Александру Николаевичу Островскому — основоположнику национального театра посвящается. Поклон!

Александр Николаевич Островский (12 апреля [31 марта] 1823 — 14 июня [2 июня] 1886) — русский драматург, общепризнанно считающийся крупнейшим представителем русского реалистического периода. Автор 47 оригинальных пьес, Островский «почти в одиночку создал русский национальный репертуар». Его драмы являются одними из самых читаемых и часто исполняемых сценических пьес в России.

 

12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со Дня рождения великого русского драматурга. Гений Островского зрил в корень национального характера, который за 200 лет мало изменился. Россия была и осталась в сути своей патриархальной, или архаической. Хорошо это или плохо, вам решать, уважаемые читатели. Но, азиатчиной разит на север и на юг. Локальный купеческий мир сменился на тотально потребительский. Материализм жесток и жёсток, его охраняют вездесущие силовики. А что современный российский театр? он ставит зеркало перед зрителем? поворачивает его зрачки в душу? нет, наш театр погряз в скандалах… о которых противно даже говорить. О, как нужен нам сегодня современный Островский и Салтыков-Щедрин! способный стряхнуть с нас сон Империи и раскрыть перед нами тупиковый путь развития, на котором мы сегодня все, как общество,  стагнируем. Театр должен взрывать общественное сознание, очищать его в акте катарсиса, а он сам, будучи нередко токсичным, его только одурманивает. Я желаю современному российскому театру найти в себе силы для духовно-художественного Ренессанса, обязательно выше пояса, вырастить в своих недрах Нового драматурга, которого не убьет тиран-режиссер! … 🙂 

Всем — Добра и открытия Истины Единой Жизни! Новый Мир родит нового Отца-Мать русского театра! АУМ

Ваш редактор, НАШ 

********************************************************************************************************

ostrovskij-a-n-polnoe-sobranie-sochinenij-v-12-tomax-tom-4-1975 

Том 4. Пьесы (1873-1877) — 548 стр. Москва: «Искусство», 1975 

********************************************************************************************************

Александр Островский

Александр Островский

Годы жизни:
12 апреля 1823 — 14 июня 1886
Страна рождения:
Российская империя
Сфера деятельности:
Драматург, Писатель
Содержание

Александра Островского называли основоположником национального театра. Он сочинил 47 пьес, защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для драматических классов. Критик Иван Гончаров говорил: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни ФонвизинГрибоедовГоголь».

Александр Островский родился в Москве, в купеческом районе Замоскворечье. Его отец, Николай Островский, окончил духовную академию, но выбрал светскую профессию и служил чиновником в суде. Мать, Любовь Островская, следила за хозяйством и воспитывала четверых детей. В 1826 году отец получил чин титулярного советника и прибавку к жалованью, и семья из небольшой квартиры переехала в дом. Помимо основной работы Николай Островский занимался частной адвокатской практикой. Друг будущего драматурга поэт Николай Берг писал: «В доме с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы. Мальчик Островский видел там не одного банкрута, а целые десятки; а разговоров о банкротстве наслушался и бог весть сколько: не мудрено, что язык купцов стал некоторым образом его языком. Он усвоил его себе до тонкости. Иное, в особенности хлесткое и меткое, записывал (как сам мне признавался)».

Мать много времени уделяла образованию детей. Александр Островский занимался танцами и пением, учил французский и немецкий языки, а из домашней библиотеки отца часто брал книги Василия Тредиаковского, Василия ЖуковскогоАлександра Пушкина. В 1831 году скончалась мать, и спустя пять лет отец женился во второй раз. Его супругой стала дочь шведского дворянина Эмили фон Тессин. Она продолжила обучать детей: рассказывала им историю европейского искусства и наняла учителя по греческому и итальянскому языкам.

В 1835 году Александр Островский поступил в Первую Московскую гимназию. Там он увлекся литературой и театральным искусством, в свободное время играл в драматическом кружке. Актер Федор Бурдин вспоминал: «Александр Николаевич был старше нас на три класса, и тогда уже он любил театр, часто посещал его; мы с великим удовольствием и интересом слушали его мастерские рассказы об игре Мочалова, Щепкина, Львовой-Синецкой». Островский мечтал о карьере писателя, однако отец считал, что это не прибыльно. В 1840 году будущий драматург поступил на юридический факультет Московского университета. Учился неважно: вместо лекций ходил на спектакли, несколько раз пересдавал экзамен по римскому праву. Весной 1843 года Островского отчислили. Существует также версия, что он оставил университет сам.

Самое начало жизни его [Островского] поражает своей нелепостью. Окончивши гимназию и поступивши в Московский университет на юридический факультет, Островский вдруг очутился в положении студента, не способного воспринять высшие знания. Чем вызвано было такое мнение, для нас осталось неизвестным, потому что Островский уклонялся говорить о щекотливом для него вопросе, но стороной мы узнали, что знаменитый драматург был уволен начальством за «непонятие наук».
Петр Невежин, драматург. «Воспоминания об Островском»

В 1843 году отец устроил Островского в канцелярию Совестного суда, где в основном рассматривали семейные имущественные споры. Будущий драматург вел протоколы заседаний. Самые интересные дела он втайне переписывал в отдельную тетрадь, там же помечал поведение и внешность истцов и ответчиков. В 1845 году Островский перешел на ту же должность в Коммерческий суд и принимал жалобы от просителей.

Вечерами он пробовал сочинять и к 1847 году закончил свой первый очерк «Записки замоскворецкого жителя». В предисловии литератор писал: «Автор описывает Замоскворечье в праздник и в будни, в горе и в радости, описывает, что творится по большим длинным улицам и по мелким, частым переулкам». Произведение удалось опубликовать в газете «Московский городской листок». В 1847 году там же напечатали его первую пьесу «Картина семейного счастья» о браке по расчету. Островский вспоминал: «Самый памятный день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое признание». Это был день, когда драматург прочитал свою пьесу на вечере у профессора Московского университета Степана Шевырева.

С большим одушевлением вспоминал он свои первые литературные шаги, а особенно отзыв профессора Шевырева о его одноактных сценах «Семейная картина». И в самом деле, как не закружиться было голове, когда бывшему студенту и чиновнику Сиротского суда, получавшему шесть рублей в месяц жалованья, предрекал славу один из самых выдающихся профессоров, друг Гоголя: «Работайте, у вас большой талант».
Петр Невежин, драматург. «Воспоминания об Островском»

В 1849 году Александр Островский написал комедию «Свои люди — сочтемся», или «Банкрот». По сюжету купец Самсон Большов решил объявить себя банкротом и не возвращать деньги кредиторам, но в результате его самого обманули дочь Липочка и ее муж и он отправился в тюрьму. Первое публичное чтение пьесы прошло в доме историка Михаила Погодина, где среди слушателей был Николай Гоголь. Поэт Николай Берг писал: «Вся интеллигенция Москвы заговорила об этой пьесе как о чем-то чрезвычайном. <…> Никто не видал его постепенного развития, робких, отроческих статей. Сразу явилось мужественное произведение, совершилось нечто вроде чуда!» В 1850 году «Свои люди — сочтемся» напечатал журнал «Москвитянин»: до публикации у издания было 500 подписчиков, а после число читателей увеличилось до 1100 человек. Тираж «Москвитянина» с пьесой стал дефицитным. Беллетрист Сергей Максимов вспоминал: «Давно уже мы бегали по трактирам… где выписывались журналы. Понапрасну мы съели много пирогов в двадцать пять копеек ассигнациями и выпили несколько пар чаю, пока добились книжки для прочтения второпях, так как настороженные половые трактира стояли над душой, выжидая, когда отложена будет книжка в сторону, схватить и унести ее к более уважаемому посетителю».

Однако в 1850 году Николай I запретил постановку пьесы и ее переиздание. Императору подали жалобу купцы. Цензор Михаил Гедеонов писал: «Все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». Государь установил за автором полицейский надзор, а в январе 1851 года Островского уволили со службы. Тогда драматург нашел работу в журнале «Москвитянин». Вскоре он написал для издания пьесы «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста».

Бытовой репертуар, если он художественен, т. е. правдив, — великое дело. Он покажет, что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нем дикого и грубого, с чем он должен бороться.
Александр Островский

В 1852 году Островский сочинил пьесу «Не в свои сани — не садись» о попытке отставного кавалериста нажиться с помощью выгодного брака. Это было первое произведение драматурга, которое поставили на сцене. Писатель отдал текст Малому театру бесплатно. Помимо этого, он сам репетировал вместе с актерами и помогал им вжиться в роли. Главную героиню сыграла известная актриса Любовь Никулина-Косицкая. Прозаик Иван Горбунов вспоминал: «Посреди глубокой тишины публика прослушала первый акт и восторженно, по нескольку раз, вызывала исполнителей. В коридорах, фойе, в буфете пошли толки о пьесе. Восторгу не было конца».

Во время репетиций в Малом театре Островский подружился с актером Провом Садовским. Именно ему в 1853 году драматург посвятил новую пьесу «Бедность не порок». По сюжету купец Торцов хотел выдать дочь за богача, но случайно благословил ее брак с бедным возлюбленным. Премьера прошла в январе 1854 года, чуть раньше произведение напечатали в «Москвитянине». Это была последняя пьеса, которую опубликовало издание. В 1856 году из-за финансовых споров с владельцем Островский уволился и вскоре перешел в журнал «Современник».

Летом 1856 года Александр Островский поехал в этнографическую экспедицию по Волге. Ее организовало Морское министерство. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и многих других городах. В его задачи входило описать быт и нравы местных жителей, их основные промыслы, особенности интерьеров, диалекты. В самом начале экспедиции с Островским произошел несчастный случай: лошади понесли, и тарантас перевернулся. За несколько месяцев, пока драматург лежал со сложными переломами, он написал пьесу «Доходное место».

Во время поездки Островский записывал истории местных купцов. Одна из них легла в основу произведения «Не сошлись характерами» о браке между обедневшим дворянином и богатой купеческой дочерью. Вскоре писатель закончил пьесу «Воспитанница», а в 1859 году при содействии графа Григория Кушелева-Безбородко напечатали первое собрание сочинений Островского в двух томах. Спустя несколько месяцев драматург написал драму «Гроза». Действие происходило в вымышленном городе Калинове. Молодая Катерина, которую изводила деспотичная свекровь Кабаниха, изменила мужу и от отчаяния бросилась в Волгу. В 1860 году критик Николай Добролюбов опубликовал знаменитую рецензию «Луч света в темном царстве», где трактовал самоубийство девушки как протест против мира невежественных и жестоких купцов. Публицист отмечал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны». В 1863 году за пьесу «Гроза» Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории.

В 1865 году Александр Островский вместе с пианистом Николаем Рубинштейном и писателем Владимиром Одоевским создал в Москве Артистический кружок — общественную организацию для деятелей искусства. Ее члены устраивали публичные концерты и литературные вечера, открыли библиотеку и частный публичный театр. В этом же году Островский провел там чтения своих новых пьес «Воевода» и «На бойком месте». Беллетрист Сергей Максимов писал: «Снисходительной и уступчивой натуре Островского значительною долею обязан был этот кружок тем, что дружно вел свое дело и не расходился долгое время, несмотря на замечательное разнообразие составных элементов. В московском разобщенном обществе… эта возможность сближения составляет немалую заслугу». В 1867 году Островский написал либретто к опере «Гроза» композитора Владимира Кашперова, одного из членов кружка.

Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… у русского драматического искусства один только я. Я — всё: и академия, и меценат, и защита. Кроме того, по своим врожденным способностям я стал во главе сценического искусства. Все актеры, без различия амплуа, начиная от великого Мартынова, пользовались моими советами и считали меня авторитетом.
Александр Островский. «Автобиографическая записка»

Со своей первой возлюбленной, Агафьей Островской, драматург познакомился в 1846 году. Она снимала небольшие комнаты недалеко от дома писателя. Вскоре они стали жить вместе, однако церковный брак не заключили.

В 1847 году в семье родился сын Алексей. Вскоре появилось еще трое детей. Журналист Михаил Семевский вспоминал: «По темной и грязной лестнице я поднялся в мезонин, где живет гениальный комик. Едва я отворил дверь (по обычаю московскому, незапертую), две собачонки бросились мне в ноги. За собачонкой явился мальчик с замаранной мордочкой и с пальцем во рту; за мальчиком виднелся другой, за другим с вытаращенными глазами смотрела на меня кормилица с грудным младенцем».

Островская не умела писать и читать, и в свободное время литератор обучал ее грамоте. Однако, когда он создавал комедии, советовался именно с ней. Друг семьи Сергей Максимов вспоминал: «Хорошо понимала она и московскую купеческую жизнь в ее частностях, чем, несомненно, во многом послужила своему избраннику. Он сам не только не чуждался ее мнений и отзывов, но охотно шел к ним навстречу, прислушливо советовался и многое исправлял после того, как написанное прочитывал в ее присутствии».

В начале 1850-х годов, когда Островский работал в театре над постановкой «Не в свои сани не садись», он увлекся актрисой Любовью Никулиной-Косицкой. Артистка не ответила драматургу взаимностью, но дружба между ними продолжалась до самой смерти Косицкой. Она играла в девяти постановках Островского: Катерину в «Грозе», Анну Ивановну в комедии «Бедность — не порок», Вышневскую в «Доходном месте» и других. Косицкая писала: «Я горжусь любовью вашей, но должна потерять ее, потому что не могу платить вам тем же, но потерять дружбу вашу — вот что было бы тяжело для меня, не лишайте меня этого приятного и дорогого для меня чувства».

В 1862 году Александр Островский познакомился с актрисой Малого Театра Марией Васильевой (урожденной — Бахметьевой). Они часто встречались в театре, много времени проводили вместе на репетициях. В 1864 году у пары родился ребенок. Островский и Васильева летом уезжали в поместье Щелыково Костромской губернии. Там они принимали гостей и устраивали творческие вечера: драматург читал свои пьесы, Васильева — играла на фортепиано и пела романсы. В 1867 году, когда умерла Агафья Островская, писатель женился на актрисе. В браке родилось четыре сына и две дочери.

В конце 1860-х годов Островский увлекся периодом Смутного времени и написал несколько исторических драм: «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева». В 1868 году в Александринском театре в Петербурге прошла премьера его комедии «На всякого мудреца довольно простоты». По сюжету молодой человек Егор Глумов добивался карьерного роста через знакомства, а в дневнике высмеивал своих покровителей. Журналист «Вестника Европы» Евгений Утин писал: «Островский почувствовал совершившуюся в обществе перемену: …взамен благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчетливого, всем существом погруженного в личные интересы, презирающего всем и всеми для достижения своей цели, которая сводится к одному слову — карьера». Историю Глумова драматург продолжил в следующей пьесе «Бешеные деньги», в которой герой не смог построить карьеру и уехал за границу с богатой пожилой барыней в надежде унаследовать ее состояние. Произведение опубликовали в 1870 году в журнале «Отечественные записки».

В 1871 году Александр Островский закончил комедию «Лес» о пожилой деспотичной помещице Раисе Гурмыжской, которая хотела выдать племянницу замуж за нелюбимого человека. Вскоре драматург сочинил еще два произведения: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «Не все коту Масленица». В 1873 году по просьбе комиссии управления императорскими московскими театрами Островский написал сказку «Снегурочка». Малый театр закрыли на ремонт, а труппа объединилась с коллективом Большого. Поэтому нужна была пьеса, в которой вместе участвовали артисты балета, драмы и оперы. Музыку к произведению заказали молодому композитору Петру Чайковскому. О работе с Островским музыкант вспоминал: «Весна стояла чудная; у меня на душе было хорошо, как и всегда при приближении лета. <…> Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку. Мне кажется, что в этой музыке должно быть заметно радостное настроение, которым я тогда был проникнут».

В 1875 году в журнале «Отечественные записки» опубликовали пьесу драматурга «Волки и овцы». Спустя несколько месяцев ее поставили на сценах Александринского театре в Петербурге и Малого театра в Москве. Вскоре после премьеры актеры приступили к новым репетициям: писатель создал комедии «Правда — хорошо, а счастье лучше» и «Последняя жертва». Островский вспоминал: «Драму написать может и юноша; в драме столкновение личных, индивидуальных страстей; их легче наблюсти и изобразить драматично. В комедии иное: там выводится взаимодействие индивидуальных и общественных течений, коллизия личности и среды, которую поэтому нужно хорошо знать наперед, чтобы изобразить правдиво».

В 1879 году Островский написал пьесу «Бесприданница» о молодой незамужней девушке Ларисе Огудаловой. По сюжету в город спустя год вернулся ее возлюбленный, богатый барин Паратов, однако он уже обвенчан с другой. Обманутая Огудалова решила выйти замуж за чиновника Карандышева. История закончилась трагедией: будущий супруг из ревности убил невесту. Островский позаимствовал фабулу из уголовной хроники. Незадолго до начала работы над пьесой в Кинешемском уезде Костромской губернии муж в порыве чувств выстрелил в жену.

«Бесприданницу» поставили на сцене Малого театра в 1878 году. Премьера прошла неудачно. В газете «Русские ведомости» писали: «Драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей». Пьеса Островского была новаторской для своего времени: главный акцент в произведении был не на действии, а на характере героини.

Параллельно Островский занимался общественной работой. Он был председателем «Общества драматических русских писателей» и автором его устава. Кружок помогал литераторам защищать права и требовать наказания для театров, которые ставили пьесы без разрешения драматургов. В 1881 году Александра Островского пригласили на заседание комиссии в Петербург по пересмотру Положения о театрах. К собранию писатель подготовил «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время» и письмо «О нуждах императорского театра». Он вспоминал: «Я всю зиму работал день и ночь: готовился к каждому заседанию. Я главным образом заботился о школе, потому что без нее нет артистов… сознание, что я работаю для общего дела, не дозволяло мне жалеть себя». Предложения Островского выслушивали, однако к реальным изменениям доклады драматурга не привели. Спустя полгода писатель вернулся в Москву и назвал комиссию «обманом надежд и ожиданий».

Зимой 1881 года Островский написал пьесу «Таланты и поклонники» о бедной начинающей актрисе, которая мечтает о театральной славе и деньгах. Комедию опубликовали в журнале «Отечественные записки». Параллельно драматург переводил итальянские произведения: это были «Великий банкир» Итало Франки, «Заблудшие овцы» Теобальдо Чикони, «Кофейня» Карло Гольдони. Летом 1883 года Островский вместе с братом Михаилом отправились в путешествие на Кавказ. Там писатель начал работать над пьесой «Без вины виноватые». В книге «О театре. Записки, речи, письма» он вспоминал: «Это чуть ли не пятидесятое мое оригинальное произведение и очень дорогое для меня во многих отношениях: на отделку его потрачено много труда и энергии… <…> Мне хотелось показать русской публике, что чтимый ею автор не успокоился на лаврах, что он хочет еще работать и давать ей художественные наслаждения». Премьера прошла в 1884 году в Александринском театре.

Несмотря на то что Островский много работал, денег не хватало: журналы часто задерживали гонорары, а за спектакли платили мало. В 1884 году император Александр III назначил писателю пенсию в три тысячи рублей. Вскоре государь определил драматурга «заведующим репертуарной частью московских театров»: Островский подбирал пьесы к постановкам и занимался с актерами.

Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом, и потому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть несомненно, — общенародным в самом широком смысле писателем.

Однако проработал там литератор недолго. В 1886 году Александр Островский скончался от болезни сердца в имении Щелыково. Писателя похоронили рядом с отцом на церковном кладбище в селе Николо-Бережки Костромской губернии. Деньги на погребение выделил Александр III.

1. Александр Островский знал семь языков: французский, английский, немецкий, испанский, итальянский, древнегреческий и латынь.

2. В 1850 году Островского обвинил в плагиате соавтор первой пьесы «Свои люди — сочтемся» актер Дмитрий Горев-Тарасенков — он заявил, что драматург украл у него идею. Островский писал другу Федору Бурдину в 1853 году: «Во время моей болезни кто-то распространил по Москве дикие слухи, что пьесы пишу не я, а кто-то за меня; благомыслящие люди не верят, а злонамеренные им очень рады… как они ни нелепы, а все-таки для меня неприятны». Он написал Гореву-Тарасенкову письмо и просил его сознаться в обмане. Однако актер отказался. Тогда писатель решил сочинить новую пьесу, так появилась комедия «Бедность — не порок».

3. Образ Катерины из драмы «Гроза» Островский писал с актрисы Любови Павловны Косицкой. В рукописи напротив монолога Катерины есть пометка писателя: «Слышал от Л.П. про такой же сон».

4. Александру Островскому часто присылали произведения начинающие авторы. Несмотря на занятость, драматург каждому писал письмо-рецензию — иногда на 10–15 страниц.

5. По пьесе Островского «Воевода» Петр Чайковский создал свою первую оперу. Драматург сам написал для нее либретто. Премьера прошла 30 января 1869 года в Большом театре.

ФИЛЬМЫ
Бесприданница
Бесприданница
ЛИТЕРАТУРА, ЭКРАНИЗАЦИИ
1936
82 МИН
Ледяная внучка
СКАЗКА
1980
73 МИН
Снегурочка
Снегурочка
СКАЗКА
1952
65 МИН

СПЕКТАКЛИ

Не всё коту масленица
Не всё коту масленица
КОМЕДИЯ
2012
117 МИН
Театр им. Маяковского. Сцена на Сретенке
Гроза
ДРАМА
1977
162 МИН
Малый театр России. Основная сцена
Александр Островский. Пьесы
Александр Островский
Снегурочка
ПЬЕСЫ
Александр Островский
Бедность не порок
ПЬЕСЫ
Бесприданница
ПЬЕСЫ

20 комментариев

  1. Дополнение

    Островский. человек, изменивший театр (Рагим Мусаев)
    proza.ru›2013/06/07/293 — https://proza.ru/2013/06/07/293

    • ЛЕГЕНДА ПРОТИВ ВОЙНЫ: https://youtu.be/p-KcsRvBId0

      Лие Ахеджаковой — Поклон. Люблю и уважаю.

      • Признаки российского тоталитарного общества: абсолютный вождизм, кто не с нами — тот против нас, лжепатриотизм,
        милитаризация сознания, начиная со школы, полицейский режим: доносов и репрессий, жёсткой цензуры, нацизм, стагнация социально-экономической жизни на фоне гиперимперских амбиций, отсутствие общественной рефлексии и эмпатии. Хотим, но не можем. Россия сегодня.
        НАШ
        —————————————-

        «Московия грядёт»…etc —
        https://www.youtube.com/live/ohAHP6q1NHg?feature=share//Новости «Дождя».

        • ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ ПАСТУХОВ, ТК:

          «Я выждал несколько дней, прежде чем выложить на канале разговор с Дмитрием Ицковичем. Эта штука, может, и не тянет на «Фауста» Гёте, но точно не под будни, хотя и не с водкой. Ицкович – один пяти редакторов, которые последовательно, каждый на своей дистанции, инвестировали свое время и талант в  мою узнаваемость, то есть сделали так, что у меня появилась собственная аудитория. И один из немногих, кто сумел добраться до меня живьем, чтобы проговорить несколько дней кряду и постараться совместить две половинки одной разорванной страницы: взгляд изнутри и снаружи.  
           
          О чем говорили? Вроде бы обо всем и о разном, но теперь, две недели спустя, просматривая присланную стенограмму, понимаю, что с разных сторон об одном – жива ли еще Россия и лишь притворилась мертвой или, наоборот, мертва, но притворяется живой? А как поймешь? Людей вроде много, а субъекта действия нет. А раз нет субъекта, то нет и вектора движения, а значит, и самого движения. То есть скорее мертва, чем жива. Но вдруг все-таки где-то там в глубине, невидимый на поверхности, сохранился потенциал для превращения всех этих расчеловеченных атомов в субъект? Как его активировать –  это второй вопрос, потому что  первым вопросом всегда будет – а есть ли что активировать? Ведь из ничего нельзя сделать нечто, сколько не суетись.
           
          Есть по этому поводу у меня одна мысль, которая зажигает свет в конце тоннеля. На мой взгляд, потенциал культуры надо измерять не по ее текущему (иногда жалкому) состоянию, а по способности восстанавливаться после кризисов. Оценить такую способность в случае России особенно сложно, так как Россия – это пульсирующая цивилизация. Периодическая клиническая смерть культуры является, по всей видимости, в этом климате формой  ее существования. Ну что-то вроде зимней спячки у медведя. Каждый раз непонятно, как все-таки этот медведь просыпается. Наверное, это происходит потому, что культура – это не люди, а матрица. Людей можно уничтожить легко, а вот матрицу – нет. Сохранившаяся матрица втягивает в себя  из внешней среды грубые и необтесанные социальные атомы и необработанные компоненты и заполняет ими дыры в своей ячеистой структуре, оставленные русскими революциями и контрреволюциями. Так, кстати, дети и внуки вертухаев со временем становятся либералами и интеллектуалами. Моя гипотеза состоит в том, что матрица русской культуры многослойнее и прочнее, чем нам всем сегодня кажется, и что поэтому даже разрыв нескольких ее поверхностных слоев не приводит к ее гибели. Эту гипотезу нам предстоит доказывать все ближайшее десятилетие.
           
          Об этом и многом другом мы проговорили с Ицковичем достаточно долго, иногда переходя на личности. Монотонное и скучное занятие  (особенно по нынешним временам, когда   противники режима так  увлеченно разоблачают коррупционеров и агентов промеж себя). Так что не знаю даже, как и рекомендовать. Был такой советский анекдот. Начальник спрашивает: “Кто любит теплое пиво и потные тела?”. Не дождавшись позитивного ответа, объявляет: “Тогда все уходят в отпуск в декабре”. Ну вот как раз похожий случай: кто любит неспешную беседу о сущностном – добро пожаловать по ссылке. Можете слушать на любой скорости – мы не обидимся. Для тех, кто не любит уходить в отпуск в декабре, подсказка – на сайте Polit.ru есть стенограмма…». //https://t.me/v_pastukhov

          https://youtu.be/-D7Y-_AvRLI
           

  2. См.: https://cyberleninka.ru/article/n/portret-na-fone-epohi-a-n-ostrovskiy
    ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ЭПОХИ: А.Н. ОСТРОВСКИЙ
    Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение» . Авторы:
    Едошина И.А.
    Шилкина И.С.

    ЖУРНАЛ
    Вестник культурологии
    2020
    ОБЛАСТЬ НАУК
    Языкознание и литературоведение
    КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
    русская культура середины xix в / портрет / а.н. островский / купеческий мир / свидетельства современников / russian culture of the mid 19 th century / portrait / a.n. ostrovsky / merchant world / testimonies of contemporaries
    АННОТАЦИЯ
    научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Едошина И.А., Шилкина И.С.
    Главная тема статьи — биография деятеля культуры, предмет изучения — портрет А.Н. Островского. Цель статьи — представить существенные штрихи в биографии А.Н. Островского на фоне его времени, для чего привлекаются исторические факты, свидетельства современников, эпистолярий, мемуар. Основные методы — историко-биографический, аналитический, сопоставительный. В вводной части определяются основы предполагаемого портрета А.Н. Островского. Далее автором статьи выявляются содержательные аспекты в понимании А.Н. Островским купеческого мира, подчеркивается, что драматург первым в драматическом искусстве увидел в купцах основу будущего культурного и экономического развития России. Одновременно приводятся примеры того, что драматургом были выявлены нестроения в купеческом миросозерцании. Для того чтобы портрет А.Н. Островского был разносторонним и объективным, привлекаются свидетельства современников: из круга знакомых (П.И. Чайковский, В.Г. Перов, Л.А. Бернштам) и близких друзей (А.А. Григорьев, Ф.В. Бурдин, М.Н. Островский). Классик русской культуры, А.Н. Островский, в фокусе разных оценок предстает как человек неоднозначный, подчас противоречивый, однако всегда в высшей степени талантливый. В дискуссионной части статьи обозначены возможные для обсуждения аспекты, касающиеся времени и собственно пьес драматурга в связи с его биографией. В итоговых наблюдениях подчеркивается, что портрет А.Н. Островского дан только в штрихах, но, казалось бы, известные факты подаются в новом ракурсе и акценты расставлены по-иному. В результате А.Н. Островский предстает и как человек-мыслитель, сумевший увидеть сущность социокультурных процессов, и как частный человек в его сугубо личностной биографии.// https://cyberleninka.ru/article/n/portret-na-fone-epohi-a-n-ostrovskiy

  3. Пророческая Музыка Арво Августовича Пярта в наш день:

    https://www.youtube.com/watch?v=2DJUN2M3D-E&list=RDEMFdX27l4kAngV6GLgQJ3WVA&start_radio=1&rv=epJ4N_y7038

    Arvo Pärt — Symphony No. 4 ‘Los Angeles’ (UK Première) Proms 2010

    Поклон!

  4. На сайте ЖЕЗ на этот час — 1 161 публикация, 7 545 комментариев.
    Я ушла в тишину. Ом

    Всем — Тепла!
    До связи. НАШ
    🙂

  5. Я уже так утомилась заниматься Просветительством на сайте ЖЕЗ, что позволю себе предложить вам, любезные читатели, пока только ссылку — к Международному Дню театра — 27 марта.

    Жан-Батист Мольер. Комедиограф, создатель комедии, актер:
    https://biographe.ru/znamenitosti/moler/
    ***
    https://diletant.media/articles/27867587/
    Мольер, любимец Людовика XIV
    Автор пьес «Тартюф» и «Мнимый больной» стоял у истоков классической комедии и изменил представления об этом театральном жанре.

    ***
    Жан-Бати́ст Покле́н (фр. Jean-Baptiste Poquelin), театральный псевдоним — Молье́р (фр. Molière)
    Французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера. Википедия

    Родился: 15 января 1622 г., Париж, Франция
    Умер: 17 февраля 1673 г. (51 год), Париж, Франция
    В браке с: Арманда Бежар (1662-1673 гг.)
    Партнёр: Мадлена Бежар
    Родители: Жан Поклен
    Дети: Мари Маделейн Поклен, Луи Поклен, Пьер Поклен

    Цитата: Лицемерие — модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели.

    Мой поклон — вечному Мольеру!
    ____________________________________

    https://ru.citaty.net/avtory/moler/

  6. ДРАМА (драматургия) — один из основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляет собой текст, состоящий из реплик персонажей и ремарок автора и предназначенный для театрального исполнения (иногда просто для чтения).

    В драме выделяется множество жанров: трагедия, комедия, драма (в узком смысле, как жанр между трагедией и комедией), на основании этих базовых жанров — целая система жанров, в которых подчеркнуто какое-либо особое качество (например: историческая трагедия, лирическая комедия, психологическая драма), или соотнесение с направлениями в искусстве (например: классицистическая трагедия, романтическая драма, сюрреалистическая комедия), или историческая, национальная специфика (античная трагедия, средневековая драма, классическая драма Востока).

    Драма, будучи связанной с театром, по своим размерам ограничена возможностями зрительского просмотра, бывает одноактной, многоактной (так, в трагедии французского классицизма обычно 5 актов, первые редакторы драматургии Шекспира также разделили его произведения на 5 актов, в испанской национальной драме — 3 акта, для XIX в. характерно 4 акта, для второй половины ХХ в. — 2 акта, в современной драматургии нередко 1 акт), несколько драм могут составлять цикл, предназначенный для просмотра в течение нескольких дней. Драма пишется стихами, прозой, может сочетать стихи и прозу (например, у Шекспира).

    Драма может сочетаться с музыкой (например, в мелодраме предромантизма и романтизма). В ней присутствуют как сценические персонажи, так и внесценические (упоминаемые). Среди персонажей драмы нередко выделяется главный герой (протагонист) и его противник (антагонист), что вытекает из особой значимости конфликта как организующего стержня сюжета драмы. Конфликт лежит в основе особой — драматической — композиции, предполагающей такие элементы, как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация (высшая точка конфликта), спад действия, развязка, финал. В драме как тексте главное средство — речь персонажей, отсюда особое внимание к выразительности речи, ее содержательности, достигающее вершины в драматургии Шекспира, Корнеля, Расина, Мольера, Кальдерона и других классиков драмы. Драматурги «новой драмы» рубежа XIX–XX веков, особенно А. П. Чехов развили другие возможности драмы, усилив роль подтекста, атмосферы. Художественное время и пространство (хронотоп) драмы — это «здесь и сейчас», но особыми средствами хронотоп расширяется (эпичность драмы классицизма, ретроспекция — взгляд в прошлое, проспекция — взгляд в будущее) и может соперничать со всеохватностью хронотопа прозы, микроанализом мира чувств в поэзии.

    Драма развивалась не по общим законам литературного процесса, в истории драмы выделяются отдельные циклы, нередко оторванные друг от друга, причем ее расцвет обычно обнаруживается в небольшом числе «ареалов». 1-й цикл начинается в культурах Древнего Востока (древнеегипетский ареал, мистерии, посвященные мифу об Осирисе). 2-й цикл, т. н. «первый золотой век драмы», связан с Древней Грецией, где драма возникла на рубеже VI–V вв. до н. э., выдвинула великих трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида, комедиографа Аристофана, теоретика драмы Аристотеля. 3-й цикл, «первый серебряный век драмы», развился в античном ареале (эллинистичекая Древняя Греция и Рим), римские комедии (Плавт, Теренций), трагедии (Сенека) впоследствии оказали большое влияние на европейскую драму. В специфических формах драма развилась в восточном ареале — Древней Индии (Калидаса), Китае, Японии, других странах Востока и частично сохранила древнюю форму в современном восточном искусстве (японский театр но, кабуки и др.). В истории европейской драмы есть особенность, не свойственная истории поэзии и прозы — полутысячелетний перерыв в развитии. После гибели Римской империи театр был уничтожен. Драма заново родилась в церкви в виде вставок в литургию в IX в. (литургическая драма, позже полулитургическая драма, или драма на паперти, мистерия, миракль, моралите, к XV в. фарс), что составляет 4-й цикл. В эпоху Возрождения (5-й цикл) в драматургию возвращаются трагедия, комедия. На пороге Нового времени (6-й цикл) начинается «второй золотой век драмы», возникают как модели драмы, определяемые литературными направлениями эпохи (драма классицизма, драма барокко), так и персональные модели драмы (Шекспир, Лопе де Вега). Драма выходит на первый план среди родов литературы. В эпоху Просвещения (7-й цикл) драма снова уходит в тень, но на рубеже XVIII–XIX веков (8-й цикл) начинается «второй серебряный век драмы», давший миру шедевры Гёте и Шиллера, драматургию романтизма. 9-й цикл (XIX век) — новый спад в истории драмы, воцарение «хорошо сделанной драмы». Но к этому времени относится возникновение нового ареала — России, в которой драма начинает играть выдающуюся роль в культуре (Пушкин, Грибоедов, Гоголь, А. Н. Островский). Рубеж XIX–XX вв., известный как «серебряный век поэзии», в истории драмы соответствует «третьему золотому веку драмы» (10-й цикл). «Новая драма» (Ибсен, Уайльд, Шоу, Гауптман, Стриндберг, Метерлинк и др.) открывает новые художественные средства драмы. Вершиной мировой драматургии можно считать русскую драму (А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, М. Горький). В ХХ в. (11-й цикл) наступает «третий серебряный век драмы», значительны достижения американской психологической драмы (Ю. О’Нил, Т. Уильямс), развивается философская драма (Сартр, Камю, Пиранделло, Беккет), документальная драма, одно из выдающихся достижений — драматургия Брехта. В драме уменьшается региональность, расширяется диалог Востока и Запада. Драма оказывает воздействие на кино, радио, телевидение. На рубеже XX–XXI вв. (12-й цикл) драма под влиянием постмодернистской парадигмы в известном смысле утратила достигнутые позиции, но очевидно, что это неизбежная фаза ритма развития драмы, за которой следует ожидать новый подъем.

    Лит.: Волькенштейн В. М. Драматургия. М., 1969; Аникст А. А. История учений о драме. [Т. 1–5]. М., 1967–88; Хализев В. Е. Драма как род литературы. М., 1986; Луков Вл. А. История литературы. М., 2009; McGraw-Hill Encyclopedia of World Drama. N. Y. ; L., 1984.

    Вл. А. Луков//https://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4095.html

  7. https://spb.hse.ru/ixtati/news/459400414.html
    Как появился театр
    *** *** ***
    Дмитрий Крымов об истории театра
    Театральный режиссер Дмитрий Крымов — о том, чему учит театральная история и о том, зачем Дюрер пил за новые доски: https://arzamas.academy/materials/361
    *** *** ***
    http://azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-23-03/2016-06-28-07-26-52/2-uncategorised/2449-2018-12-08-13-00-36 — История театра в России

  8. Вот это Чудо я хочу вспомнить в связи с театром: https://mxat.ru/history/persons/koonen/
    — Алиса Георгиевна Коонен. Поклон!

  9. Коллекция советских спектаклей по пьесам А. Н. ОСТРОВСКОГО: https://youtu.be/wM_UnNit9bM

  10. Честные и не трусливые Артисты против войны и кровавого режима и именно они — гордость России, а не страусы, спрятавшие головы в перья, вдруг сцену отнимут….
    https://youtu.be/NCDpiDtVJv4

    Фиглярам-страусам — позор! рабы — вы.
    🙂

  11. !!! Шедевр

    https://www.youtube.com/watch?v=63q3T0DFE_0
    Поздняя любовь (Экран, 1983) Художественный фильм//Телеканал Культура

    Мелодрама по одноименной пьесе Александра Островского.

    Режиссер: Леонид Пчелкин
    Сценарий: Майя Темякова
    Оператор: Валентин Халтурин
    Композитор: Андрей Эшпай
    В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Анна Каменкова, Родион Нахапетов, Елена Проклова, Евгения Ханаева, Вячеслав Невинный, Валерий Шальных, Валентина Кравченко

    Поклон!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *