История русского авангарда: куда приводят мечты

Начало XX века стало переломным в истории России. Революция гремела не только на улицах, но и в мастерских художников, создававших новую утопию — ту, что сегодня известна всему миру как «русский авангард».

Кубофутуристы, супрематисты, конструктивисты, лучисты, абстракционисты — так в первой четверти XX века называли себя те, кого сегодня весь мир знает как «русских авангардистов». Художники, изменившие мир и направление развития искусства, открывшие зрителю неведомые до них измерения и чувства, имевшие смелость манифестировать свои идеи, витавшие в открытом дореволюционном мире не только в России. 

К. Малевич «Чёрный супрематический квадрат», 1915 год

**************************************************

1909–1910 годы

Появляются творческие кружки, объединяющие художников-авангардистов. Два самых известных из них — «Бубновый валет» и «Союз молодёжи». Проходит первая авангардная выставка в России.

Как русский авангард изменил искусство

Авангард случился не вдруг. Художники бунтовали против академического искусства с конца XIX века. Импрессионистам надоело рисовать природу, святых и дворян в традиционных цветах и пропорциях. Им были ближе повседневные сюжеты, необычные ракурсы и оттенки. Символисты шли дальше и изображали не реальность, а внутренний мир. Сменяя стили и оставляя документальную фиксацию жизни фотографам, искусство преобразилось в высшую форму — то, что мы называем русским авангардом.

Авангард объединял множество художественных направлений начала ХХ века. Они не были похожи, но в них присутствовали общие черты: новаторство, вызывающая наглость, желание эпатировать своего зрителя и стремление переизобрести искусство и жизнь. Авангардисты не боялись экспериментировать и меняли направления несколько раз за карьеру. Изобретённый кем-то стиль мог стать массовым и обзавестись подражателями. Художники не считали это плагиатом, а, наоборот, находили учеников и пропагандировали свою технику. Всё дело в том, что это воспринималось не как творчество, а как художественный или даже научный поиск истинного искусства.

К. Малевич «Атлеты», 1932 год

К. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», 1920 год

К. Малевич «Женщина с ведрами», 1912 год

И. Машков «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского», 1910 год

Э. Лисицкий «Планетный супрематизм (проун)», 1919-1920 год

К. Малевич «Красный дом», 1932 год

З. Серебрякова «Беление холста», 1917 год

Л. Попова «Artistic Architectonic», 1916 год

И. Пуни «Променад в солнечном свете», 1912 год

Э. Лисицкий «Супрематический сказ про два квадрата в 6 постройках», 1922 год
Академическую живопись с её традиционными понятиями авангардисты презирали, считая бесполезной и пошлой. Достоверно изображать реальность им было мало, они стремились встроить её в искусство. Чтобы понять, что хотел сказать автор, нужно знать контекст произведения и идеи художника. Хотя и это не гарантия успеха. Обычно картины сопровождались манифестами, объясняющими задумку творца. Они же служили доказательством авторства идеи — открытия в этот период развития искусства совершались постоянно, и для художника не важно было быть единственным, но необходимо было быть первым. Вот за эту возможность вести за собой остальных и шла борьба.

А. Лентулов «Василий Блаженный», 1913 год

Н. Гончарова «Крестьяне, собирающие яблоки», 1911 год

П. Кузнецов «Спящая в кошаре», 1911 год

Н. Ларионов «Лучистый пейзаж», 1913 год

К. Малевич «Черный крест», 1920 год

В. Татлин «Натурщица», 1913 год

К. Малевич «Портрет Матюшина», 1913 год

Л. Попова «Живописная архитектонтика в оранжевом»

К. Малевич «Пейзаж с пятью домами», 1928-1932 год

А. Лентулов «Автопортрет», 1915 год
После революции по указанию Народного комиссариата просвещения тысячи произведений авангарда разъехались по России, чтобы донести искусство в массы. Поэтому картины Родченко и Кандинского можно неожиданно встретить в музеях Калуги, Самары и других городов. С одной стороны, это трагедия, потому что многие произведения пропали или остались неизвестными. С другой — уникальная ситуация, когда работы не централизованы по главным музеям.Вспыхнув всего на 30 лет, авангард пропал в советской цензуре, но продолжает влиять на современное искусство, дизайн и моду. Одним из наиболее значимых направлений, выросших из авангарда, называют конструктивизм. Он соединил функциональность и художественную выразительность, но не за счёт декора, а благодаря формам и материалам. Памятники конструктивизму до сих пор окружают нас в повседневной жизни. Особенно много их сохранилось в небольших городах подальше от Москвы. Это дома культуры, клубы и общежития.

Как понять и полюбить «Чёрный квадрат»

Если коротко, Малевич искал чистое искусство. Он считал, что пока живописцы изображают окружающий мир, они всего лишь делают копии, но не творят.

Супрематизм — высшая форма искусства, потому что такие картины не зависят от реальности и существуют как самостоятельные объекты. Их создаёт художник-творец, и они прекрасны сами по себе.

К. Малевич «Чёрный супрематический квадрат», 1915 год

К. Малевич «Красный квадратт», 1920 год

К. Малевич «Чёрный квадрат и красный квадрат», 1915 год

К. Малевич «Чёрный круг», 1923 год
В этой системе координат «Чёрный квадрат» — нуль форм, точка отсчёта всего, что будет дальше, сродни Большому взрыву перед созданием Вселенной.

«Я преобразился в нуле форм и выловил себя из омута дряни академического искусства», — писал Малевич про икону супрематизма.

Интересно, что на самом деле «Чёрный квадрат» — это четырёхугольник, ни одна из его сторон не параллельна другой. И это — принципиальная задумка автора, подразумевающая динамику жизни, постоянное движение.

Про «Чёрный квадрат», даже спустя 100 лет после его создания, существует больше вопросов, чем ответов. Например, только в 2015 году стало известно, что картина, экспонируемая в Третьяковской галерее с 1929 года, висела вверх ногами. Это удалось выяснить благодаря исследованию, проведённому сотрудниками музея к 100-летию шедевра.

Умел ли Малевич рисовать

Авангардисты рисовали не только геометрические фигуры. Русский авангард вырос на итальянском футуризме Филиппо Маринетти с его движением машин и французском экспрессионизме и постимпрессионизме с Пикассо, Сезанном и Гогеном. Ещё один источник вдохновения — городские вывески. В них художников впечатляли грубые мазки кистей и композиционные приёмы. Последний референс — народное искусство. От него авангардисты брали непосредственность и естественность, а чтобы найти — путешествовали по сёлам и ярмаркам.

Авангардисты не стеснялись использовать в своих работах самые разные материалы. В 1915 году коллекционер Сергей Щукин шокировал общественность, купив на выставке «Трамвай В» (как говорят, за большие деньги), работу Владимира Татлина. Объёмная композиция была составлена из трёх деревянных плашек, сколоченных между собой. Можно только представить, как отреагировали на это приобретение буржуа — адепты классической живописи и скульптуры.

Ещё один способ привлечь внимание публики придумали художники и поэты братья Бурлюки. Созданные картины казались им плоскими, поэтому они окунали полотна в грязь и рисовали поверх налипших комьев земли.

Вернёмся к Малевичу. Те, кто из всего творческого наследия художника знаком только с «Чёрным квадратом», считают, что и сами могли бы нарисовать что-нибудь не хуже Казимира Севериновича: синий круг, например, или зелёный треугольник. На самом деле Малевич изображал не только геометрические фигуры, но и реалистичные портреты и живописные пейзажи, увлекался импрессионизмом и кубофутуризмом. А супрематизм, придуманный им, стал вершиной художественного мастерства, настоящим прорывом в искусстве.

К. Малевич «Высшее общество в цилиндрах», 1908 год

К. Малевич «Яблоневый цвет», 1904 год

К. Малевич «Портрет рабочего», 1933 год

К. Малевич «Весенний пейзаж», 1900-е

К. Малевич «Цветочница», 1930 год

К. Малевич «Бульвар», 1930 год

К. Малевич «Безработная девушка», 1930 год

К. Малевич «Сестры», 1910 год

К. Малевич «Биркенхайн», 1905 год

К. Малевич «Читающая женщина», 1906 год

Что хотели сказать авангардисты

Авангард не был единым течением. Художники вступали в союзы, спорили и враждовали. Они обвиняли друг друга в плагиате и, наоборот, находили учеников, которым преподавали свой стиль. Так появились супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм и ещё десяток направлений.

Д. Бурлюк «Футуристическая женщина с тремя глазами», 1910-е года

Кубофутуристы считали, что искусство прошлого изжило себя. Они стремились «сбросить с корабля современности Пушкина», хотели сформировать у зрителя новый вкус и готовили его к новой эпохе дерзкими манифестами и эпатажными жестами.

Н. Пиросмани «Лев и солнце», начало XX века

Примитивисты думали, что искусство зашло в тупик и искали путь его возрождения через истоки: детский рисунок и народное творчество.

В. Кандинский «Картина с кругом», 1911 год

Абстракционисты во главе с Кандинским ещё до Малевича начали эксперименты с цветом и формой как оторванными от реальности инструментами. Кандинский верил, что у каждого цвета есть звук, слышал их и научно обосновывал свои картины-композиции.

М. Ларионов «Петух. Лучистый этюд», 1912 год

Лучисты подходили к творчеству с научной стороны. Создатель стиля, М. Ларионов, верил, что предметы испускают невидимые лучи. На это его подтолкнули исследования работы глаза и развитие рентгена. Рисуя объекты абстрактными лучами, художники соединяли духовный и материальный мир.

А. Родченко «Конструкция на зелёном», 1919 год

Изобретённый А. Родченко линиизм использует только линию. Автор считал её первым и последним словом в живописи, которое даёт художнику огромные возможности интерпретации.

От башни Шухова до банки Lipton Ice Tea: как авангард повлиял на нашу жизнь

Сегодня русский авангард гораздо больше ценят на Западе. На аукционе Sotheby’s первые работы продавались ещё в 1988 году, с тех пор суммы покупок растут, а картины всё чаще подделывают. В 2017-м частный коллекционер купил «Картину с белыми линиями» Кандинского за 41 600 000 долларов, годом позже «Супрематическая композиция» Малевича ушла с молотка за 85 812 000 долларов. Имена покупателей не раскрываются.

Кроме признания как искусства, авангард добился своего и проник в жизнь. Главные направления экспансии — архитектура, дизайн и мода.

В. Шухов «Шуховская башня», 1920–1922 года

Шуховская башня

Конструктивисты находили красоту в строгих геометрических формах. Этот жанр перерос живопись и нашёл себя в театре, моде и архитектуре. Канонический пример — башня рядом со станцией метро «Шаболовская» в Москве.

Источник: https://lifehacker.ru/special/lipton/

****************************************************************************************************

Журнал ФОМА

Русский авангард: все, что нужно знать

Что такое авангардное искусство? За что авангардисты так презирали «общественные вкусы»? Почему они считали, что классика «уже не та»? Зачем авангардисты создавали такие странные картины? И все же, русский авангард – это богоборчество или богоискательство?

Об этом мы беседуем с искусствоведом, культурологом Ириной Языковой.

Зачем XX веку понадобилось авангардное искусство?

— Что такое авангард?

— То, что мы объединяем одним словом «авангард», включает в себя очень разнообразные течения (например, кубизм, футуризм, примитивизм, супрематизм, дадаизм), разные имена и идеи. Но для всех них было характерно одно — революционное восприятие действительности.

Авангард обычно связывают с революционными процессами начала XX века, и многие художники авангарда приветствовали революцию. Конечно, понимали они под ней скорее не какой-то социальный взрыв, а революцию духа, прежде всего — революцию в искусстве. В чем она заключалась? В радикальном разрыве с мировой традицией, с предыдущими поисками в искусстве. В отказе от отражения физического мира — вместо этого авангардисты стремились разработать новый язык для описания мира метафизического, невидимого. В этом краеугольная идея авангарда — выход за пределы известного в неизвестное и даже непознаваемое. Неслучайно созданный «новый язык» поэзии Велимир Хлебников называл «заумь».

Однако чрезвычайно важно понимать, что когда мы начинаем погружаться в искусство авангарда, то должны быть готовы к диалогу и взаимодействию с глубокой философской системой. Этим оно отличалось от предшествующих ему направлений и настроений в искусстве. Сам Казимир Малевич, например, был метафизиком и через свои образы стремился выразить смыслы безусловно философского масштаба.

Почему же вдруг потребовалась такая кардинальная переработка в искусстве? Потому что этого требовала эпоха XX века со всеми ее катастрофами, трагедиями, разломами. Всем стало очевидно, что после того, как мир пережил такие потрясения — Первую мировую войну, две революции в России, Гражданскую войну, немыслимо дальше беспечно рисовать «амуров» на лазурном небе Европы. Язык прежнего искусства оказался неспособен осмыслить тот кризис, который поразил все человечество. Как сказал позднее философ Теодор Адорно: «Писать стихи после Освенцима — это варварство». Старое умерло, распалось в хаос, и в нем еще только проглядывались очертания нового, которые нужно было разглядеть и понять через призму философии. Потому все авангардисты так ею и увлекались.

— Сам авангард как течение в искусстве был совершенно неожиданным явлением или же у него была какая-то историческая почва?

— Безусловно, авангард как культурное явление начала XX века отвечал или, правильнее сказать, вписывался в те процессы, которые зарождались на заре столетия. Это было грандиозное время. Время, которое в России называют Серебряным веком. Время открытия древнерусской иконы, время больших экспериментов в искусстве, время великих надежд.

Если обратиться к истории западного искусства, то она в каком-то смысле всегда развивалась по принципу авангарда. Каждое зарождающееся течение обращалось к совершенно новым проблемам. Импрессионизм, например, переместил свой фокус с «фотографического» описания окружающего мира (максимально точного, всесторонне приближенного к натуре, к чему стремился предшествующий ему реализм) на тот эмоциональный отклик и впечатление, которые в момент созерцания рождаются в душе художника. За импрессионистами появляются символисты, которые идут уже другим путем — начинают вырабатывать особый словарь символов, с помощью которого надеются достигнуть совершенного и исчерпывающего описания мира. Примеров подобных кардинальных изменений в художественном поиске — множество, учитывая, что развитие искусства чрезвычайно ускорилось к концу XIX — началу XX веков, буквально каждое десятилетие рождало одно, а то и несколько новых направлений. Но самое главное — каждое новое течение в искусстве пыталось забежать вперед, запрыгнуть за горизонт событий настоящего, предвосхищая само будущее.

Авангард — безусловно, взрыв, но взрыв предсказуемый. К этой бомбе были протянуты свои «фитили». Один из них — системный кризис культуры. По мнению многих современников, ее несущие основания были расшатаны, содержательный посыл оказался исчерпан. Кроме того, это еще и технический прогресс, вместе с которым в искусство буквально врывается идея скорости. Появляются фотография и кинематограф, на фоне которых простое копирование действительности кистью и красками стало уже ненужным. Об этом очень ярко писал Малевич: «Можно, конечно, трактовать сюжеты прошлого и показывать их современному миру, но от этого не свернет бег сегодняшняя жизнь и автомобили не обратятся в двуколки, телефоны не исчезнут и подводные лодки не превратятся в корабли классических греков».

Стремительно меняется и научно-философская картина мира: то, что вчера было традиционным и неоспоримым, сегодня уже пылится на полке. Кроме того, начался грандиозный процесс экономической глобализации в масштабах всего мира. В конце концов и общество — его структура, движущие силы — трансформировалось. Все это скопилось и сцепилось в огромный клубок не решенных для искусства проблем. Взрыв был неизбежен. И он произошел.

Прочитать расшифровку лекции на сайте Академии «Фомы»

— Авангард чаще всего ассоциируется с яркой манифестацией. Это был, как они говорили, плевок традиционному, пощечина общественному вкусу. Что же так раздражало авангардистов? Против чего они подняли свой «художественный бунт» и что предлагали взамен разрушенному?

— Больше всего их раздражали буржуазная сытость с ее мещанской моралью, равнодушие и забитость бедных слоев, всевластие бюрократии.

Авангардисты декларировали создание нового путем радикального эстетического эксперимента. При этом они уничтожали классическую эстетику, потому что, по их мнению, она была абсолютно ложной. Обычный художник, изображая, например, красивую девушку на фоне прекрасного пейзажа, врет, потому что в реальности девушка не так красива и пейзаж за ней не так прекрасен. И все вместе это не отражает реальной жизни, а просто выдумано. Так думали авангардисты и выдвигали идею принципиально новой эстетики для создаваемого ими мира. Для него требовались новое восприятие, иные вкусы, категории, описательный язык. И в самом творчестве авангардисты, как бы странно это ни звучало, постоянно обращались к Богу. В Священном Писании сказано, что Создатель творил мир «из ничего», а значит, и настоящее грандиозное искусство должно созидать новый мир таким же образом, разрушив все до основания (до «ничто») и построив взамен нечто совершенно новое. Эстетика авангарда — это радикальная эстетика, которая по своей задаче «божественна» потому, что должна создать нечто совершенно новое.

Во что верили и чему поклонялись авангардисты?

Русский авангард: все, что нужно знать

Кузьма Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. 1920

— Если авангардисты выступали против любых форм традиционности, если они хотели разрушить весь существующий мир искусства и идей, значит, и религия — такая, какой она была, — их также не устраивала. Или я ошибаюсь?

— Однозначно на этот вопрос ответить не получится, ведь, как я уже говорила, все авангардисты были очень разными. Например, Наталья Гончарова (1881–1962), судя по всему, была человеком верующим. Она даже писала иконы в авангардном стиле. А вот Казимир Малевич, хоть и не был человеком религиозным в традиционном смысле этого слова, но творческий стимул получил, когда увидел, как художники из Петербурга расписывают в Киеве собор. Казимиру было пятнадцать лет, но это так его поразило, что он упросил мать купить ему кисти и краски и с тех пор уже никогда с ними не расставался. Огромное впечатление на него произвело открытие древнерусской иконы, когда в начале XX века реставратор Василий Гурьянов нашел способ снимать слой олифы с потемневших икон. До этого они были совершенно почерневшими из-за пыли и копоти, которая веками наслаивалась на них. И тут вдруг стали открываться истинные цвета и краски образов и это стало настоящей сенсацией. Особенным событием было открытие рублевских икон, например его знаменитой «Троицы». Конечно, для самого Малевича икона была интересна только как эстетический объект.

Многие из тех, кого мы сегодня считаем авангардистами, часто обращались к христианским образам и размышляли над евангельскими сюжетами. Кузьма Петров-Водкин (1878–1939), например, воспитывался в православных традициях и потому всю жизнь оставался человеком религиозным. Известно, что в городе Хвалынске, где он венчался, был храм, для которого он написал «Распятие» (к сожалению, сама церковь не сохранилась до наших дней). Была у Петрова-Водкина и серия картин, посвященных теме Богоматери, где (например, в «Петроградской Мадонне») была предпринята попытка осмыслить женщину его времени через религиозный образ. Интересно, что даже в его революционных картинах присутствует характерная для икон сферическая перспектива.

Известны религиозные искания Николая Рериха (1874–1947), который долгое время увлекался темой русских святых. Можно вспомнить его знаменитый цикл о преподобном Сергии Радонежском. Да и сам Малевич, хоть формально и был далек от религии, но серию своих «Квадратов» называл «новыми иконами». Знаменитый художник говорил, что его картины — это дорожные знаки, которые должны ориентировать человека на пути искусства. Он верил в Бога, но воспринимал Его не как личность, а как некоторый первопринцип.

Но все же я думаю, что вопрос о том, были ли авангардисты верующими или нет, второстепенен. Важнее то, что общий порыв авангарда был по духу религиозным. Он был пропитан отчетливым религиозным пафосом, собственно говоря, как и любое революционное движение. Об этом писал, между прочим, Николай Бердяев в книге «Религиозные истоки русского коммунизма». Философ, в частности, отмечал, что русский человек даже через богоборчество приходит к богоискательству. И эта мысль Бердяева, мне кажется, многое объясняет в самом авангарде.

Мы встречаем богоборческий пафос, например, у Малевича, когда он вместе с художником Михаилом Матюшиным (1861–1934) и поэтом-футуристом Алексеем Крученых (1886–1968) создал грандиозную оперу-мистерию — «Победа над солнцем». Малевич в связи с постановкой писал позднее в статье «Театр» очень характерно: «Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова и буквозвуки Алексея Крученых распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру». Это была попытка через отрицание прийти к новым творческим вершинам, и в этом скрывалось свое, быть может очень сложное, в каком-то смысле драматичное, не линейное, богоискательство.

Интересно, что похожие мотивы мы находим и у знаменитого композитора Александра Скрябина (1872–1915), который в своей музыке пытался соединить звук с цветом, то есть как бы «раскрасить» нотные станы, дать слушателю увидеть и ощутить за звучанием цветовую перспективу. Музыкант пытался воссоздать акт божественного творения Вселенной или хотя бы прикоснуться к нему. И такие космические проекты в искусстве мы встречаем в начале XX века постоянно. Это было характерно для духа времени. Все они перекликались между собой, влияли друг на друга, создавая единый революционный лейтмотив — безусловно богоборческий, но сквозь который, так или иначе, просвечивалось богоискательство.

Русский авангард: все, что нужно знать

Наталья Гончарова. Богоматерь с Младенцем. 1911

— Если авангард стремился к такому грандиозному творчеству, если он радикально отказывался от старых традиций и «избитых» образов, почему художники этого направления так часто обращались к христианским идеям и сюжетам? Почему им был так важен диалог с христианской культурой?

— В первую очередь это связано с теми реалиями, в которых они формировались. Русские авангардисты во многом были воспитаны внутри христианской культуры, и это предопределило их обращение к ее основным темам. Кроме того, христианское искусство само по себе очень сильное. Авангардисты чувствовали это.

Не просто так известный французский художник и скульптор Анри Матисс (1869–1954), приехав в Россию и впервые увидев древние иконы, сказал: «Вот истинное большое искусство. Я влюблен в их трогательную простоту, которая для меня ближе и дороже картин Фра Анджелико. В этих иконах, как мистический цветок, раскрывается душа художников. И у них нам нужно учиться пониманию искусства».

В иконе было то, что так искали авангардисты: свобода от натуры, господство линий и плоскостей, иные пространство и время. Они понимали, что диалог с христианской культурой может быть очень плодотворен, что религиозная традиция не утратила понимания сверхзадачи искусства — прикосновение к метафизическому. Такое понимание было свойственно, например, Средним векам и уже менее заметно в поствозрожденческую эпоху. Кроме того, христианское искусство очень знаково, а авангардисты ценили знак за его емкость и в то же время бездонность. И здесь снова вспоминается Малевич, который «знаково» воспринимал свои картины.

Зачем Малевич написал «Черный квадрат»? И что искал Кандинский в Раю?

Русский авангард: все, что нужно знать

Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915

— Говорят, что Малевич называл свой «Черный квадрат» антииконой. Что это значит?

— Для того, чтобы дешифровать значение этого высказывания художника, нужно помнить, что писал он эту картину в момент колоссальной исторической катастрофы — в разгар Первой мировой войны (1914–1918). Через «Черный квадрат» он попытался показать ту бездну, в которую катилось тогда человечество. Сам Малевич повесил ее в «красном углу» своей мастерской — действительно, будто бы как икону. Но «Черный квадрат» — это антиикона не в том смысле, что здесь скрыто нечто противоречащее иконе, дьявольское. В этой картине, по замыслу Малевича, был заключен такой же по силе символизм. В ней, если хотите, есть апофатическое начало*.

Взяв форму иконы, близкую к квадрату, делая поля белыми, а средник черным, художник явно отталкивается от иконографического канона. Квадрат всегда был символом, который втягивает в себя весь мир — все четыре конца света. Потому и икона четырехугольна. Она как бы вбирает в себя масштаб всей вселенной. Все многоцветие иконы Малевич сводит к двум цветам: черному и белому — свету и тьме. Именно эти начала борются в мире — свет и тьма, бытие и небытие, Бог и Его противник. И здесь небытие, то есть черный цвет, как бы вытесняет, выталкивает свет на поля, занимая собой все пространство квадрата в середине. Там, где должен быть лик — мрак, который глухо предупреждает: дальше дороги нет! В этом смысле Малевич как бы ставит точку в искусстве, потому как мир разрушается мировой войной. Но это только одна из интерпретаций. Существует мнение, что «Черный квадрат» символизирует, наоборот, начало Вселенной, которая вот-вот должна появиться, или, наоборот, уже исчезла, а за ней родится новое небо и новая земля. Картина изображает и начало, и конец одновременно.

В этом смысле «Черный квадрат» — это антиикона, которая символизировала и крах привычных форм выразительности, и начало нового творческого поиска. Интересно, что впоследствии Малевич написал «Белый квадрат на белом фоне», а затем «Красный квадрат». Сам художник продолжил движение дальше, перешагнул «точку» «Черного квадрата», силясь постичь и выразить новые горизонты искусства.

Русский авангард: все, что нужно знать

Василий Кандинский. Последовательность. 1935

— В истории русского авангарда есть, пожалуй, две самые главные и узнаваемые фигуры — это Казимир Малевич и Василий Кандинский. Кандинский шел тем же путем, что и Малевич?

— Нет, они совсем разные. Мне кажется, что Малевич по духу больше апокалиптик. Он как художник обращен к концу этого мира, пытается обозначить его гибель. При этом, всматриваясь в бездну «Черного квадрата», художник улавливает за чернотой вселенского «Апокалипсиса» проблески нового искусства, то, что он и назвал «супрематизмом» или беспредметным искусством.

Василий Кандинский (1866–1944) уходит в совершенно другое направление — к началам мира. Его можно назвать «райским» художником. Он как бы рассекает все формы искусства до первоэлементов — точки, линии, пятна — из которых складывается художественный образ. Кандинский стремится показать мир таким, каким он был на самой начальной стадии. Художник соприкасается с бытием разворачивающимся. Искусство Кандинского возвращает нас в то райское состояние, когда Адам в первый раз вдохнул воздуха и увидел мир вокруг себя в становлении — пока еще только всплески, неоформленные цвета, ощущения. Он видит линию, которой еще не проведен контур, видит точку, из которой еще не разлетелись звезды и планеты. У Кандинского все «первобытно», а потому — абстрактно, без законченных форм.

И Кандинский, и Малевич были теоретиками авангарда. Василий Васильевич оставил нам небольшую, но очень емкую книгу — «О духовном в искусстве», в которой объяснил, почему для своего творчества он использовал язык абстракций. Художник сравнивал искусство живописи с музыкой.

Сама по себе музыка — абстрактна, но человек всегда слышит в ней что-то конкретное и личное. И для того, чтобы, например, музыкально изобразить утро, необязательно тащить в оркестровую яму петуха.

Клоду Дебюсси или Петру Чайковскому было достаточно всего лишь гармонии семи нот, чтобы «изобразить» слушателю утро. Точно так же и в картинах Кандинского, используя сочетание семи цветов и освобождая свои картины от предметности, художник стремился погрузить своего зрителя в «музыку света». Использование абстрактной живописи обосновывалось художником психофизически. И ведь правда, когда мы смотрим на пейзаж за окном, то в первую очередь на уровне эмоций видим его или солнечным, или пасмурным. И художнику, для того чтобы передать это ощущение, совершенно необязательно дотошно копировать весь пейзаж. Достаточно лишь абстрагировать его от конкретных очертаний и передать само настроение, придать ему музыкальное звучание.

Тем не менее, мне кажется, что религиозные поиски, осмысление сакрального, божественного у Малевича и у Кандинского до сих пор до конца не поняты и не оценены.

Чем закончился авангард?

Русский авангард: все, что нужно знать

Казимир Малевич. Белое на белом. 1918

— Любой творческий эпатаж, любая продуманная и спланированная бутафория в искусстве сегодня, как правило, ассоциируется с авангардом. Если живопись шокирует нас, если мы видим неожиданный эксперимент, то, как правило, определяем увиденное как искусство. Может и непонятное, странное, но — искусство, причем авангардное. Авангардисты ведь шокировали тогдашнее общество своими выставками. Насколько правомочно сопоставлять современное искусство с авангардом?

— Внешнее сходство действительно заметно. И авангардисты, и многие деятели современного искусства использовали и используют эпатаж как инструмент творческой трансляции. Но радикальное различие заключается в том, что когда ты начинаешь анализировать живопись первой половины XX века, то понимаешь, что за внешней, безусловно яркой и шокирующей, формой всегда скрывается очень глубокая и сложная философия. Внешняя эффектность искусства авангарда завлекала зрителя вглубь — к смыслу того, что пытался сказать художник. И каждый раз зритель сталкивался с колоссальной по своему масштабу продуманной философской системой. Пример «Черного квадрата», о котором мы говорили выше, — яркое тому подтверждение. То же ощущаешь, когда читаешь работы Кандинского. Понимаешь насколько мощная интеллектуальная база стояла за его творческой системой.

К сожалению, современное искусство необычностью форм завоевывает внимание ради внимания. Это хорошо отработанный способ пиара и только. Конечно, и в современном искусстве есть немало интересного, глубокого, художники нередко поднимают философские темы, но так называемое актуальное искусство главным образом строит свою стратегию на скандале, который часто входит в замысел художника, кажется, что такое высказывание автора быстрей заметят. Но, кстати, в современном искусстве, мало и собственно нового, все в той или иной степени уже было. Например, так называемый «акционизм» (явление середины XX века, когда само по себе искусство приближается к действию, приобретает черты публичной акции) был и в искусстве начала XX века, когда художники, поэты, мыслители проводили свои яркие, особенные, странные для обывателя выставки, писали грандиозные и дерзкие манифесты, устраивали целые шествия. Но делалось все это не только ради того, что привлечь внимание публики к своему мировоззрению, а чтобы заставить человека задуматься над тем, что ими заявлялось, задать ему те вопросы, о которых он никогда бы не подумал.

Сегодняшний акционизм в искусстве превратился не только в самоцель, но и в средство политической пропаганды. Это может быть яркая оболочка, но, как правило, с пустым содержанием. Современное искусство, на мой взгляд, философски проработано очень слабо. Хотя, конечно, можно найти и положительные примеры, но их меньше.

— Сегодня идет грандиозный спор между приверженцами классического и авангардного искусства. При этом разрыв между оппонентами громаден, язык общения порой бывает грубым. В чем Вы видите причину такого ярого неприятия друг друга этих двух позиций?

— Искусство — это сфера, где человек раскрывается прежде всего эмоционально, поэтому вокруг искусства и споры ведутся с повышенными эмоциями. И к тому же тут вопрос языка и вопрос контекста. Как мы с вами говорили, авангард стремился создать новый язык, отличный от классического, он хотел порвать со всей предыдущей традицией, создать новое искусство. И создал язык, который приверженцам традиции непонятен. Но я думаю, что при желании можно научиться понимать любой язык и услышать, что хотел сказать художник.

Тут и контекст важно учитывать, потому что авангард рождался в атмосфере крушения не только классического искусства, но и классического представления о вселенной и о человеке. Сегодня уже нельзя сказать, что опыт ХХ века не изменил человека, и что он так же, как и двести, и триста, и пятьсот лет назад ощущает себя во вселенной. Мы стали другими, а искусство — это своего рода наше зеркало, и потому оно тоже меняется. Но тут нет и не может быть противопоставления. Классика хороша по-своему, авангард — по-своему.

Русский авангард: все, что нужно знать

Павел Филонов. Ударники (Мастера аналитического искусства). 1934-1935

— Авангард заявил, что классика отжила, что она недееспособна и лжива. Выдержала ли эта позиция испытание временем? Действительно ли классика так бессильна?

— Нет, конечно, классика не отжила, на то она и классика. Сколько веков прошло со времен античности, а она все равно питает европейскую и мировую культуру. Точно также и византийская и древнерусская икона. «Сбросить Пушкина с корабля современности» не удалось — и слава Богу! Юношеский порыв авангарда (а этот был бунт детей против отцов) разрушить все до основания не удался. Но удалось воздвигнуть свое здание рядом с классикой. И в этом ценность авангарда, по крайней мере, начала ХХ века, что он не только разрушал, но и строил. И его достижениями питалось искусство на протяжении всего ХХ века и сегодня питается. В какой-то мере мы можем говорить о «классике авангарда». Авангард тоже стал классикой. Вопрос: что идет ему на замену? Ответить очень трудно.

— С момента зарождения авангардного искусства прошел уже целый век. Насколько реализовались планы и программы этих художников? Не получается ли, что они закончились провалом, ведь сегодня авангардом интересуется узкий круг специалистов и любителей?

— Прошло сто лет, и мы с уверенностью можем сказать, что русский авангард — великое явление, он глубоко повлиял на ход развития мирового искусства. Как мы знаем, Василий Кандинский уехал в Германию и стал основателем двух объединений «Синий всадник» и «Мост», и стал значительной фигурой в немецком искусстве ХХ века. А Марк Шагал — во французском. Казимир Малевич никуда не уезжал, но стал одним из самых популярных и влиятельных художников ХХ века, его творчеством до сих пор вдохновляются художники по всему миру.

К сожалению, судьбы многих художников авангарда сложились трагически. Одни вынуждены были покинуть Россию, как Кандинский, Шагал, Бурлюк, Гончарова, Ларионов и другие, а кто-то не смог или не захотел уехать на Запад. И здесь одни вписались в советскую систему, а другие нет. Один из учеников Малевича, Стерлигов, в 1930-х годах сидел. Александр Древин был расстрелян в 1938 году на Бутовском полигоне. Павел Филонов умер в 1941 году в блокадном Ленинграде от голода, а Эль Лисицкий в том же году в Москве — от туберкулеза. Малевич, Петров-Водкин, отчасти Владимир Татлин и Роберт Фальк смогли вписаться в советскую систему, но уже в 1930-е годы авангард был заклеймен как вредный формализм, и было сделано все, чтобы все разнообразие художественных течений свести к одному: в стране утвердился социалистический реализм. Но в послевоенные годы, особенно в 60-70-е, семена, посеянные художниками-бунтарями, взошли. И мы можем говорить о так называемом «втором авангарде». Он, конечно, не был столь масштабным и глубоким. Но он был, а значит, усилия художников начала ХХ века не оказались напрасными. Кстати, интересный факт: один из учеников Малевича, Владимир Стерлигов, в 1960-х годах основал группу художников, которые работали над созданием религиозного искусства. В основу творчества этой группы легла стерлиговская теория «Чашно-купольного сознания», которая, как он считал, развивает супрематические идеи Малевича.

К сожалению, вы правы, об искусстве авангарда знают в основном знатоки и любители, авангард очень ценят коллекционеры, он стоит довольно дорого. А вот широкая публика — не очень им интересуется, потому что не понимает. И это если и провал, то провал в том смысле, что мы не учим по-настоящему наших детей смотреть и понимать искусство, и, вырастая, они дальше Шишкина и Васнецова подняться не могут. Я думаю, что нужно больше рассказывать людям об искусстве, у которого столько много разных и интересных языков, направлений, имен, идей.

— Что бы Вы посоветовали читать тем, кто захочет познакомиться с авангардом поближе?

— В первую очередь стоит прочитать манифесты самих авангардистов. Например, первый манифест футуризма итальянского поэта Филиппо Маринетти или текст русских авангардистов — «Пощечина общественному вкусу».

Программный манифест Малевича «От кубизма и футуризма к супрематизму».

Есть интересная книга Елены Сидориной «Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде» (Москва, 2012).

У Андрея Крусанова есть исследование в трех томах «Русский авнгард» (Москва, 2010).

Но все же непосредственное прикосновение к этому искусству возможно только в галерее. Эти картины нужно видеть вживую, при этом осознавая, что для их понимания потребуется выучить определенный язык, на котором они были написаны.

* — Апофатическое богословие (или негативная теология) строится на том, что сущность Бога поясняется путем отрицания всех возможных определений, как несопоставимых с Его природой. — Прим. ред.

Беседовал Тихон Сысоев//Журнал№: 

Читайте также:

Чем закончилось купание красного коня?

Созерцая «Троицу»

Источник: https://foma.ru/russkiy-avangard-bogoborchestvo-ili-bogoiskatelstvo.html

**********************************************************************************************************

Далее, см.: https://arzamas.academy/materials/1202 —

Русский авангард • Arzamas

**********************************************************************************************************

https://www.youtube.com/watch?v=rEr2VXoUSv4 —

**********************************************************************************************************
https://www.youtube.com/watch?v=Vp5RKmvpSGQ 

**************************************************

**********************************************************************************************************
«ДИЛЕТАНТ»

9 главных представителей русского авангарда

«Союз молодёжи» – первое официальное объединение авангардистов. Они устроили 7 выставок с широким спектром стилей – от символизма до кубофутуризма.

Петербургское общество «Союз молодёжи» — первое официально зарегистрированное объединение художников авангарда, на полгода опередившее московский «Бубновый валет». С 1910-го по 1914-й они устроили 7 выставок, продемонстрировавших широкий спектр художественных идей и стилей — от символизма до кубофутуризма.

Давид Бурлюк

Давид Бурлюк, «отец русского футуризма», был участником 4 выставок «Союза молодёжи». На 2 последних выставках общества (зимы 1912−1913-го и 1913−1914-го) он представил свои наиболее новаторские работы — «композиции с четырёх точек зрения». Замысел художника заключался в том, что картина при каждом повороте на 90 градусов сохраняла соотношение «верха» и «низа» («Мост. Пейзаж с четырёх точек зрения»).

«Весна», начало 1910-х. Д. Д. Бурлюк.

«Весна», начало 1910-х. Д. Д. Бурлюк. Источник: Государственный Русский музей

«Мост», 1911 г. Д. Д. Бурлюк.

«Мост», 1911 г. Д. Д. Бурлюк. Источник: Государственный Русский музей

Картина «Лошадь-молния» из собрания ГРМ с большой долей вероятности может быть идентифицирована с «Бегущей лошадью (примитив)», показанной Бурлюком на 5-й выставке «Союза молодёжи». Сам автор через несколько десятилетий ошибочно датировал картину 1907 годом. Исполненная в стилистике кубофутуризма, картина была написана художником в 1912—1913 годах.

Елена Гуро

Елена Гуро, как свидетельствовал её муж художник Михаил Матюшин, была «столько же поэт, сколько художник». Оба стоят у истоков «Союза молодёжи», хотя в само общество не вошли. Картина «Скандинавская царевна» — яркое проявление неопримитивизма, стиля, который наиболее характерен для раннего русского авангарда.

«Скандинавская царевна», 1910 г. Е. Г. Гуро.

«Скандинавская царевна», 1910 г. Е. Г. Гуро. Источник: wikipedia.com

Михаил Ларионов

Михаил Ларионов не состоял членом «Союза молодёжи», но был тесно связан с объединением и экспонировал свои картины на всех, кроме последней, выставках. «Продавщица вод» — одна из ранних картин Ларионова (1907) — была им экспонирована на 1-й и 2-й выставках «Союза молодёжи». Ларионов эту картину ценил. Сюжет взят художником из провинциальной жизни родного Тирасполя.

«Продавщица вод», 1907 г. М. Ф. Ларионов.

«Продавщица вод», 1907 г. М. Ф. Ларионов. Источник: Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров

Казимир Малевич

«Усовершенствованный портрет И. В. Клюна» — самая знаменитая кубофутуристическая картина Казимира Малевича. Она написана в 1913 году и впервые экспонировалась на последней выставке «Союза молодёжи». Моделью к портрету послужил Иван Клюн — художник, друг и соратник Малевича. Поэт-футурист Алексей Кручёных написал об этой картине следующие строки: «Казни-мир, /влюблённый в мирозданье, /узревший сквозь лицо друга бревенчатый сруб, — / просторнейший портрет Ивана Клюна».

«Усовершенствованный портрет Ивана Клюна», 1913 г. К. С. Малевич.

«Усовершенствованный портрет Ивана Клюна», 1913 г. К. С. Малевич. Источник: Государственный Русский музей

В 1913 году Малевич принял участие в постановке «заумной» футуристической оперы «Победа над солнцем». Малевич создал декорации и костюмы, музыку написал Михаил Матюшин, пролог — Велимир Хлебников, а остальные тексты — Алексей Кручёных. Спектакль стал новым словом в театральном искусстве. Позднее Малевич говорил, что именно эта работа вдохновила его посетила на создание «Черного квадрата.

Волдемар Матвей

Волдемар (Владимир) Матвей — один из лидеров «Союза молодёжи». Он организовывал выставки, редактировал сборники объединения, писал теоретические статьи о современном искусстве. Он изучал искусство примитивных народов, в частности африканскую скульптуру. Матвей был новатором и в живописи («Красная и чёрные», 1913). Его многосторонняя деятельность была прервана ранней смертью (1914).

«Красная и черные», 1913 г. Волдемар Матвей.

«Красная и черные», 1913 г. Волдемар Матвей. Источник: Латвийский национальный художественный музей, Рига

Ольга Розанова

Ольга Розанова играла ключевую роль в «Союзе молодёжи» — была экспонентом почти всех выставок, участвовала в общественных собраниях и диспутах объединения. В 1913 году её избрали членом Правления и в том же года она написала Манифест «Союза молодёжи».

«Кузница», 1912 г. О. В. Розанова.

«Кузница», 1912 г. О. В. Розанова. Источник: Государственный Русский музей

Картина Розановой «Кузница» (1912), показанная на 5-й выставке объединения, — один из шедевров неопримитивистского периода её творчества.

Павел Филонов

На 5-й выставке «Союза молодёжи» Павел Филонов, один из важнейших членов объединения, показал «Пир королей» (1913). Картина написана вскоре после возвращения художника из 6-месячного путешествия по Италии и Франции. Филонов под впечатлением от скульптуры средневековых соборов в своей многофигурной композиции создаёт подобие древних рельефов. Он наделяет их собственной мифологией, символикой и загадочным смыслом.

«Пир королей», 1913 г. П. Н. Филонов.

«Пир королей», 1913 г. П. Н. Филонов. Источник: Государственный Русский музей

Иосиф Школьник

Иосиф Школьник состоял в «Союзе молодёжи» с момента образования объединения. Он был не только участником всех выставок объединения и его театральных постановок, но занимался финансовыми делами, налаживал связи с европейскими художниками, вёл всю организационную работу.

«Натюрморт с вазами», 1912 г. И. С. Школьник.

«Натюрморт с вазами», 1912 г. И. С. Школьник. Источник: Государственный Русский музей

Любимый жанр Школьника — большие натюрморты («Натюрморт с вазами», 1919). В них он демонстрирует свой талант мастера цвета и декоратора.

Источники

  • Еврейский музей и Центр толерантности

//https://diletant.media/articles/45269982/

****************************************************************************************************

ПРИЛОЖЕНИЕ

5 книг о русском авангарде — рекомендует кандидат философских наук Игорь Чубаров

Авангард – это передний край экспериментаций и художественных новаций в искусстве. Еще не канонизированное, не капитализированное, не запертое в музейные запасники авангардное искусство, проблематизирует устоявшиеся привычки восприятия, критикует консервативные формы общения и сообщения в обществе, предлагая новые образы желаний, вещей и отношений. Авангард, следовательно – это не отдельный период в истории западноевропейского искусства, а его имманентное качество, собственно и делающее его искусством. Это своего рода забегание в постисторию человечества через обращение к опыту коллективной памяти, его праистории. Поэтому изучать открывающиеся в нем условия возможности искусства в настоящем всегда актуально.

1. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор). Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 2. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. – 1104 с.

Книга Андрея Крусанова – это прежде всего богатейший исторический материал, попытка, насколько это возможно, восстановить историю русского авангарда в последовательности шагов и событий на практически исчерпывающем газетно-журнальном и архивном материале. Интерпретация художественных событий, связанных с интенсивным временем 1910-30 гг., сдержанна, фактична, достаточно традиционна и неотличима от мифов авангарда о себе самом. Автор претендует на историческую реконструкцию этого общественного движения как определенной системы взглядов прежде всего в социальном аспекте. К достоинствам работы следует отнести исчерпывающий рассказ о публичных выступлениях, акциях и перформансах русских футуристов. Многочисленные высказывания художников о самих себе выступают, по словам Крусанова, в качестве подлинных «свидетельских показаний» об этом интереснейшем феномене, который автор тщательно и педантично собрал и каталогизировал.

2. А.Н. Лаврентьев. Варвара Степанова. Творцы авангарда. М., 2009.

«Амазонка» русского авангарда Варвара Степанова упоминается, как правило, через запятую со своим мужем Александром Родченко. В прекрасно иллюстрированной книге автору удалось показать, что она была самостоятельным художником и теоретиком, непримиримой, принципиальной и яркой женщиной. Автор сжато и внятно представил основные направления деятельности, политическое и художественное мировоззрение Степановой, пожалуй, полноценнее других русских художников-производственников воплотившей в своем творчестве радикальные идеи прозискусства ИНХУКА и ЛЕФа. Основные достижения Степановой связаны с ее работой в театре Вс. Мейерхольда и на 1-й ситценабивной фабрике Цинделя в Москве, где она конструировала новаторские модели одежды и рисунки тканей, до сих пор используемые, например, в спортивных сериях Adidas. Но, как показал Лаврентьев, великой Степанову сделало совсем не это. Ее художественные идеи стоят гораздо дороже любого современного дизайна, ибо ей удалось обосновать возможность сочетания красоты и пользы в произведениях художника с левыми взглядами.

3. Андрей Фоменко. Монтаж, фактография, эпос. Производственное движение и фотография. СПб., Санкт-Петербургский университет, 2007.

Исследование питерского ученого открывает новую страницу в осмыслении русского авангарда и прежде всего производственного искусства и фактографии. Основным достижением исследователя является анализ авангардного искусства в Советской России 1920-х годов, преимущественно фотографии, в неразрывной связи политических и художественных революционных теорий, которые пытались объединить в своем творчестве наиболее интересные художники того времени — конструктивисты круга ИНХУК и ЛЕФ (круг А. Родченко, Л. Лисицки и др.). Они работали в рамках коллективных проектов, направленных на изменение общественных отношений, чувственности и быта новых российских людей. Признавая вслед за русскими формалистами автономность художественных феноменов, Фоменко удается предложить интегральный сравнительный анализ идейных, эстетических и политических страт, представляющих поздний русский авангард как уникальное явление, не сводимое ни к своим древнерусским корням, ни к западному модернизму, ни к сталинскому стилю и социалистическому реализму.

4. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М., Художественный журнал, 2003.

Книга — итог десятилетних исследований 1970-80 годов и представляет собой сборник связанных сквозными темами и общей методологией статей, из которых особый интерес представляет текст о решетке как основной структуре авангардных произведений и проблеме подлинности в авангарде. Автор рассматривает эти темы на материале знаменитых авангардных художников, от Родена и Пикассо до Джакометти и Ричарда Серра. Автор ориентируется в основном на западный авангард, причем ее интересуют преимущественно формальные моменты соответствующих произведений. «Решетка», по Краусс, – это центральная матрица авангардного искусства в формальном, содержательном, конструктивном и психоаналитическом смысле. Она придает ей даже мифологическое значение и предлагает понимать через психоаналитические темы вытеснения и шизофрении, имеющие однако отношение не к личности художника, а к самим произведениям.

5. Ханзен-Леве А. Оге. Русский формализм, М.: Языки славянской культуры, 2001.

Фундаментальное исследование знаменитого австро-немецкого слависта и литературоведа Ханзена-Леве посвящено не прямо авангардному искусству, а наиболее близким и адекватным ему теориям — русской формальной школе, то есть ОПОЯЗу (В. Шкловскому, Ю. Тынянову, Б. Эйхенбауму и др.). Перечисленные литературоведы и сами были, как известно, прекрасными писателями. Поэтому в качестве центрального концепта, вокруг которого Ханзен-Леве разворачивает впечатляющую реконструкцию всего русского формализма, он избирает понятие «остранение», которое одновременно выступает художественным приемом и средством анализа авангардных произведений. Если вы хотите понять, что такое авангард в его идее, и одновременно узнать, как надо работать с материалом, чтобы быть современным европейским ученым – вам предстоит освоить эту непростую книгу.

Источник: postnauka.ru

************************************************

Также см.: 2014. 02. 006. Гирин Ю. Н. Картина мира эпохи авангарда: авангард как системная целостность. — М. : ИМЛИ РАН, 2013. — 400 с.//https://cyberleninka.ru/article/n/2014-02-006-girin-yu-n-kartina-mira-epohi-avangarda-avangard-kak-sistemnaya-tselostnost-m-imli-ran-2013-400-s

****************************************************************************************************

 

https://litgid.com/read/filosofiya_russkogo_avangarda_kollektivnaya_monografiya/page-2.php

Философия русского авангарда. Коллективная монография

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Философия
Издательство: Проспект
Дата размещения: 20.12.2017
ISBN: 9785392272358
Язык:
Объем текста: 128 стр.
Формат:
epub

Оглавление

Предисловие

Александр Мигунов. К. Малевич, В. Кандинский – лидеры русского авангарда. Владимир Мартынов. Несколько мыслей о Малевиче. Наталья Ростова. Религиозная тайна «Черного квадрата». Федор Гиренок. Малевич: философия литургической живописи. Федор Гиренок. Кандинский и абстрактная живопись. Наталья Ростова. Аналитическая живопись П. Филонова как шаг навстречу смерти человека и смерти искусства. Андрей Бычков. Постмодернизм и магия Натальи Гончаровой (О выставке Натальи Гончаровой «Между Востоком и Западом», Третьяковская галерея, 2013–2014 гг.). Федор Гиренок. Хармс: взгляд со стороны археоавангарда. Федор Гиренок. Введенский: поэзия плодотворного непонимания

Об авторах

************************************************

Также см.: https://zavtra.ru/blogs/avangard_filosofiya

Малевич как философ

главная идея настоящей монографии — русский авангард относится не к области искусства, а к области мысли

Философия русского авангарда: коллективная монография под ред. Н.Н. Ростовой (серия «Современная русская философия». № 10) — М.: РГ-Пресс, 2018 — 128 с.

«Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу». Василий Кандинский

«Быть в толпе — значит видеть только фрагменты. Быть наедине с собой — значит видеть целое, образ. Поэтому современное искусство толпы фрагментарно. А искусство вообще целостно». Фёдор Гиренок

Вы можете не интересоваться авангардом, но знайте, что авангард интересуется вами. Тем более, если речь идёт о русском авангарде, который воистину национальная гордость великороссов, пусть для значительной части соотечественников — это полное и окончательное безобразие.

Отдаю себе отчёт в том, что консервативную аудиторию в своё время откровенно «достали» перестроечные «камлания» по авангарду, сопровождавшиеся сбрасыванием с «корабля современности» советских титанов, а также спешным зачислением в наследники деятелей назойливого и вторичного «сов­риска». Однако всё это не повод отбрасывать и отдавать великие имена нашей культуры.

Тем более, что русский авангард — это движение в сторону архаики, начала всех начал, фундаментальных основ мира и искусства. Поэтому те же обэриуты не принимали Пастернака, ибо их поэзия «имеет дело с метафизическими сущностями, а Пастернак, психичен, чувствен, «работает» с переживаниями поражённого греховной душевностью человека — интеллигента сугубо». (В.Карпец).

И стоит учитывать, что каждый элемент, штрих, образ для авангарда — результат большой интеллектуальной, философской, а порой и духовной работы, что художественные представления формировались в связке с мировоззренческими, а иногда даже естественно-научными.

Как в студенческие (или аспирантские) годы с досадой заметил мой товарищ: «Единственные люди, которые хорошо относятся к философам — это художники». Неизбежен и обратный интерес. Так что настоящая монография — сверхгуманитарная помощь в работе со знаковыми фигурами русского авангарда.

Девять небольших текстов, выдающийся «квинтет» авторов: композитор Владимир Мартынов, писатель Андрей Бычков, философы Фёдор ГиренокНаталья Ростова и бывший зав­кафедрой эстетики философского факультета МГУ Александр Мигунов, к сожалению, не доживший до выхода монографии.

«Авангард реформирует искусство. Его поэзия — это поэзия для поэтов. Его живопись — это живопись не для зрителей, а для художников. В авангарде искусство отсылает к себе самому, говорит о себе и ни к какому другому существованию вне себя не обращается. Кандинский, Малевич, Хармс, Введенский — близнецы-братья. Они говорят, но язык их неизвестен. В книге предпринята попытка расшифровать философский смысл посланий русского авангарда».

Главная идея настоящей монографии — русский авангард относится не к области искусства, а к области мысли, «русский авангард — это русская философия, обнаруживающая своё присутствие за пределами философии».

Кстати, возникает неочевидная, но интересная параллель с исследованиями по средневековой русской философии (М.Н. Громов), согласно которым это не только тексты, но и неписьменные источники, общекультурный контекст.

Чем интересна серия «Современная русская философия» — широта тем, открытость, но без игры на понижение. Тексты требуют серьёзного и увлечённого читателя. Поэтому настоящая «Философия русского авангарда» действительно обращена как к философам и искусствоведам, так и ко всем тем, кто интересуется поэтами и художниками русского авангарда ХХ века.

****************************************************************************************************

Русский литературный авангард. Материалы…

**********************************************************************************************************
https://lifestyledigital.ru/chto-nuzhno-znat-o-russkom-avangarde-chtoby-ne-bylo-stydno
Русский авангард в живописи

В живописи авангард раскрылся во всей красе, образовав несколько течений, главными из которых были абстракционизм, супрематизм и футуризм. Но всех их объединяло одно — эксперименты с формой и цветом и полный отказ от реализма.

Кому нужен Шишкин со своим натуральным лесом, если в него нельзя зайти? Или портрет красивой девушки на красивом фоне, если в реальности такой красоты не существует. Все это — надоевший и ненужный обман.

Идея преображения человека с помощью живописи стала фундаментом нового искусства. Художники-авангардисты разрабатывали теории, придумывали концепты и смело бросали вызов тоскливому классическому искусству прошлого. Вызов был во всем. В названиях объединений — «Бубновый валет», «Ослиный хвост», во внешнем виде — художники раскрашивали тело и лица, предвосхищая боди-арт, носили нелепую одежду. Например, одноглазый Давид Бурлюк представлял собой настоящее произведение авангардного искусства.

Ключевыми фигурами русского авангарда в живописи были К. Малевич (супрематизм), В. Кандинский (абстракционизм), М. Ларионов (лучизм), Н. Филонов, О. Розанова (цветопись), Н. Гончарова, И. Машков, М. Матюшин.

В. Кандинский «Композиция VIII»​

В. Кандинский «Композиция VIII»

В. Кандинский «Композиция VIII»​

М. Ларионов «Портрет дурака»
***************************************************

См.:

Русский авангард — 155 книг//https://www.livelib.ru/selection/29454-russkij-avangard

**************************************************

Музейные палаты / Выставка «Авангард. На телеге в XXI век» / 19.02.22

С 4:10 минуты. 

В гостях Андрей Сарабьянов — куратор выставки, исследователь русского авангарда, автор-составитель «Энциклопедии русского авангарда» (в соавторстве с В. И. Ракитиным), Анастасия Винокурова — куратор выставки, ведущий специалист Музея русского импрессионизма. Эфир ведут Сергей Бунтман и Ксения Басилашвили.

**************************************************

****************************************************************************************************

Октябрь 2022. В Еврейском музее Москвы открылась выставка русских авангардистов

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие». Она пройдет с 20 октября 2022 года по 19 февраля 2023 года.

На выставке будет представлено 98 работ из коллекций Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств.

Также в рамках выставки пройдет специальный проект «Я – Малевич». С помощью смартфона каждый гость сможет прожить жизнь одного из художников, чьи работы представлены в экспозиции.

Проект реализован совместно с «Энциклопедией русского авангарда» и Ельцин Центром. Кураторы – Андрей Сарабьянов и Наталья Мюррей, научный консультант – Ирина Карасик.

 

27 комментариев

  1. Дополнение:

    https://www.culture.ru/s/azbuka_avangarda/ — АЗБУКА АВАНГАРДА
    Отечественные имена и понятия, которые повлияли на мировое искусство. Фото картин в хорошем разрешении.
    ***************************************************************************
    !!! http://jezmmm.ru/philosophy/shlemovana/2020/07/17/v-v-bychkov-estetika-klassika/ — Глава 6. Хронотипология современного искусства 328
    6.1. Авангард 329
    6.2. Модернизм 377 etc (очень рекомендую).//
    Раздел II. НОНКЛАССИКА. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В ЭПОХУ ТЕХНОГЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

  2. А теперь мы выйдем через Черный квадрат, имеющий теософское значение: совершенного мира и проявленного в нем человека, — в открытый Космос, живой и одухотворенный, выйдем без скафандра, через внутренний лайя центр!.. АУМ! (Это и есть инициация: «умереть, чтобы жить!» Смерть старой формы сознания и открытость Беспредметности — таковости, безОбразности Огненного мира: Мира Чистых Идей Платона, или Эйдосов. Понимаю, что это рефлексия не для профанов.)

    Шаг и Путь! — в Иную мерность, выше третьей! 🙂
    Света и Добра! Вдохновения и углубления!
    Всего тонкого и лучшего!
    Ваша, НАШ

    • С добрым ноябрьским утром! 🙂

      Всем — счастливо пережить кармическое Лунное затмение сегодня: с 11 до 17 часов дня по МСК! Не задохнуться от миазмов сознания и подсознания!.. )))
      И выйти из водоворота Новыми! Творчески полноценными Людьми! а не обрезками. Ом

      Дивергент, не встроенный в вашу систему, прощается с вами! 🙂
      Добрых людей — храни Бог!
      Света на Пути!
      Аминь и Ом
      НАШ
      https://youtu.be/rtHDElg3RQc …..
      _________________________________
      P.S. Во мне сегодня нет мятежа, как и «искусства для искусства», потому Авангард начала прошлого столетия для меня мало актуален…разве что художественный мир Василия Кандинского — теософа. 🙂
      Мои корни растут из 5D. (https://proza.ru/2016/10/29/1441)

    • https://proza.ru/2022/01/10/797…………))
      *
      https://youtu.be/O-rf6DP8XsY — Relaxing Music ♥ Calms the Nervous System and Pleases the Soul ♥ Sleep and Meditation Music (Музыка Космоса).

  3. Апдейт публикации — 08.11.22

    Растите!…
    Мир двигают энтузиасты.
    ______________________________
    https://proza.ru/2016/10/22/1428

  4. Полное Лунное затмение 8 ноября: старт глобальной Трансформации. Рождение Нового мира. Все знаки/
    Эзотерические практики: https://www.youtube.com/watch?v=vbEIjG8Pt0A

  5. !!! Полезно сегодня провести медитацию СВЕТА, в 14 часов дня и в 21 час вечера по мск: ПУСТЬ МИРУ БУДЕТ ХОРОШО!
    ПУСТЬ БУДЕТ МИР СПАСЕН!
    ДА БУДЕТ НОВЫЙ МИР! — внутри и во вне!!!
    (а Город-Глупов исчезнет…навсегда!)
    АОУМ!
    (Планируем на ближайшие 18 лет.) etc
    «Тот, кто идет вперед, не имеет времени оглядываться!»
    🙂
    С теплом, НАШ

  6. Пусть в срок соберутся в нужном месте ВСЕ Ученики Христа — Майтрейи и Матери Мира, работающие на физическом плане, и… ухнем! АОУМ!
    Шаг и Путь! Ом

  7. https://youtu.be/jZtJljBUjjs
    YouTube
    ИСКУССТВОВЕД Гутов: Понять Мону Лизу и Русский Авангард, Пытка Современным Искусством и Мемы

  8. За скобками.

    Даша Лукина бегает по сайту ЖЕЗ и оставляет свои зловонные ляпы… Даша, я знаю, что Вы, простите, — «дура», но не до такой же степени!… (((
    Надеюсь, у Вас хватит ума — не создавать себе впредь негативную карму.
    (Это мой ответ вам — на ваш комментарий от 07.11.2022 в 12:24
    «Нужно ходить в музеи, а не дома тупо сидеть и деградировать как вы…» и пр.//info@orientmuseum.ru/2.92.124.146 — пишет анонимно Лукина Д.Б., под ворованными в сети электрон. адресами! Позорище!

    Так что, Даша Лукина из вКонтакте, где вы под псевдонимом «Клары Газуль» выступаете, вашу деградацию я вам возвращаю. Все псевдонимы мне говорят об одном — о пси-проблемах у их носителей, равно, о подлости, которую вы скрываете под маской, дабы сохранять безнаказанность!

    И ещё, вы, девочка, НЕ художник, не пачкайте холсты! Вам 40 лет, а результата НЕТ! Лечитесь от самомнения и безумной самоуверенности!
    _______________________

    Мне противопоказано общаться с людьми — я читаю их мысли… ((
    НАШ 🙂

  9. Памяти Павла ФИЛОНОВА — самого загадочного художника русского Авангарда:

    https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/filonov_pavel_nikolaevich/index.php

    https://youtu.be/gNx_pp9X10Y

    https://youtu.be/_weBQFIBOUM
    *****
    Филонов и Серебрякова. Больше чем любовь
    https://youtu.be/DtmBaP8RkJ8

    ПОКЛОН! Вечная Память святому Человеку-художнику. Аминь

    • Передовой отряд: https://youtu.be/-HhOwh87uJU

      6 июн. 2016 г. Живопись
      Кем были первые авангардисты, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику.

      Лекция №1 из курса «Русский авангард». Лектор — Андрей Сарабьянов, историк искусства, издатель, руководитель Центра авангарда при Еврейском музее и центре толерантности, эксперт по русскому искусству ХХ века. Пройдите весь курс на Arzamas: http://arzamas.academy/courses/18

      Arzamas — просветительский проект об истории культуры https://arzamas.academy. Наши курсы и подкасты можно слушать в приложении «Радио Arzamas» http://arzamas.academy/radio.

      • https://youtu.be/EGNnEpid8J8 — Ирина Пронина. Павел Филонов: театр невозможного
        18 мар. 2015 г.
        Ирина Пронина — старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, отдел живописи первой половины ХХ века.
        Выступление в рамках дискуссии «Художники авангарда и театра».

  10. https://yandex.ru/images/search?lr=213&source=serp&stype=image&text=анатолий%20зверев%20художник
    ******
    Анатолий Зверев Искусство должно быть Свободным:
    https://vk.com/club21460285
    ***
    Анатолий Тимофеевич Зверев (1931–1986) — советский художник-авангардист и график.

    Родился 3 ноября 1931 года в Москве.

    Зверев был женат два раза. В 1957 году он женился на Людмиле Назаровой, «смешливой, курносой Люсе». У них родились сын Михаил и дочь Вера.

    Участник квартирных выставок 1959–1962 годов.

    Первая зарубежная персональная выставка Анатолия Зверева состоялась в 1965 году в парижской галерее «Motte» по инициативе Игоря Маркевича. Скрыть
    Википедия
    Родился: 3 ноября 1931 г., Москва, СССР
    Умер: 9 декабря 1986 г. (55 лет), Москва, СССР
    *****
    Цвет времени Анатолий Зверев : https://www.youtube.com/watch?v=vHIQ19gpUUI
    *****
    https://magazines.gorky.media/nj/2021/305/neordinarnyj-hudozhnik-samorodok-vne-vremeni-anatolij-zverev.html
    Н. Колодзей, Н. Колодзей
    Неординарный художник-самородок вне времени: Анатолий Зверев
    К 90-летию Анатолия Зверева (1931–1986)

    Опубликовано в журнале Новый Журнал, номер 305, 2021
    ********************************************************************
    Выставка «Мой учитель Леонардо»
    Музей AZ
    С 8 ФЕВРАЛЯ ПО 5 НОЯБРЯ 2023
    6+
    ОТ 100 РУБ.

    В музее пройдет масштабная выставка «Мой учитель Леонардо» — это уже 11-й проект, посвященный легендарному московскому художнику Анатолию Звереву.

    Прочитав трактаты «универсального человека» эпохи Возрождения, Зверев написал в автобиографии: «Учителем себе я избрал Леонардо да Винчи». Эта метафорическая фраза и стала смысловым центром выставки. Художник создал десятки собственных трактатов, в которых не раз вступал в диалог с великим итальянцем.

    В экспозиции будет показано более 170 работ Анатолия Зверева — шедевры живописи и графики в различных жанрах от портретов и автопортретов до пейзажей и анималистики. Особое место займут ранее не публиковавшиеся литературные произведения художника — трактаты и стихи. На выставке Анатолий Зверев предстает тем самым «универсальным человеком», о котором рассуждал «титан эпохи Возрождения», — художник и поэт, воплотивший мечту ХХ века о свободе искусства.
    Музей AZ
    г. Москва, ул. Тверская-Ямская 2-Я, д. 20-22

  11. https://www.youtube.com/watch?v=RazKQDu_m-8

    «Русский авангард»: Клейман, Норштейн, Уминский #солодников

    Солодников/9.02.23

    00:00 Начало
    01:24 Авангард. Чего всем так не хватало, что он вообще появился?
    02:25 «Авангард — это борьба с пределом»
    03:43 «В конечном итоге этот космизм рождает полеты в космос»
    04:17 Ренессанс, геометрия и человек как мера всех вещей
    06:09 Геометрия, кино и чудо причастия Казимира Малевича
    10:27 Юрий Норштейн и капелька
    13:20 Реклама о развесовке и хорошо подобранной форме
    15:24 Искусство, которое уперлось в стену. Микеланджело и мир сформировавшихся идей
    20:40 Бесконечность и тупик. Всегда будет тупик? Всегда
    22:02 Реклама, в которой Николай Солодников рассказывает о символах Москвы
    25:20 Жизнь из праха. Древин, Микеланджело и авангард, который не утешает
    30:23 Любимые картины Малевича: Юрий Норштейн
    33:53 Алексей Уминский: «Это совсем не тот художник, которого можно любить»
    34:25 Искусство, церковь, фабрика. Религиозность Казимира Малевича
    39:19 Любимый Малевич Наума Клеймана. Равновесие и синтез человеческого и трансгуманного
    43:21 Тост за Казимира Малевича
    44:44 Переходим к Кандинскому
    45:20 Алексей Уминский: «Я смотрю на него и у меня нет никакой мысли»
    48:04 «Надо будет быть вежливым». Наум Клейман рассказывает о своем знакомстве с художником Николаем Грицюком
    51:38 Юрий Норштейн о динамике Кандинского.
    53:20 Опять Микеланджело, и еще чуть-чуть Веласкес
    55:01 Наум Клейман о пейзажах Кандинского
    56:47 Переходим к Филонову. Как Николай Солодников впервые увидел Павла Филонова
    58:45 Наум Клейман: «Филонов в меньших дозах производит большее впечатление»
    01:02:16 Норштейн о том, как впервые увидел Филонова (тайно, в запасниках)
    01:07:06 Два гения: Филонов и Платонов
    01:11:01 «Один из людей, в которых можно влюбиться на всю жизнь». Наум Клейман о Марке Шагале
    01:15:37 «Мы вам мастерскую дадим». Как Марк Шагал поговорил с министром культуры Екатериной Фурцевой
    01:17:32 Притчи Шагала
    01:19:00 «Он бесконечно прост, он не может не нравиться»
    01:20:45 Очень душевная концовка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *