Памяти о. Павла Флоренского! Поклон! Аминь || «У водоразделов мысли». «Иконостас»! Ом

Священник Русской православной церкви, богослов, религиозный философ, поэт, учёный, инженер.

  • Родился: 9 января 1882 г., Евлах
  • Умер: 8 декабря 1937 г. (55 лет), Ленинградская область
  • Чем известен: Теодицея, имяславие, антисемитизм
  • Дети: Кирилл Павлович Флоренский
  • Цитата: Мои милые, грех, который особенно тяжело было бы мне видеть в вас, это зависть. Не завидуйте, мои дорогие, никому. Не завидуйте, это измельчает дух и опошляет его. Если уж очень захочется что-то иметь, то добывайте и просите у Бога, чтобы было желаемое у вас. Но только не завидуйте. Мещанство душевное, мелочность, дерзкие сплетни, злоба, интриги — все это от зависти. Вы же не завидуйте, утешьте меня…

*************************************************

БИОГРАФИЯ см.: https://www.pravmir.ru/svyashhennik-pavel-florenskij-russkij-leonardo/

**************************************************

Павел Флоренский. Русский Леонардо

**************************************************

Флоренский П.А. - Сочинения в 4 томах. Т. 3(1)
Флоренский Павел
Сочинения в четырех томах. Том 3. Книга 1
   
М.: Мысль, 2000.— 621, [1] с.
ISBN 5-244-00241-4
ISBN 5-244-00916-8
Серия Философское наследие, т 128
Формат: djvu   15,2 Мб
Качество: хорошее, сканированные страницы, текстовый слой, оглавление
Язык: русский
В третьем томе Сочинений священника Павла Флоренского впервые публикуется неизвестный до сих пор в полном объеме один из главных трудов философа—«У водоразделов мысли». 1-я часть (М., 1990) существенно дополнена найденными в архиве ученого приложениями, подготовительными материалами и авторскими комментариями; 2-я и 3-я части ранее не издавались.

СОДЕРЖАНИЕ

Игумен Андроник (Трубачев). История создания цикла «У водоразделов мысли» 5

Часть первая. (ОБРАЗ И СЛОВО) 27
I. НА МАКОВЦЕ (из частного письма) 28
II. ПУТИ И СРЕДОТОЧИЯ (вместо предисловия) 34
(Приложенис 1.) Философская антропология 40
(Приложение 2.) Заметки по антропологии 44
(Приложение 3.) «Философская антропология—в духе Баадсра…» 45
III. ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА 46
Примечания 98
(Приложение 1.) Краткая запись обсуждений доклада П. А. Флоренского «Об обратной перспективе», прочитанного в Византийской секции МИХИМ (29 октября) 1920-го года 101
IV. МЫСЛЬ И ЯЗЫК 104
1. НАУКА КАК СИМВОЛИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 104
2. ДИАЛЕКТИКА 118
(Приложение.) Диалектика 141
3. АНТИНОМИЯ ЯЗЫКА 141
4. ТЕРМИН 185
(Приложение 1.) Специальный курс с коллоквиумом для студентов 3-го курса Московской Духовной Академии. Из истории философской терминологии 210
(Приложение 2. Запись пропорции на полях «Спецкурса») 211
(Приложение 3. Записка из подготовительных материалов) 211
(Приложение 4. Ранний план статьи «Термин») 211
(Приложение 5. План статьи «Термин») 212
5. СТРОЕНИЕ СЛОВА 212
6. МАГИЧНОСТЬ СЛОВА 230
(Приложение. А. Ф. Лосев. Термин «магия» в понимании П. А. Флоренского) 249
7. ИМЯСЛАВИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА 252
(Приложение 1.) От Редакции. (Предисловие священника Павла Флоренского к книге иеросхимонаха Антония (Булатовича) «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». М.: Изд. «Религиозно-философской библиотеки», 1913) 287
(Приложение 2. Письмо священника Павла Флоренского иеросхимонаху Антонию (Булатовичу)) 295
(Приложение 3. Замечания священника Павла Флоренского на книгу иеросхимонаха Антония (Булатовича) «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». М., 1913) 296
( Приложение 4. Письмо священника Павла Флоренского Ивану Павловичу Щербову) 296
( Приложение 5. Тезисы об Имени Божнем из Послания Святейшего Синода от 18 мая 1913 г.) 298
(Приложение 6. Примечания священника Павла Флоренского к статье архиепископа Никона) «Великое искушение около святейшего Имени Божия» 299
(Приложение 7. Примечания священника Павла Флоренского к статье С. Троицкого) «Афонская смута» 344
( Приложение 8. Священник Павел Флоренский.) Архиепископ Никон—распространитель «ереси» 348
(Приложение 9. Отрывок из письма священника Павла Флоренского архиепископу Антонию (Храповицкому). 29 декабря 1915 г.) 351
(Приложение 10. Священник Павел Флоренский. Проект текста для нового послания об Имени Божием. Ок. 1917 г.) 351
(Приложение 11.) Об Имени Божием (1921> 352
(Приложение 12. Отрывок письма, написанного священником Павлом Флоренским по просьбе о. архимандрита Давида в ответ на письмо имеславцев с Кавказа. 1923) 362
V. ИТОГИ 364

(Часть вторая.) ВОПЛОЩЕНИЕ ФОРМЫ (ДЕЙСТВИЕ И ОРУДИЕ) 373
I. HOMO FABER 374
II. ПРОДОЛЖЕНИЕ НАШИХ ЧУВСТВ 383
III. ОРГАНОПРОЕКЦИЯ 402
IV. СИМВОЛИКА ВИДЕНИЙ 422
V. ХОЗЯЙСТВО 434
VI. МАКРОКОСМ И МИКРОКОСМ 440
( Приложение 1. Священник Павел Флоренский. Окончание лекции «Макрокосм и микрокосм». 1917.IX.21) 447
(Приложение 2. П. А. Флоренский.) Письмо Вл. Ив. Вернадскому 449

Часть третья. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ  453
I. (ПОНЯТИЕ ФОРМЫ.) ЦЕЛОЕ 454
II. DIVINA SIVE AUREA SECTIO. (ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ) 460
III. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ПРИМЕНЕНИИ К РАСЧЛЕНЕНИЮ ВРЕМЕНИ. (ЦЕЛОЕ ВО ВРЕМЕНИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ. ЦИКЛЫ РАЗВИТИЯ) 469
IV. СМЫСЛ ЗАКОНА ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ. (SIGNATURA NERUM. ФОРМУЛА ФОРМЫ) 482
V. РАЗБОР НЕКОТОРЫХ СУЖДЕНИЙ О ЗАКОНЕ ЦЕЙЗИНГА 487
(Приложение 1. Целое) 493
( Приложение 2.) О золотом сечении античных трагедий 497
(Приложение 3.) Расчленение литургии золотыми сечениями 498

ПРИМЕЧАНИЯ. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 503
Примечания « 504
Указатель имен 614 //Источник: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_russkaja/florenskij_p_a_sochinenija_v_4_tomakh_t_3_1/15-1-0-1968

Скачать бесплатно:

**************************************************

Священник Павел Флоренский
ИКОНОСТАС

В работе отец Павел проводит блестящий анализ иконописи. Он разбирает как искусствоведческую («техническую») сторону феномена иконы, так и богословскую, философскую. Удивительно начало «Иконостаса». Автор разбирает логику сновидения, логику «иного мира». Мира, где цель предшествует следствию. Где цель и причина события суть одно. Это один из многих ходов отца Павла, который роднит его с магистральными направлениями западной философии: интерес к сновидению, шире к бессознательному, в данном случае. Но как по иному видит эти вещи Флоренский! Экскурс в сновидческую логику вводит читателя «Иконостаса» в проблематику иконы — «окна в иной мир», готовит к пониманию «обратной перспективы». Собственно основа, на которой Флоренский строит свою теорию иконы, это двуплан горнего и дольнего, видимого и невидимого. Мистикам, святым дано видеть духовную реальность непосредственно. Церковь же многообразно доносит этот опыт горнего до всех своих членов. Икона и есть такой слепок с опыта святых, вещественно данная духовная реальность. Икона такая «странная», потому что она адекватна предмету своего изображения — «странному», «другому» миру. Реальность диктует средства своего изображения. Как и все книги Флоренского, «Иконостас» — «густая книга», по выражению Розанова. Читатель найдет здесь блестящие искусствоведческие анализы, разборы догмата Седьмого Вселенского собора, паламитского догмата о неизреченном различии энергии и сущности в Боге, рассуждения об иконописном каноне, сравнений православной иконописи с западной религиозной живописью (из которых Флоренский делает смелые культурологические обобщения), о самих материалах иконы: золоте, дереве. И многое, многое другое.Чем была бы православная иконопись без философии православия? Откуда пошло древнее убеждение в том, что «иконный мастер», который станет писать не по канонному Преданию, но от своего измышления, повинен вечной муке? И каковым казалось — или постигалось? — Андрею Рублеву или Феофану Греку «воплощение истины вещей»? Вот лишь немногие из тем, что поднимаются в этой книге.//https://vk.com/wall-136581840_7314

*****************************************************
Стихи о. Павла Флоренского: https://azbyka.ru/fiction/1/duxovnaya-poeziya/florenskij-pavel-svyashhennik/

Флоренский Павел, священник

Павел Александрович Флоренский, священник, родился в 1882 г. в Закавказье, возле местечка Евлах, Елисаветпольской губернии (ныне — Азербайджан), в семье инженера-путейца.
В 1893–99 гг. учился во Второй тифлисской гимназии, окончил ее с золотой медалью, по ее окончании поступил на физико-математическое отделение Московского университета. Во время учебы в университете познакомился с поэтом Андреем Белым, а через него и с другими литераторами (В.Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, А. А. Блок); сблизился с “Братством христианской борьбы” (В. Эрн, А. Ельчанинов, С. Булгаков, В. Свенцицкий). Писал статьи для журналов “Новый путь” и “Весы”.
В 1904 г. окончил университет и был оставлен при кафедре, стал писать кандидатское сочинение по теме “Об особенностях плоских кривых, как местах нарушения непрерывности”.
В сентябре 1904 г. поступил в Академию и переселился в Сергиевский Посад.
В марте 1906 г. в храме Московской Духовной академии произнес проповедь “Голос крови” по поводу казни лейтенанта Шмидта, за это был арестован и на неделю помещен в Таганскую тюрьму.
Будучи на четвертом курсе, 17 сентября 1908 г. прочитал две пробные лекции по истории философии, и 23 сентября был утвержден в качестве и. о. доцента кафедры истории философии. Преподавал до 1919 г. (до закрытия академии).
В 1911 г. рукоположен во диаконы, затем в священники (не занимая приходской должности). Служил в домовой церкви приюта Красного Креста в Сергиевом Посаде.
С сентября 1911 г. по май 1917 г. работал редактором “Богословского вестника”.
В 1908 г. первый вариант книги “Столп и утверждение Истины” был защищен им в качестве кандидатского сочинения по теме “О религиозной истине”.
В 1914 г. защитил магистерскую диссертацию “О духовной истине” (книга “Столп и утверждение Истины”) — 19 мая 1914 г. был утвержден в звании магистра богословия и в звании экстраординарного профессора на кафедре истории философии.
На войну с Германией отреагировал тем, что в 1915 г. уехал на фронт в качестве полкового священника военно-санитарного поезда.
После Октябрьской революции Флоренский работает ученым секретарем комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, преподает в Сергиевском институте народного образования (читал лекции по физике и математике), принимает участие в деятельности Всероссийской ассоциации инженеров и Русского общества электротехников.
С 1920 г. работал в различных государственных учреждениях. Был заведующим научно-техническими исследованиями завода “Карболит” (занимался технологией пластмассы); с 1921 г. работал в Главэнерго ВСНХ РСФСР, старшим научным сотрудником комитета электрификации СССР; был профессором Высших художественных технических мастерских (ВХУТЕМАС) по кафедре “Анализ пространственности в художественных произведениях” (до 1924 г. читал лекции по теории искусств); с 1920 г. — зав. отдела материаловедения Государственного экспериментального электротехнического института; с 1924 г. — зав. лаборатории испытания материалов; в 1930 г. назначен помощником директора Государственного экспериментального электротехнического института по научной части. Изучал на Кавказе возможности производства плавленого базальта. В 1927–28 гг. участвовал в редактировании “Технической энциклопедии” (в 23 томах, 1927–1931 гг.) — член общей редакции и редактор отдела “Материаловедение”, автор 127 статей.
В 1921 г. был закрыт Сергиево-Посадский храм, где Флоренский служил священником.
21 мая 1928 г. был арестован, 8 июня сослан в Нижний Новгород, где работал в радиолаборатории, но уже в сентябре благодаря хлопотам Е. Н. Пешковой вернулся домой. В феврале 1932 г. снова арестован, 26 июля осужден “тройкой” по ст. 58, п.10–11, на десять лет исправительно-трудовых лагерей, 13 августа отправлен в лагерь “Свободный”. 1 декабря прибыл в лагерь и был определен работать в научно-исследовательском отделении БАМЛАГа. 10 февраля 1934 г. отправлен в Сковородино на опытную мерзлотную станцию. Здесь он занимался работами, легшими в основу книги Н. И. Быкова и Н. П. Каптерева “Вечная мерзлота и строительство на ней” (1940).
В 1934 г. в лагере его посетили жена и дети. С ними было передано предложение от Чехословацкого правительства договорится с правительством СССР о выезде Флоренского в Чехословакию. Он ответил решительным отказом. После посещения семьи был отправлен (1 сентября) в Соловецкий лагерь (3‑я часть 8‑го Соловецкого отделения “Беломорканала”). В лагере работал на заводе йодпрома, где занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей, получил на этих исследованиях более десяти патентов.
В 1937 г. вторично осужден особой тройкой УНКВД по Ленинградской области, вслед за чем, предположительно, расстрелян.
В 1958 г. реабилитирован постановлением Московского городского суда. По запросу суда Невский ЗАГС г. Ленинграда дал информацию, что П.А. Флоренский умер 15 декабря 1943 г. По запросу семьи в Управление КГБ СССР в 1989 г. Калининский ЗАГС г. Москвы дал официальную информацию о смерти 8 декабря 1937 г.

О плагине Наталья Шлемова

Автобиографическое читать здесь: https://proza.ru/2018/12/18/1050. + Вместо предисловия: http://www.proza.ru/2017/06/16/1454 ...

Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *