Гулыга А.В. Немецкая классическая философия (2001г.)

Дорогие друзья, уважаемые читатели! 

Сегодня День рождения Иммануила Канта! С чем я всех нас, думающих людей, любящих стихию чистой мысли, и поздравляю!

Немецкий философ и один из центральных мыслителей эпохи Просвещения. Всесторонние и систематические работы Канта в области эпистемологии, метафизики, этики и эстетики сделали его одной из самых влиятельных фигур в западной философии Нового времени.
  • Родился: 22 апреля 1724 г., Кёнигсберг, Пруссия
  • Умер: 12 февраля 1804 г. (79 лет), Кёнигсберг, Восточная Пруссия, Пруссия
  • Чем известен: категорический императив, трансцендентальный идеализм, трансцендентальное единство апперцепции, способность суждения, вечный мир
  • Родители: Анна Регина Рейтер, Иоганн Георг Кант
  • Научные руководители: Мартин КнутценJohann Gottfried Teske
  • Цитата: Характер — это способность действовать согласно принципам.//Википедия

См.:

(На нашем сайте ЖЕЗ две работы Канта тоже есть: Критика чистого разума и Лекции по этике. Рекомендую.) И вот о чем я думаю, уже более 17 лет со времен практики преподавания философии и этики, эстетики в вузе: если бы у меня были властные рычаги, я бы ввела преподавание мировой  философии со средней школы — как искусство медленного чтения Первоисточников, а не одних учебников по предмету — это начётничество. Как методологию Понимания.

Россия исторически не прошла школу философского/ментального дискурса, приняв Православие из Византии, фанатично пересадив его на свою почву. Тогда как Европа изучала Древнегреческую мысль — а это Школа Мышления, а уже потом принимала религию. Потому Европа и ментальна, а мы, в основном, до сих пор астрально поляризованная нация/раса, живущая на эмоциях. Потому сегодня бездумно и маршируют на площадях … бьют в барабаны, выкладывая букву Z. Извините за прямоту!  Потому и нет у нас политической культуры и гражданского общества, потому что у нас НЕТ КУЛЬТУРЫ МЫСЛИ. У нас позорно отреклись от философии в вузах, с 2008г. начиная. А она должна быть на всех факультетах, независимо от специализации, ВСЕ 5 лет обучения, должна быть как искусство, наука ПОНИМАНИЯ смыслов универсальных текстов Мировой Культуры. (Об этом я писала более 10 лет назад: https://proza.ru/2014/02/02/1690 (Данная статья была отослана и А.Фурсенко, и Д.А.Медведеву, и многим другим лицам, имеющим прямое отношение к поднимаемой проблеме.) Опубликовано также на сайте РФО: http://www.dialog21.ru/biblio/slemova.htm). Но в МГПУ, где я преподавала более 12-ти последних лет работы в вузе, философию ликвидировали вообще, с 2018г., ректор И.Реморенко посчитал, что Педвузу (хотя МГПУ выходил за рамки Педвуза) философия не требуется.

«Философия умирает».., — как мне сказал еще в 2017г. в приватной беседе проф. Порус, Школа философии ВШЭ.  Но тогда умираем и мы как цивилизационный вид.

«Думать не надо, выполняйте приказы фюрера!» — это в истории уже было. Помним об этом! (это мы видели и на заседании Совета Безопасности РФ в прямом эфире 21 февраля 2022г.) 

Но, если мы хотим жить дальше, научиться мыслить придется. И это так прекрасно, это высшее наслаждение — работа свободного от предрассудков ума. А жизнь на плане Ума — это вообще кайф, данный немногим. 🙂

Наталья Шлемова, 22.04.22

**************************************************

Название:  Немецкая классическая философия (2-е изд.)
Автор  Гулыга А.В.
М.: Рольф, 2001. — 416 с.
Серия: Библиотека истории и культуры
ISBN 5-7836-0447-Х
DjVu 5,1 Мб
Качество: отличное (сканированные страницы, содержание, OCR)
Язык: Русский
______________________
В книге известного отечественного философа А. В. Гулыги немецкая классическая философия анализируется как цельное идейное течение, прослеживаются его истоки и связь с современностью. Основные этапы развития немецкой классической философии рассматриваются сквозь призму творческих исканий ее выдающихся представителей — от И. Гердера и И. Канта до А. Шопенгауэра и Ф.Ницше.
Рекомендуется в качестве учебника для студентов вузов, аспирантов и всех интересующихся историей философских учений.Данная книга — итог более чем тридцатилетней работы автора. В ее основе ряд ранее опубликованных произведений; некоторые положения уточнены, кое-что исправлено, многое написано заново. Следует учесть, что первое издание (1986) подверглось обычному в то время пристрастному редакционному насилию, в результате чего ряд существенных моментов книги был утрачен, а в ряде случаев был вписан текст в духе идеологических догм того времени.
И тем не менее появление книги вызвало недовольство некоторых боссов тогдашней философии, о чем свидетельствует появившаяся в печати негативная рецензия, где взгляды автора противопоставлялись «установкам классиков марксизма-ленинизма». Такое сегодня может вызвать только улыбку, а в те времена обвинение в антимарксизме пахло «оргвыводами». Одновременно, правда, появился и ряд положительных откликов на книгу, один из которых — А.Ф.Лосева— публикуется в виде послесловия.
Особенностью книги является попытка рассмотреть немецкую классическую философию как историю взаимосвязанных проблем, как развивающееся целое. Обычно творчество каждого мыслителя излагается обособленно от других. Такой подход имеет свою сильную и слабую сторону. Выигрышной представляется возможность увидеть сразу все характерные черты выдающейся индивидуальности. При этом, однако, затрудняется понимание истории мысли как «драмы идей», как целостного процесса, включающего в себя взаимодействие и противоборство различных концепций, взаимные влияния и споры. К тому же, например, позднего Фихте трудно понять, не зная раннего Шеллинга, а позднего Шеллинга — не ознакомившись с Гегелем. Что касается Канта, то между «критическим» и «докритическим» периодами его деятельности пролегла целая эпоха «Бури и натиска», повлиявшая на философа. Поэтому автор старался выбирать в каждом случае тот способ изложения, который диктуется материалом. А материал удивительно богат и современен. Немецкая классическая философия — не только фундамент, она сама по себе величественное здание, каждый ее представитель имеет самодовлеющую ценность. Она уникальна, как уникальна античная пластика, живопись Возрождения, русская литература XIX столетия. Это всемирно-исторический культурный феномен.
Перед нашими глазами и своеобразная «лестница» мысли, и «веер» концепций. Общее движение вперед зачастую достигается ценой потери ранее достигнутых результатов. Фихте — не абсолютный шаг вперед по сравнению с Кантом. И Шеллинг, и Гегель, и Фейербах, и Шопенгауэр, произнося новое слово, иногда упускали нечто, что было сказано до них. Не следует забывать и о менее крупных философских именах. Без Лессинга и Гердера, Гёте и Шиллера, без братьев Гумбольдтов, без романтиков нельзя осмыслить поиски и достижения корифеев, проследить переход от одного к другому. Рассмотренные сами по себе, труды великих классиков подобны опорам моста с незаполненными пролетами; двигаться по такому мосту невозможно. Историк немецкой классики не имеет права забывать об этом. Его задача состоит в охвате широкого круга проблем — не только онтологических и теоретико-познавательных, но также проблем этики, эстетики, философии истории и истории философии, философии религии. Особенно важна эстетика, непосредственно связанная с художественным творчеством: литература и театр сыграли существенную роль в философской биографии рассматриваемой эпохи.

СОДЕРЖАНИЕ

Глава первая. НАКАНУНЕ
1. Первая брешь
2. Лессинг и литературная революция
3. «Спор о пантеизме». Гердер
Глава вторая. КОПЕРНИКАНСКИЙ ПОВОРОТ ИММАНУИЛА КАНТА
1. Активность познания
2. Примат практического разума
3. Система философии Канта. Значение эстетики
4. «Что такое человек?»
Глава третья. ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Споры вокруг Канта. Шиллер
2. Немецкое якобинство
3. Фихте. Йенский период
Глава четвертая. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРИРОДЕ
1. Гёте. Спор о художественном методе
2. Братья Гумбольдты
3. Рождение романтизма
4. Ранний Шеллинг
Глава пятая. ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА
1. Шеллинг. Философия тождества
2. Фихте. Берлинский период
Глава шестая. «ХИТРОСТЬ РАЗУМА» (ГЕГЕЛЬ)
1. У истоков концепции
2. Система и метод
3. Формы абсолютного духа
Глава седьмая. ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕКА
1. Критика идеализма
2. Антропологический принцип (Фейербах)
Глава восьмая. ИСХОД К ВОСТОКУ (ШОПЕНГАУЭР)
1. Иной путь
2. Человек в мире воли и представления
3. Судьба учения
Заключение
ПРИМЕЧАНИЯ
А.Ф. Лосев. ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ//Источник: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nemeckaja_klassicheskaja/gulyga_nemeckaja_klassicheskaja_filosofija/12-1-0-981
****************************************************
Книга бесплатно: Gulyga_A_V_-_Nemetskaya_klassicheskaya_filosofia_-2001 https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nemeckaja_klassicheskaja/gulyga_nemeckaja_klassicheskaja_filosofija/12-1-0-981 
_____________________________________
(Монография Гулыги Арсения Владимировича — явление замечательное: уровень лучших специалистов ИФ РАН). 

7 комментариев

  1. И еще всех — с Днем рождения крупного русского и американского писателя Владимира Набокова, публикация о нем будет в ЖЕЗ позднее!

  2. P.S. В одной из своих статей Елена Блаватская назвала сгоряча Канта и Гегеля — «жалкими копиистами Древности».
    Хочу извиниться перед великими мыслителями за Посвященную Блаватскую! Высказывание которой в их адрес не соответствует действительности. Кант и Гегель самостоятельно, путем долгих и трудных размышлений пришли к тем истинам, которые были открыты Пифагору, Платону и Его Академии. Именно самостоятельно (посредством высокоорганизованного Манаса), а не медиумистически спонтанно…:-) влетели, поднялись в ту реальность, которая открывается только Посвященным.
    Поклон! Ом

  3. Учимся правильно МЫСЛИТЬ, медленно читая и успевая ПОНИМАТЬ — Платона, Плотина, Канта, Гегеля и других могучих лбов мировой Мысли!

    См.: http://jezmmm.ru/meta/shlemovana/2020/07/22/immanuil-kant-kritika-chistogo-razuma/;

    http://jezmmm.ru/meta/shlemovana/2021/02/08/immanuil-kant-lekczii-po-etike/

    Работаем над возделыванием Глубины ума и души!
    Шаг и ПУТЬ! Ом
    (https://proza.ru/2017/04/04/1503…)

  4. На этот материал наткнулась только сегодня, пропустив эту дискуссию…:
    ИФ РАН (который местами я люблю по старой памяти) глазами Царьграда,
    может они друг друга стоят?.. 🙂
    https://tsargrad.tv/investigations/osobo-opasnaja-bogadelnja-chto-ne-tak-s-institutom-filosofii-ran_369975

  5. Как наше поколение приобщали к философии. С 15 лет после заидеологизированной пионерии долбить начали историческими решениями 22- го сьезда партии. Подьем от полета Гагарина , воодушевивший всех , решили воодушевить близостью коммунизма. До сих пор как бы шелестят страницы газет центральных… » Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» . И вознесенный над поэтом Вознесенским кулак Хрущева… На уроке химии , что то морокуя с пробирками, поясняли , нет никакого Бога. Его и космонавты не видели, а уж они то поднимались ого го куда… Спасала литература гуманитариев и не только их. Но это не философия, хотя и предполанает медленное чтение. Мы- рождений с 1945- 1948 годов- » птенцы гнезда Хрущева», одиннадцать классов отмерил верный ленинец нам. Чтобы получше ориентировались в сложностях социальных, нам к истории довесили обществоведение. Вот где точно отсутствовали все признаки философской мысли! Кто составитель педагогического шедевра? Проскочили … Философия в институте. Диамат, истмат, научный коммунизм, атеизм… Ну хоть бы нацеливали иногда на знакомство с первоисточниками! Ведь знали же наши поводыри, что не на пустом месте возникла марксистко- ленинская философия, а на трех источниках. Немецкая классическая философия, французский утопический социализм и английская политическая экономия. Нет, не советовали. Может , потому, что просто в институтской библиотек не было? Или… О, крамольная мысль! Наверное, боялись, что студенты , прикоснувшись при медленном чтении к настрящей науке, и дальше захотят иностранных философов. Армия. Тут точно не до философии. На политзанятиях долбили название стран, входящих в НАТО да пять причин победы еад Белой Армией. А тут тебе и Даманский. Еще один прибавился враг. Семидесятые годы. Какая в застое философия? Мы де не в столицах живали, в Сибирь почти не проникали зиновьевские Зияющие высоты и Иван Денисович Солженицына. Но это социология и литература, а вдруг, как то прямо враз, в середине уже 80- х , при Горбачеве нам разрешили и русских дореволюционных философов, и индусскую Бхагаватгиту, и Живую Этику. Да и философские журналы начали меняться. А нам по сорок уже! И у нас семьи, дети, работа… Нет, не успеть все, чего хотелось заполучить, медленно прочесть… Выбрали / говорю за себя/ труды Рерихов и немногоБлаватской. Как то более менее устаканилось, Пробовали по разному популяризировать новые знания. Что же видим, если честно сказать? Недостаток философских знаний, что конечно сказывается на мышлении. … Как то шли с Л. Р. Цесюлевичем по проспекту в Барнауле, разговаривали. Признался, что в студенческие годы я пропадал около стенда с философской литературой в центральных книжных магазинах , но попадалась только грубоватая продукция… Наверное, труды древних греков, Канта, Шопенгаура и других корифеев философской мысли в спецмагащинах продавались, но … Мы были молоды и глуповаты. Никто нас на путь истинный не навел… Александр

    • Спасибо, Александр Георгиевич, за интересный рассказ.
      Мне всё это очень понятно, нам в Кир.гос.университете им. 65-летия СССР, на филфаке (а Философского ф-та тогда не было там, вторая половина 80-х гг. прошлого века) тоже не давали Философию, кроме диамата, истмата, и всего один куцый семестр, ибо на сельхозработах были почти до ноября, давали Историю мировой философии, но если честно, в памяти ничего за тот период не отложилось. К философии пришла самостоятельно примерно с 25-28 лет, путем тыканья пальцем на полках магазинов, когда уже памятники мировой философии стали в продаже появляться. К Рерихам пришла чуть раньше.
      Но, стоит понимать, что философами рождаются, а философоведами становятся. Знаю много специалистов по философии, но не философов по сути, духу и складу мышления. Это — не диплом, это — призвание. Это искусство Мышления.
      Но, у нас, слава Богу, есть еще время что-то читать…хотя чукча больше писатель…да.))
      __________________
      (…https://proza.ru/2016/04/09/1385)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *