Бердяев Н.А. — Истоки и смысл русского коммунизма (1990)

БЕРДЯЕВ Николай Александрович [6 (18) марта 1874, Киев – 23 марта 1948, Кламар, близ Парижа] – русский философ, публицист. Воспитывался в Киевском кадетском корпусе. С 1894 учился на естественном, потом на юридическом факультете университета Св. Владимира (Киев). Увлечение марксизмом, участие в социал-демократическом движении стали причиной ареста Бердяева и исключения его из ун-та (1898). Правда, уже в первой крупной работе «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском» (1901) признание марксистского историзма соседствует с критическими характеристиками «философского материализма». Участие Бердяева в сб. «Проблемы идеализма» (1902) ознаменовало окончательный переход мыслителя на позиции метафизики и религиозной философии. В 1904–05 он редактирует религиозно-философские журналы «Новый путь» и «Вопросы жизни». В годы после первой рус. революции выступает против российского радикализма как «левого», так и «правого» толка (ст. «Философская истина и интеллигентская правда» в сб. «Вехи», 1909; «Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии», 1910). Главными в этот период для определения философской позиции Бердяева стали книги «Философия свободы» (1911) и «Смысл творчества» (1916). Отношение к февральской революции у него было двойственным: падение монархии он считал неизбежным, но и «вступление в великую неизвестность» послереволюционного будущего воспринималось им как чреватое хаосом, падением в «пучину насилия». Последние настроения вскоре возобладали: на первый план в его размышлениях выходит тема революции, приводящей к разрушению органической иерархии общества, «низвержению расы лучших», уничтожению культурной традиции («Философия неравенства», 1923 и др.). Неприятие Октябрьской революции и большевизма не мешало Бердяеву проявлять исключительную активность: он выступал с публичными лекциями, преподавал в университете, организовал Вольную академию духовной культуры, вел семинар о творчестве Достоевского. В 1922 за антиреволюционную деятельность был выслан за границу. Европейскую известность принесла ему работа «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы» (Берлин, 1924). Осмысление трагического опыта русских революций и тенденций европейского развития привело Бердяева к мысли о завершении «безрелигиозной», «гуманистической эпохи» и о вступлении человечества в «сакральную» эпоху «нового средневековья», характеризующуюся религиозным возрождением и религиозными конфликтами, столкновением христианских и антихристианских идей. В идейной борьбе 20 в., по его мнению, любая значимая идея неизбежно приобретает религиозный смысл. Это касается и коммунизма: «коммунистический интернационал есть уже явление нового средневековья». С 1925 по 1940 Бердяев был редактором журнала «Путь» – ведущего издания религиозно-философской мысли русского зарубежья, где публиковали свои статьи и видные представители европейской религиозной философии (Ж.Маритен, П.Тиллих и др.). В эмиграции Бердяев стал активным участником европейского философского процесса, поддерживая отношения со многими западными мыслителями: Э.Мунье, Г.Марселем, К.Бартом и др. Своими наиболее значительными трудами эмигрантского периода мыслитель считает «Философию свободного духа» (ч. 1 и 2, 1927–28), «О назначении человека» (1931), «О рабстве и свободе человека» (1939), «Опыт эсхатологической метафизики» (1947). Уже после смерти философа увидели свет его книги: «Самопознание. Опыт философской автобиографии» (1949), «Царство Духа и царство Кесаря» (1949), «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1952) и др. В 1947 Бердяеву было присуждено звание доктора теологии honoris causa Кембриджского ун-та.

Своеобразие религиозной философии Бердяев видел в том, что она не сводится к системе понятий и представляет собой не столько «знание-дискурс», сколько «знание-созерцание», говорящее на языке символов и мифов. Из символов его собственной философии ключевая роль принадлежала свободе и творчеству, с которыми в конечном счете связаны все прочие идеи-символы: дух, чье «царство» онтологически противостоит «царству природы», объективация – мир жесткой необходимости, обусловливающий драматизм судьбы человека, не способного на путях истории и культуры выйти из пределов «царства природы», трансцендирование – творческий прорыв, преодоление, хотя бы лишь на миг, оков природно-исторического бытия, экзистенциальное время – духовный опыт личной и историко-социальной жизни, имеющий метаисторический, абсолютный смысл и сохраняющий его даже в эсхатологической перспективе. При этом именно свобода определяет содержание «царства» духа, противостоит «царству» объективации. Творчество же, которое всегда имеет своей основой и целью свободу, для Бердяева фактически исчерпывает «позитивный» аспект человеческого бытия. И в этом отношении оно не знает границ, ибо возможно не только в опыте художественном и философском, но также и в религиозно-духовном и моральном опыте личности, в ее исторической и общественной активности. Специфика персонализма мыслителя заключается в том, что он придал свободе метафизический и онтологический статус, признав ее первичность в отношении природного и человеческого бытия и даже независимость от бытия божественного. Свобода угодна Богу, но в то же время она не от Бога. Существует «первичная», «несотворенная» свобода, над которой Бог «не властен», которая «коренится в Ничто извечно». Эта же свобода порождает зло. Тема свободы, по Бердяеву, важнейшая в христианской мистерии. Иррациональная, «темная» свобода «изнутри» преображается Божественной любовью, жертвой Христа. С проблемой свободы связаны и бого-человеческие отношения: свобода человека имеет абсолютное значение, ее судьбы в истории – это не только человеческая, но и божественная трагедия. В неспособности воспринять глубочайший трагизм христианства философ был склонен усматривать коренной недостаток «традиционных» теологических систем, постоянно указывая на их чрезмерный рационализм и оптимизм. Наиболее близкими себе религиозными мыслителями прошлого он считал Экхарта, Баадера, позднего Шеллинга и особенно БёмеОсновное же направление европейской метафизики, восходящей к Платону, находится, по его мнению, в русле онтологического монизма, поскольку утверждает фундаментальную первичность бытия (в его различных формах) и поэтому враждебно идее человеческой свободы и соответственно персонализму. «Нужно выбирать между двумя философиями – философией, признающей примат бытия над свободой, и философией, признающей примат свободы над бытием… Персонализм должен признать примат свободы над бытием. Философия примата бытия есть философия безличности» («О рабстве и свободе человека». Париж, 1939, с. 65). С этой позицией было связано критическое отношение Бердяева к современному «онтологизму» и, в частности, к фундаментальной онтологии М.Хайдеггера. Концепции же сциентистского типа всегда рассматривались им как не имеющие отношения к философскому опыту.

Сочинения:

1. Собр. соч., т. 1–4. П., 1983–1991;

2. О назначении человека. М., 1993;

3. Философия свободного духа. М., 1994;

4. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995;

5. Истина и откровение. СПб., 1996;

6. В начале пути (письма П.Б.Струве) (1899–1905). – Лица, кн. 3, с. 119–154;

7. Письма к А.Белому (1906–1907). – «Де Визу», 1993, № 2, с. 12–23;

8. Письма к М.О.Гершензону. – «ВФ», 1992, № 5, с. 119–136;

9. Письма В.Иванову (1910–1911). – «Новый мир», 1990, № 1, с. 231–232;

10.  Письма к Э.Ф.Голлербаху (1915–1919). – «Минувшее», кн. 14, с. 397–413;

11.  Запись о смерти Н.А.Бердяева. – «Российский архив», кн. 1, с. 242–243.

Литература:

1. Полторацкий Η.Π. Бердяев и Россия. Нью-Йорк, 1967;

2. Н.А.Бердяев: pro et contra, Антология, кн. 1. СПб., 1994;

3. Ильин В.Н. Бердяев и судьба русской философии. – «Звезда», 1995, № 11, с. 124–144;

4. Segundo J.-L. Berdiaeff. Une reflexion chretienne sur la personne. P., 1963;

5. Stern H. Die Gesellschaftsphilosophie N.Berdjajews. Köln, 1966;

6. Bibliographie. Etablie par T.Klépinine. P., 1978.

В.Б.Сербиненко

Источник: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASHd07c451e9cbfc23074c0d0

*************************************************

 

Николай Бердяев – один из виднейших представителей русской религиозной философии XX столетия, но прежде всего – первый в нашей стране представитель школы религиозного экзистенциализма, неизменно противопоставляющий свободу духа прокрустову ложу объективной необходимости…

Бердяев Н.А.

Истоки и смысл русского коммунизма
 
М.: Наука, 1990. — 224 с.
ISDN 5-02-008161-2
DJVU  4 Мб
Качество: сканированные страницы + текстовый слой
Язык: русский
Репринтное издание (YMCA-PRESS, 1955 г.) одной из самых известных книг крупнейшего философа русской послереволюционной эмиграции. В этом произведении, впервые вышедшем в свет в 1937 г. на английском языке, Н.А. Бердяев излагает свое самобытное понимание идейных истоков и социальной обусловленности русской революции, ее значения в исторической судьбе России.
Воспроизводится первое парижское издание на русском языке (1955 г.). Издание снабжено послесловием и примечаниями.
Для философов, историков, всех читателей, интересующихся русской философией, историей, культурой.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие издательства YMCA-PRESS 5
Введение. Русская религиозная идея и русское государство 7
Глава I. Образование русской интеллигенции и ее характер. Славянофильство и западничество 17
Глава II. Русский социализм и нигилизм 31
Глава III. Русское народничество и анархизм 48
Глава IV. Русская литература XIX века и ее пророчества 63
Глава V. Классический марксизм и марксизм русский 78
Глава VI. Русский коммунизм и революция 94
Глава VII. Коммунизм и христианство 129
Перечень имен 155
Оглавление 158
Послесловие 161
Примечания 201

4 комментария

  1. https://proza.ru/2017/01/18/838
    Метаисторический смысл Русской революции 1917 г.
    НАШ

  2. Николай Бердяев: философ свободы и «классовый враг» в СССР
    Он прошел путь от марксизма до религиозной философии и познакомил Европу с православием, русской философией и даже коммунизмом.

    Аристократ от социализма
    Николай Александрович Бердяев родился в 1874 году в Киеве в дворянской офицерской семье. Сам Николай с детства знал, что не будет военным — он не терпел насилия и строгой дисциплины. Он, конечно, поступил приходящим учеником в кадетский корпус, но среди сверстников ему было одиноко и неуютно, они казались ему грубыми. Позже у Бердяева портилось настроение даже от встречи с человеком в военной форме.

    Он предпочитал уединение. В детстве, бродя по любимому саду, Николай мечтал о мире духа, более настоящем, чем реальный, лживый и чужой. Воображение ограждало его от реального мира, к которому он порой испытывал брезгливость. Бердяев остро реагировал не только на уродство, но даже на пятно на одежде — оно могло вызвать у него отвращение. Сам он одевался элегантно и слыл франтом.

    Бердяеву с детства было свойственно свободолюбие. Оно мешало ему учиться: принуждение его отвращало, учителей он не признавал, и его даже назвали «дорогим протесташей» за бунтарство. Юный Николай учился только тому, что интересовало его. А вместо зубрения и повторения чужих мыслей он стремился выразить собственные.

    Уже подростком Бердяев понял, чему хочет посвятить себя — поиску истины. Сами эти поиски, считал он, придают жизни смысл.

    Незадолго до поступления в Киевский университет Бердяев заинтересовался социализмом и марксизмом, в особенности теорией «борьбы за индивидуальность» Михайловского. Для Бердяева конфликт личности и общества был основным вопросом. Далёкий от политики, он считал всё государственное ограничивающим свободу и выступал против власти, которая меняла людей в худшую сторону. В этом он убедился много позже, когда увидел, как после революции изменились большевики, превратившись, по сути, в карьеристов. Бердяева, верившего, что человек должен всегда оставаться верен себе, это неприятно поразило.

    Кружок марксистов был первым обществом, к которому примкнул Бердяев, и уже здесь он столкнулся с тем, что ждало его в других обществах, — с отчуждённостью, отделённостью от коллектива. Он часто спорил с марксистами и называл себя «аристократом от социализма». Для него истинным социализмом было освобождение личности, а не класса. Не разделяющий радикальных взглядов революционеров, противник террора, Бердяев видел в марксизме надежду на выход интеллигенции из кризиса и изменение мира в целом.

    Идеалист-одиночка
    Постепенно Николай Александрович понял, что ему близок критический марксизм, склонявшийся в сторону идеализма. Он хотел построить мир на принципах свободы и творчества, и революция его была этической, а не социальной, революцией духа, а не масс. В своей первой книге «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» Бердяев писал, что прогресс есть приближение к истине, справедливости и красоте. Их он называл конечной целью человека.

    Поначалу Бердяев был одинок в своих исканиях. Либералы были ему чужды, да и они относились к нему с иронией из-за приверженности идеализму. Марксисты же считали его изменником идеям, индивидуалистом. В конце концов Бердяев вместе с Петром Струве и Сергеем Булгаковым создал систему «этического идеализма», в которой главенствуют этика и мораль.

    В 1905 году Бердяев переехал в Петербург и окунулся в литературный мир и его религиозные искания. Он редактировал журнал «Новый путь», созданный символистами, близко общался с Блоком, Сологубом, Брюсовым, Гиппиус. Бердяев часто не соглашался с ними (поэтов он, по собственному признанию, не любил), но был рад расширить свой кругозор. Он мог разделять идеи того или иного общества, активно участвовать в его жизни, но никогда не становился его частью, сохранял независимость. Идеи он изучал, но не подчинялся им. В новых течениях философу виделось нечто языческое, и он обратился к православию.

    Переехав в Москву в 1908 году, Бердяев примкнул к Религиозно-философскому обществу, которое считал серьезнее «литературных сект». Но и здесь он остался чужаком: его считали «левым», не понимавшим религию. Вскоре он оставил Общество и заинтересовался славянофилами, которые раньше были ему чужды. У них он обнаружил близкую ему идею о свободе как основе христианства и церкви.

    По мнению Бердяева, бог не управляет миром и не является олицетворением силы и всемогущества: категория власти социальна, у нее низменное начало. По Бердяеву, бог — это сама свобода, и одновременно он дарует ее людям. Потому бог не принуждает признать себя — он дает человеку свободу выбора. Грех для Бердяева был не непослушанием, а именно потерей свободы. Критиковавший «официальное» христианство, он хотел освободить религию от социоморфизма — восприятия бога в социальных категориях.

    Новая жизнь и Новое средневековье
    К революции 1917 года и большевизму Бердяев относился настороженно, хотя и приветствовал свержение самодержавия. В 1919 году он создал Вольную академию духовной культуры, чтобы объединить интеллигенцию. Здесь собирались представители различных направлений, от старообрядцев до меньшевиков, устраивались лекции и семинары. На них неизменно присутствовали агенты ЧК, но Бердяев спокойно вел лекции по философии и религии. Дело было не только в свободолюбии или смелости — философу покровительствовали некоторые представители власти.

    Такое относительное благополучие длилось недолго. Уже в 1920 году Бердяева арестовали по делу о контрреволюционных организациях. Около часа он объяснял Дзержинскому, почему ему противен коммунизм. В конце концов его освободили без права выезда из Москвы. Через два года Бердяева вновь арестовали и обвинили в антисоветской деятельности. Ему приказали покинуть Россию, а в случае возвращения его ждал расстрел.

    В Германию Бердяев прибыл на знаменитом «философском» пароходе «Обербургомистр Хакен», вместе со многими друзьями и коллегами. Высланная интеллигенция обосновалась в Берлине. Бердяев создал Религиозно-философскую академию, продолжавшую традиции Вольной академии. На лекциях и дискуссиях Николай Александрович неизбежно чувствовал себя чужим. Он так и не примкнул к какому-либо лагерю эмигрантов.

    В Берлине Бердяев написал книгу «Новое средневековье», один из главных своих трудов. Новое средневековье — это эпоха, в которую религия займет должное место, и которая укажет выход из кризиса цивилизации. Философ был уверен, что человек выступает соучастником и творцом истории. В этом творчестве он видел раскрепощение человека от материального мира. Бердяев критиковал современное общество, которое сосредоточилось на наслаждениях и технике, забыв про культуру и духовную жизнь. Не отрицая пользу техники, он утверждал, что поклонение ей способствует установлению тоталитаризма, что машины меняют человека, и не в лучшую сторону.

    Конец мира
    С 1924 года Бердяев жил в Париже и разъезжал с лекциями о религии и культуре по Европе. Он замечал, как сильно распространились противные ему антисемитизм и национализм. Бердяев был патриотом, но национализм отвергал. Ему он предпочитал идею, призвание народа. Этому посвящена его книга «Русская идея». Философ видел особый путь России, которая должна совместить культуру Запада и Востока. Основа же русской идеи — общинность, идея братства людей и народов, но она ведет лишь к дальнейшему дроблению.

    В Париже Бердяев организовывал собрания философов и представителей русской интеллигенции. Несмотря на разногласия, он оставался душой этих встреч. И при этом продолжал ощущать внутреннее одиночество. Ему хотелось быть понятым, обратить внимание людей на волнующую его тему. Но они, хоть и симпатизировали ему, редко его понимали.

    Бердяев постоянно над чем-то работал и «философски мыслил с утра до вечера». Нередко идеи приходили ему в голову в самый неожиданный момент: в кинотеатре или на переполненном вокзале. Как-то раз он пошутил, что если бы хотя бы неделю ничего не писал и не читал, то стал бы буйно помешанным. Но постепенно работать удавалось всё реже — здоровье философа ухудшалось, да и финансовое положение никак не удавалось улучшить, несмотря на популярность. Он говорил, что живёт с женой, как в монастыре, — скромно, никак не развлекаясь. Любящий комфорт Бердяев переживал это тяжело.

    Когда началась война, философ на время уехал из Парижа — оккупация была унизительна. Саму войну он воспринимал как конец цивилизации, гибель культуры. Вторжение немцев в СССР Бердяев воспринял мучительно, хоть и верил, что Россия непобедима. Россия, по его мнению, должна была освободить мир от фашизма, а в действиях Красной армии он видел проявление воли провидения.

    Во Франции Бердяев тоже не скрывал своих взглядов и открыто осуждал коллаборационистов. Однажды к нему пришли гестаповцы, но ареста удалось избежать — оказалось, кто-то в немецком руководстве был почитателем философа.

    Война не могла не повлиять на Бердяева. В его последних книгах появились эсхатологические мотивы, размышления о конце мира. Переживая состояние «богооставленности», Бердяев предчувствовал и свою смерть. Осенью 1942 года ему срочно сделали операцию в брюшной полости. В клинике он пролежал шесть недель. Несмотря на выздоровление, он чувствовал близость смерти и торопился закончить все недописанные книги.

    С окончанием войны философ задумался о возвращении в СССР, но его останавливала цензура. Когда Бердяев заявил, что вернётся, когда на родине издадут его книги, написанные в эмиграции, советское посольство прекратило переговоры о его переезде.

    Почти неизвестный в России, Бердяев был очень популярен на Западе. Его семь раз номинировали на Нобелевскую премию, а в 1947 году Кембриджский университет присвоил ему звание доктора Honoris causa — из русских деятелей его получали только Чайковский и Тургенев.

    Умер Николай Александрович 23 марта 1948 года от разрыва сердца. Он скончался за своим письменным столом, во время работы над новой книгой.

    Мария Баратели

    17.08.2020

    Источники

    Бердяев Н.А. Русская идея. М., 2015.
    Бердяев Н.А. Самопознание. М., 1991.
    Волконогова О.Д. Бердяев. М., 2010.
    Казарян А.Т. Православная энциклопедия. М., 2002. Т. IV. С. 639-650.
    Назаров В.В. Опыт хронологии русской этики ХХ века: первый период (1900-1922) // РАН. Институт философии. Этическая мысль. М., 2000.
    Шевчук С.В. Николай Бердяев. Харьков, 2009.

    // https://diletant.media/articles/30018416/

  3. 10 цитат из книг Николая Бердяева
    Выдающийся русский философ о пути развития России и человечества

    07 декабря, 2018
    Николай Бердяев (1874 — 1948) — один из наиболее знаковых русских религиозных и политических философов XX века. Самые известные его труды: «Миросозерцание Достоевского», «Русская идея» и «Судьба России». Он многократно выдвигался на Нобелевскую премию по литературе, но так и не получил высокую награду.

    В 1922 Бердяев был выслан из России на знаменитом «философском пароходе» вместе с другими выдающимися мыслителями своего времени и до конца своих дней прожил в эмиграции. Именно он автор концепции нового средневековья, которая в наше время завоевала необычайную популярность в среде интеллектуалов.

    Мы отобрали 10 цитат из работ Николая Бердяева:

    Священно не общество, не государство, не нация, а человек. «Самопознание»

    Поистине нет ничего мучительнее и невыносимее для человека, чем свобода. И человек находит разные способы отречься от свободы, сбросить с себя ее бремя. «Миросозерцание Достоевского»

    Россия не Запад, но и не Восток. Она есть великий Востоко-Запад, встреча и взаимодействие восточных и западных начал. В этом сложность и загадочность России. «Миросозерцание Достоевского»

    Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни. «Самопознание»

    Человек — ответственное существо. И страдание человека не невинное страдание. Страдание связано со злом. Зло связано со свободой. Поэтому свобода ведет к страданию. Путь свободы есть путь страдания. «Миросозерцание Достоевского»

    Освобождать может лишь дух, материя же может лишь порабощать. «Русская идея»

    Воинствующее безбожие коммунистической революции объясняется не только состоянием сознания коммунистов, очень суженного и зависящего от разного рода ressentiments, но и историческими грехами православия, которое не выполняло своей миссии преображения жизни, поддерживая строй, основанный на неправде и гнете. Христиане должны сознать свою вину, а не только обвинить противников христианства и посылать их в ад. Враждебна христианству и всякой религии не социальная система коммунизма, которая более соответствует христианству, чем капитализм, а лжерелигия коммунизма, которой хотят заменить христианство. Но лжерелигия коммунизма образовалась потому, что христианство не исполняло своего долга и было искажено. «Русская идея»

    Я наиболее чувствовал одиночество именно в обществе, в общении с людьми. Одинокие люди обыкновенно бывают исключительно созерцательными и не социальными. «Самопознание»

    Человек есть лишь средство для явления сверхчеловека. «Миросозерцание Достоевского»

    Только свободный может чувствовать себя виновным, только сознавший вину обращается к глубочайшей своей свободе. «Духовный кризис интеллигенции»

    // https://eksmo.ru/articles/10-tsitat-iz-knig-nikolaya-berdyaeva-ID5143240/

  4. См.: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdyaev/

    Бердяев — мыслитель проф. Г.П. Федотов 0

    Бердяев Николай Александрович Н.М. Зернов

    Бердяев: пробуждение свободы и познание Бога через грех Томас Шпидлик

    К 50-летию со дня смерти Николая Бердяева Н. Струве

    Как понимать слова Бердяева о задачах государства? иером. Иов (Гумеров)

    Как Церковь относится к Бердяеву? 0

    Критика Н.А. Бердяева прот. Димитрий Предеин

    Н. А. Бердяев С.А. Левицкий

    Н. А. Бердяев Н.О. Лосский

    Н. Бердяев свящ. Максим Козлов

    Н.А. Бердяев. Вселенскость и конфессионализм архим. Августин (Никитин)

    Н.А. Бердяев. Константин Леонтьев (Очерк из истории русской религиозной мысли) К.Н. Леонтьев

    Н.А.Бердяев. Духи русской революции

    О понятиях «личность» и «ипостась» в русской религиозной философии XX в.: свящ. Павел Флоренский, Н. А. Бердяев, прот. Сергий Булгаков иером. Мефодий (Зинковский) 0

    О Соловьеве, Бердяеве, Лосском, Лосеве, Ильине, о о. Павле Флоренском и Сергии Булгакове, Розанове архим. Рафаил (Карелин)

    Ответное письмо архиепископа Антония Н.А. Бердяеву о «Вехах» митр. Антоний (Храповицкий) 0

    Персоналистическая антропология: Н. А. Бердяев и Б. П. Вышеславцев К.Б. Ермишина

    Творческая свобода по Н. Бердяеву Томас Шпидлик

    Творчество в философской концепции Н.А. Бердяева свящ. Владимир Соколов

    Ф. Достоевский. В. Соловьев. H. Бердяев прот. Василий Зеньковский

    Эсхатологические взгляды Н. Бердяева свящ. Сергий Дергалев 0

    Открытое письмо Н. А. Бердяеву по поводу его книги «Судьба человека в современном мире» иеросхим. Сергий (Четвериков) 0

    Показать все книги об авторе
    Sub specie aeternitatis 0
    ____________________________________
    Книги БЕРДЯЕВА:
    Две свободы: негативная и позитивная, свобода в произволе и свобода в добре
    Дух и реальность, основания божественно-человеческой реальности 0
    Истина и Откровение 0
    Кошмар злого добра 0
    Миросозерцание Достоевского 0
    Нигилизм на религиозной почве 0
    Новое религиозное сознание и общественность 0
    Новое Средневековье 0
    О рабстве и свободе человека 0
    Опыт философского оправдания христианства 0
    Проблема человека (к построению христианской антропологии)
    Психология войны и смысл войны 0
    Русская идея 0
    Смысл истории 0
    Судьба человека в современном мире (к пониманию нашей эпохи) 0
    Существует ли в православии свобода мысли и совести? 0
    Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии 0
    Философия свободного духа 0
    Философия свободы 0
    Я и мир объектов 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *