Н.А. Шлемова. Рациональный мистицизм философии Плотина

Рациональный мистицизм философии Плотина
(на примере Эннеады V. 1(10) «О трех изначальных Ипостасях»)
Плотин (204 — 269) – лидер неоплатонизма, родом из Ликополя в Египте, учился в Александрии у Аммония Саккаса, считающегося основателем неоплатонизма. Учение Плотина представляет собой оригинальное развитие идей пифагореизма и платонизма, целостно и логически стройно завершая собой античное философское наследие.
Плотин – философ Единого, Имени и Числа. Собственно вся философия Плотина есть особого рода молитва, точнее, опыт интуитивно умозрительного созерцания принципиально внедискурсивной ноуменальной реальности. Опыт непосредственного познания чистого духа, реальности Единого, превосходящего бытие, мышление, знание, время и даже вечность. Мистическое познание в данном случае ничего общего не имеет с верой, как внешней, подчиненной и инструментальной силой по отношению к человеку, внушенной ему авторитетом Священного Писания или институтом Церкви. Оно не заключает в себе фактора «страха» перед божественными силами, но само есть момент присутствия субъекта внутреннего сознания, именуемого душой, в иноматериальных мирах.
Единое Плотина вечно и умопостигаемо, и познание его лишено всякой эмоциональности, в то время как феномен веры проявляет себя в материи чувств. Умозрением Единого Плотин всю жизнь и занимался, как посредник, или медиатор, транслируя энергоинформационные потоки Космоса, потому его систему и называют в исследовательской литературе «эманационной концепцией Единого».
Как известно, понятие «бог» как таковое в античной философии отсутствует, но имеет своими семантическими коррелятами: Благо, Единое, Ум как Причину всего, высший Разум.
Таким образом, «Эннеады» Плотина демонстрируют неразрывную связь метафизических размышлений и собственного жизненного духовного опыта.
К примеру, Эннеада V. 1(10) «О трех изначальных Ипостасях» — не просто отвлеченное изложение метафизической системы, что оставляет пишущего и читающего безучастным, но восхождение ума к Богу, который ведет его к пониманию своей истинной природы и к конечной цели. И данное восхождение само становится фактором Духовного Пути, отождествлением с Путем, на котором и происходит слияние с Высшей ипостасью своего Я.
Индивидуальный дух сливается с универсальным Духом (прибегая к восточной, индуистской терминологии: атман сливается с Брахманом). При этом все эйдолы (страсти) должны отпасть сами собой, вожделения низшей природы сублимироваться в рациональную теологию.
Воздержание на низших чакрах (энергетических центрах) приводит к актуализации и активизации ментальных центров человека. А далее уже и ментальное тело очищается молчанием. И Плотин говорит нам, в указанной Эннеаде: «должно обратиться к внутреннему и сосредоточить внимание таким образом, чтобы услышать голос свыше» [1: с.8].
Итак, краткий синопсис трактата «О трех изначальных Ипостасях» Эннеады Пятой. Души людей забыли Отца и свою истинную природу, поглощенные стремлением быть собой, что привело их к самоотчуждению, презрению к себе и нелепому восхищению иными (материальными) вещами.
Возможны два способа их обращения и руководства на пути возврата к Богу: один – показать суетность материального мира; другой, лучший, — напомнить душе о её высоком происхождении и достоинстве. Душа должна знать себя, знать, способна ли она к постижению высшего.
Каждая душа должна помнить, что она сотворила целый космос, будучи «Логосом Ума»: если же она освободится от иллюзии и устремится к истинному безмолвию, то увидит великую Душу, которой она сродни, Душу, дающую жизнь, свет и красоту миру, который мертв и никчемен без нее, поддерживающую небеса в движении и дающую божественность Солнцу и другим небесным светилам.
Усвоив природу души, переходите на следующую ступень пути к Богу – к постижению Ума, ближайшего к Нему из высших, и вы увидите, что душа является образом Ума, зависит от него и совершенствуется Им. Ум есть первообраз этого чувственного космоса, содержащий всё, что есть в Нем, в вечной полноте, которую символизирует Кронос. (Эта вечная живая реальность подобающим образом описана в «Софисте» Платона.) При этом душа на собственном плане свободна от времени.
Кто есть родитель Ума? Единое. Число не первично и порождается Единым, и этим числом оформляется Ум (но Он оформляется Единым и другим способом). Как Ум возникает из Единого при неподвижности Единого? – Как вечное излучение Его совершенства. Ум определяется как совершенное единство во множестве умопостигаемого мира, благодаря своему обращению к Единому, и в этом обращении Он порождает Душу, поскольку всё, что совершенно, должно рождать.
Подтверждение истинности сказанного обращением к Платону и Пармениду (в платоновском изложении). Анаксагор, Гераклит и Эмпедокл также сходятся в главном; Аристотель же, хотя и мыслит Первоначало отделенным и умопостигаемым, заблуждается, по мнению Плотина, приписывая Ему мышление себя, и вносит путаницу в умопостигаемый мир своей доктриной о множестве неподвижных движителей. Как обнаружить Душу, Ум и Единое в себе: «Итак, схватывание должно случиться, если будет существовать то, что нечто уделит схватывающему, значит должно направить свое понимание вовнутрь и сосредоточить свое внимание на наличном там. Так же, как если кто-нибудь надеется услышать голос, который он хочет услышать, выделить его из других голосов, то он напрягает к нему слух, и когда этот голос приходит, он оказывается лучшим из того, что можно услышать; так же и здесь должно позволить проходить чувственным голосам мимо (их следует слушать только по необходимости), должно держать понимающую силу чистой и готовой услышать голос свыше» [2: с.27]
Таким образом, Единое, Ум и Душу Плотин обозначает как «три изначальные ипостаси», из которых объясняется всё положительное содержание Вселенной.
Данную трёхипостасность имеет смысл сравнить с триадичностью мира у Пифагора. Пифагор учил, что всё в природе разделено на 3 части и что никто не может стать воистину мудрым, пока он не будет представлять каждую проблему в виде треугольной диаграммы. Он говорил: «Узрите треугольник, и проблема на две трети решена… . Все вещи состоят из трёх» [3: с.226].
В соответствии с этой точкой зрения, Пифагор разделил Вселенную на 3 части, которые он назвал Высочайший Мир (у Плотина это Единое), Высший Мир (Ум и Душа у Плотина) и Низший мир (природа, материя по Плотину). Эта же триадичность мира: физический, тонкий, огненный, — описывается Плотином и в восьмом трактате данной Эннеады, «Об умопостигаемой красоте», главы 9-13.
Мы видим, что пятая Эннеада Плотина, посвященная проблемам тринитарного богословия, является оригинальной трактовкой пифагореизма и платонической теологии, которые в свою очередь являются развитием на почве философского дискурса живого и образного знания Элевзинских мистерий и мифов – эзотерического генезиса Античной мудрости.
Единое, неподвижное в самом себе, Само-Сущее, обладает принципом эманирования (самоизлучения (радиации), истечения из себя. Сравните с иудео-христианским принципом огненности природы Бога: Бог есть огненный Принцип жизни. Или гераклитовский космос, который есть вечный Огонь, мерами вспыхивающий и мерами угасающий). Первый уровень дифференциации или проявленности Единого – план Ноуса (Ума), второй уровень вниз – план мировой Души, третий нижний план – мир феноменов, материи.
Какова же методология духовного восхождения по Плотину? Она удивительным образом перекликается с восьмеричным срединным путем Гаутамы Будды, предполагающим «истинное воззрение, истинное намерение, истинную речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усилие, истинное памятование, истинное сосредоточение» для выхода из «колеса сансары» (цикла перевоплощений) и достижения нирваны (освобождения души от земных страданий).
Восходящая душа, интуитивно ищущая целостности с Единым, уходит от ограничений конкретного ума формы, эго ума, искажающего подлинную не дискурсивную реальность. Она сосредотачивается внутри себя, освобождаясь от страстей и желаний, одинаково ровно и спокойно, не привязываясь ни к чему, воспринимает все иллюзорно преходящие явления «сансары», текущей очевидности. Душа находит в себе ноту духовной любви и удерживает её на неослабевающей высоте и чистоте, от привязанности к жизни она переходит к отданию себя Большему, Целому.
Что ей служит наградой? Восходящая душа попадает в поток прозрачного Света, ослепительного сияния, о котором ничего сказать нельзя, ибо оно превосходит собой все человеческие слова. Здесь происходит её мистическая встреча с Благом, или Единым (у Плотина это синонимы). И душа осознает себя энергией, данного ей во внутреннем опыте, Единого, источником Его Света. Она видит свой Ум, как центр себя, сущностью мудрости, которая есть отражение или эйдос Единого. То есть, душа как образ, начинает подражать своему Первообразу. Посредством раскрытия своего внутреннего центра, она выходит за пределы собственной природы, становясь сущностью Ума. Ум же в свою очередь свидетельствует о неизреченном Едином.
Становясь Умом, душа обретает свое бессмертие. Это уже уровень бытия-в-красоте. Следующий за ним наивысший план: из всего – одно, и из одного – всё. Здесь всё цельно и неразложимо. Здесь царствует Мысль, мыслящая самое себя, не рожденная, но порождающая эйдосы, сущности сотворенного космоса.
Таким образом, философия Плотина предстает процессом самопознания, религиозным опытом непосредственного восприятия Единого, актом интуитивного, сверхразумного схватывания Целого, без распадения на субъект и объект дискретной реальности. Она есть опыт чистого созерцания, но осмысленного и выраженного в понятии. Главное же, что в ней сообщается методология познания абсолютного Духа как метод интеллектуальной медитации, концентрации на внутреннем субъекте души.
«Три изначальные Ипостаси» Плотина предстают уровнями нашего Я, поднимающегося в опыте самопознания к Началу всех вещей и к отречению от мира иллюзий внешней формы. Таким образом, методология Плотина в рассмотренной нами Пятой Эннеаде обосновывает троичность природы человека: человек есть тело, душа и разум, или дух, и троичную структуру мироздания. Принцип Ума, как второй ипостаси Единого, определяет меру готовности субъекта сознания к восприятию природы Единого, или Бога.
Говорить о мистическом опыте Плотина задача неблагодарная, но о Высшей реальности говорить необходимо, чтобы перейти к ее непосредственному переживанию.
Наталья Анатольевна Шлемова
Литература
1. Плотин. Пятая эннеада / Пер. с древнегреч. и послесл. Т.Г. Сидаша. – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2005. – 320с. – (Серия «Plotiniana»).
2. Там же.
3. Холл М. П. Жизнь и философия Пифагора.// Мэнли П.Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии./Пер. с англ. д .филос.н. Целищева В.В. – Новосибирск: «Наука», 1997. – 794с.
Публикуется по источнику:
Шлемова Н.А. Рациональный мистицизм философии Плотина (на примере Эннеады V.1(10) «О трех изначальных Ипостасях»). С.157-163. //Религия в системе общественных ценностей: коллективная монография/Ред. колл.: Б.Н.Бессонов, С.В.Чёрненькая, Е.В.Челнокова; отв.ред.: С.В.Чёрненькая. – М.: МГПУ, 2013. — 268с.©
См. также: Шлемова Н.А. Философия как самопознание. Плотин. С.143-149//Вестник МГПУ(научный журнал ВАК), серия «Философия», №6. – М., 2012.©
Авторская видеолекция о метафизике Плотина, см.: https://vk.com/n.shlemova?z=video231659981_168306473; или https://www.youtube.com/watch?v=Qg0KGrlh2oc

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *