Поскольку эти вопросы затрагивают такие глубокие темы, как духовное развитие человека и фундаментальный эзотерический труд в их взаимосвязи, не может быть речи о том, чтобы охватить все их стороны. Автор предлагает несколько мыслей на этот счёт в надежде, что они могут послужить импульсами в собственных размышлениях некоторых духовных искателей.
Среди других осознаваний при чтении Тайной Доктрины помню, что в начале часто хотелось сделать перерыв, чтобы дать мировоззрению время перестроиться. Стены привычных концепций рушились в моем сознании, и за ними открывались новые горизонты. Одной стороной этого было разрушение некоторых фиксированных представлений из рода религиозных предрассудков.
Оставив в стороне этот потенциально острый вопрос, для целей этой заметки можно посмотреть на исторический аспект. В современной системе образования мы с разной степенью достоверности и полноты можем ознакомиться с событиями в лучшем случае двух-трёх тысяч лет. За пределами этого в основном – отдельные факты и предположения. Тайная Доктрина обозревает и объясняет принципиальные этапы существования и развития сознательного человека на протяжении около восемнадцати миллионов лет!
В плане географии, в Тайной Доктрине часто даются интереснейшие сведения о самых разных уголках планеты, которые полны значения и истории. Аборигены Африки и Австралии, племена Индостана, индейцы Америки, пустыня Гоби, Шри-Ланка, остров Пасхи и т.д. И если общепринятые данные изобильны, то Тайная Доктрина даёт информацию совершенно иного уровня, который иначе, по всей видимости, нам недоступен. Особая важность этого, на мой взгляд, в том, что масштаб нашего мышления зависит от размера тех сведений, которое оно содержит.
География и история – наполненные смыслом пространство и время – относятся к тем параметрам, которые во многом определяют этот масштаб. То, о чём мы размышляем (относящееся к миру внешнему и жизни нашей планеты) укладывается внутри этих рамок. Если в качестве примера взглянуть на законы перевоплощения и кармы, можно легко понять, что есть разница в наших размышлениях, когда мы рассматриваем их работу в течение двух тысяч или восемнадцати миллионов лет.
Труды Е.П.Блаватской, таким образом, позволяют выстроить несравненную систему координат.
Другое преимущество изучения Тайной Доктрины заключается в верности излагаемых сведений. С одной стороны, мы живем в век свободы информации, и Интернет, доступный всем, похож на почти безбрежный океан, где можно найти самые разные учения, в том числе важные и мудрые. С другой стороны, Труды в истинном смысле слова эзотерические (оставшиеся таковыми) остаются вне доступа изучающего. Готовые к использованию тайные ключи скрыты теперь так же, как и сто лет назад.
Так, например, Е.П.Б. упоминает Халдейскую Книгу Чисел, как очень важный первоисточник и первоначальную версию Каббалы. Сейчас можно скачать или купить целую библиотеку книг по Каббале, но этого первоисточника нет. Таким образом, получается, что даже если допустить, что качество эзотерических трудов вообще растет, количество их растет явно быстрее. Это неизбежно должно создавать дополнительную сложность для изучающих.
Как разобраться в таком изобилии? Ясно, что очень важна твёрдая, надежная основа, на которую можно будет опереться в дальнейших исканиях. Нужно сначала выучить алфавит и лексику символического языка, на котором написаны такие труды, чтобы с успехом разбираться в их значении. Изучая Тайную Доктрину, мы можем найти в себе те понимания, которые станут ключами к эзотерическим знаниям, заключённым, как в этих трудах, так и в самой жизни.
Как это происходит? Как мы знаем, Е.П.Б. говорила, что для успешного изучения нужно осознать и усвоить определённые основные принципы – положения, изложенные в Прологе Тайной Доктрины и некоторые другие. Читая Тайную Доктрину, можно замечать, что повествование ведётся как бы об одних и тех же предметах, много раз возвращаясь и многими разными способами объясняя те же истины.
Например, семеричное строение всего, закон циклов, троичная эволюция человека. Если соединить качественное понимание только этих трёх основ, то кажется, что бóльшая часть всего Труда будет осознана. Это даст глубокое проникновение в суть явлений в метафизическом аспекте, а размышляющим в других плоскостях (особенно имеющим некоторую подготовку) и в других: историческом, астрономическом, физиологическом, математическом, геометрическом и др. аспектах. Таким образом, представляется, что Тайная Доктрина не дана как готовое раскрытие тайных знаний, но скорее как путь развития, следуя которому, искатель научается проникать в суть явлений как внешней, так и внутренней жизни. И все эти многообразные изложения одних и тех же законов и принципов в одеяниях разных философских систем, мифологий, религий, наук и т.д. очень похожи на упражнения для тренировки понимания, видения и интуиции изучающего.
Ещё два аспекта той пользы, которую мы способны получить, соприкасаясь с Тайной Доктриной, близко связаны друг с другом. Это дисциплина мышления и связь с более высокими планами сознания. Что касается первого, то мы знаем, что Е.П.Б. обладала мышлением за пределами обыкновенных мерок, и что качества его превосходны. В качестве одного примера я бы привёл точность определений и выражений. Из моего собственного ограниченного опыта следует, что такую степень точности почти нигде не встретишь. Поэтому, исследуя Тайную Доктрину и другие труды, сделав их интеллектуальной пищей на протяжении значительного времени, исследователь сначала приобретает вкус к мышлению (а также и языку) высшего качества, а затем и развивает их в мере своих способностей.
Что же до второго аспекта, то как, смотря на картину, мы подключаемся к тому, что думал и чувствовал художник, а смотря на тханку или икону, создаём канал связи с Теми, Кто изображён на ней, так же читая книгу, мы подключаемся и создаём такой канал с сознаниями тех, кто писал её. Зная о Тех, Кто писали Тайную Доктрину, включая и саму Е.П.Б., понятно, что основательное и длительное изучение этого Труда может стать своего рода Йогой – путём духовного совершенствования.
Наконец, вероятно, стоит заметить, что само по себе прилежное изучение теософской эзотерической теории (даже в том случае, если рассматривать Труды Е.П.Б. только как теоретическую базу) явно скорее полезно для духовного развития теософа и его влияния на общество, в котором он живёт и действует. Часто звучит мнение, что эти Труды – инструменты, в то время как жизнью, отношениями и действиями создаются и проверяются понимание и истинный уровень сознания теософа. Также многие теософы, похоже, согласны, что нравственность – основа Духовного Пути. Однако нельзя ли при этом сравнить нравственность с материалом, из которого построен Духовный Храм, а Знание с раствором и опорами, которые придают ему прочность? К слову говоря, едва ли, можно утверждать, что есть единый порядок изучения Трудов, равно подходящий всем. Скорее, всё очень индивидуально. Кто-то сочтёт правильным начать изучение с более легко усваиваемого материала, другим же важно сначала найти первооснову, главное и уже оттуда двигаться к прочим пониманиям и т.д.
При работе в группе и наши достоинства, и наши недостатки складываются и умножаются. Достижения, таким образом, велики, как велики и испытания. Процесс усвоения, осознания эзотерических, духовных знаний и реалий – таинственный и весьма деликатный процесс. Возможно, обретение истинного понимания – это ассимиляция эманаций Высшего Манаса. Так, похоже, что мы не можем определить заранее, когда именно и что именно мы поймём. Мы, разумеется, способны составить план и расписание занятий, но когда и какое понимание озарит нас, мы – наша земная личность – не решаем. Следовательно, для успеха изучения важно и полезно всё, что приближает нас к Буддхи-Манасу и вредно всё, что от него отделяет. Высшая же часть нас – средоточие всех божественных чувств и качеств, поэтому при изучении крайне важна психическая атмосфера внутри и вовне человека.
Можно заметить, что мы, живущие в городах, находимся в этом отношении в чрезвычайно трудной ситуации. Не в одном месте указано, как значительно это воздействие на духовного путника. Важнейшая роль этого фактора должна быть понята не только умом, и сознательная охрана психической атмосферы группы должна стать приоритетом каждого её участника, чтобы работа могла быть успешной. Помочь преодолеть все негативные проявления может осознание безграничной важности полученной возможности совместного развития. Ни одно неосторожное слово или упрёк, ни одна негативная эмоция не должны рвать ткани психической атмосферы. Это возможно только при искренней заботе о благе ближнего – других членов группы – и только если это будет главным основанием всех усилий.
Нет разницы, кто продвинется вперед – важен только факт продвижения. Мозаика мироздания – Вселенной внешней и Вселенной внутренней – очень велика. Полагаю, можно сказать, что без руководства сердца в этой работе нет надежды. Не важно, сколько кусочков мозаики удастся добыть изучающему уму. Только сердце может расставить их на свои места и составить из них верное понимание.
Святослав Игоревич Липский