Успенский Петр. «Tertium organum. Ключ к загадкам мира»

Успенский Петр Демьянович
Русский путешественник

Русский эзотерик-исследователь, путешественник, известный в дореволюционной России журналист и писатель, математик по образованию. Проявлял интерес к метафизическим идеям «четвёртого измерения», применяя научно-аналитический подход к изучению идей современного ему тогда Нео-мистицизма.

  • Родился: 4 марта 1878 г., Москва
  • Умер: 2 октября 1947 г. (69 лет)

Автор: Успенский Петр
Название: Tertium organum
Жанр: Религия
ISBN: 5-87452-017-1, 978-5-87452-017-5
Аннотация:
Что мы знаем и чего не знаем? — Наши данные и наши искомые. -Неизвестные, принимаемые за известные. — Материя и движение. — К чему приходит позитивная философия? — Тождество неизвестных: х = у, у = х. -Что мы действительно знаем? — Существование сознания в нас и мира вне нас. — Дуализм или монизм? — Субъективное и объективное познание. — Где лежат причины ощущений? — Система Канта. — Время и пространство. — Кант и «эфир». — Замечание Маха. — С чем в действительности оперирует физик? …
Поклон! Ом
______________________________________
СОДЕРЖАНИЕ

П.Д. Успенский

Tertium organum

ГЛАВА I

Что мы знаем и чего не знаем? — Наши данные и наши искомые. -Неизвестные, принимаемые за известные. — Материя и движение. — К чему приходит позитивная философия? — Тождество неизвестных: х = у, у = х. -Что мы действительно знаем? — Существование сознания в нас и мира вне нас. — Дуализм или монизм? — Субъективное и объективное познание. — Где лежат причины ощущений? — Система Канта. — Время и пространство. — Кант и «эфир». — Замечание Маха. — С чем в действительности оперирует физик?

ГЛАВА II

Новый взгляд на проблему Канта. — Идеи Хинтона. — «Чувство пространства» и его эволюция. — Система развития чувства четвертого измерения при помощи упражнений с разноцветными кубами. — Геометрическое понятие пространства. — Три перпендикуляра. — Почему их три? — Все ли, что существует, может быть измеряемо тремя перпендикулярами? — Факты физические и факты метафизические. — Признаки существования. — Реальность идей. — Недостаточная очевидность существования материи и движения. -Материя и движение — только логические понятия, как «добро» и «зло»

ГЛАВА III

Что мы можем узнать о четвертом измерении, изучая геометрические отношения внутри нашего пространства? — Каким должно быть отношение трехмерного тела к четырехмерному? — Четырехмерное тело как след от движения трехмерного тела по направлению, в нем не заключающемуся. -Четырехмерное тело как состоящее из бесконечного количества тел трехмерных. — Трехмерное тело как разрез четырехмерного. — Части тел и целые тела в трех и в четырех измерениях. — Несоизмеримость трехмерного и четырехмерного тела. — Материальный атом как разрез линии четвертого измерения

ГЛАВА IV

В каком направлении может лежать четвертое измерение? — Что такое движение? — Два рода движения — движение по пространству и движение по времени, — заключающиеся во всяком движении. — Что такое время? — Две идеи, заключающиеся в понятии времени. — Новое протяжение пространства и движение по этому пространству. — Время как четвертое измерение пространства. — Невозможность понять идею 4-го измерения без идеи 5-го измерения. — Идея движения и «чувство времени». — Чувство времени как граница (поверхность) чувства пространства. — Хинтон о законе поверхностей. — «Эфир» как поверхность. — Идея Римана о переходе времени в пространство в четвертом измерении. — Настоящее, прошедшее и будущее. — Почему мы не видим прошедшего и будущего? — Жизнь на ощупь. — Вундт о нашем чувственном познании

ГЛАВА V

Пространство четырех измерений. — «Временное тело» Линга Шарира. -Форма человеческого тела от рождения до смерти как переменная величина. -Несоизмеримость трехмерного и четырехмерного тела. — Флюэнты Ньютона. -Нереальность постоянных величин. — Правая и левая рука в трехмерном и четырехмерном пространстве. — Различия трехмерного и четырехмерного пространства. — Не два разных пространства, а два разных способа восприятия одного и того же мира

ГЛАВА VI

Способы исследования проблемы высших измерений. — Аналогия между воображаемыми мирами разных измерений. — Одномерный мир на линии. -«Пространство» и «время» одномерного существа. — Двумерный мир на плоскости. — «Пространство» и «время»: «эфир», «материя» и «движение» двумерного существа. — Реальность и иллюзия на плоскости. — Невозможность видеть «угол». — Угол как движение. — Непостижимость для двумерного существа функций предметов нашего мира. — Феномены и ноумены двумерного существа. — Каким образом плоское существо могло бы постигнуть третье измерение?

ГЛАВА VII

Невозможность математического определения измерений. — Почему математика не чувствует измерений? — Полная условность изображения измерений степенями. — Возможность представить себе все степени на линии. — Кант и Лобачевский. — Различие неэвклидовой геометрии и метагеометрии. — Где должны мы искать объяснения трехмерности мира, если верны идеи Канта? — Не заключаются ли условия трехмерности мира в нашем воспринимательном аппарате, в нашей психике?

ГЛАВА VIII

Наш воспринимательный аппарат. — Ощущение. — Представление. -Понятие. — Слова и речь. — Искусство как язык будущего. — В какой мере трехмерность мира зависит от свойств нашего воспринимательного аппарата? -Что могло бы доказать эту зависимость? — Где мы можем найти реальное подтверждение этой зависимости? — Психика животных. — В чем ее отличие от человеческой? — Рефлекс. — Раздражаемость клетки. — Инстинкт. — Приятное и неприятное. — Эмоциональное мышление. — Отсутствие понятий. — Язык животных. — Логика животных. — Разные уровни психики животных. — Гусь, кошка, собака и обезьяна.

ГЛАВА IX

Восприятие мира человеком и животным. — Иллюзия животного и отсутствие у него контроля над восприятиями. — Мир движущихся плоскостей. — Углы и кривые как движение. — Третье измерение как движение. — Двумерный вид нашего трехмерного мира для животных. — Животное как реальное двумерное существо. — Низшие животные как одномерные существа. — Время и пространство улитки. — Чувство времени как неясное чувство пространства. -Время и пространство собаки. — Изменение мира при изменении психического аппарата. — Доказательство проблемы Канта. — Трехмерный мир — иллюзорное представление

ГЛАВА Х

Пространственное понимание времени. — Углы и кривые четвертого измерения в нашей жизни. — Есть движение в мире или нет? — Механическое движение и «жизнь». — Биологические явления как проявления движений, идущих в высшем пространстве. — Эволюция чувства пространства. — Рост чувства пространства и уменьшение чувства времени. — Переход чувства времени в чувство пространства. — Идея времени как вытекающая из сравнения разных полей сознания. — Затруднение со стороны наших понятий и нашего языка. -Необходимость искать способ пространственного выражения временных понятий

ГЛАВА XI

Анализ явлений. — Что определяет для нас разные роды явлений? -Способы и формы перехода явлений одного порядка в другой. — Явления движения. — Явления жизни. — Явления сознания. — Центральный вопрос нашего познания мира: какой род явлений первоначален и производит другие? -Может ли лежать движение в начале всего? — Законы перехода энергии. -Простой переход и освобождение скрытой энергии. — Различная освобождающая сила разных родов явлений. — Сила механической энергии, сила живой клетки и сила идеи. — Феномены и ноумены нашего мира

ГЛАВА XII

Явная и скрытая сторона жизни. — Позитивизм как изучение феноменальной стороны жизни. — В чем заключается «двумерность» позитивной философии? -Рассмотрение всего на одной плоскости, в одной физической последовательности. — Ручьи, текущие под землей. — Что может дать изучение жизни как феномена? — Искусственный мир, который строит себе наука. -Отсутствие в действительности законченных и отдельных явлений. — Новое ощущение мира

ГЛАВА XIII

Голоса камней. — Стена церкви и стена тюрьмы. — Мачта корабля и виселица. — Тени палача и подвижника. — Различное комбинирование в высшем пространстве известных нам явлений. — Связанность явлений, кажущихся нам отдельными, и различие явлений, кажущихся одинаковыми. — Как должны мы приближаться к ноуменальному миру? — Понимание вещей не в категориях времени и пространства. — Реальность очень многих «образных выражений». -Оккультное понимание энергии. — Письмо индуса-оккультиста. — Искусство как познание ноуменального мира. — Искусство и любовь. — Творчество любви. -Любовь и оккультизм. — Что мы видим и чего не видим? — Диалог Платона о пещере

ГЛАВА XIV

Феноменальная и ноуменальная сторона человека. — «Человек в себе». -Как мы познаем внутреннюю сторону человека? — Можем ли мы узнать о существовании сознания, находящегося в не аналогичных нашим условиям пространства? — Мозг и сознание. — Единство мира. — Логическая невозможность одновременного существования духа и материи. — Или все дух, или все материя. — Разумные и неразумные действия в природе и в жизни человека. — Могут ли существовать разумные действия рядом с неразумными? -Мир как случайно создавшаяся механическая игрушка. — Невозможность сознания в механической Вселенной. — Невозможность механичности при существовании сознания. — Факт человеческого сознания, нарушающий механическую систему. — Сознания других разрезов мира. — Как мы можем узнать о них? — Шестое измерение. — Кант о духах. — Спиноза о познании невидимого мира. -Необходимость интеллектуального определения того, что может быть и чего не может быть в ноуменальном мире.

ГЛАВА XV

Сознательная Вселенная. — Разные виды сознаний. — Разные линии сознательности. — Одушевленная природа. — Души камней и души деревьев. -Душа леса. — Человеческое «я», как коллективное сознание. — Человек как сложное существо. — «Человечество» как существо. — Мировое сознание. -Лицо Махадевы. — Проф. Джемс о мировом сознании. — Идеи Фехнера. -Зенд-Авеста. — Живая земля.

ГЛАВА XVI

Сознание и жизнь. — Жизнь как познавание. — Сознание как реализация существования. — Интеллект и эмоции. — Эмоции как орудие познания. -Эволюция эмоций с точки зрения познания. — Чистые и нечистые эмоции. -Личные и сверхличные эмоции. — Уничтожение элемента себя, как средство приближения к истинному познанию. — «Будьте как дети…». — «Блаженны чистые сердцем…». — Ценность морали с точки зрения познания. -Недостатки интеллектуализма. — Дредноуты как венец интеллектуальной культуры. — Опасности морализма. — Моральный эстетизм. — Религия и искусство как организованные формы эмоционального познавания. — Познание Бога и познание красоты.

ГЛАВА XVII

Интеллектуальный метод. — Объективное и субъективное познание. -Изучение «не-я» и изучение «я». — Невозможность объективного исследования «я». — Границы объективного познания. — Возможность расширения субъективного познания. — Поглощение всего «не-я» в «я». — Идея Плотина. — Разные формы сознания. — Сон (потенциальное состояние сознания). -Сновидение (сознание, заключенное в себе самом, отраженное от себя). -Бодрствующее сознание (дуалистическое ощущение мира, разделение «я» и «не-я»). — Экстаз («выхождение из себя»), «турья» (абсолютное сознание всего как себя). — «Капля, поглощающая океан». — «Нирвана».

ГЛАВА XVIII

Ощущение бесконечности. — Первое испытание неофита. — Невыразимая тоска. — Потеря всего реального. — Что должно было бы испытывать животное, становясь человеком? — Переход к новой логике. — Наша логика как основанная на наблюдении законов феноменального мира. — Непригодность ее для изучения мира ноуменов. — Необходимость другой логики. — Аналогичность аксиом логики и математики. — Две математики. — Математика реальных величин (бесконечных и переменных); и математика нереальных, воображаемых величин (конечных и постоянных). — Трансфинитные числа. — Числа, лежащие за бесконечностью. — Возможность разных бесконечностей.

ГЛАВА XIX

Переход к высшей логике у человека. — Необходимость отказаться от всего «реального». — «Нищета духом». — Признание реальным только бесконечного. — Законы бесконечного. — «Оrgаnon» Аристотеля и «Novum Organum» Бэкона. — Логика бесконечного — Tertium Organum. — Высшая логика как орудие мысли, как ключ к тайнам природы, к скрытой стороне жизни, к миру ноуменов. — Определение мира ноуменов на основании всего предыдущего. -Ощущение ноуменального мира неподготовленным сознанием. — «Трижды непознаваемая тьма, созерцание которой способно всякое знание превратить в неведение».

ГЛАВА XX

Теософия Макса Мюллера. — Древняя Индия. — Философия Веданты. — Tat tvam asi. — Познание расширенным сознанием как реальность. — Мистика разных веков и народов. — Единство переживаний. — «Tertium Organum» как ключ к мистике. — Признаки ноуменального мира. — Трактат Плотина «О Красоте» как непонятная система высшей логики. — Просветления Якова Беме. — «Арфа со многими струнами, из которых каждая струна такая же Арфа». -Мистика «Добротолюбия», св. — Авва Дорофей и другие. — Климент Александрийский. — Лао-цзы и Чжуан-цзы. — «Свет на Пути» и «Голос Безмолвия». — Мусульманские мистики. — Поэзия суфиев. — Мистические состояния под наркозом. — Анестезическое откровение. — Опыты проф. -Джемса. — Достоевский о «времени» («Идиот»). — Влияние природы на душу человека.

ГЛАВА XXI

«Космическое сознание» д-ра Бекка. — Три формы сознания по Бекку. -Простое сознание или сознание животных. — Самосознание или сознание человека. — Космическое сознание. — Рост сознания. — В чем он выражается? — Ощущение, представление, понятие, высшее моральное понятие — творческая интуиция. — Люди космического сознания. — Грехопадение Адама. — Познание добра и зла. — Христос и спасение человека. — Законы эволюции. -Единичные признаки, постепенно делающиеся общими. — Рождение нового человечества. — Высшая раса. — Сверхчеловек. — Общие этапы эволюции разных сторон человеческого духа. — Таблица четырех стадий психической эволюции

Заключение

И клялся…

что времени уже не будет.

Апокалипсис, 10:6

…Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви,

могли постигнуть со всеми святыми, чтo —

широта и долгота, и глубина, и высота.

Апостол Павел. Послание к Ефесянам, 3:18

Источник: https://royallib.com/book/uspenskiy_petr/Tertium_organum.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *