Н. Шлемова. Метафизика «Божественной комедии» Данте

Публикуется по источнику:  Шлемова Н.А. Метафизика «Божественной комедии» Данте. С.28 — 37.// Вестник МГПУ (научный журнал ВАК), серия «Философские науки», № 4 (16) – М., 2015.
«И он к Любви Божественной припал». (Дант. «Божественная комедия»)
На одном из Круглых столов по Данте, к 750-летию со дня рождения, довелось услышать реплику о том, что наш Поэт якобы «страдал маниакальной любовью к мертвой». Что это, как не вульгарно материалистический взгляд на Искусство вообще, который мог родиться только в тоталитарном прошлом, как известно, тоталитарный режим держится на запретах. Но кто может запретить духу, врожденным антропологическим свойством которого является свобода, познавать и описывать Тонкий и Огненные миры, — только невежество!  (В этой связи, я предлагаю читателю ознакомиться с метафизическим взглядом на природу и назначение искусства, ибо подлинная Эстетика берет свое начало из Метафизики. См. эстетические трактаты Плотина, Гегеля, Шеллинга и др., а также:  http://www.proza.ru/2014/02/23/1273; http://www.proza.ru/2014/01/27/1049.)
Художественное творение, метафизического (эзотерического) толка подчас несет больший (во всяком случае, не меньший) объем духовной информации, нежели теологический или метафизический трактат. Поэзия и философия на своих вершинах сливаются.
Собственно  «Комедия» Данте потому и названа «Божественной», что представляет собой, на мой взгляд,  ни что иное как художественно-эзотерическую версию Священного Писания, так сказать поэтическую Библию, в которой воплощена метафизическая картина устройства мироздания, социальной и духовной иерархий, бездн человеческой души, адовой Земли и бесконечности разумного Космоса, или Неба.
У меня не вызывает сомнений, что Данте был Посвященным, розенкрейцером (см. интереснейший очерк французского философа, а позднее и суфия, Рене Генона «Эзотеризм Данте» [1, с. 409], в котором он на примере анализа образной и числовой символики «Комедии» убедительно доказывает принадлежность Данте к ордену Розенкрейцеров и глубже – к единой Метафизической традиции. Внесу уточнение: Данте являлся членом ордена «Братья Любви» или точнее «Верные Любви».  Их девизом было: «Истина побеждает всегда».).
«Многие подозревали, что Роза Розенкрейцеров является стилизацией египетского и индийского цветущего лотоса с тем же самым значением,  которое имеет этот более древний символ. В «Божественной комедии» Данте Алигьери обнаруживается знакомство с теорией Розенкрейцеров, — справедливо утверждает известный американский философ и исследователь эзотерических доктрин, Менли П.Холл. Относительно этого Альберт Пайк в своей «Морали и догме» делает следующее примечательное утверждение: «Его Ад есть ничто иное, как отрицание Чистилища. Его небеса состоят из серии Каббалистических кругов, разделенных крестом, подобно пятиугольнику Иезекииля. В центре этого креста была цветущая роза, и мы видим символ адептов Розы и Креста, впервые опубликованный открыто и сопровождающийся почти полным объяснением»  [3: с. 507]. (См. схему Розы Рая в Приложении 1.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Вообще, новый перевод с итальянского Ирины Евсы (точнее, ее «современная поэтическая версия» классического перевода Д.Д. Минаева, осуществленного в  XIX веке) проливает свет на потаенные планы «Комедии», ее скрытые смыслы, надо сказать, что данный перевод [2], в отличие от «официального» перевода  М. Лозинского, выполненного в советскую эпоху и не лишенного купюр, либо неточностей (по мнению специалистов), лично у меня создает абсолютно другое понимание божественного текста Данте: во-первых, это полный перевод, он больший по объему, чем перевод Лозинского (у него даже энергетика другая, тонкая, волновая, восходящая по спирали, огненная),  а во-вторых, максимально аутентичный иерархическому, эзотерическому смыслу, ибо метафизический план «Комедии» является центральным, стержневым, а социально-исторический – периферическим или фоновым. (Поэзия обобщает, история конкретизирует, — справедливо считал Аристотель.)  Однако в мои задачи не входит литературоведческий анализ сакрального текста, коим является данный поэтический текст, но – лишь расставить эзотерические акценты в его восприятии. Как философия может быть духовной практикой, как то у Плотина и Греков, так и Поэзия может быть мистическим опытом.
Структура посмертного, Надземного существования при эзотерической экспликации текста Данте объясняется так: в нашем микрокосмосе на протяжении земного существования накоплены такие энергии, которые притягивают нас в различные слои Астрального (или Тонкого) и Ментального планов: отсюда все эти круги различных Планов у Данте: Ад – низший мир, или физический план, Чистилище – астральный план и Рай – ментально-Огненный мир.
На мой взгляд, Данте, в духовном опыте данного Текста, являющего  феномен Живого знания, вышел за пределы дуальности и в Беатриче – любил Дух и сливался с Ним, по принципу Алхимической Свадьбы («Химической Женитьбы»  средневековых Алхимиков [см.: 3], – здесь же и о доктринах Розенкрейцеров).
Беатриче – Богородичное Начало Вселенной, Вечная Женственность – принцип девственного Духа, сверхчеловеческая и надмирная красота, София, Мудрость Божья и конкретная Женщина одновременно. Главное действующее лицо «Комедии» – не мысль, но Любовь, духовная, безусловная и абсолютная, а не между инь-ян; дух пола, как известно, не имеет. «Посредством чувства ты придешь к познанью/Вещей, не уловляемых умом» [ 2: «Рай», Песнь 4, терцины 53-55].  Духовная Любовь – как способ постижения/достижения Бога, Единого, возврат в лоно Первоначала. Космическому духовному браку (а Беатриче – «усиливающая любовь», сама Любовь, «которую следует называть Любовью», — говорит Данте в «Новой жизни») противостоит чувственная любовь, как стихиальное/божественное противостоит гибельно-сатанинскому. Данте стыдится и раскаивается, что изменил однажды Беатриче с обычной женщиной, что было наваждением для него. Земное – адское и профанное, трансмутируясь в огне испытаний Чистилища, через которые проходит посвящаемый, мист (участник священной Мистерии)  и эпопт (достигший видения Божественного света, созерцающий прозрачное Сияние Эмпирей), поднимающийся через Восьмое небо Рая, звездное небо Розенкрейцеров, «совершенных, одетых в белое», в Девятое, «кристальное»,  небо Истины, число девять, особенно любимое Беатриче, является также и числом Иисуса, в Эзотерической традиции. В монументальном труде «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватская объясняет оккультное значение числа 9, символизирующее собою нисхождение Духа в материю, распятие его силами материи и подъем материи «на плечах» Духа в миры Света, т.е. разуплотнение, утончение и одухотворение материи и одновременно усиление вибрации Духа от контакта с силами материи.
Десятая сфера, надо думать, — совершенный архетип Вселенной (по Пифагору), Мир Единого, Божественный Абсолют.
Мало того, в указанном переводе/переложении и поэтической обработке  И.А. Евсы, в «Чистилище», Песнь 33, терцины 4-13, Беатриче напрямую коррелирует с Марией, Матерью Спасителя, к которой, через все земные испытания, опыт познания добра и зла и распятие, восходит Душа Поэта, коррелирующего с Иисусом. Эти параллели заявлены в тексте Данте недвусмысленно. В Песне 32 (терцины 58-61) «Чистилища» рисуется образ идеального Рима по аналогу Небесного Иерусалима, как Царствия Божьего на Земле, которым управляет сам Иисус. Далее, Беатриче сопровождает 24 почтенных старца («Чистилище», Песнь 29, терцина 3), а это, как мы знаем, число Матери Мира и возглавляемой Ею Иерархии сил Света, курирующей нашу планету (см. Учение Агни Йоги).  Данте, как Посвященный и великий духовидец, знает, что наша, вторая по счету, Вселенная возглавляется Вторым, чётным, Женским Логосом Пространства, см. об этом в «Тайной Доктрине» Е.П. Блаватской. То есть Царство Божие на Земле – проект т.с. «идеального государства» поэта-Вестника, Данте Алигьери.
Книга «Рай» раскрывает перед нами картины Тонкого и Огненного миров, тогда как «Чистилище» – низший астральный план, вокруг нашей планеты, а физический план Земли есть ни что иное, как сам Ад. И весь модус данного повествования – не плод воображения поэта, хотя мы знаем, что воображение есть высшая функция головного мозга, и в человеке ровно столько ума, сколько в нем воображения, — как  справедливо считал чтимый нами датский философ Сёрен Кьеркегор, а Николай Рерих говорил, что воображение есть «припоминание опыта прошлых и будущих жизней». Но взгляд поэта изнутри…из точки Души, с плана Монады, из самых потаённых глубин трансперсонального опыта самого Данте. Данте в Эмпиреях свой человек. И не случайно, его путь лежит на Венеру – материнскую планету для Земли, см. об этом в эзотерической астрономии Пифагора, на которого недвусмысленно опирается Данте в своей мистической философии, метапоэтически развивая ее. На Венере, по Пифагору, впервые привезшему знания Эзотерической традиции из Египта и Индии в Европу, человеческие души получают высшие духовные Посвящения и возможность подниматься дальше, в Высшие миры Света.
«Комедия» — Поэма или Трагедия Данте относится к жанру «астральных путешествий», который мы, к примеру,  имеем в опыте визионерской мировой художественной и духовной литературы, как то у Карлоса Кастанеды в учении Дона Хуана, в оккультно-философских учениях Я.Бёме «Аврора или восходящая Звезда» и Э.Сведенборга, мистика Мейстера Экхарта, в «Фаусте» Гёте, у У.Блейка в «Бракосочетании рая и ада»,  Э.А.Гофмана в «Золотом горшке», Новалиса и немецких романтиков, русских символистов (Вл.С. Соловьев «Три свидания», А.Блок «Стихи о Прекрасной даме», Даниил Андреев «Роза мира» – тема «Вечной Женственности»), в «Демоне» М.Лермонтова, у Джона Мильтона в «Потерянном рае»,  У.Уитмена в «Листьях травы», в романах Ричарда Баха, в поэтическом эпосе «Савитри» Ауробиндо Гхоша, у Марины Цветаевой в «Поэме Воздуха», в «Поэме без героя» А.А.Ахматовой и др.
Путешествие Данте через сверхъестественные миры происходит как посвящение в мистерии древнего мира, Элевсинские и Фивские.  О феномене Мистерии читайте также в 3-ем томе «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской – Посвященного и философа. Мистерия – тайный религиозный обряд, к участию в котором допускались только посвященные.  Алгоритм мистерии – подготовка, очищение, испытание, принятие на путь Ученичества, видение божественного света, слияние с Божеством – заключительный акт Мистерии. Все ступени данного алгоритма мы находим и в «Комедии» Данте: Ад, Чистилище, Рай. Вергилий – Наставник, принцип эволюции сознания, персонификация Разума,  Беатриче – искомое Божество, ослепительное сияние Эмпирей. Душа Поэта сливается с божественной энергией Монады или абсолютного Духа, Единого. Чем не аналогия мистическому опыту «Эннеад» Плотина, см. Эннеаду  V, трактат 8 «Об умопостигаемой, сверхчувственной Красоте».
Медитативно прочитав, пропустив через себя данную «Комедию», читатель уже не сможет остаться прежним, сознание его, сублимируясь и очищаясь, изменится, инициированное духом вечных метафизических истин. Он становится гражданином Неба и Земли одновременно, осознавая, что у «Бога мертвых нет» и нельзя вознестись в Эмпиреи, не спустившись во Ад, чем глубже дух погружается во Ад, тем выше он поднимается в Небеса, созерцая бесконечность Единого.
Литература
1. Генон Рене. Избранные сочинения: Царство количества и знамения времени. Очерки об Индуизме. Эзотеризм Данте. – Пер. с франц. д.филос.н., Т.Б. Любимовой. – М.: «Беловодье», 2003. – 480с.
2. Здесь и далее цит. по изданию: Данте Алигьери. Божественная комедия: Ад. Чистилище. Рай / Пер. И.Евсы; примеч. и коммент. Т.Шеховцовой. – М.: «Эксмо», 2009. – 432с.: илл. Сандро Боттичелли (Библиотека мировой классики).
3. Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии./Пер. с англ. д.филос.н. Целищева В.В. – Новосибирск: «Наука» РАН, 1997. – 794с.
(Продолжение следует. Путешествие в мир Данта закончить нельзя.)
* * * * * * * * * * * * * * * *
ПРИЛОЖЕНИЕ
     Уходящая ДУША…
(стихотворение в прозе)
«Почти на грани отреченья,
Когда срываем маски мы.
Преодолев сна наважденье,
Пророк уходит от толпы…». («Пророк». Наталия Курчевская.)
                                           * * * *
Мне было видение:
сквозь музыки волны,
как шла Ты, в платье струящемся, света белее,
восходя на гребень Огня.
Звезды пурпура Твой подъем высекал.
Медленно, но легко
Ты шла сквозь Огонь бытия,
позади оставляя истеричные крики мятущихся теней,
грязно-серые пятна их наваждений.
И оскалы Иуд уж не ранили больше хрустальное сердце,
разрезая на части Твой Путь.
Что с них взять,
малодушных, самовлюбленных и вздорных,
не сложили покровов Души, огнеупорных.
Они на воде лишь сидят.
Водоросли не имеют лица,
но теченьем реки к дну прибиты;
их язык – повторять то, что давно спето.
В их астральных душах
насекомых зловонных тьма суетится,
карму безумия сотворив.
Но восходишь, Душа, в миры Света,
Трагедии гордой полна.
Где Одиннадцать Ликов склонённых
Тебя ожидают…
Ты идешь налегке,
и предательства тех,
кто был вскормлен Тобою,
Ты  з а б ы л а.
Поднимаешься Вверх,
всю по капле Себя передав Земле,
где горние потоки – «сверх рук и мимо рта».
Но час пробьет —
и огненная поросль взрастёт.
Возвращаешься к Матери –
в Новый Путь,
к сотворению чистого Космоса.
Поступь Твоя легка..,
Воздушна,
Оставляя с Тайною наедине…
21.02.2011. Наталья Шлемова
* * *
Молитва Ангелу
Мой Звёздный Ангел,
От пустоты меня спаси!
Из мертвенно-глухой пустыни жизни
Выведи в Долину Сокровенных смыслов!
Блесни лазурною волной,
Омой прозрачною водой
Иссушенную душу!
И берега судьбы незыблемою верностью скрепи!
В начале и в конце Пути
Родства души маяк зажги!
Последний камень на Пути
Пусть не качается под мной,
Но будет Истины устой!
Пусть льется кровь Души иудам вопреки!
Коварной тьме тупой
Не дай задуть Свечу Любви!
И паутину наваждений с сердца моего сними!
Там, в подземельях крестного Пути
Мой слух закрой,
Дабы не слышал разум мой
Сей низкий, злобный вой и лязг, и рык земной!
Соедини меня с Единственной Одной!..
С моей Звездой!
Не дай очнуться Данте в Эмпиреях одному,
Без Беатриче!
А дальше – лишь Присутствия покой…
28.05.2011. Н.Шлемова
*
https://www.youtube.com/watch?v=JqP_7IU3R10 ……
Ом! Поклон!………………

ОМ!

Один комментарий

  1. Всех, с Днем Рождения великого Поэта — Данта Алигьери!
    ОМ!
    Поклон!

    Да Святится Имя Твое!
    АОУМ!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *