Александр Николаевич Островский (12 апреля [31 марта] 1823 — 14 июня [2 июня] 1886) — русский драматург, общепризнанно считающийся крупнейшим представителем русского реалистического периода. Автор 47 оригинальных пьес, Островский «почти в одиночку создал русский национальный репертуар». Его драмы являются одними из самых читаемых и часто исполняемых сценических пьес в России.
12 апреля 2023 года исполняется 200 лет со Дня рождения великого русского драматурга. Гений Островского зрил в корень национального характера, который за 200 лет мало изменился. Россия была и осталась в сути своей патриархальной, или архаической. Хорошо это или плохо, вам решать, уважаемые читатели. Но, азиатчиной разит на север и на юг. Локальный купеческий мир сменился на тотально потребительский. Материализм жесток и жёсток, его охраняют вездесущие силовики. А что современный российский театр? он ставит зеркало перед зрителем? поворачивает его зрачки в душу? нет, наш театр погряз в скандалах… о которых противно даже говорить. О, как нужен нам сегодня современный Островский и Салтыков-Щедрин! способный стряхнуть с нас сон Империи и раскрыть перед нами тупиковый путь развития, на котором мы сегодня все, как общество, стагнируем. Театр должен взрывать общественное сознание, очищать его в акте катарсиса, а он сам, будучи нередко токсичным, его только одурманивает. Я желаю современному российскому театру найти в себе силы для духовно-художественного Ренессанса, обязательно выше пояса, вырастить в своих недрах Нового драматурга, которого не убьет тиран-режиссер! … 🙂
Всем — Добра и открытия Истины Единой Жизни! Новый Мир родит нового Отца-Мать русского театра! АУМ
Ваш редактор, НАШ
********************************************************************************************************
ostrovskij-a-n-polnoe-sobranie-sochinenij-v-12-tomax-tom-4-1975
Том 4. Пьесы (1873-1877) — 548 стр. Москва: «Искусство», 1975
********************************************************************************************************
Александр Островский
Александра Островского называли основоположником национального театра. Он сочинил 47 пьес, защищал авторские права драматургов и разработал программу обучения для драматических классов. Критик Иван Гончаров говорил: «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь».
«Разговоров о банкротстве наслушался бог весть сколько»: детство и юношество драматурга
Александр Островский родился в Москве, в купеческом районе Замоскворечье. Его отец, Николай Островский, окончил духовную академию, но выбрал светскую профессию и служил чиновником в суде. Мать, Любовь Островская, следила за хозяйством и воспитывала четверых детей. В 1826 году отец получил чин титулярного советника и прибавку к жалованью, и семья из небольшой квартиры переехала в дом. Помимо основной работы Николай Островский занимался частной адвокатской практикой. Друг будущего драматурга поэт Николай Берг писал: «В доме с утра до ночи толклись купцы, решая разные свои вопросы. Мальчик Островский видел там не одного банкрута, а целые десятки; а разговоров о банкротстве наслушался и бог весть сколько: не мудрено, что язык купцов стал некоторым образом его языком. Он усвоил его себе до тонкости. Иное, в особенности хлесткое и меткое, записывал (как сам мне признавался)».
Мать много времени уделяла образованию детей. Александр Островский занимался танцами и пением, учил французский и немецкий языки, а из домашней библиотеки отца часто брал книги Василия Тредиаковского, Василия Жуковского, Александра Пушкина. В 1831 году скончалась мать, и спустя пять лет отец женился во второй раз. Его супругой стала дочь шведского дворянина Эмили фон Тессин. Она продолжила обучать детей: рассказывала им историю европейского искусства и наняла учителя по греческому и итальянскому языкам.
В 1835 году Александр Островский поступил в Первую Московскую гимназию. Там он увлекся литературой и театральным искусством, в свободное время играл в драматическом кружке. Актер Федор Бурдин вспоминал: «Александр Николаевич был старше нас на три класса, и тогда уже он любил театр, часто посещал его; мы с великим удовольствием и интересом слушали его мастерские рассказы об игре Мочалова, Щепкина, Львовой-Синецкой». Островский мечтал о карьере писателя, однако отец считал, что это не прибыльно. В 1840 году будущий драматург поступил на юридический факультет Московского университета. Учился неважно: вместо лекций ходил на спектакли, несколько раз пересдавал экзамен по римскому праву. Весной 1843 года Островского отчислили. Существует также версия, что он оставил университет сам.
Самое начало жизни его [Островского] поражает своей нелепостью. Окончивши гимназию и поступивши в Московский университет на юридический факультет, Островский вдруг очутился в положении студента, не способного воспринять высшие знания. Чем вызвано было такое мнение, для нас осталось неизвестным, потому что Островский уклонялся говорить о щекотливом для него вопросе, но стороной мы узнали, что знаменитый драматург был уволен начальством за «непонятие наук».
«Пьеса обидна для русского купечества»: первое известное произведение
В 1843 году отец устроил Островского в канцелярию Совестного суда, где в основном рассматривали семейные имущественные споры. Будущий драматург вел протоколы заседаний. Самые интересные дела он втайне переписывал в отдельную тетрадь, там же помечал поведение и внешность истцов и ответчиков. В 1845 году Островский перешел на ту же должность в Коммерческий суд и принимал жалобы от просителей.
Вечерами он пробовал сочинять и к 1847 году закончил свой первый очерк «Записки замоскворецкого жителя». В предисловии литератор писал: «Автор описывает Замоскворечье в праздник и в будни, в горе и в радости, описывает, что творится по большим длинным улицам и по мелким, частым переулкам». Произведение удалось опубликовать в газете «Московский городской листок». В 1847 году там же напечатали его первую пьесу «Картина семейного счастья» о браке по расчету. Островский вспоминал: «Самый памятный день в моей жизни 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое признание». Это был день, когда драматург прочитал свою пьесу на вечере у профессора Московского университета Степана Шевырева.
С большим одушевлением вспоминал он свои первые литературные шаги, а особенно отзыв профессора Шевырева о его одноактных сценах «Семейная картина». И в самом деле, как не закружиться было голове, когда бывшему студенту и чиновнику Сиротского суда, получавшему шесть рублей в месяц жалованья, предрекал славу один из самых выдающихся профессоров, друг Гоголя: «Работайте, у вас большой талант».
В 1849 году Александр Островский написал комедию «Свои люди — сочтемся», или «Банкрот». По сюжету купец Самсон Большов решил объявить себя банкротом и не возвращать деньги кредиторам, но в результате его самого обманули дочь Липочка и ее муж и он отправился в тюрьму. Первое публичное чтение пьесы прошло в доме историка Михаила Погодина, где среди слушателей был Николай Гоголь. Поэт Николай Берг писал: «Вся интеллигенция Москвы заговорила об этой пьесе как о чем-то чрезвычайном. <…> Никто не видал его постепенного развития, робких, отроческих статей. Сразу явилось мужественное произведение, совершилось нечто вроде чуда!» В 1850 году «Свои люди — сочтемся» напечатал журнал «Москвитянин»: до публикации у издания было 500 подписчиков, а после число читателей увеличилось до 1100 человек. Тираж «Москвитянина» с пьесой стал дефицитным. Беллетрист Сергей Максимов вспоминал: «Давно уже мы бегали по трактирам… где выписывались журналы. Понапрасну мы съели много пирогов в двадцать пять копеек ассигнациями и выпили несколько пар чаю, пока добились книжки для прочтения второпях, так как настороженные половые трактира стояли над душой, выжидая, когда отложена будет книжка в сторону, схватить и унести ее к более уважаемому посетителю».
Однако в 1850 году Николай I запретил постановку пьесы и ее переиздание. Императору подали жалобу купцы. Цензор Михаил Гедеонов писал: «Все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества». Государь установил за автором полицейский надзор, а в январе 1851 года Островского уволили со службы. Тогда драматург нашел работу в журнале «Москвитянин». Вскоре он написал для издания пьесы «Утро молодого человека», «Неожиданный случай», «Бедная невеста».
Бытовой репертуар, если он художественен, т. е. правдив, — великое дело. Он покажет, что есть хорошего, доброго в русском человеке и что в нем дикого и грубого, с чем он должен бороться.
«Глубокое понимание русской жизни»: экспедиция на Волгу и театральные премьеры
В 1852 году Островский сочинил пьесу «Не в свои сани — не садись» о попытке отставного кавалериста нажиться с помощью выгодного брака. Это было первое произведение драматурга, которое поставили на сцене. Писатель отдал текст Малому театру бесплатно. Помимо этого, он сам репетировал вместе с актерами и помогал им вжиться в роли. Главную героиню сыграла известная актриса Любовь Никулина-Косицкая. Прозаик Иван Горбунов вспоминал: «Посреди глубокой тишины публика прослушала первый акт и восторженно, по нескольку раз, вызывала исполнителей. В коридорах, фойе, в буфете пошли толки о пьесе. Восторгу не было конца».
Во время репетиций в Малом театре Островский подружился с актером Провом Садовским. Именно ему в 1853 году драматург посвятил новую пьесу «Бедность не порок». По сюжету купец Торцов хотел выдать дочь за богача, но случайно благословил ее брак с бедным возлюбленным. Премьера прошла в январе 1854 года, чуть раньше произведение напечатали в «Москвитянине». Это была последняя пьеса, которую опубликовало издание. В 1856 году из-за финансовых споров с владельцем Островский уволился и вскоре перешел в журнал «Современник».
Летом 1856 года Александр Островский поехал в этнографическую экспедицию по Волге. Ее организовало Морское министерство. Он побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и многих других городах. В его задачи входило описать быт и нравы местных жителей, их основные промыслы, особенности интерьеров, диалекты. В самом начале экспедиции с Островским произошел несчастный случай: лошади понесли, и тарантас перевернулся. За несколько месяцев, пока драматург лежал со сложными переломами, он написал пьесу «Доходное место».
Во время поездки Островский записывал истории местных купцов. Одна из них легла в основу произведения «Не сошлись характерами» о браке между обедневшим дворянином и богатой купеческой дочерью. Вскоре писатель закончил пьесу «Воспитанница», а в 1859 году при содействии графа Григория Кушелева-Безбородко напечатали первое собрание сочинений Островского в двух томах. Спустя несколько месяцев драматург написал драму «Гроза». Действие происходило в вымышленном городе Калинове. Молодая Катерина, которую изводила деспотичная свекровь Кабаниха, изменила мужу и от отчаяния бросилась в Волгу. В 1860 году критик Николай Добролюбов опубликовал знаменитую рецензию «Луч света в темном царстве», где трактовал самоубийство девушки как протест против мира невежественных и жестоких купцов. Публицист отмечал: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни и великим уменьем изображать резко и живо самые существенные ее стороны». В 1863 году за пьесу «Гроза» Островского наградили Уваровской премией, которую вручали за сочинения по русской истории.
В 1865 году Александр Островский вместе с пианистом Николаем Рубинштейном и писателем Владимиром Одоевским создал в Москве Артистический кружок — общественную организацию для деятелей искусства. Ее члены устраивали публичные концерты и литературные вечера, открыли библиотеку и частный публичный театр. В этом же году Островский провел там чтения своих новых пьес «Воевода» и «На бойком месте». Беллетрист Сергей Максимов писал: «Снисходительной и уступчивой натуре Островского значительною долею обязан был этот кружок тем, что дружно вел свое дело и не расходился долгое время, несмотря на замечательное разнообразие составных элементов. В московском разобщенном обществе… эта возможность сближения составляет немалую заслугу». В 1867 году Островский написал либретто к опере «Гроза» композитора Владимира Кашперова, одного из членов кружка.
Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… у русского драматического искусства один только я. Я — всё: и академия, и меценат, и защита. Кроме того, по своим врожденным способностям я стал во главе сценического искусства. Все актеры, без различия амплуа, начиная от великого Мартынова, пользовались моими советами и считали меня авторитетом.
Личная жизнь: возлюбленные писателя
Со своей первой возлюбленной, Агафьей Островской, драматург познакомился в 1846 году. Она снимала небольшие комнаты недалеко от дома писателя. Вскоре они стали жить вместе, однако церковный брак не заключили.
В 1847 году в семье родился сын Алексей. Вскоре появилось еще трое детей. Журналист Михаил Семевский вспоминал: «По темной и грязной лестнице я поднялся в мезонин, где живет гениальный комик. Едва я отворил дверь (по обычаю московскому, незапертую), две собачонки бросились мне в ноги. За собачонкой явился мальчик с замаранной мордочкой и с пальцем во рту; за мальчиком виднелся другой, за другим с вытаращенными глазами смотрела на меня кормилица с грудным младенцем».
Островская не умела писать и читать, и в свободное время литератор обучал ее грамоте. Однако, когда он создавал комедии, советовался именно с ней. Друг семьи Сергей Максимов вспоминал: «Хорошо понимала она и московскую купеческую жизнь в ее частностях, чем, несомненно, во многом послужила своему избраннику. Он сам не только не чуждался ее мнений и отзывов, но охотно шел к ним навстречу, прислушливо советовался и многое исправлял после того, как написанное прочитывал в ее присутствии».
В начале 1850-х годов, когда Островский работал в театре над постановкой «Не в свои сани не садись», он увлекся актрисой Любовью Никулиной-Косицкой. Артистка не ответила драматургу взаимностью, но дружба между ними продолжалась до самой смерти Косицкой. Она играла в девяти постановках Островского: Катерину в «Грозе», Анну Ивановну в комедии «Бедность — не порок», Вышневскую в «Доходном месте» и других. Косицкая писала: «Я горжусь любовью вашей, но должна потерять ее, потому что не могу платить вам тем же, но потерять дружбу вашу — вот что было бы тяжело для меня, не лишайте меня этого приятного и дорогого для меня чувства».
В 1862 году Александр Островский познакомился с актрисой Малого Театра Марией Васильевой (урожденной — Бахметьевой). Они часто встречались в театре, много времени проводили вместе на репетициях. В 1864 году у пары родился ребенок. Островский и Васильева летом уезжали в поместье Щелыково Костромской губернии. Там они принимали гостей и устраивали творческие вечера: драматург читал свои пьесы, Васильева — играла на фортепиано и пела романсы. В 1867 году, когда умерла Агафья Островская, писатель женился на актрисе. В браке родилось четыре сына и две дочери.
«Лес», «Бесприданница», «Волки и овцы»: знаменитые произведения Островского
В конце 1860-х годов Островский увлекся периодом Смутного времени и написал несколько исторических драм: «Тушино», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Василиса Мелентьева». В 1868 году в Александринском театре в Петербурге прошла премьера его комедии «На всякого мудреца довольно простоты». По сюжету молодой человек Егор Глумов добивался карьерного роста через знакомства, а в дневнике высмеивал своих покровителей. Журналист «Вестника Европы» Евгений Утин писал: «Островский почувствовал совершившуюся в обществе перемену: …взамен благородного, увлекающегося юноши он сделал своим героем холодного, расчетливого, всем существом погруженного в личные интересы, презирающего всем и всеми для достижения своей цели, которая сводится к одному слову — карьера». Историю Глумова драматург продолжил в следующей пьесе «Бешеные деньги», в которой герой не смог построить карьеру и уехал за границу с богатой пожилой барыней в надежде унаследовать ее состояние. Произведение опубликовали в 1870 году в журнале «Отечественные записки».
В 1871 году Александр Островский закончил комедию «Лес» о пожилой деспотичной помещице Раисе Гурмыжской, которая хотела выдать племянницу замуж за нелюбимого человека. Вскоре драматург сочинил еще два произведения: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «Не все коту Масленица». В 1873 году по просьбе комиссии управления императорскими московскими театрами Островский написал сказку «Снегурочка». Малый театр закрыли на ремонт, а труппа объединилась с коллективом Большого. Поэтому нужна была пьеса, в которой вместе участвовали артисты балета, драмы и оперы. Музыку к произведению заказали молодому композитору Петру Чайковскому. О работе с Островским музыкант вспоминал: «Весна стояла чудная; у меня на душе было хорошо, как и всегда при приближении лета. <…> Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку. Мне кажется, что в этой музыке должно быть заметно радостное настроение, которым я тогда был проникнут».
В 1875 году в журнале «Отечественные записки» опубликовали пьесу драматурга «Волки и овцы». Спустя несколько месяцев ее поставили на сценах Александринского театре в Петербурге и Малого театра в Москве. Вскоре после премьеры актеры приступили к новым репетициям: писатель создал комедии «Правда — хорошо, а счастье лучше» и «Последняя жертва». Островский вспоминал: «Драму написать может и юноша; в драме столкновение личных, индивидуальных страстей; их легче наблюсти и изобразить драматично. В комедии иное: там выводится взаимодействие индивидуальных и общественных течений, коллизия личности и среды, которую поэтому нужно хорошо знать наперед, чтобы изобразить правдиво».
В 1879 году Островский написал пьесу «Бесприданница» о молодой незамужней девушке Ларисе Огудаловой. По сюжету в город спустя год вернулся ее возлюбленный, богатый барин Паратов, однако он уже обвенчан с другой. Обманутая Огудалова решила выйти замуж за чиновника Карандышева. История закончилась трагедией: будущий супруг из ревности убил невесту. Островский позаимствовал фабулу из уголовной хроники. Незадолго до начала работы над пьесой в Кинешемском уезде Костромской губернии муж в порыве чувств выстрелил в жену.
«Бесприданницу» поставили на сцене Малого театра в 1878 году. Премьера прошла неудачно. В газете «Русские ведомости» писали: «Драматург утомил всю публику вплоть до самых наивных зрителей». Пьеса Островского была новаторской для своего времени: главный акцент в произведении был не на действии, а на характере героини.
Параллельно Островский занимался общественной работой. Он был председателем «Общества драматических русских писателей» и автором его устава. Кружок помогал литераторам защищать права и требовать наказания для театров, которые ставили пьесы без разрешения драматургов. В 1881 году Александра Островского пригласили на заседание комиссии в Петербург по пересмотру Положения о театрах. К собранию писатель подготовил «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время» и письмо «О нуждах императорского театра». Он вспоминал: «Я всю зиму работал день и ночь: готовился к каждому заседанию. Я главным образом заботился о школе, потому что без нее нет артистов… сознание, что я работаю для общего дела, не дозволяло мне жалеть себя». Предложения Островского выслушивали, однако к реальным изменениям доклады драматурга не привели. Спустя полгода писатель вернулся в Москву и назвал комиссию «обманом надежд и ожиданий».
«Не успокоился на лаврах»: поездка на Кавказ и переводы пьес
Зимой 1881 года Островский написал пьесу «Таланты и поклонники» о бедной начинающей актрисе, которая мечтает о театральной славе и деньгах. Комедию опубликовали в журнале «Отечественные записки». Параллельно драматург переводил итальянские произведения: это были «Великий банкир» Итало Франки, «Заблудшие овцы» Теобальдо Чикони, «Кофейня» Карло Гольдони. Летом 1883 года Островский вместе с братом Михаилом отправились в путешествие на Кавказ. Там писатель начал работать над пьесой «Без вины виноватые». В книге «О театре. Записки, речи, письма» он вспоминал: «Это чуть ли не пятидесятое мое оригинальное произведение и очень дорогое для меня во многих отношениях: на отделку его потрачено много труда и энергии… <…> Мне хотелось показать русской публике, что чтимый ею автор не успокоился на лаврах, что он хочет еще работать и давать ей художественные наслаждения». Премьера прошла в 1884 году в Александринском театре.
Несмотря на то что Островский много работал, денег не хватало: журналы часто задерживали гонорары, а за спектакли платили мало. В 1884 году император Александр III назначил писателю пенсию в три тысячи рублей. Вскоре государь определил драматурга «заведующим репертуарной частью московских театров»: Островский подбирал пьесы к постановкам и занимался с актерами.
Я по опыту знаю, как читаются, слушаются и запоминаются твои вещи народом, и потому мне хотелось бы содействовать тому, чтобы ты стал теперь поскорее в действительности тем, что ты есть несомненно, — общенародным в самом широком смысле писателем.
Однако проработал там литератор недолго. В 1886 году Александр Островский скончался от болезни сердца в имении Щелыково. Писателя похоронили рядом с отцом на церковном кладбище в селе Николо-Бережки Костромской губернии. Деньги на погребение выделил Александр III.
Интересные факты из жизни
1. Александр Островский знал семь языков: французский, английский, немецкий, испанский, итальянский, древнегреческий и латынь.
2. В 1850 году Островского обвинил в плагиате соавтор первой пьесы «Свои люди — сочтемся» актер Дмитрий Горев-Тарасенков — он заявил, что драматург украл у него идею. Островский писал другу Федору Бурдину в 1853 году: «Во время моей болезни кто-то распространил по Москве дикие слухи, что пьесы пишу не я, а кто-то за меня; благомыслящие люди не верят, а злонамеренные им очень рады… как они ни нелепы, а все-таки для меня неприятны». Он написал Гореву-Тарасенкову письмо и просил его сознаться в обмане. Однако актер отказался. Тогда писатель решил сочинить новую пьесу, так появилась комедия «Бедность — не порок».
3. Образ Катерины из драмы «Гроза» Островский писал с актрисы Любови Павловны Косицкой. В рукописи напротив монолога Катерины есть пометка писателя: «Слышал от Л.П. про такой же сон».
4. Александру Островскому часто присылали произведения начинающие авторы. Несмотря на занятость, драматург каждому писал письмо-рецензию — иногда на 10–15 страниц.
5. По пьесе Островского «Воевода» Петр Чайковский создал свою первую оперу. Драматург сам написал для нее либретто. Премьера прошла 30 января 1869 года в Большом театре.
Дополнение
Островский. человек, изменивший театр (Рагим Мусаев)
proza.ru›2013/06/07/293 — https://proza.ru/2013/06/07/293
ЛЕГЕНДА ПРОТИВ ВОЙНЫ: https://youtu.be/p-KcsRvBId0
Лие Ахеджаковой — Поклон. Люблю и уважаю.
Признаки российского тоталитарного общества: абсолютный вождизм, кто не с нами — тот против нас, лжепатриотизм,
милитаризация сознания, начиная со школы, полицейский режим: доносов и репрессий, жёсткой цензуры, нацизм, стагнация социально-экономической жизни на фоне гиперимперских амбиций, отсутствие общественной рефлексии и эмпатии. Хотим, но не можем. Россия сегодня.
НАШ
—————————————-
«Московия грядёт»…etc —
https://www.youtube.com/live/ohAHP6q1NHg?feature=share//Новости «Дождя».
ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ ПАСТУХОВ, ТК:
«Я выждал несколько дней, прежде чем выложить на канале разговор с Дмитрием Ицковичем. Эта штука, может, и не тянет на «Фауста» Гёте, но точно не под будни, хотя и не с водкой. Ицкович – один пяти редакторов, которые последовательно, каждый на своей дистанции, инвестировали свое время и талант в мою узнаваемость, то есть сделали так, что у меня появилась собственная аудитория. И один из немногих, кто сумел добраться до меня живьем, чтобы проговорить несколько дней кряду и постараться совместить две половинки одной разорванной страницы: взгляд изнутри и снаружи.
О чем говорили? Вроде бы обо всем и о разном, но теперь, две недели спустя, просматривая присланную стенограмму, понимаю, что с разных сторон об одном – жива ли еще Россия и лишь притворилась мертвой или, наоборот, мертва, но притворяется живой? А как поймешь? Людей вроде много, а субъекта действия нет. А раз нет субъекта, то нет и вектора движения, а значит, и самого движения. То есть скорее мертва, чем жива. Но вдруг все-таки где-то там в глубине, невидимый на поверхности, сохранился потенциал для превращения всех этих расчеловеченных атомов в субъект? Как его активировать – это второй вопрос, потому что первым вопросом всегда будет – а есть ли что активировать? Ведь из ничего нельзя сделать нечто, сколько не суетись.
Есть по этому поводу у меня одна мысль, которая зажигает свет в конце тоннеля. На мой взгляд, потенциал культуры надо измерять не по ее текущему (иногда жалкому) состоянию, а по способности восстанавливаться после кризисов. Оценить такую способность в случае России особенно сложно, так как Россия – это пульсирующая цивилизация. Периодическая клиническая смерть культуры является, по всей видимости, в этом климате формой ее существования. Ну что-то вроде зимней спячки у медведя. Каждый раз непонятно, как все-таки этот медведь просыпается. Наверное, это происходит потому, что культура – это не люди, а матрица. Людей можно уничтожить легко, а вот матрицу – нет. Сохранившаяся матрица втягивает в себя из внешней среды грубые и необтесанные социальные атомы и необработанные компоненты и заполняет ими дыры в своей ячеистой структуре, оставленные русскими революциями и контрреволюциями. Так, кстати, дети и внуки вертухаев со временем становятся либералами и интеллектуалами. Моя гипотеза состоит в том, что матрица русской культуры многослойнее и прочнее, чем нам всем сегодня кажется, и что поэтому даже разрыв нескольких ее поверхностных слоев не приводит к ее гибели. Эту гипотезу нам предстоит доказывать все ближайшее десятилетие.
Об этом и многом другом мы проговорили с Ицковичем достаточно долго, иногда переходя на личности. Монотонное и скучное занятие (особенно по нынешним временам, когда противники режима так увлеченно разоблачают коррупционеров и агентов промеж себя). Так что не знаю даже, как и рекомендовать. Был такой советский анекдот. Начальник спрашивает: “Кто любит теплое пиво и потные тела?”. Не дождавшись позитивного ответа, объявляет: “Тогда все уходят в отпуск в декабре”. Ну вот как раз похожий случай: кто любит неспешную беседу о сущностном – добро пожаловать по ссылке. Можете слушать на любой скорости – мы не обидимся. Для тех, кто не любит уходить в отпуск в декабре, подсказка – на сайте Polit.ru есть стенограмма…». //https://t.me/v_pastukhov
https://youtu.be/-D7Y-_AvRLI
https://youtu.be/q0sDVwIdUDQ — «Если власть боится актёров, ей кранты» — Ольга Васильева, Дмитрий Назаров/Скажи Гордеевой, 14.03.23
См.: https://cyberleninka.ru/article/n/portret-na-fone-epohi-a-n-ostrovskiy
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ЭПОХИ: А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение» . Авторы:
Едошина И.А.
Шилкина И.С.
ЖУРНАЛ
Вестник культурологии
2020
ОБЛАСТЬ НАУК
Языкознание и литературоведение
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
русская культура середины xix в / портрет / а.н. островский / купеческий мир / свидетельства современников / russian culture of the mid 19 th century / portrait / a.n. ostrovsky / merchant world / testimonies of contemporaries
АННОТАЦИЯ
научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Едошина И.А., Шилкина И.С.
Главная тема статьи — биография деятеля культуры, предмет изучения — портрет А.Н. Островского. Цель статьи — представить существенные штрихи в биографии А.Н. Островского на фоне его времени, для чего привлекаются исторические факты, свидетельства современников, эпистолярий, мемуар. Основные методы — историко-биографический, аналитический, сопоставительный. В вводной части определяются основы предполагаемого портрета А.Н. Островского. Далее автором статьи выявляются содержательные аспекты в понимании А.Н. Островским купеческого мира, подчеркивается, что драматург первым в драматическом искусстве увидел в купцах основу будущего культурного и экономического развития России. Одновременно приводятся примеры того, что драматургом были выявлены нестроения в купеческом миросозерцании. Для того чтобы портрет А.Н. Островского был разносторонним и объективным, привлекаются свидетельства современников: из круга знакомых (П.И. Чайковский, В.Г. Перов, Л.А. Бернштам) и близких друзей (А.А. Григорьев, Ф.В. Бурдин, М.Н. Островский). Классик русской культуры, А.Н. Островский, в фокусе разных оценок предстает как человек неоднозначный, подчас противоречивый, однако всегда в высшей степени талантливый. В дискуссионной части статьи обозначены возможные для обсуждения аспекты, касающиеся времени и собственно пьес драматурга в связи с его биографией. В итоговых наблюдениях подчеркивается, что портрет А.Н. Островского дан только в штрихах, но, казалось бы, известные факты подаются в новом ракурсе и акценты расставлены по-иному. В результате А.Н. Островский предстает и как человек-мыслитель, сумевший увидеть сущность социокультурных процессов, и как частный человек в его сугубо личностной биографии.// https://cyberleninka.ru/article/n/portret-na-fone-epohi-a-n-ostrovskiy
Пророческая Музыка Арво Августовича Пярта в наш день:
https://www.youtube.com/watch?v=2DJUN2M3D-E&list=RDEMFdX27l4kAngV6GLgQJ3WVA&start_radio=1&rv=epJ4N_y7038
Arvo Pärt — Symphony No. 4 ‘Los Angeles’ (UK Première) Proms 2010
Поклон!
На сайте ЖЕЗ на этот час — 1 161 публикация, 7 545 комментариев.
Я ушла в тишину. Ом
Всем — Тепла!
До связи. НАШ
🙂
Я уже так утомилась заниматься Просветительством на сайте ЖЕЗ, что позволю себе предложить вам, любезные читатели, пока только ссылку — к Международному Дню театра — 27 марта.
Жан-Батист Мольер. Комедиограф, создатель комедии, актер:
https://biographe.ru/znamenitosti/moler/
***
https://diletant.media/articles/27867587/ —
Мольер, любимец Людовика XIV
Автор пьес «Тартюф» и «Мнимый больной» стоял у истоков классической комедии и изменил представления об этом театральном жанре.
***
Жан-Бати́ст Покле́н (фр. Jean-Baptiste Poquelin), театральный псевдоним — Молье́р (фр. Molière)
Французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, по профессии актёр и директор театра, более известного как труппа Мольера. Википедия
Родился: 15 января 1622 г., Париж, Франция
Умер: 17 февраля 1673 г. (51 год), Париж, Франция
В браке с: Арманда Бежар (1662-1673 гг.)
Партнёр: Мадлена Бежар
Родители: Жан Поклен
Дети: Мари Маделейн Поклен, Луи Поклен, Пьер Поклен
Цитата: Лицемерие — модный порок, а все модные пороки сходят за добродетели.
Мой поклон — вечному Мольеру!
____________________________________
https://ru.citaty.net/avtory/moler/
Смотреть ТЕАТР онлайн:
https://www.mos.ru/city/projects/kulturaonline/theatre/
***
https://thegirl.ru/articles/onlain-teatry-5-saitov-na-kotorykh-mozhno-besplatno-posmotret-spektakli/ — в том числе зарубежные спектакли.
ДРАМА (драматургия) — один из основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляет собой текст, состоящий из реплик персонажей и ремарок автора и предназначенный для театрального исполнения (иногда просто для чтения).
В драме выделяется множество жанров: трагедия, комедия, драма (в узком смысле, как жанр между трагедией и комедией), на основании этих базовых жанров — целая система жанров, в которых подчеркнуто какое-либо особое качество (например: историческая трагедия, лирическая комедия, психологическая драма), или соотнесение с направлениями в искусстве (например: классицистическая трагедия, романтическая драма, сюрреалистическая комедия), или историческая, национальная специфика (античная трагедия, средневековая драма, классическая драма Востока).
Драма, будучи связанной с театром, по своим размерам ограничена возможностями зрительского просмотра, бывает одноактной, многоактной (так, в трагедии французского классицизма обычно 5 актов, первые редакторы драматургии Шекспира также разделили его произведения на 5 актов, в испанской национальной драме — 3 акта, для XIX в. характерно 4 акта, для второй половины ХХ в. — 2 акта, в современной драматургии нередко 1 акт), несколько драм могут составлять цикл, предназначенный для просмотра в течение нескольких дней. Драма пишется стихами, прозой, может сочетать стихи и прозу (например, у Шекспира).
Драма может сочетаться с музыкой (например, в мелодраме предромантизма и романтизма). В ней присутствуют как сценические персонажи, так и внесценические (упоминаемые). Среди персонажей драмы нередко выделяется главный герой (протагонист) и его противник (антагонист), что вытекает из особой значимости конфликта как организующего стержня сюжета драмы. Конфликт лежит в основе особой — драматической — композиции, предполагающей такие элементы, как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация (высшая точка конфликта), спад действия, развязка, финал. В драме как тексте главное средство — речь персонажей, отсюда особое внимание к выразительности речи, ее содержательности, достигающее вершины в драматургии Шекспира, Корнеля, Расина, Мольера, Кальдерона и других классиков драмы. Драматурги «новой драмы» рубежа XIX–XX веков, особенно А. П. Чехов развили другие возможности драмы, усилив роль подтекста, атмосферы. Художественное время и пространство (хронотоп) драмы — это «здесь и сейчас», но особыми средствами хронотоп расширяется (эпичность драмы классицизма, ретроспекция — взгляд в прошлое, проспекция — взгляд в будущее) и может соперничать со всеохватностью хронотопа прозы, микроанализом мира чувств в поэзии.
Драма развивалась не по общим законам литературного процесса, в истории драмы выделяются отдельные циклы, нередко оторванные друг от друга, причем ее расцвет обычно обнаруживается в небольшом числе «ареалов». 1-й цикл начинается в культурах Древнего Востока (древнеегипетский ареал, мистерии, посвященные мифу об Осирисе). 2-й цикл, т. н. «первый золотой век драмы», связан с Древней Грецией, где драма возникла на рубеже VI–V вв. до н. э., выдвинула великих трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида, комедиографа Аристофана, теоретика драмы Аристотеля. 3-й цикл, «первый серебряный век драмы», развился в античном ареале (эллинистичекая Древняя Греция и Рим), римские комедии (Плавт, Теренций), трагедии (Сенека) впоследствии оказали большое влияние на европейскую драму. В специфических формах драма развилась в восточном ареале — Древней Индии (Калидаса), Китае, Японии, других странах Востока и частично сохранила древнюю форму в современном восточном искусстве (японский театр но, кабуки и др.). В истории европейской драмы есть особенность, не свойственная истории поэзии и прозы — полутысячелетний перерыв в развитии. После гибели Римской империи театр был уничтожен. Драма заново родилась в церкви в виде вставок в литургию в IX в. (литургическая драма, позже полулитургическая драма, или драма на паперти, мистерия, миракль, моралите, к XV в. фарс), что составляет 4-й цикл. В эпоху Возрождения (5-й цикл) в драматургию возвращаются трагедия, комедия. На пороге Нового времени (6-й цикл) начинается «второй золотой век драмы», возникают как модели драмы, определяемые литературными направлениями эпохи (драма классицизма, драма барокко), так и персональные модели драмы (Шекспир, Лопе де Вега). Драма выходит на первый план среди родов литературы. В эпоху Просвещения (7-й цикл) драма снова уходит в тень, но на рубеже XVIII–XIX веков (8-й цикл) начинается «второй серебряный век драмы», давший миру шедевры Гёте и Шиллера, драматургию романтизма. 9-й цикл (XIX век) — новый спад в истории драмы, воцарение «хорошо сделанной драмы». Но к этому времени относится возникновение нового ареала — России, в которой драма начинает играть выдающуюся роль в культуре (Пушкин, Грибоедов, Гоголь, А. Н. Островский). Рубеж XIX–XX вв., известный как «серебряный век поэзии», в истории драмы соответствует «третьему золотому веку драмы» (10-й цикл). «Новая драма» (Ибсен, Уайльд, Шоу, Гауптман, Стриндберг, Метерлинк и др.) открывает новые художественные средства драмы. Вершиной мировой драматургии можно считать русскую драму (А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, М. Горький). В ХХ в. (11-й цикл) наступает «третий серебряный век драмы», значительны достижения американской психологической драмы (Ю. О’Нил, Т. Уильямс), развивается философская драма (Сартр, Камю, Пиранделло, Беккет), документальная драма, одно из выдающихся достижений — драматургия Брехта. В драме уменьшается региональность, расширяется диалог Востока и Запада. Драма оказывает воздействие на кино, радио, телевидение. На рубеже XX–XXI вв. (12-й цикл) драма под влиянием постмодернистской парадигмы в известном смысле утратила достигнутые позиции, но очевидно, что это неизбежная фаза ритма развития драмы, за которой следует ожидать новый подъем.
Лит.: Волькенштейн В. М. Драматургия. М., 1969; Аникст А. А. История учений о драме. [Т. 1–5]. М., 1967–88; Хализев В. Е. Драма как род литературы. М., 1986; Луков Вл. А. История литературы. М., 2009; McGraw-Hill Encyclopedia of World Drama. N. Y. ; L., 1984.
Вл. А. Луков//https://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4095.html
http://jezmmm.ru/litart/shlemovana/2020/10/29/antichnaya-drama-ot-eshila-do-seneki/
https://spb.hse.ru/ixtati/news/459400414.html —
Как появился театр
*** *** ***
Дмитрий Крымов об истории театра
Театральный режиссер Дмитрий Крымов — о том, чему учит театральная история и о том, зачем Дюрер пил за новые доски: https://arzamas.academy/materials/361
*** *** ***
http://azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-23-03/2016-06-28-07-26-52/2-uncategorised/2449-2018-12-08-13-00-36 — История театра в России
Вот это Чудо я хочу вспомнить в связи с театром: https://mxat.ru/history/persons/koonen/
— Алиса Георгиевна Коонен. Поклон!
https://ptj.spb.ru/archive/85/geroj-ne-nashego-vremeni/torzhestvo-subektivnosti-natalya-krymova/
http://jezmmm.ru/philosophy/shlemovana/2020/12/25/aleksandr-ivanovich-ponomaryov-srednevekovye-misterii-ih-czerkovnoe-i-istoriko-literaturnoe-znachenie/
Коллекция советских спектаклей по пьесам А. Н. ОСТРОВСКОГО: https://youtu.be/wM_UnNit9bM
Честные и не трусливые Артисты против войны и кровавого режима и именно они — гордость России, а не страусы, спрятавшие головы в перья, вдруг сцену отнимут….
https://youtu.be/NCDpiDtVJv4
Фиглярам-страусам — позор! рабы — вы.
🙂
https://godliteratury.ru/articles/2023/04/12/200-let-velichajshemu-russkomu-dramaturgu-aleksandru-nikolaevichu-ostrovskomu
***
https://teatral-online.ru/news/33112/
!!! Шедевр
https://www.youtube.com/watch?v=63q3T0DFE_0
Поздняя любовь (Экран, 1983) Художественный фильм//Телеканал Культура
Мелодрама по одноименной пьесе Александра Островского.
Режиссер: Леонид Пчелкин
Сценарий: Майя Темякова
Оператор: Валентин Халтурин
Композитор: Андрей Эшпай
В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Анна Каменкова, Родион Нахапетов, Елена Проклова, Евгения Ханаева, Вячеслав Невинный, Валерий Шальных, Валентина Кравченко
Поклон!