Муслим МАГОМАЕВ: жизнь и песня. «Синяя вечность». Избранное

Поклон! Вечно любИм! Сердце мое!…))

*************************************************

С Юбилеем, Дорогой! БУДЬ! Свети нам! и здесь и Там!

АОУМ!

* * *

Советский, азербайджанский и российский эстрадный и оперный певец, актёр, композитор. Народный артист СССР.

****************************************************************************************************

********************************************************************************************************

ПРИЛОЖЕНИЕ

БУДЕМ ОБНОВЛЯТЬ СЕРДЦЕ — МУЗЫКОЙ!
Надземное. 557. …Тонкое тело — питается Добрыми Деяниями. Тонкое тело — крепнет от всего возвышенного. Потому — добрые мысли и деяния так полезны. Также, искусство приносит мгновения высшей Радости. Такая пища для тонкого тела — самая питательная. Когда древние речения напоминали о питании воздухом, они имели в виду воздействие добрых сочетаний на тонкое тело… [Тонкое тело] питается возвышенными деяниями. Мыслитель настаивал, чтобы человек обновлял сердце — MУЗЫКОЙ. Явление MУЗЫКИ понималось — как вся сфера Муз.//Учение Живой Этики, или Агни-Йога.
**********************************************************************************************************
Источник: https://www.culture.ru/persons/8985/muslim-magomaev
Муслим Магомаев

Муслим Магомаев

Годы жизни:
17 августа 1942 — 25 октября 2008
Страна рождения: СССР
Сфера деятельности: композитор,
Исполнитель
Содержание

«Появившись на свет, получив хорошее образование, сделав первые шаги в своей профессии на прекрасной земле, земле великих Низами, Хагани, Вургуна, Гаджибекова, Бюль-Бюля, Ниязи, Караева, Бейбутова, Амирова — список можно продолжить, — я очень молодым приехал в Москву, и она вмиг сделала меня известным всему Советскому Союзу, открыла передо мной огромные горизонты, окружила любовью».

Назван Муслим Магомаев в честь деда. Тот хоть и вырос в семье кузнеца-оружейника, рано начал играть на восточной гармони, освоил скрипку, гобой, создал оркестр и хор. Магомаев-старший организовывал концерты по произведениям народной музыки и собственным сочинениям, написал две оперы и стал одним из основоположников азербайджанской классической музыки.

«Я всегда был твердо уверен в том, что мой дед — великий композитор и дирижер. Я должен был повторить его путь — стать и композитором, и дирижером, и пианистом. А чтобы закрепить за мной эту заочную идею, меня и нарекли при рождении именем деда. Так я стал полным его тезкой. В то время как мои сверстники играли на полу машинками и оловянными солдатиками, я ставил дедовский пюпитр, брал в руки карандаш и руководил воображаемым оркестром»

Отец Муслима, Магомет Магомаев, был одарен от природы: играл на рояле и много пел; будучи театральным художником, оформлял спектакли в Майкопе и Баку. Погиб за несколько дней до окончания Великой Отечественной войны. Спустя 27 лет уже знаменитый на весь мир Муслим Магомаев смог навестить братскую могилу, где похоронен отец — в польском городе Хойна.

Мать Муслима была драматической актрисой. Айшет Ахмедовна, на сцене — Кинжалова. Дополнение к эффектной внешности — хороший голос. Айшет Кинжалова пела и аккомпанировала себе на аккордеоне.

В детстве Муслим зачитывался книгами Жюля Верна. Хоть уверенно шел музыкальной дорогой, но грезил и морем. Дома устроил собственный «Наутилус» — уголок в комнате, где мастерил корабли. Из любопытства ломал механические игрушки — чтобы разобраться, как они устроены. Однажды на глаза пытливому Муслиму попалась дедушкина скрипка… Инструмент пришлось клеить. Сейчас это экспонат бакинского музея.

«Первую мелодию я сочинил в пять лет. И запомнил ее на всю жизнь». Эта мелодия и стала песней «Соловьиный час». Стихи впоследствии написал Анатолий Горохов. Муслим учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории, взахлеб слушал пластинки, оставшиеся от деда. Первыми «учителями» будущего певца стали Энрико Карузо, Титто Руффо, Беньямино Джильи. Юноша сравнивал свое исполнение и знаменитых певцов.

К 14 годам у Муслима окреп голос, но петь при посторонних он стеснялся. Это не касалось лишь одноклассников, которым задолго до «Бременских музыкантов» доводилось слышать песни из фильма «Буратино» и «Гулливер».

Первое оперное выступление Муслима Магомаева состоялось в музыкальном училище. Муслим всерьез увлекся вокалом, и концертмейстер Тамара Кретинген стала искать для него неизвестные романсы и произведения старинных композиторов. Выступали на вечерах вокального отделения на сцене филармонии. Одним из номеров стал отрывок из «Мазепы» Петра Чайковского.

В студенческие годы Магомаев женился на своей однокурснице Офелии. Брак оказался недолгим и подарил Магомаеву дочь Марину. Родственники супруги ждали, что Муслим начнет обеспечивать семью, а он мечтал петь в оперном театре. Но устроился в Ансамбль песни и пляски Бакинского военного округа, и перед молодой семьей встало новое препятствие — гастрольный график.

Столь лестный заголовок и фотография Магомаева в журнале «Огонек» — результат поездки молодого исполнителя на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. Начинающий певец был единственным солистом от Азербайджана. В Финляндии выступал в залах и на улицах. После поездки и телевизионной передачи Магомаева стали узнавать на улицах, а первым шагом к мечте стала стажировка в Азербайджанском театре оперы и балета.

В 1963 году у прессы вновь появился повод написать про Магомаева хвалебные отзывы: «Его великолепные вокальные данные, блистательная техника дают основание говорить, что в оперу пришел богато одаренный артист». Это после выступления в рамках Декады культуры и искусства Азербайджана. В ложе Кремлевского дворца съездов аплодировал сам Иван Козловский«Мы, билетеры, невольные свидетели восторгов и разочарований зрителей, радуемся Вашему успеху…» — писали молодому исполнителю на программке.

После этого успеха Муслиму Магомаеву предложили сольное выступление в Концертном зале имени Чайковского. Спустя год — стажировка на родину бельканто, в театре «Ла Скала», в 1966 году Магомаев выступил на сцене знаменитого театра «Олимпия», а в Каннах на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий его пластинки разошлись миллионными тиражами. Советский певец получил «Золотой диск». Муслим Магомаев первым из советских эстрадных артистов по линии Госконцерта поехал в США.

Состоялся Магомаев и как композитор: писал музыку для фильмов Эльдара Кулиева, к спектаклям «Рождает птица птицу» и «Ярославна» по мотивам «Слова о полку Игореве». Муслим Магомаев записал арию князя Игоря, а Тамара Синявская — плач Ярославны. Спектакль шел не на сцене, а у стен Спасо-Преображенского монастыря.

Муслим Магомаев стал часто выступать в Большом театре. Из всего репертуара предпочитал спектакли с участием Тамары Синявской. Знакомство состоялось с легкой руки Роберта Рождественского в Бакинской филармонии имени Муслима Магомаева — старшего, которую певец считал «семейной обителью». «Казалось бы, обычное светское знакомство, но у меня сразу возникло приятное ощущение уюта и симпатии», — вспоминал певец.

Муслим показывал Тамаре свой Баку. Продолжилось знакомство в Москве, а проверялось долгой стажировкой Синявской в Италии. Магомаев звонил каждый день и даже посылал цветы. Именно в этот момент в репертуаре певца появилась песня «Мелодия»… Тамара ее услышала по телефону. После развода с первым мужем была стихийная свадьба в ресторане «Баку». Магомаеву пришлось петь зимой в открытые окна для поклонников, а потом два месяца болеть бронхитом.

«Помимо любви, привязанности, есть еще одно чувство. Глубокое уважение, — рассказывала Тамара Синявская. — Вот хоть мы там и цепляемся друг к другу — это все бывает очень эмоционально, громко, но на три минуты. Мы разбегаемся в разные комнаты… и потом выходим: о чем речь то была, дождь, что ли, прошел? И все! Я очень уважаю Муслима за мужское начало. Он мудрый…».

Ушел со сцены Муслим Магомаев в самом расцвете славы в 1998 году. Он занимался живописью, общался с поклонниками через интернет. Одну из последних песен, «Прощай, Баку» на стихи Сергея Есенина, записал в 2007 году. Спустя год певца не стало. Похоронен Муслим Магометович на Аллее почетного захоронения в Баку, рядом со своим дедом.

«Как только Магомаев появился — это стало явлением. Он был на голову выше всех молодых. Он всем безумно нравился»
«Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать полностью имя и фамилию артиста. Обычно уже после имени «Муслим» раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия «Магомаев» безнадежно тонет в восторженном грохоте»
Роберт Рождественский

ТЕГИ:

3 комментария

  1. Светлое будущее современных людей исключительно зависит от справедливости. Низкий поклон Вам за конструктивное соучастие в том направлении.

  2. Муслим Магомаев в гостях у Дм. Гордона, 2007г./
    https://youtu.be/cxI2n0uCz2E

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *