Героическая философия: Дж. Бруно. «О бесконечности, вселенной и мирах»

Джордано Бруно
Джордано Бруно

(1548—1600 гг.)

Джордано Брано — настоящее имя Филиппо, прозвище — бруно Ноланец. Родился 1548, Нола близ Неаполя. дата смерти 17 февраля 1600, Рим. Итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма.

Будучи католическим монахом, Джордано бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения Коперника.

бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной: до него такие идеи выдвигались античными атомистами, эпикурейцами, Николаем Кузанским.

Был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светским судом Рима к смертной казни через сожжение. В 1889 году, спустя почти три столетия, на месте казни Джордано бруно был воздвигнут памятник в его честь.
биография
Ранние годы
Филиппо бруно родился в семье солдата Джованни бруно, в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет в 1563 он поступил в местный монастырь Святого Доминика. Здесь в 1565 он стал монахом и получил имя Джордано.

вскоре за сомнения относительно пресуществления и непорочного зачатия Девы Марии навлёк на себя подозрения, кроме того, он выносил из кельи иконы и оставлял лишь Распятие. Начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, бруно бежал в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподаванием, не задерживаясь подолгу на одном месте. С этих пор он скитался по Европе.

Во Франции на бруно обратил внимание присутствовавший на одной из его лекций король Генрих III Французский, на которого произвели впечатление знания и память бруно. Он пригласил бруно ко двору и предоставил ему несколько лет (до 1583) спокойствия и безопасности, а позднее дал рекомендательные письма для поездки в Англию.

Годы странствий
Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, затем в Оксфорде, но после ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд трудов, среди которых один из главных — «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584 год). В Англии Джордано бруно пытался убедить высокопоставленных лиц Елизаветинского королевства в истинности идей Коперника, согласно которым Солнце, а не Земля, находится в центре планетарной системы. Это было до того, как галилей обобщил доктрину Коперника. В Англии ему так и не удалось распространить простую систему Коперника: ни Шекспир, ни бэкон не поддались его усилиям, но твёрдо следовали аристотелевской системе, считая Солнце одной из планет, вращающейся подобно остальным, вокруг Земли. Только Уильям Гилберт, врач и физик, принял за истину систему Коперника и опытным путём пришёл к выводу, что Земля является огромным магнитом. Он определил, что Земля управляется силами магнетизма при движении.

Несмотря на покровительство высшей власти Англии, уже через два года, в 1585 он вынужден был фактически сбежать во Францию, затем в Германию, где ему тоже было вскоре запрещено читать лекции.
Суд и казнь
В 1591 году бруно принял приглашение от молодого венецианского аристократа Джованни Мочениго по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Однако вскоре отношения бруно и Мочениго испортились. 23 мая 1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на бруно, в котором писал:

Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они — ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом.

25 мая и 26 мая 1592 года Мочениго направил на бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключён в тюрьму. 17 сентября из Рима поступило требование к Венеции о выдаче бруно для суда над ним в Риме. Общественное влияние обвиняемого, число и характер ересей, в которых он подозревался, были так велики, что венецианская инквизиция не отважилась сама окончить этот процесс.

27 февраля 1593 года бруно был перевезён в Рим. В римских тюрьмах он провёл шесть лет, не соглашаясь признать свои натурфилософские и метафизические убеждения ошибкой.

20 января 1600 года папа Климент VIII одобрил решение конгрегации и постановил передать брата Джордано в руки светской власти.

9 февраля инквизиционный трибунал своим приговором признал бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». бруно был лишён священнического сана и отлучён от церкви. Его передали на суд губернатора Рима, поручая подвергнуть его «наказанию без пролития крови», что означало требование сжечь живым.

В ответ на приговор бруно заявил судьям: «Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю», и несколько раз повторил: «Сжечь — не значит опровергнуть!».

По решению светского суда 17 февраля 1600 года бруно предали сожжению в Риме на площади Цветов (итал. Campo dei Fiori). Палачи привели бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай».

Все произведения Джордано бруно были занесены в 1603 году в католический Индекс запрещённых книг и были в нём до его последнего издания 1948 года.

9 июня 1889 года в Риме был торжественно открыт памятник на той самой площади Цветов, на которой инквизиция около 300 лет тому назад предала его казни. Статуя изображает бруно во весь рост. Внизу на постаменте надпись: «Джордано бруно — от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжён костёр».

На 400-летие смерти бруно кардинал Анджело Содано назвал казнь бруно «печальным эпизодом», но, тем не менее, указал на верность действий инквизиторов, которые, по его словам, «сделали всё возможное, чтобы сохранить ему жизнь». глава Римско-католической церкви также отказался рассмотреть вопрос о его реабилитации, считая действия инквизиторов оправданными.

Философия
В философских работах бруно содержатся как логические рассуждения, так и мистические элементы. Большое влияние на бруно имели атомистические представления поэмы Лукреция О природе вещей, идеи Платона, сочинение Николая Кузанского Об учёном незнании. Среди других влияний можно упомянуть Альберта Великого, Фому Аквинского, Аверроэса, Дунса Скота, Бернардино Телезио, Ибн Гебироля, Давида Динанского, Хасдая Крескаса.

В своих произведениях бруно часто обращался к имени Гермеса Трисмегиста. Представление о бруно как о герметике и «ренессансном маге» содержится в работе Фрэнсис Йейтс Джордано бруно и герметическая традиция, впервые опубликованной в 1964 году. В более поздних исследованиях этот тезис подвергался критике, хотя определённое влияние герметизма на бруно не отрицается.

В философии бруно идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, которые привели бруно к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов и пифагорейцев. У Николая Кузанского бруно почерпнул идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога. Это дало ему возможность противопоставить схоластическому аристотелизму свою пантеистическую натурфилософию. бруно считал, что целью философии является познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «богом в вещах».

Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «всё во всём». Эти идеи бруно оказали определённое влияние на развитие философии Нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой, идея монады — Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Шеллинга и Гегеля.

Мнемоника
Подобно Раймунду Луллию, бруно был знатоком искусства памяти. Он написал книги по мнемонической технике «О тенях идей» (1584) и «Песнь Цирцеи», которые, по мнению исследователей творчества бруно, восходит своими корнями к герметизму.

Космология
Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника и философию Николая Кузанского, бруно высказывал ряд догадок: об отсутствии материальных небесных сфер, о безграничности Вселенной, о том, что звёзды — это далёкие солнца, вокруг которых вращаются планеты, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы. Отвечая противникам гелиоцентрической системы, бруно привёл ряд физических доводов в пользу того, что движение Земли не сказывается на ход экспериментов на её поверхности, опровергая также доводы против гелиоцентрической системы, основанные на католическом толковании Священного Писания. В противоположность бытовавшим в то время мнениям, он полагал кометы небесными телами, а не испарениями в земной атмосфере. бруно отвергал средневековые представления о противоположности между Землёй и небом, утверждая физическую однородность мира (учение о 5 элементах, из которых состоят все тела, — земля, вода, огонь, воздух и эфир). Он предположил возможность жизни на других планетах. При опровержении доводов противников гелиоцентризма бруно использовал теорию импетуса.

В мышлении бруно причудливо сочеталось мистическое и естественнонаучное понимание мира. По мнению ряда авторов, энтузиазм, с которым Джордано бруно приветствовал открытия Коперника, объяснялся его уверенностью в том, что гелиоцентрическая теория таит в себе глубокий религиозный и магический смысл (во время своего пребывания в Англии бруно проповедовал необходимость возврата к магической религии Египта в том виде, как она изложена в трактате «Asclepius».). Коперника бруно называет «зарёй, которая должна предшествовать восходу солнца истинной античной философии». Так, немецкий филолог и историк науки Л. Ольшки пишет в 1922 году:

Он читал лекции об учении Коперника по всей Европе, и в его руках коперниканство стало частью традиции герметизма… бруно превратил математический синтез в религиозное учение, рассматривал вселенную в тех же терминах, как это делали Раймунд Луллий, Фичино и Пико, то есть как магическую вселенную. Задачей философа ставилось воспользоваться невидимыми силами, пронизывающими вселенную, а ключ к этим силам находился у Трисмегиста.

Такие же мнения высказывали и другие авторы. Мирча Элиаде считает, что некоторое чувство превосходства Джордано бруно над Коперником вызвано его убеждением, что последний, будучи математиком, не понимает своей собственной теории, тогда как сам бруно способен расшифровать схему Коперника в качестве иероглифа божественных тайн. Подтверждение этого мнения иногда видят и в словах самого бруно:

Ноланец ответил, что он не смотрит ни глазами Коперника, ни Птолемея, но своими собственными. Эти математики — как бы посредники, переводящие слова с одного языка на другой; но затем другие вникают в смысл, а не они сами. Они же подобны тем простым людям, которые сообщают отсутствующему полководцу о том, в какой форме протекала битва, и каков был результат её, но сами-то они не понимают дела, причины и искусства, благодаря которым вот эти победили… Ему (Копернику) мы обязаны освобождением от некоторых ложных предположений общей вульгарной философии, если не сказать, от слепоты. Однако он недалеко от неё ушёл, так как, зная математику больше, чем природу, не мог настолько углубиться и проникнуть в последнюю, чтобы уничтожить корни затруднений и ложных принципов, чем совершенно разрешил все противодействующие трудности, избавил бы себя и других от многих бесполезных исследований и фиксировал бы внимание на делах постоянных и определённых.

Другие историки науки не согласны с мнением о герметическом характере космологии бруно. При этом указывается, что он приводил в поддержку идеи движения Земли сугубо физические доводы, использовал гелиоцентризм для объяснения наблюдаемых явлений, что его космология во многих отношениях радикально противоречит герметическим представлениям и основана не только на теологических, но и астрономических и логических доводах, что коперниканство вовсе не стало частью традиции герметизма. Согласно этому мнению, гелиоцентризм бруно был физическим, а не религиозным учением, хотя он и был частью его общей философской доктрины. данные авторы считают, что претензия бруно к Копернику была связана не с тем, что тот не установил связь между гелиоцентризмом и герметизмом, а что польский учёный не понял, что из гелиоцентрической системы следует отсутствие необходимости в сфере неподвижных звёзд, а также оставил в своей теории эпициклы и деференты. Ряд доводов сторонников герметической интерпретации космологии бруно подвергался критике в более поздних исследованиях. Указывается большое влияние его идей о бесконечности пространства и относительности движения на дальнейшее развитие физики.

Космологические вопросы (преимущественно его учение о множественности миров) неоднократно обсуждались во время инквизиционного следствия над бруно, особенно ближе к концу процесса. Несмотря на то, что во время процесса гелиоцентрическая система ещё не была официально запрещена инквизицией, инквизиционный трибунал указал бруно, что теория движения Земли противоречит буквальному прочтению Священного Писания. Существуют различные точки зрения на то, как повлияли космологические представления бруно на ход инквизиционного следствия. Одни исследователи полагают, что они сыграли в нём незначительную роль, и обвинения шли в основном по вопросам церковного вероучения и теологическим вопросам, другие полагают, что непреклонность бруно в некоторых из этих вопросов сыграла существенную роль в его осуждении. В дошедшем до нас тексте приговора над бруно указано, что ему инкриминируется восемь еретических положений, но приведено только одно положение, содержание остальных семи не раскрыто. В настоящее время невозможно с исчерпывающей достоверностью установить содержание этих семи положений обвинительного приговора и ответить на вопрос, входили ли туда космологические воззрения бруно.

Литературное творчество
Как поэт бруно принадлежал к приверженцам литературного гуманизма. В своих художественных произведениях — антиклерикальной сатирической поэме «Ноев ковчег», философских сонетах, комедии «Подсвечник» (1582, русский перевод 1940) — бруно порывает с канонами «учёной комедии» и создаёт свободную драматическую форму, позволяющую реалистически изобразить быт и нравы неаполитанской улицы. бруно высмеивает педантизм и суеверие, с едким сарказмом обрушивается на тупой и лицемерный аморализм, который принесла с собой католическая реакция.

Культурное влияние
Джордано долгое время жил и работал в Лондоне, а также два года трудился наборщиком в Оксфорде, и мог общаться с людьми, близкими к У. Шекспиру, или же с самим драматургом. Это нашло отражение в двух произведениях последнего: «буря» (речи Просперо) и «Бесплодные усилия любви».

бруно посвящён ряд музыкальных произведений, в частности, песня «Еретик» группы «Легион».

О Джордано бруно в Италии снят фильм «Джордано бруно» (Giordano Bruno, 1973), а в СССР (Киевской киностудией) в 1955 году — фильм «Костёр бессмертия» (в роли Джордано бруно — Владимир Дружников).

В 1988 году композитор Лора Квинт написала рок-оперу «Джордано». В главной роли — Валерий Леонтьев.

В 2013 году канадская панк-группа Crusades выпустила альбом «Perhaps You Deliver this Judgment with Greater Fear than I Receive It», посвящённый жизни Джордано бруно, с его изображением на обложке.

В честь Джордано бруно был назван один из лунных кратеров.

Поэт «серебряного» века Иван Бунин посвятил Джордано бруно одноимённое стихотворение.

Источник: https://filosoff.org/giordanobruno/

**************************************************

Бруно, Джордано
О бесконечности, вселенной и мирах

Перевод с итальянского А. Рубина
Москва: Соцэкгиз, 1936. — 256, [3] с.
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: сканированные страницы + текстовый слой

Диалог «О бесконечности, вселенной и мирах» не только является одним из основных произведений великого итальянского мыслителя Джордано Бруно, но принадлежит к небольшому числу выдающихся творений эпохи Возрождения, сыгравших громадную роль в деле пропаганды нового мирообъяснения, пламенным и неутомимым поборником которого на широкой философской основе выступил Д.Бруно.

Выпуск этой работы облегчит читателю непосредственное ознакомление с естественнонаучными взглядами Бруно.
Нужно отметить, что заглавие данного произведения Д. Бруно переводилось двояко: «О бесконечности вселенной и мирах» или «О бесконечности, вселенной и мирах». В одном случае не ставят запятой между «бесконечностью» и «вселенной», а в другом случае ставят знак препинания. Мы избрали последний вариант, поскольку в этом диалоге Бруно речь идет о бесконечности вселенной и о бесконечном числе миров. Тем более, что в итальянском издании 1584 г., корректированном самим Бруно, и в конце вступительного письма пишется «о бесконечности и вселенной и бесчисленных мирах».

Оглавление

В. Вандек и В. Тимоско. Вступительная статья 5
О БЕСКОНЕЧНОСТИ, ВСЕЛЕННОЙ И МИРАХ 45
Вступительное письмо 47
Сонеты 50
Диалог первый 53
Диалог второй 83
Диалог третий 128
Диалог четвертый 166
Диалог пятый 195
Примечания 243

Полный текст: Dzhordano_Bruno_-_O_beskonechnosti_vselennoy_i_mirakh_-_1936

 

Поклон! Ом

3 комментария

  1. Философия как спасение души от материального разврата: http://jezmmm.ru/philosophy/brus/2019/09/12/filosofiya-kak-tvorchestvo-dushi/

  2. Вот о чем я думаю и давно, господа-братья философы…
    Может быть совсем не зря закрываются/ликвидируются кафедры Философии по стране, как и ставки профессорско-преподавательского состава по данной дисциплине сокращаются нещадно.
    Не может подлинная Философия быть не свободной и подчиненной серому стандарту демона государственности, редуцированной в «философию науки».
    Может давно настала пора встать с насиженных мест, перестать быть прикормленными системой, которую вы и поносите, и начать в чистом поле (в «оливковых рощах»)) открывать философские ашрамы/школы. Где будут философию преподавать чистые духом, философы по натуре своей, а не по карьерному диплому. Учить всех желающих — Мыслить, по примеру нашего Отца Платона.
    Пора вернуть Философии ее исконный смысл — Любви к Истине и образа жизни, а не оплакивать ее кончину. Подлинная духовная философия — вневременна.
    Шаг и Путь, мудрецы-интеллектуалы! Ом.

    Искренне, Н.Шлемова (философ-любитель, к.филос.н., доцент (звание), метафизик по призванию, навсегда порвавший с официальной философией как вузовской дисциплиной.)) Поклон! Удачи нам, жрецам Истины! Аум.

  3. Ростислав Соловьёв
    17 февраля (группа в FB «Журнал ‘Вопросы философии»’)
    17 февраля 1600 года в Риме сожгли Джордано Бруно. Казни предшествовало многолетнее следствие и уговоры отказаться от своих еретических воззрений, на которые Джордано ответил отказом, так как искренне не понимал, что такого еретического в его воззрениях. Подумаешь, назвать Моисея магом и мошенником, а пророков — пьяницами и лжецами, или, опять же, логично рассудить, что муки ада не вечны и вообще, непонятно, есть ли ад или нет, потому что Бог уже давно всех простил, и сатану в том числе. Или посмеяться над тем, что дева родила Христа и осталась девой и сообщить при этом, что нет ничего постыдного в плотском грехе, а, наоборот, совокупление очень даже полезное и приятное дело, и у каждого монаха должно быть по жене. Ничего тут еретического нет, полагал Джордано, потому что всё это вполне себе согласуется с Писанием, если читать его правильно.
    Казалось бы, почему бы не отречься от всей этой чепухи и жить себе дальше?
    Именно это — жить себе дальше — и планировал сделать Джордано, всходя на костёр.
    Потому что, покинув этот мир, он непременно бы оказался в другом. Потому что этих миров бесконечное множество и бесконечно множество версий Джордано в этом бесконечном множестве бесконечных миров, которые — и миры, и версии Джордано в этих мирах — бесконечно всемогущий Бог творит, не останавливаясь.
    И поэтому никакой смерти нет. И никакого ада нет. И греха, и страдания, и наказания никакого нет.
    Есть только бесконечное странствие бессмертной души в бескрайнем океане бесконечных миров.
    В океане вечности.
    В котором «Бог, по существу, присутствию и могуществу неизречённым способом находится во всём и над всем, не как часть, не как душа, но необъяснимым образом».
    Джордано Бруно. Путешественник.
    ____________________________________________________
    Из комментариев:
    Dmitry Luzin
    «Сложная и противоречивая фигура.Но согласно материалам смертного приговора римской инквизиции(а до этого он задерживался и сидел по приговору венецианской инквизиции) сожгли его(что чудовищно!) не за поддержку Коперника и гелиоцентрической системы-а он был горячим сторонником этого(вот это фигурировало в венецианском приговоре),а за создание секты «новая философия»-включавшей в себя неоплатонизм,античный материализм,герметичную философию и пифагорейство.Секта под руководством Бруно вела достаточно активную борьбу с Ватиканом,конечной целью было вообще свержение католичества в Италии(хоть Италии в современном понятии и не существовало тогда).И главное он отрицал догматы христианства-божественную природу Иисуса,отрицал Троицу.Иисуса и апостолов вообще называл «плохими магами»,что для того времени достаточно было,чтобы отправиться на костёр».//https://www.facebook.com/groups/474694176980240/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *