Benjamin Britten: War Requiem / Бенджамин Бриттен. «Военный реквием»

Эдвард Бенджамин Бриттен (22 ноября 1913 — 4 декабря 1976) — британский композитор, дирижёр и пианист. Один из крупнейших английских композиторов XX века.

Уже ранние произведения Бриттена — «Гимн Деве» (1930), хоровые вариации «Младенец родился» (1934) — привлекли внимание музыкальной общественности.

В 1935–1942 годах Бриттен много сотрудничал с поэтом Уистеном Хью Оденом. В 1936 году началось сотрудничество Бриттена с певцом Питером Пирсом, ставшим спутником жизни композитора.

В 1948 году Бриттен основал музыкальный фестиваль в Олдборо. В 1960-е годы Бриттен вновь обратился к церковной музыке, создавая, в частности, трилогию музыкально-драматических сочинений на грани оперы и оратории под общим названием «Притчи для церковного исполнения».

Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижёр, гастролируя в разных странах.

В 1974 году он стал первым лауреатом мировой музыкальной премии Эрнста Сименса. В 1976 году, за несколько месяцев до смерти, получил титул барона Бриттена из Олдборо.

Среди поздних произведений Бриттена выделяется опера «Смерть в Венеции» по одноимённой новелле Томаса Манна.

**************************************************

Composer and Artists: Composer: Benjamin Britten Artists: Rundfunkchor Leipzig, Dresdner Philharmonie , Herbert Kegel (conductor), Kari Lövaas (soprano), Anthony Roden (tenor), Theo Adam (bass-baritone) About this Album: The common theme of the three works presented on these 2 CD is Death, the transience of earthly existence. Britten’s famous and substantial War Requiem was written in commemoration of the 2nd World War victims, dedicated to the people of the destroyed city of Coventry, Penderecki’s Threnody is dedicated to the victims of Hiroshima, and Alban Berg’s moving Violin Concerto is written “to the memory of an angel”, the death of the 19 year old daughter of Alma Mahler. Performances conducted by the great East-German conductor Herbert Kegel, a specialist in 20th century masterworks. He conducts the Dresdner Philharmonie and the Leipzig Radio-Sinfonieorchester, soloists include the great Kari Lövaas and Theo Adam. A reissue from the rich archives of Berlin Classics, treasures from the DDR. Tracklist: 00:00:00 War Requiem, Op. 66: I. Requiem aeternam. Requiem aeternam (chorus/boys’ choir) 00:07:46 War Requiem, Op. 66: I. Requiem aeternam. What passing-bells (tenor) 00:10:54 War Requiem, Op. 66: I. Requiem aeternam. Kyrie eleison (chorus) 00:12:40 War Requiem, Op. 66: II. Dies irae. Dies irae, dies illa (chorus) 00:16:51 War Requiem, Op. 66: II. Dies irae. Bugles Sang (baritone) 00:20:03 War Requiem, Op. 66: II. Dies irae. Liber scriptus proferetur (soprano/chorus) 00:23:10 War Requiem, Op. 66: II. Dies irae. Out There, We walked Quite Friendly up To Death (tenor/baritone) 00:25:09 War Requiem, Op. 66: II. Dies irae. Recordare, Jesu pie (chorus 00:30:45 War Requiem, Op. 66: II. Dies irae. Be Slowly Lifted up (baritone) 00:32:29 War Requiem, Op. 66: II. Dies irae. Dies irae, dies illa (chorus/soprano) 00:33:50 War Requiem, Op. 66: II. Dies irae. Lacrimosa (chorus) – Move Him into the Sun (tenor) 00:40:42 War Requiem, Op. 66: II. Dies irae. Pie Jesu domine (chorus) 00:42:38 War Requiem, Op. 66: III. Offertorium. Domine Jesu Christe (boys’ choir) 00:44:23 War Requiem, Op. 66: III. Offertorium. Sed signifer sanctus Michael (chorus) 00:46:43 War Requiem, Op. 66: III. Offertorium So Abram rose (baritone/tenor) 00:51:28 War Requiem, Op. 66: III. Offertorium Quam olim Abrahae (chorus) 00:53:07 War Requiem, Op. 66: IV. Sanctus. Sanctus (soprano/chorus) 00:55:50 War Requiem, Op. 66: IV. Sanctus. Hosanna – Benedictus – Hosanna (chorus/soprano) 01:00:03 War Requiem, Op. 66: IV. Sanctus. After the Blast (baritone) 01:03:31 War Requiem, Op. 66: V. Agnus dei. One Ever Hangs (tenor/chorus) 01:08:06 War Requiem, Op. 66: VI. Libera me. Libera me (chorus/soprano) 01:15:32 War Requiem, Op. 66: VI. Libera me. It Seemed (tenor/baritone) 01:24:01 War Requiem, Op. 66: VI. Libera me. Let Us Sleep Now (tenor/baritone/soprano/boys’ choir/chorus) 01:30:01 Threnody “To the Victims of Hiroshima” 01:38:40 Violin Concerto: I. Andante – Allegretto 01:49:41 Violin Concerto: II. Allegro, ma sempre rubato, frei wie eine Kadenz – Adagio

****************************************************

 

Мариинский театр. Дирижер — Кристиан Кнапп ( Kristian Knapp ). Солисты: Сопрано — Татьяна Павловская. Тенор — Александр Тимченко. Баритон — Виктор Коротич.

********************************************************************************************************

20 окт. 2016 г.

Авторский цикл передач Артема Варгафтика. Рассказ о жизни и творчестве композиторов без академических штампов. Это попытка взглянуть на музыканта глазами его друзей, недоброжелателей и глазами современного человека. Телезритель может сам составить мнение о композиторе, побывав в местах, где он жил, услышав его музыку.

****************************************************

Бриттен. Военный реквием

War Requiem, Op. 66

Композитор
Год создания
1962
Дата премьеры
30.05.1962
Жанр
Страна
Англия
Бенджамин Бриттен / Benjamin Britten

Состав исполнителей: сопрано, тенор, баритон, хор мальчиков, смешанный хор, орган, камерный оркестр, большой симфонический оркестр.

История создания

В 1961 году Бриттен начал работу над Военным реквиемом. Произведение готовилось к открытию собора в городе Ковентри, до основания разрушенном немецкими бомбардировщиками во время Второй мировой войны. Город восстанавливался, восстанавливался и собор, являвшийся его главной достопримечательностью. Открытие его должно было стать торжеством.

Военный реквием — самое значительное произведение Бриттена. Он продолжает традиции классических реквиемов, начиная от Моцарта, но использует и опыт недавнего прошлого (реквием Хиндемита написан на стихи Уолта Уитмена, английский композитор рубежа XIX—XX веков Фредерик Делиус скомпонован текст своего реквиема из сочинений Ницше). Новаторским в Военном реквиеме Бриттена является то, что композитор совместил традиционные тексты заупокойной мессы с вдохновенными и горькими стихами Оуэна.

Английский поэт Уилфрид Оуэн (1893—1918) завербовался в армию после вступления Англии в Первую мировую войну. В январе 1917 года он оказался на Западном фронте. Именно тогда, до ноября следующего года, появляется основная масса его стихов. В них с огромной силой выражен протест против войны, его мироощущение, о котором дает представление и одно из писем с фронта: «Наконец я постиг истину, которая никогда не просочится в догматы какой-либо из национальных церквей: а именно — что одна из самых главных заповедей Христа: покорность любой ценой! Сноси бесчестие и позор, но никогда не прибегай к оружию. Будь оклеветан, поруган, убит, но не убивай… Христос воистину на ничьей земле. Там люди часто слышат Его голос. Нет выше любви, чем у того, кто отдает жизнь за друга». Поэт уподобляет Христу тех, кого привыкли называть пушечным мясом. Несколько первых месяцев 1918 года, после тяжелого ранения, которое привело его в тыл, он занимался подготовкой пополнения. Своему другу он писал об этом: «Вчера в течение 14 часов я работал — учил Христа поднимать крест по счету, подгонять по голове терновый венец и не помышлять о жажде до последней остановки. Я присутствовал на Его Вечере, чтобы знать, что Он ни на что не жалуется. Я проверял Его ступни, чтобы они были достойны гвоздей. Я следил за тем, чтобы Он молчал и стоял навытяжку перед своими обвинителями. За серебряную монету я покупаю Его каждый день и по карте знакомлю с топографией Голгофы».

В конце лета Оуэн настоял на отправке в действующую армию. 1 сентября он приехал во Францию. 1 октября награжден Военным крестом за мужество. 4 ноября убит.

Реквием Бриттен посвятил памяти своих друзей, погибших на фронтах: Роджера Бурнея, младшего лейтенанта добровольческого резерва Королевского военно-морского флота, Пирса Данкерлея, капитана Королевской морской пехоты, Дэвида Джилла, рядового матроса Королевского военно-морского флота, Майкла Халлидея, лейтенанта добровольческого резерва Королевского новозеландского военно-морского флота. Эпиграфом к нему стали строки Оуэна:

Моя тема — война и скорбь войны.
Моя поэзия скорбна.
Все, что поэт может сделать — это предостеречь.

На вопрос о содержании Военного реквиема, Бриттен ответил: «Я много думал о своих друзьях, погибших в двух мировых войнах… Я не стану утверждать, что это сочинение написано в героических тонах. В нем много сожалений по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому Реквием обращен к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны». Реквием состоит из 6 частей, озаглавленных соответственно традиционным разделам заупокойной мессы. В 1-ю часть, Requem aeternam (Вечный упокой) включены стихи

Не служат месс для жертв кровавой бойни;
Лишь канонада по ним прогремит,
И, заикаясь, дробный залп обоймы
Свой «Отче наш» им наспех отстучит…
(Здесь и далее перевод Дж. Далгата).

2-я часть, Dies irae (День Господней гневной силы), написанная в основном на ставший каноническим текст Фомы Челанского (ок. 1190 — ок. 1260) содержит строки

Горн пел, тоски вечерней полн,
И столь же грустно пел ответный горн.
Говор солдат смолкал вблизи ручья;
Сон крался к ним, беду в себе тая.
Грядущий день людьми уже владел.
Горн пел…
Мук прежних отзвук в их сердцах молчал,
Завтрашней болью заглушённый, спал.

В 3-й части, Offertorium (Приношение Даров «Господи Иисусе Христе») появляется стихотворное изложение библейского эпизода заклания Авраамом Исаака. Но вместо ветхозаветного спасения сына, замененного овном, —

Спесь обуяла старика, сын был убит,
И пол-Европы вслед за ним.

В тексте 4-й части, Sanctus (Свят), Оуэну принадлежит заключительный эпизод —

После того, как стихнет лютый смерч,
И лавры победы стяжает Смерть,
А барабан Судьбы свой треск прервет,
И горн Заката зорю пропоет,
Вернется жизнь к убитым? Правда ль то,
Что Он, Смерть одолев, вновь мир создаст
И, живою водой омыв его,
Навек ему весны цветенье даст?
Откликнулось седое Время так:
«Мой цепенеет шаг…»
Припав к Земле, я услыхал в ответ:
«Огня в остывших недрах больше нет.
Мой в шрамах лик. Иссохла грудь моя.
Не высохнут лишь слез моих моря».

5-я часть, Agnus Dei (Агнец Божий), напротив, начинается строками Оуэна:

На перекрестке всех дорог
Он с креста на битвы глядит
Предан, поруган, одинок…

И далее горькое повествование поэта то перемежается, то сопровождается словами католической молитвы. Последняя часть, Libera me (Избави мя, Господи), заканчивается безнадежно:

Из боя исключен, я вдруг попал
В глубокий беспросветный лабиринт.
Людьми он до отказа был набит;
Но без движенья каждый здесь лежал,
Порой стеная тихо, как во сне.

…………..
Орудий гул не долетал извне.
«О друг, — сказал я, — причин для горя нет».
«Нет, — он ответил, — кроме юных лет, погубленных»…

Латинские тексты и стихи Оуэна независимы друг от друга и «соотносятся как вечное и сегодняшнее, как прямая и косвенная речь, говорят об одном и том же, но на разных языках — не только в буквальном, но и в переносном смысле. Их можно понять лишь как параллельные линии, сходящиеся в бесконечности», — пишет исследователь Военного реквиема Генрих Орлов.

Чтобы подчеркнуть значение произведения, направленного против войны, призванного объединить народы, композитор предназначил три его сольных партии — сопрано, тенора и баритона — представителям трех народов. Ими должны были стать русская Галина Вишневская, англичанин Питер Пирс и немец Дитрих Фишер-Дискау. Однако в последний момент советские чиновники, от которых зависел выезд из страны, не дали певице разрешения. Замысел Бриттена остался не осуществленным. Премьера Военного реквиема состоялась 30 мая 1962 года на торжествах по случаю освящения восстановленного собора Святого Михаила в Ковентри, под управлением автора.

Музыка

Военный реквием — вершина творчества Бриттена, вобравшая в себя лучшие черты творчества композитора. Драматургия строится из сопоставления трех планов. Передний — два солиста (солдаты) и камерный оркестр — связаны со стихами Оуэна. Это ужас войны и страдание человека. Второй — ритуальное выражение траура — месса в исполнении сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра. Третий — невинность и чистота, символизируемые хором мальчиков и органом. «Эта трехплановость и порождаемые ею исключительно напряженные контрасты могут напомнить о Дантовом триптихе — Ад, Чистилище, Рай» (Г. Орлов). Музыкальный язык произведения объединяет в себе старинную псалмодию, солдатскую песню, близкий импрессионизму речитатив, музыку, подобную баховским остинато, аккордовые фанфары, типичные для английских дворцовых празднеств.

Requem aeternam — траурное шествие, сопровождаемое погребальным звоном колоколов. Его прерывает хор мальчиков (Те decet hymnus — Тебе поем гимн), звучащий спокойно и отрешенно, словно голоса ангелов. Траурное шествие возобновляется, прерываясь во второй раз — теперь полным экспрессии трагическим монологом тенора (Не служат месс для жертв кровавой бойни). Dies irae открывается воинственными фанфарами, полными необычайной силы. Традиционный образ траурной мессы наполняется новым смыслом — военного сигнала. Трижды проводится четко скандированная основная тема части, предваряемая каждый раз все более мощными фанфарами и раскатом ударных — словно жуткой канонадой, после чего монолог баритона «Горн пел» повествует о кратком, полном тревоги отдыхе солдат. Кульминация следующего раздела — Recordare Jesu pie (О припомни, Иисусе) — отчаянный вопль солдата, доведенного до предела страдания. Сопрано, сопровождаемое траурными звучаниями хора и оркестра, исполняет трогательную мольбу о пощаде (Lacrimosa — Слезная). В Offertorium рассказ (баритон) о жертвоприношении обрамляет хоровая фуга. Центр реквиема — Sanctus, состоящий из резко контрастных разделов. Праздничный, ликующий, с юбиляциями медных инструментов, он внезапно сменяется апокалипсическим монологом баритона. После краткого Agnus Dei в надломленно-усталом ритме наступает заключительная часть, Libera me — грандиозная фреска, в которой впервые объединяются все исполнители. Ее заключение — спокойная, постепенно стихающая колыбельная.

Л. Михеева

Источник: https://www.belcanto.ru/or-britten-requiem.html
*****************************************************
****************************************************
ПРИЛОЖЕНИЕ
Детские рисунки (из свободного доступа интернета)

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

9 комментариев

  1. Война — это орудие варваров!
    #НЕТ войне, террору и насилию в любых формах!
    #НЕТ диктатуре и диктаторам!

    Господа, не приближайте Апокалипсис!.. сегодня говорят про лобовое столкновение РФ и НАТО.

    МИР всем и благоволение!
    Спокойствие создает порядок в мире.
    Аминь
    Ом
    Сердечно, НАШ
    ✝☯

    PS. Прославлять себя победой — это значит, радоваться убийству людей.
    ___________________________________________________________
    UPD
    Харьков без критической инфраструктуры. Хроника войны

    Российские войска уничтожили практически всю критическую инфраструктуру в Харькове. Об этом заявляет мэр города Игорь Терехов. По его словам, сейчас в городе – 1,3 миллиона жителей. Терехов также сказал, что российская армия в основном наносит удары по Харькову с территории Белгорода и Белгородской области. Российские ракеты С-300 долетают до города за 40 секунд. Также российские войска начали чаще применять дроны-камикадзе типа Shahed – раньше такого не было.// https://dv5zlrzwjnfde.cloudfront.net/a/hronika-voiny-v-ukraine/31715636.html
    ____________________________________________________________
    UPD: 6 апреля 2024
    Жертвы российских обстрелов в Харькове

    В результате российского обстрела Харькова в ночь на 6 апреля  погибли семь человек, одиннадцать ранены.  Полностью разрушена автозаправочная станция, повреждены линии электропередач. «Ночью Россия совершила еще одно нападение на Харьков, убиты и ранены мирные жители, нанесен ущерб домам и школам. Нельзя терять ни секунды в поддержке Украины, которая защищает своих граждан от таких ужасных и неспровоцированных нападений», — сказала посол США в Украине Бриджит Бринк.// https://d234ljfzk7lqup.cloudfront.net/a/hronika-voiny-v-ukraine/31715636.html

    ***

    UPD: 10.04.24
    Прогноз Марии ЛАНГ: В войне победителей не будет. Исторический и «неласковый» май: https://youtu.be/FZdDtfVcvak?si=BUquParL0Q8SnoVL

    ******************************************
    !!!
    UPD : 12.04.24
    Бомбёжки Харькова и др. /Актуальные итоговые новости на «Дожде» с Михаилом Фишманом : https://www.youtube.com/live/cu-PTF_mrew?si=RjniR_gfkj0m2rgf….
    Сердце кровью обливается.

    ***
    Лев Толстой о войне: «Озверение и одурение русского общества» : https://youtu.be/aL0ihpZySR4?si=WKeuuwqnVy6dtp57

    *****
    ВСЕМ МИРНОГО НЕБА! : https://youtube.com/shorts/nND2Gh_3Ki4?si=DE5UA1d1LYsAPd7i АМИНЬ ❤️☯️✝️
    *
    https://youtube.com/shorts/qk-ivYx6ubc?si=3sFribZdEdWUOgjB

    • Патриархат уходит со сцены мировой цивилизации через войну и смерть лидеров-мужчин.
      НАШ ✝

      ************************************************************
      UPD
      «Набутылят тебя теперь». Доцента увольняют из вуза за трезубец
      «Вопросы, связанные с Украиной, в вузе стараются вообще не поднимать. В начале, когда все только произошло, это обсуждалось и звучали какие-то слова поддержки, потому что все были просто в ужасе от случившегося. А сейчас тишина».

      В понедельник на кафедру информатики и информационной безопасности Петербургского государственного университета путей сообщения пришли полицейские. 43-летний доцент вуза Дмитрий Бураков читал в это время там лекцию. Преподавателя забрали в полицию и составили протокол о «дискредитации» армии.

      Дискредитация заключалась в том, что на аватарке в соцсетях у него был трезубец на фоне украинского флага. Уже на следующий день суд оштрафовал Буракова на 30 тысяч, а сегодня ему предложили уволиться с работы. В интервью изданию «Окно» Бураков рассказал, что ни о чем не жалеет.//Сайт радио Свобода

  2. Павел Щелин, Роман Химич: Война. Смерть. Человек: https://youtu.be/9oYIeinozx8?si=CTLOGdBZUwnSSD-B

    ***********************************************************
    Также см.: http://jezmmm.ru/philosophy/shlemovana/2020/06/13/frensis-fukuyama-konecz-istorii-i-poslednij-chelovek/ Фрэнсис ФУКУЯМА. НАШЕ ПОСТЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ

    • !!!
      Профессор Игорь Алексеевич Гундаров о «Законе о массовом захоронении людей», или утилизации населения»:
      https://youtu.be/cVVAijZaL9c?si=eRpLq0LEih7Qxt1e

      Мой поклон Игорю Алексеевичу за его честную бесстрашную публичную Работу!
      Иным же, отмолчавшимся, руки не подам. СВО/подлая война расставила все точки над i, выявив суть каждого!

      * * *
      Да, я тоже обратила внимание на этот закон… хотя мимо широкой общественности он почему-то прошёл.
      —————-————————————————

      Кремль готовит лобовое столкновение с НАТО. Шутки в сторону!

      * * *

      …Всё начнется в августе… или стихии или удар.
      Будем мужественны!
      Храни Чистых, Бог! Ом
      НАШ ✝ ☯

  3. М. Лайтман. Надежда на мир: https://www.michaellaitman.com/ru/articles/nadezhda-na-mir/

    ****
    Михаэль Лайтман: Наша природа не земная…
    https://youtu.be/DIEHPVBXqmg?si=F6NsoYj7muX8_lvu

  4. Алакх Ниранжан. МОЛЕБЕН за МИР.
    ПЛАН СУДЬБЫ ДЛЯ РОССИИ : https://youtu.be/WG0KQmgyW2g?si=KJ2OTXnyjF4Tul0v // ВЕДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ШРИНАТДЖИ, 10.04.24
    ***
    О МОЛЕБНЕ ЗА СПРАВЕДЛИВОЕ ОКОНЧАНИЕ ВОЙНЫ: https://youtu.be/H3g6qi9JQDM?si=2kwnfZHw50uzLFKy// АЛАКХ НИРАНЖАН

    ………………

    UPD: 16.04.24

    ⚡⚡Цель МОЛЕБНА 17.04.24 — 17.05.24: https://www.youtube.com/live/-53xKaO9Bvc?si=cLmUNt_5gIBKEOE_ // АЛАКХ НИРАНЖАН/16.04.24

    НАШ ✝☯ ❤

    ⚡UPD: 17.04.24 — 5.00 мск

    ❗https://www.youtube.com/live/HwjOcbgeoio?si=cC0M90IyxEh8LSzB — ❗прямая трансляция Молебна, 17 апреля.
    ✝️☯️
    *****************************************

    UPD: 20:00, Новости на «Дожде» https://www.youtube.com/live/Cy9qmFRJpxQ?si=YLTPPX1aSLuez6gO

    ****
    UPD : 12.04.
    Топ-экономист Липсиц о скором обвале рубля и исчезновении продуктов с полок магазинов как неизбежном следствии войны: https://youtu.be/cTawWqvCVuk?si=tqYIsW0nXDpxOs5a

    UPD
    Александр Морозов, политолог: В РФ происходит адаптация к насилию. Диктатура озлобляется: https://youtu.be/c2RKHxWGSlM?si=SHUA0jsCOfl_sq6T
    ***
    ❗Фильм о шамане Габышеве: https://d18e4opvda4mz8.cloudfront.net/a/on-hotel-izgnatj-demona-iz-kremlya-filjm-o-yakutskom-shamane/32904089.html

  5. https://youtu.be/ouo2Py3PyMg?si=IUZl421w0Putl6bk
    Фрейдун Рассули, мистический художник — визионер, иранец.

  6. https://youtu.be/sonu6RTtFVw?si=45DQktHHsC7ywW1b
    Музыка DJ Lava. «Остаться в живых».

    Мира и Добра!
    Ом
    ***
    UPD: 13.04.24
    !!! Прогноз-анализ Алакха Ниранжана :
    https://youtu.be/IQhIQ3DMORw?si=KhUWw5fET5IS8dxv
    Поклон!

    ************
    https://youtube.com/shorts/a2Z5u3-nPtE?si=3qi6rcOlc2e8h77X

    * * * * *

    UPD: 8.05.24

    ❗НАТО НЕ СОБИРАЕТСЯ ВВОДИТЬ ВОЙСКА НА УКРАИНУ и закрепит это в своем документе…
    https://reader.rbc.ru/share/wWSpwVSh4dTDLyTi9

    ✝️ Ом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *