Адорно В. Теодор. Эстетическая теория

Адорно В. Теодор
Эстетическая теория / Пер. с нем. А. В. Дранова. — М.: Республика, 2001. — (Философия искусства). — 527 с.
ISBN 5-250-01806-8

© Theodor W. Adorno
ÄSTHETISCHE THEORIE
Hrsg, von Grctel Adorno und Rolf Tiedemann. — 13. Aufl. — Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1995.

Выдающийся немецкий философ Теодор В. Адорно (Визенгрунд-Адорно) (1903-1969) — один из главных представителей Франкфуртской школы, автор многих работ по проблемам культуры, искусства, литературы, теории познания, философии морали, социологии, музыкальной критики. «Эстетическая теория» — последняя большая работа Адорно, один из наиболее значительных трудов в современной западной философии искусства. Адорно рассматривал его как итог всей своей творческой жизни.
На русском языке книга издается впервые и адресуется читателям, интересующимся проблемами современной эстетики, спецификой искусства и его историческими судьбами.

ИСКУССТВО, ОБЩЕСТВО, ЭСТЕТИКА 5
Утрата самоочевидности искусства 5
К вопросу о происхождении 7
Истинное содержание и жизнь произведений 8
Об отношении между искусством и обществом 10
Критика психоаналитической теории искусства 15
Теории искусства Канта и Фрейда 17
«Наслаждение искусством» 22
Эстетический гедонизм и счастье познания 24
СИТУАЦИЯ 27
Распад материалов 27
Разыскусствление искусства; к критике индустрии культуры 28
Язык страдания 31
Философия истории нового 32
К проблеме инвариантности; эксперимент (I) 37
Защита «измов» 39
«Измы» как секуляризованные школы 40
Осуществимость и случайность; современность и качество 42
«Вторая рефлексия» 43
Новое и длительность 43
Диалектика интеграции и «субъективный пункт» 46
Новое, утопия, негативность 51
Современное искусство и индустриальное производство 52
Эстетическая рациональность и критика 54
Канон запретов 55
Эксперимент (II). Серьезность и безответственность 58
Идеал «черноты» 61
Отношение к традиции 63
Субъективность и коллектив 64
Солипсизм, миметическое табу, совершеннолетие 65
Профессия 67
Выражение и конструкция 68
О КАТЕГОРИЯХ БЕЗОБРАЗНОГО, ПРЕКРАСНОГО И ТЕХНИКИ 71
О категории безобразного 71
Социальный аспект и философия истории безобразного 74
О понятии прекрасного 78
Мимесис и рациональность 81
О принципе конструкции 86
Технология 88
Диалектика функционализма 91
ПРИРОДНО-ПРЕКРАСНОЕ 93
Приговор природно-прекрасному 93
Природно-прекрасное как «выход из рамок» 94
О ландшафте культуры 96
Прекрасное в природе и в искусстве неразрывно 98
Опыт природы исторически деформирован 101
Эстетическое восприятие, рассматриваемое аналитически 103
Природно-прекрасное как прерванная история 104
Определенная неопределенность 106
Природа как шифр умиротворенного 108
Метакритика гегелевской критики природно-прекрасного 110
Переход от прекрасного в природе к прекрасному в искусстве 114
ПРЕКРАСНОЕ В ИСКУССТВЕ: АППАРИЦИЯ, ОДУХОТВОРЕННОСТЬ, НАГЛЯДНОСТЬ 116
«Больше» чем видимость 116
Эстетическая трансцендентность и расколдовывание 117
Просвещение и священный трепет 118
Искусство и то, что ему чуждо 120
Несуществующее 122
Образный характер 124
«Взрыв» 125
Коллективное содержание образа 127
Искусство как духовное явление 129
Имманентность произведений и гетерогенность 132
Об эстетике духа у Гегеля 134
Диалектика одухотворения 136
Одухотворение и хаотичность 139
Апоретическая наглядность искусства 140
Наглядность и понятийность; вещный характер 144
ВИДИМОСТЬ И ВЫРАЖЕНИЕ 149
Кризис видимости 149
Видимость, смысл, tour de force 155
О спасении видимости; гармония и диссонанс 158
Выражение и диссонанс 162
Субъект — объект и выражение 164
Выражение как характер языка 165
Господство и понятийное познание 167
Выражение и мимесис 168
Диалектика внутреннего мира; апории выражения 170
ЗАГАДОЧНОСТЬ, ПРАВДИВОСТЬ, МЕТАФИЗИКА 174
Критика и спасение мифа 174
Миметическое и нелепое 175
Cui bono? 176
Загадочность и понимание 177
«Ничто не остается неизменным» 180
Загадка, письмо, интерпретация 183
Интерпретация как подражание 184
«Блок» 185
Прерванная трансцендентность 186
Загадочность, правдивость, абсолютность 187
Об истинности художественных произведений 188
Искусство и философия; коллективное содержание искусства 191
Истина как видимость очевидного 193
Мимесис смертельного и примирения 195
Метексис мрачного 198
ГАРМОНИЧНОСТЬ И СМЫСЛ 200
Логичность 200
Логика, причинность, время 202
Целесообразность без цели 204
Форма 206
Форма и содержание 210
Понятие артикуляции (I) 214
К понятию материала 216
К понятию материи; интенция и содержание 218
Интенция и смысл 221
Кризис смысла 223
Понятие гармонии и идеология замкнутости 229
Утверждение 232
Критика классицизма 234
СУБЪЕКТ — ОБЪЕКТ 238
Двойственное значение субъективного и объективного; об эстетическом чувстве 238
Критика кантовского понятия объективности 240
Трудное равновесие 242
Языковой характер и коллективный субъект 243
К диалектике субъекта и объекта 246
Гений 247
Оригинальность 250
Фантазия и рефлексия 251
Объективность и овеществление 254
К ТЕОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 256
Процесс эстетического опыта; произведение как процесс 256
Преходящее 259
Артефакт и генезис 260
Художественное произведение как монада и его имманентный анализ 262
Искусство и художественные произведения 264
История как структурообразующий момент произведений; что значит понятность 266
Принуждение к объективации и диссоциирование 267
Единство и множественность 271
Категория интенсивности 273
«Почему произведение по праву называют прекрасным?» 274
Глубина 276
Понятие артикуляции (II) 277
К дифференциации понятия «прогресс» 278
Развертывание производительных сил 280
Изменение произведений 281
Интерпретация, комментарий, критика 282
Истинное содержание произведения с исторической точки зрения; возвышенное в природе и искусстве 283
Возвышенное и игра 286
ВСЕОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ 290
Номинализм и упадок жанров 290
К вопросу об эстетике жанров в античности 294
К философии истории общепринятых норм и правил 295
К понятию стиля 298
Прогресс в искусстве 301
История искусства как неоднородный процесс 303
Прогресс и овладение материалом 305
Техника 308
Искусство в индустриальную эпоху 313
Номинализм и открытая форма 317
Конструкция; статика и динамика 320
ОБЩЕСТВО 325
Двойственный характер искусства: fait social и автономия; к вопросу о фетишизме 325
Рецепция и производство 329
Выбор материала; художественный субъект; отношение к науке 332
Искусство как образ поведения 335
Идеология и истина 336
Вина 338
О рецепции нового искусства 339
Взаимосвязь искусства и общества 341
Критика катарсиса; китч и вульгарность 343
Отношение к практике; воздействие, переживание, потрясение 348
Ангажированность 355
Эстетизм, натурализм, Беккет 358
Против управляемого искусства 361
Возможность искусства сегодня 362
Автономия и гетерономия 364
Политический выбор 366
Прогресс и реакция 369
Искусство и нищета философии 372
Первостепенное значение объекта и искусство 373
Проблема солипсизма и ложное примирение 374
PARAEIPOMENA 377
Теории происхождения искусства 462
РАННЕЕ ВВЕДЕНИЕ 471
Устаревшее в традиционной эстетике 476
Изменение функции наивного 476
Традиционная эстетика и современное искусство непримиримы 480
Истинность и фетишизм произведений искусства 483
Принуждение к эстетике 484
Эстетика как убежище метафизики 487
Эстетический опыт как объективное понимание 490
Имманентный произведению анализ и эстетическая теория 494
К диалектике эстетического опыта 495
Всеобщее и особенное 497
Критика феноменологического исследования происхождения 499
Отношение к гегелевской эстетике 500
Открытый характер эстетики; эстетика формы и содержания (I) 501
Эстетика формы и содержания (II); нормы и принципы 504
Методология, «вторая рефлексия», история 506
Послесловие немецких издателей 510
Примечания 517
Указатель имен 519

2001_Teodor_V_Adorno_Esteticheskaya_teoria — в pdf

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *