в 1998 году

    Постой!… Ты что-то путаешь в запале!
    Известно ведь любому пацану:
    На вас не нападали. Вы – напали.
    Вы первыми затеяли войну.

    Вы гражданам защиту обещали,
    А получился форменный скандал!…
    Кого и от кого вы защищали,
    Когда на вас никто не нападал?

    Ах, сколько на земле людишек подлых!
    Такие уж настали времена!…
    Вы подлость преподносите, как подвиг,
    И просите за это ордена!

  25. И это братья?!
    Светлана Макарова-Киевская (с)

    Когда в 2014 году я прочитала стихотворение украинской поэтессы «Никогда мы не будем братьями», написанное под впечатлением от аннексии Россией Крыма (а позже литовцы и песню написали на эти стихи), я ещё сомневалась. Мне тогда казалось – это братство ещё существует.

    Когда 24 февраля этого года огромная Россия напала на маленькую Украину с целью полной оккупации страны – моим наивным сомнениям пришёл конец.

    Под ракетные и артиллерийские обстрелы попали сёла и города в разных уголках Украины. В оставленных российскими военными местах жуткое зрелище: расстрелянные гражданские автомобили, разваленные танками заборы и дома, надписи «Тут живут дети! Пожалуйста, не стреляйте!»

    Что не забрали, то сломали. Директор института сердца Борис Тодуров приехал в Ирпень проверить свой филиал – сломано дорогостоящее медицинское оборудование на несколько млн гривен.

    Россияне оставляют после себя развалины домов, которые украшает свастика «Z», трупы на дорогах и ненависть.

    Я пошла вчера купить мёд к знакомому пасечнику, у которого пасека в Сумской области. Он сказал: «Берите лесной, его больше не будет». Я спросила: «Почему?»

    — Россияне при отходе заминировали лес.

    Вчера, 23 апреля, когда мирные одесситы готовились к Пасхе, по Одессе было выпущено семь ракет, одна из которых попала в жилой дом. Погибли 8 человек, в том числе целая семья – бабушка, её дочь и трёхмесячная внучка.

    Так о каком братстве можно говорить?!

    24. 04.2022 г.

    P.S. — Вчера весь православный мир отмечал праздник Пасхи.
    Но даже в этот светлый день российские военные обстреляли ракетами Кременчуг и Чугуев. Для них нет ничего святого.

    © Copyright: Светлана Макарова-Киевская, 2022
    Свидетельство о публикации №222042400877//https://proza.ru/2022/04/24/877

    • Уважаемая Светлана, Здравия!

      Не менее 30% россиян активно сопротивляются коричневой чуме/рашизму, находясь в зоне риска. У нас 1937 год здесь…Но, мы ПРОТИВ войны! И испытываем чувство жгучей Вины перед простыми украинцами. Простите!

      Украинскому народу — глубочайшее сочувствие и наша боль за всё происходящее!
      Россия несомненно будет Очищена Огнем, Господь не попустит таких преступлений и бесстыдства. Но! и Украина должна очиститься…что и происходит.

      Мир всем! Держитесь, дорогие!

      Ваш текст я добавила в качества комментария к публикации, см.:
      http://jezmmm.ru/litart/shlemovana/2022/07/10/… под Львом Толстым.
      Спасибо!

      Наталья Анатольевна Шлемова 16.07.2022 12:15//https://proza.ru/2022/04/24/877

      • ДОПОЛНЕНИЕ, там же

        Рецензия на «Как нас денацифицируют» (Светлана Макарова-Киевская)

        Ложь и дезинформация. Ни пострадавших никаких не показано, ни погибших, ни раненых, ни здание не уничтожено, а только частично сгорело, что говорит о пожаре, полки целые в супермаркете с целыми стоящими на них бутылками, на стоянке рядом — никаких гражданских, только военные, все машины целые. Сколько же лгать будете, сатанисты, дети дьявола? Вот, поэтому, Россия и начала военный поход, против таких, как ВЫ! Бегите с УКраины, потому что, Украина возвращается к нормальной, мирной, дружной жизни в союзе с Россией, а вам тут места не будет.

        Наталия Кобилева 16.07.2022 08:59 • Заявить о нарушении
        + добавить замечания
        Наталия, отойдите от своего телевизора хоть на минуту!

        Вы настолько зомбированы соловьёвско-скабеевской-симоняновской пропагандой, что даже не хватает ума зайти на международные сайты.

        Кому лучше знать, мне или вам, что происходит в Украине?

        Спите спокойно, кровожадная, жестокая россиянка. Потому что если узнаете, что творит ваша армия мародёров, убийц и насильников, то ТОЧНО спать не сможете.

        Вашу страну ждёт международный суд в Гааге. На последнем саммите Лаврову никто руки не подал и отказались сесть с ним за один стол. Так и бывает с террористами и захватчиками.

        Светлана Макарова-Киевская 16.07.2022 09:18 Заявить о нарушении
        Ты — убогий цепсошник, продавший душу за три копейки. Я тебя прославила, гаденыша.

        Наталия Кобилева 16.07.2022 09:45 Заявить о нарушении
        И в модерации, и в публикациях.

        Наталия Кобилева 16.07.2022 09:46 Заявить о нарушении
        Чего там по уголовному кодексу за такую деятельность? Освежи в памяти.

        Наталия Кобилева 16.07.2022 09:46 Заявить о нарушении
        Наталия КобЕлева — это фсб-ник под бабской маской.)))
        Крестовый поход на сайте творит: расправу с инакомыслящими!

        Наталья Анатольевна Шлемова 16.07.2022 12:42

        • Как это не прискорбно, но портал Проза.ру превращается в глобальный ОТСТОЙ, где 80% авторов поражены агрессивной деменцией. А сам сайт направляют, курируя, специалисты от ФСБ…

  26. https://www.youtube.com/watch?v=M4vkHMWnBUA
    Исцеляющие частоты (Райф) — Исцеление чакры солнечного сплетения — Изохронные ритмы ♫80

  27. Ёшкин Крот
    Forwarded from
    Можем объяснить
    Украина с помощью «Хаймарсов» закрепляет за собой ракетное преимущество. Москва мстит ударами по гражданским объектам, но рискует: США могут начать поставки еще более мощных систем.

    Представитель украинского Минобороны Александр Мотузяник сообщил, что с помощью поставленных HIMARS за последние недели было уничтожено более 30 логистических объектов российской армии. Эти системы «сейчас прекрасно работают на передовой».

    В чём особенности этих вооружений?

    «Хаймарсы» — самые дальнобойныесистемы из имеющихся на вооружении у ВСУ (более 84 км). Даже на больших расстояниях они обеспечивают ювелирную точность. Главное преимущество — возможность «выстрелить и испариться», то есть высокая мобильность: россияне не успевают ответить.

    Америка задержала поставки, дожидаясь гарантий от Киева не бить по территории РФ. Но сейчас к отправке готовится уже третья партия. Новые системы перемещаются на одну из американских баз в Европе, где проходят двухнедельное обучение украинских солдат.

    Новая методика войны и первые успехи

    BBC приводит хронику регулярных ударов по российским целям. 19-й из серии успешных ударов пришелся по складу в Новой Каховке. 20-м ударом стал выпуск ракет по Луганску 12 июля.

    «Были бы они у нас раньше — мы бы уже закончили войну», — комментирует командир подразделения. Даже при нынешнем дефиците этих систем налицо «колоссальные успехи в постоянном уничтожении российских запасов вооружения», — говорит эксперт Пётр Залмаев в комментариях France 24. По данным The Economist, в результате каждого из ударов Россия теряет, кроме складов боеприпасов, множество солдат, а иногда и высших офицеров.

    Месть Москвы и новые возможности Киева

    Россия мстит ударами по гражданским объектам и мирным городам: Кременчугу, Виннице, Часовому Яру. 15 июля, российские ракеты ударили по двум университетским кампусам в Николаеве.

    Но именно удары последней недели помогут Украине получить единственное, чем Америка пока отказывается делиться — ATACMS, армейские тактические ракетные комплексы MGM-140 и 168. Дальность их удара — 300 км, что открыло бы Украине возможность бить по отдалённым уголкам своих оккупированных территорий: Крыму, приграничным территориям Донбасса, акватории морей. И по собственно российским объектам — именно этого опасается Белый Дом, тормозя с поставками.
    https://t.me/s/eshkinkrot, 16. 07.22

    • «Если у вас в голове ещё что-то осталось от мозгов, вы не сможете считать, что виновато НАТО. Нет, виновата Россия, что тут поделаешь, и один плешивый шизофреник» ©
      Там же

  28. «ВОЙНА — ЭТО МИР» ???!!!! — НЕ ВЕДИТЕСЬ НА ЛОЖЬ! которую вам, россияне, внушает госпропаганда!

  29. https://proza.ru/2016/05/05/909 — Статья Льва Толстого: Патриотизм и правительство. Роман Алтухов

  30. https://youtu.be/tvrRik7i0w8?si=ZVKL-gaH-3Ijh54h
    YouTube
    «Печать Мастера»8//«ВОЙНА И МИР»
    Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить еще больше интересного!
    И подписывайтесь на канал Евгения Викторовича Жаринова, проф. МПГУ: https://t.me/Evgeny_Zharinov

    Снова говорим о творчестве Льва Николаевича Толстого.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *