Анри Бергсон. «Творческая эволюция. Материя и память» (философская классика XX века)

Бергсон Анри.
Творческая эволюция. Материя и память
Мн.: Харвест, 1999. — 1408 с.
Серия Классическая философская мысль
ISBN 985-433-532-1
Формат:  pdf
Качество: хорошее, сканированные страницы + текстовый слой + оглавление (полный текст, бесплатно!)
Язык: русский
Вниманию читателей предлагаются произведения Анри Бергсона (1859 — 1941), французского философа-идеалиста, представителя интуитивизма и философии жизни.

СОДЕРЖАНИЕ

Брокгауз и Ефрон. Бергсон 5

ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ. Пер. с франц. М. Булгакова

Введение 8

Глава первая. Развитие жизни, механизм и целесообразность 15
О времени вообще. Неорганические тела. Органические тела: старание и индивидуальность. О трансформизме и способах его истолкования. Последовательное
механическое воззрение: биология и физикохимия. Последовательная телеология: биология и философия. Поиски критерия. Исследование различных трансформистских теорий на частном примере. Дарвин и его незаметные вариации. Де-Фриз и его внезапные вариации. Эймер и ортогенезис Неоламаркизм и наследственность приобретенного. Жизненный прорыв.

Глава вторая. Различные направления в развитии жизни. Неподвижность, интеллект, инстинкт 115
Общая идея эволюционного процесса. Рост. Расходящиеся и дополняющиеся тенденции. Значение прогресса и приспособления. Отношение животного к растению. Схема животной жизни. Развитие животного мира. Главные направления развития жизни: неподвижность, интеллект, инстинкт. Первоначальная функция интеллекта. Природа инстинкта. Жизнь и сознание. Место человека в природе.

Глава третья. О смысле жизни. Порядок в природе и форма сознания 206
Отношение проблемы жизни к проблеме познания. Философский метод. Кажущийся порочный круг предлагаемого метода Действительный порочный круг обратного
метода. О возможности одновременного генезиса материи и интеллекта. Существенные функции интеллекта. Эскиз теории познания, основанной на анализе идеи беспорядка проблема видов и проблема законов. Беспорядок и два порядка. Творчество и эволюция. Материальный мир. Происхождение и назначение жизни. Существенное и случайное в жизненных процессах и в эволюционном движении. Человечество. Жизнь тела и жизнь духа

Глава четвертая. Кинематографический механизм мышления и ошибка механического мировоззрения. Обзор истории систем. Действительный процесс становления и ложный эволюционизм 300
Очерк критики системы, основанный на анализе идей о «ничто» и о «неподвижности». Существование ничто. Становление и форма Философия формы и ее концепция становления. Платон и Аристотель. Естественная склонность интеллекта Становление, по учению современной науки. Декарт, Спиноза, Лейбниц. Критика Канта. Эволюционизм Спенсера.

МАТЕРИЯ И ПАМЯТЬ. Пер. с франц. А. Баулер

Предисловие
Глава первая. Выбор образов для представления. Роль тела
Глава вторая. Узнавание образов. Память и мозг
Глава третья. О сохранении образов. Память и дух
Глава четвертая. О разграничении и фиксации образов.
Восприятие и материя. Душа и тело
Общие заключения

НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ ДАННЫЕ СОЗНАНИЯ. Пер. с франц. Б. С. Банковского
Предисловие 670
Глава первая. Интенсивность психологических состояний 672
Глава вторая. О множественности состояний сознания. Идея длительности 730
Глава третья. Об организации состояний сознания. Свобода воли 783
Заключение 850

Приложение. Ражо. Психофизиология и философия А. Бергсона 866

ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ. Пер. с франц. В. Флеровой
Восприятие изменчивости 926
Психофизиологический паралогизм 960
Сновидение 980
Воспоминание настоящего 1005
Интеллектуальное усилие 1050
Заметка о психологическом происхождении нашей веры в закон причинности 1089
Приложение. Жуссэн. Романтизм и философия Бергсона 1102

ВВЕДЕНИЕ В МЕТАФИЗИКУ. СМЕХ. Пер. с франц. В. Флеровой и И. Гольденберга
Введение в метафизику 1172
Психофизический параллелизм и позитивная метафизика 1223
Смех 1278

 

Книга: 
Источник: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_zhizni/bergson_a_tvorcheskaja_ehvoljucija_materija_i_pamjat/1-1-0-1943
____________________________________
____________________________________
Философско-психологическое творчество Анри Бергсона относится к нашим универсальным мировоззренческим научным ориентирам, призванным углубить и утвердить понятия «интуиции», «иррационализма», идеализма. Примата духа над материей.
Классические кирпичи в постройку храма Мировой Мысли кладем! Храма Знания и Духа. Ом.
(Н.А.Ш.)
**********************************************************************************************************
БИОГРАФИЯ

Анри́ Бергсо́н (фр. Henri Bergson) Родился 18 октября 1859, Париж. Дата смерти 4 января 1941, там же. Французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Профессор Коллеж де Франс (1900—1914), член Французской академии (1914). Лауреат Нобелевской премии по литературе 1927 г. «в признание его богатых и оживляющих идей, и превосходного мастерства, с которым они были представлены».

Ключевые работы: Творческая эволюция (L’Évolution créatrice. P., 1907) и Два источника морали и религии (Les Deux sources de la morale et de la religion. P., 1932).

Биография
Родился в семье пианиста и композитора Михала Бергсона (польск. Michał Bergson), впоследствии профессора Женевской консерватории, и дочери английского врача Кэтрин Левинсон. Со стороны отца Бергсон ведёт свой род от польских евреев, а со стороны матери от ирландских и английских евреев. После рождения его семья жила в Лондоне, где Анри освоил английский язык. Когда ему было восемь лет, его семья возвратилась в Париж.

В 1868-1878 годах Бергсон учился в лицее Фонтейна (современное название «лицей Кондорсе»). Он также получил еврейское религиозное образование. Однако в возрасте 14 лет он начал разочаровываться в религии и к шестнадцати годам потерял веру. По Хьюду, это произошло после знакомства Бергсона с теорией эволюции. Окончил Высшую нормальную школу, где учился в 1878–1881 годах.

После преподавал в лицеях, в Высшей нормальной школе и Коллеж Роллен. В 1889 году защитил две диссертации — “Опыт о непосредственных данных сознания” и “Идея места у Аристотеля” (на лат. языке).

Доктор философии (1889), профессор (1898), член Академии моральных и политических наук (1901). В 1900 г. получил кафедру в Колледж де Франс, оставил его по причине нездоровья.

Бергсон вёл тихую и спокойную профессорскую жизнь, сосредоточившись на своей работе. Читал курсы лекций в США, Англии, Испании. Президент Академии моральных и политических наук (1914).

В 1911 г. группа националистов-антисемитов развернула его травлю как еврея; Бергсон предпочитал не отвечать на подобные выходки.

В 1917—18 гг. выполнял дипломатические миссии в Испании и США. С 1922 года занимал пост президента Международного комитета по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций.

В конце 1920-х гг. из-за болезни постепенно целиком сосредоточился на научном творчестве. После капитуляции Франции в 1940 г. Бергсон возвратил все свои ордена и награды и, отвергнув предложение властей вывести его из-под действия антиеврейских эдиктов, будучи больным и слабым простоял в многочасовой очереди, чтобы зарегистрироваться евреем. Умер в оккупированном немцами Париже от пневмонии.

Учение
Бергсон утверждает в качестве подлинной и первоначальной реальности жизнь, которая, пребывая в некой целостности, отличается от материи и духа. Материя и дух, взятые сами по себе, являются продуктами её распада. Основные понятия, с помощью которых философ определяет сущность «жизни» — «длительность», «творческая эволюция» и «жизненный порыв». Жизнь не может быть схвачена интеллектом. Интеллект способен создавать «отвлечённые» и «общие» понятия, он — деятельность рассудка, а воспроизвести реальность во всей органичности и универсальности можно, только воссоздав её. Это под силу лишь интуиции, которая, будучи непосредственным переживанием предмета, «внедряется в его интимную сущность».

Анри Бергсон
Целостное постижение действительности может быть «эмоционально-интуитивным». Кроме того, наука всегда имеет в виду практическую полезность, а это, по Бергсону, одностороннее видение. Интуиция направляет внимание на «первичную данность» — собственное сознание, психическую жизнь. Только самонаблюдению подвластна непрерывная изменчивость состояний, «длительность», а, следовательно, и сама жизнь. На данных предпосылках выстраивается учение об эволюции органического мира, влекомого «жизненным порывом», потоком «творческого напряжения». Человек находится на самом острие творческой эволюции, причём способность осознать всю её внутреннюю мощь — удел избранных, своеобразный «божественный дар». Это объясняет элитарность культуры. В существовании человека Бергсон выделяет два «этажа», два типа социальности и морали: «закрытую» и «открытую». «Закрытая» мораль обслуживает требования социального инстинкта, когда личность приносится в жертву коллективу. В условиях «открытой» морали приоритетным становится проявление индивидуальности, создание нравственных, религиозных и эстетических ценностей.

Ключевым для его философии является понятие времени. Бергсон разделяет физическое, измеряемое время, и чистое время жизненного потока. Последнее мы переживаем непосредственно. Разрабатывал теорию памяти.

Католическая церковь вносила его сочинения в Индекс запрещенных книг, однако сам он склонился к католицизму, впрочем, оставшись в еврействе. Его философия была весьма популярна в дореволюционной России.

В литературе
В повести Франсуазы Саган «Здравствуй, грусть» Бергсон упоминается несколько раз.

В романе Джека Лондона «Маленькая хозяйка большого дома» также упоминается Бергсон:

Попробуйте, Аарон, попробуйте найти у Бергсона суждение о музыке более ясное, чем в его «Философии смеха», которая тоже, как известно, ясностью не отличается.
В романе Харуки Мураками «Кафка на пляже» также упоминается Анри Бергсон и его учение «Материя и память». В романе Генри Миллера «Тропик Козерога» упоминается Анри Бергсон и его работа «Творческая эволюция» (в переводе И. Заславской «Творческое развитие»). В романе Никоса Казандзакиса “Грек Зорба” Бергсон упоминается, как один из тех, кто оставил наиболее глубокий след в душе рассказчика. Упоминается в романе Френсиса Скотта Фицджеральда “Прекрасные и проклятые” в диалоге между Мори и Энтони.

Источник: https://filosoff.org/bergson/
*****************************************************
Название: Творческая эволюция. L`EVOLUTION CREATRICE
Автор: Анри Бергсон
М.: Терра-Книжный клуб,  2001.-  384 с.
ISBN: 5-275-00390-0
Серия: Канон философии
pdf  : 20,0 MB
Качество: отличное
Язык: русский

Творческая эволюция — одно из тех произведений, которые не только являются ключевыми в системе взглядов конкретного философа, но и аккумулируют в себе идеи целого философского направления. В этой работе в ясной и полной форме выразились идеи философии жизни в ее французском варианте. Опубликованная в 1907 году, «Творческая эволюция» принесла Бергсону славу мыслителя и писателя; именно ей он в первую очередь обязан присуждением ему в 1927 году Нобелевской премии по литературе. Хотя уже в двух первых крупных работах, «Опыте о непосредственных данных сознания (1889) и «Материи и памяти» (1896), Бергсон выступил как оригинальный и глубокий философ, именно в «Творческой эволюции» он проявил себя блестящим стилистом, способным излагать сложнейшие философские проблемы изысканным и образным языком. Концепция Бергсона, сделавшая его одним из самых влиятельных участников философского движения конца XIX — начала XX века, безусловно, родственна немецкой философии жизни и прагматизму; есть и черты, роднящие ее, при всем отличии конкретных целей, с эмпириокритицизмом, «имманентной философией» и неореализмом. Одной из таких черт стал эмпиризм, переосмысленный и расширенный; его сторонники провозглашали лозунги возврата к здравому смыслу, к непосредственному опыту. В новом контексте возрождались идеи английского эмпиризма — Юма и Беркли. Не случайно именно Беркли вошел в число наиболее чтимых Бергсоном мыслителей. Кроме внутрифилософских предпосылок, эта тенденция была обусловлена и развитием других сфер знания, естественных наук — физики, биологии — и психологии, — сильно повлиявшим на изменение картины мира. В историчности, динамизме и организицизме Бергсона главным философским открытием стала «интуиция длительности», к которой философ пришел размышляя над парадоксами Зенона. По Бергсону, именно возврат к фактам собственного сознания являет собой путь человека к самому себе, путь к истинной философии.//https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/filosofija_zhizni/anri_bergson_tvorcheskaja_ehvoljucija_l39evolution_creatrice/1-1-0-187

Книга бесплатно: tvorchesraya-evoluciya
*
Анри Бергсону — Поклон! Ом.

Один комментарий

  1. Прекрасный бесплатный ресурс, где можно найти всё!
    https://platona.net
    Дорогие друзья!
    Постоянные посетители портала уже могли заметить изменение доменного имени сайта. Отныне PlatonaNet.org.ua доступен по адресу Platona.net.
    Несмотря на переезд в международную зону, Платонанет остается прежним, а новое имя — Platona.net — в большей степени отражает цель проекта — «Философия без границ».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *