«Метафоры Бесконечности» Франциско Инфанте || «Интервалы» – выставка Инфанте и Нонны Горюновой

ВЫСТАВКА «ФРАНЦИСКО ИНФАНТЕ. МЕТАФОРЫ БЕСКОНЕЧНОСТИ» В НОВОЙ ТРЕТЬЯКОВКЕ (МОСКВА)

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке. Фото Иван Новиков-Двинский, ГТГ

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке. Фото Иван Новиков-Двинский, ГТГ
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке. Фото Иван Новиков-Двинский, ГТГ
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке. Фото Иван Новиков-Двинский, ГТГ
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке. Фото Иван Новиков-Двинский, ГТГ
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке. Фото Иван Новиков-Двинский, ГТГ
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке. Фото Иван Новиков-Двинский, ГТГ
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке. Фото Иван Новиков-Двинский, ГТГ

ДРУГИЕ ВЫСТАВОЧНЫЕ ЗАЛЫ

Сроки экспонирования: 21 января — 13 апреля 2025
Место экспонирования: залы 60-61 Новой Третьяковки (Москва, Крымский Вал, 10)

Государственная Третьяковская галерея представляет ретроспективную выставку произведений выдающегося российского художника, почётного члена Российской академии художеств Франциско Инфанте-Арана. В экспозиции представлено около 400 произведений автора из коллекции музея и частного собрания мастера, охватывающие его творчество с начала 1960-х по настоящее время.

Художник родился в 1943 году в селе Васильевка Саратовской области, в семье испанского политэмигранта. С 1956 года Франциско Инфанте учился в Московской средней художественной школе, а после окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Главной целью своей работы он избрал создание универсального визуального языка и способа познания окружающего мира. Мастер вдохновляется идеями традициями русского авангарда — направления, в котором с искусства снималась обязанность точного воспроизведения реальности. Результатом его поисков стало создание геометрических объектов, преломляющих окружающую среду.

Ретроспективный проект охватывает основные этапы становления творческого подхода художника. В 1960-е годы входил в группу «Движение» и в течение следующего десятилетия он исследовал способы запечатления движения в рисунке. С конца 1970-х годов Франциско Инфанте сформулировал концепцию «артефакта». Вместе с супругой Нонной Горюновой начал создавать абстрактные инсталляции — «артефакты» в природных ландшафтах, используя зеркала, подвижные элементы и оптические иллюзии. В рамках выставки воспроизведена одна из подобных инсталляций «Мастерская Франциско Инфанте», модель которой хранится в фондах Третьяковской галереи.
Пресс-служба РАХ на основе релиза ГТГ; фото: Иван Новиков-Двинский для ГТГ

Источник: https://rah.ru/news/detail.php?ID=61036

********************************************************************************************************

 

17 ЯНВАРЯ 2025, 19:31

«Интервалы» – выставка Франциско Инфанте и Нонны Горюновой

  • Картинка
  • "Интервалы" – выставка Франциско Инфанте и Нонны Горюновой
  • Картинка
  • "Интервалы" – выставка Франциско Инфанте и Нонны Горюновой
Гармония – одно из ключевых понятий для искусства Инфанте и Горюновой.

Свою новую выставку Франциско Инфанте и Нонна Горюнова назвали «Интервалы». Для художников это слово, а в переводе с латыни оно означает «промежуток, расстояние, отличие», связывает музыку и визуальное искусство. Экспозицию осмотрела Алия Шарифуллина.

Волны ритмично распространяются по поверхности цветного отпечатка, вызывая в памяти графическую последовательность нот и линий в партитуре. «Интервалы» Франциско Инфанте и Нонны Горюновой, подобно нотной записи, образуют особый строй, где есть ритм, пауза, тональность, напряжение, угасание – музыкальная ткань. «Интервалы – это расстояние, допустим, между звуками. Но интервал в музыке еще позволяет звучать двум звукам, между которыми должен быть интервал, одновременно. Интервал между искусственным объектом и естественной природой», – пояснил художник Франциско Инфанте.

Всё это – «Артефакты – главный и продолжающийся еще с 70-х годов проект художников. «Артефакт» по Инфанте – это помещенный в природный ландшафт искусственно созданный абстрактный объект. Он не агрессивен, не оскорбляет природу своим присутствием, не наносит ей ущерба, а вступает в диалог. Таким взаимодействием с окружающей средой авторы моделируют принципиально новую форму, альтернативную рефлексии пребывания на пленэре. «Франциско и Нонна занимаются сферами, которые обращены прежде всего к гармонии. Гармонию можно найти и в области математики, и в области музыки, и в области изобразительного искусства. В синтезе этих дисциплин наши художники себя выражают и находят то самое ценное сопряжение искусства как такового, которому они посвятили всю свою жизнь, и реальности, в которой они пребывают, которая существует. Это и есть «Артефакт» – соединение, синтез», – поделился куратор выставки Александр Петровичев.

Гармония – одно из ключевых понятий для искусства Инфанте и Горюновой. Еще до «артефактов» Франциско создавал картины с изображениями геометрически безупречных спиралей, пытался визуально воплотить математические прогрессии и совершенные структуры. Затем художник отказался от холстов и красок, избрав в качестве основного инструмента фиксации камеру, но сохранил то же стремление обнаружить высшую правильность, нездешнюю красоту – только уже в живой природе. Подробных комментариев, глубокомысленных рассуждений это искусство не требует. «Артефакты» воздействуют непосредственно: завораживают, умиротворяют, как музыка сфер.

Источник: https://smotrim.ru/article/4314599

**********************************************************************************************************

21 ЯНВАРЯ 2025, 12:30

Третьяковка представляет первую ретроспективную выставку Франциско Инфанте

  • Картинка
  • Третьяковка представляет первую ретроспективную выставку Франциско Инфанте
Художник создает уникальные артефакты, делая геометрические объекты частью природы.

Третьяковская галерея представляет первую ретроспективную выставку Франциско Инфанте – одного из ведущих российских художников второй половины ХХ века. 400 произведений охватывают шесть десятилетий работы мастера. Что скрывается за названием экспозиции – «Метафоры бесконечности» – увидела Лидия Алёшина.

Перед открытием выставки Франциско Инфанте лично проверяет экспонаты. Куст – объект из цикла «Артефакты: Выстраивание знака, или Вывернутая перспектива». Художник поправляет одну из планок, которая нарушает заданную геометрическую форму. Если смотреть на объект с определенного расстояния и высоты, то в этом хаосе можно увидеть квадрат. «Это метафора того, что искусственный объект, символ технической части мира, и природа как символ божественного начала каким-то образом пересекаются в наше время», – пояснил заслуженный художник России Франциско Инфанте.

Пространство, движение, бесконечность. Объект из нержавеющей стали и капроновой нити – отсыл к началу шестидесятых, когда Франциско Инфанте был увлечен идеей кинетического искусства, соединял язык геометрической абстракции с возможностями науки и техники. Вращающиеся при помощи мотора кубические формы, пересечение нитей, мерцающие лампы – метафора пространства, движения и бесконечности. «Франциско экспериментировал с разными геометрическими формами: это были треугольники, квадраты, круги. Но он в конце концов нашел идеальное воплощение бесконечности именно форме точки и выходящей из этой точки спирали», – рассказала куратор выставки Мария Геллер.

Вместе с супругой Нонной Горюновой Франциско Инфанте создает уникальные артефакты, делая геометрические объекты частью природы. Для создания иллюзий и изменения восприятия пространства использует зеркала и другие оптические инструменты. «Цикл артефактов «Круг» как раз ярко представляет его концепцию артефактов. То есть это искусственный предмет, помещенный в природу», – дополнила куратор выставки Мария Седова.

Импульсом для создания артефактов из цикла «Сквозь камень» стали впечатления художника от поездки по Италии, где в одной из деревушек он увидел, как виноградная лоза пробивается сквозь толщу горной породы. А это из раннего – «Супрематические игры». Здесь художник обращается к идеям Казимира Малевича. В марте 1968 года на подтаявшем снегу он выложил «Супрематические композиции» и их сфотографировал. «Для Малевича белый фон его картин, а он всё на белом делал, является белым Ничто. Я захотел придать измерение этому Ничто. И вот белый снег является действительно ничем по отношению к покрашенным красочным пигментом картонкам», – поделился заслуженный художник России Франциско Инфанте.

Природа для художника – символ вечного, загадочного, божественного мира. Другой мир – мир технологий. И они взаимодействуют. А метафоры, по мнению Франциско Инфанте, больше говорят о жизни, чем сама жизнь о себе.

// https://smotrim.ru/article/4318374

****************************************************************************************************

 

Франциско Инфанте во временах и пространствах
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В Новой Третьяковке проходит ретроспектива знаковой фигуры российского современного искусства. В экспозицию вошло свыше 400 работ, инсталляций, охвачен более чем 60-летний творческий путь одного из первопроходцев кинетизма в СССР

 

Ради выставки «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» залы в Новой Третьяковке полностью преобразились: впервые в истории здесь нет никакой застройки, а лишь наполненное воздухом пространство с парящими в нем произведениями и элегантной игрой света и тени. Эскизы дизайна экспозиции разработал сам Инфанте, однако не все задумки могли быть реализованы с точки зрения архитектуры зала, и адаптировал желаемое к реальности архитектор Евгений Асс.

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Художник вообще отличается деятельным участием во всех процессах. Одна из кураторов, искусствовед Ирина Горлова, вспоминает: в самом начале ее предупреждали, что она будет «лить слезы» — работать с Инфанте очень сложно. «Могу сказать лишь, что Франциско является очень конструктивным художником, он все время заставлял что-то переделывать до достижения совершенства», — комментирует куратор сегодня.

Франциско Инфанте на выставке «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Франциско Инфанте на выставке «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Используя разнообразие техник, жанров, медиумов, Инфанте всю свою жизнь старается решить поставленную еще в ранней юности задачу — «обозначить природу бесконечности мира», используя в качестве универсального визуального языка геометрию. Геометрична (но при этом не линейна) и сама выставка. По словам куратора, нарратив экспозиции построен причудливым образом: зритель попадает в исполинских размеров белый куб и, как ему кажется, движется в хронологическом порядке от работ конца 1960-х из серии «Супрематические игры» к совсем свежим произведениям. И вот вы уже вроде бы закончили 2024 год, однако, переступая порог «темной зоны», оформленной в сером цвете, вновь попадаете в 1960-е, где вас встречает одна из самых ранних, но в то же время знаковых работ «Рождение вертикали», которую художник создал в 19 лет. Далее перед зрителем предстает реконструкция инсталляции 1985 года «Фотографическое пространство моей комнаты», предвосхитившей появление селфи-зон.

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

И это не всё. Продолжают экспозицию созданные в соавторстве с супругой Нонной Горюновой артефакты из серии «Очаги искривленного пространства» — рукотворные зеркальные объекты, повторяющие основные супрематические формы: крест, круг, треугольник и примкнувший к ним «искусственный объект», интегрированные в естественную среду. В них «природа и артефакт выступают на равных… Природа заключает в себе функцию бесконечности, а искусственный объект-артефакт — символ технической части мира». Хотя конечным художественным продуктом авторы считают именно фото, формы также представлены в экспозиции.

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Еще одна знаковая и, пожалуй, самая зрелищная и чарующая работа — кинетическая скульптура «Пространство, движение, бесконечность», придуманная Инфанте в 1963 году после присоединения к «Коллективу свободных художников» (с 1964 года — ‎«Движение»), объединению инженеров, архитекторов и художников, увлеченных идеей кинетизма. Рядом на первый взгляд менее броское, но при ближайшем рассмотрении завораживающее произведение — небольшой прозрачный куб «Душа кристалла», отражающий стремление художника к абсолютному минимализму. На эскизе к нему Инфанте написал: «Душа кристалла — конструкция бесконечности». И действительно, игра мерцающих граней создает иллюзию бесконечной глубины.

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В отдельном зале представлена серия «Проекты реконструкции звездного неба», в которой художник складывает созвездия в строгие геометрические фигуры или каббалистические знаки. Напротив — внушительных размеров лайтбоксы с артефактами из серии «Сквозь камень», созданными Инфанте и Горюновой в Италии. Вдохновившись растениями, пробивающимися сквозь толщу древней кладки, пара представила свое видение упорства и жажды жизни.

На втором этаже располагается архивный раздел, посвященный документации процессов разработки художником его изобретений и их воплощения — «Спиралей», «Рождения вертикали», кинетических объектов и конструкций, которые легли в основу серий артефактов. В витринах представлена, в частности, переписка с историком искусства Джоном Боултом; из писем можно узнать о творческих исканиях и размышлениях Франциско Инфанте и о художественной жизни 1970-х.

Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Выставка «Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности» в Новой Третьяковке.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Приятно, что единая стилистика соблюдена даже в мелочах. Например, оформление входной группы с названием выставки подчеркивается зеркальными полосками, размещенными на ступенях лестницы. Очевидно, что перфекционизм художника нашел отклик у всех, кто готовил экспозицию. Даже если и пришлось пролить немного слез, оно того стоило 

Новая Третьяковка
«Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности»
До 13 апреля

// https://www.theartnewspaper.ru/posts/20250212-vxtw/

********************************************************************************************************

10 хрестоматийных работ Франциско Инфанте

Искусствоведы Галина Шубина и Наталья Сидорова объясняют, как работы художника изображают бесконечность и меняют карту звездного неба

Рождение вертикали
1962. Дерево, оргалит, масло. 38,9 × 90 см
© Франциско Инфанте-Арана / Государственная Третьяковская галерея

Геометрические абстрактные композиции Франциско Инфанте начала 1960-х годов исследуют важнейшую для кинетического искусства категорию — движение  . Художник часто выделяет в станковых произведениях смысловой центр, который служит точкой визуального отсчета в построении простран­ства. Благодаря многократному повторению расходящихся от центра похожих элементов композиция работ Инфанте обретает потенциал бесконечного развития. «Рождение вертикали» — одно из первых произведений, построенных по этому принципу. От центральной линии вверх и вниз отходят 30 горизон­талей, которые делят пространство на равные части. Две из этих линий короче центральной в два раза, четыре — в четыре раза и так далее. Точкой отсчета композиции является самая длинная черта. Как писал Инфанте, «в результате последовательного деления ее пополам и конструктивного размещения половиной на центральной оси композиции возникает вертикальное напряжение. Горизонталь становится вертикалью»  .

Душа кристалла
1963. Оргстекло, металл. 30 × 30 × 30 см
© Франциско Инфанте-Арана / Государственная Третьяковская галерея

В этом небольшом кубе с регулярным членением отражены основные принципы творческой программы Франциско Инфанте. Во-первых, для его работ характерна минимизация средств при сохранении максимальной выразительности: «Чтобы создать произведение, надо сделать выбор… цвета, формы, объема и т. д. <…> Этот выбор должен быть минимальным, но необхо­димым, все остальное будет логическим и биологическим развитием произведения в деле»  . Во-вторых, называя свои работы «визуальными метафорами бесконечности», художник подразумевал, что каждая из них раскрывается в ассоциативном восприятии зрителя. На полях эскиза Инфанте написал: «Душа кристалла — конструкция бесконечности»  . Этот комментарий кажется противоречивым: как куб 30 × 30 × 30 сантиметров может быть бесконечным? Но парадокс в названии разрешается, если всмотреться в мерцающие цветными отсветами грани решетчатой конструкции. Прозрачные пластины и металлические стержни структуры фрактально дробятся к центру и создают иллюзию бесконечно глубокого пространства.

Пространство, движение, бесконечность
1963 (2005). Нержавеющая сталь, капроновая нить, светодиоды, электромеханизм. 190 × 150 × 150 см
© Франциско Инфанте-Арана / Государственная Третьяковская галерея

В 1962 году Франциско Инфанте присоединяется к Коллективу свободных художников (с 1964 года — ‎«Движение») — творческому содружеству инженеров, архитекторов и художников, захваченных идеей кинетизма  . В поисках универсальной формулы искусства будущего художники обращаются к наследию русского авангарда: соединяют язык геометрической абстракции с возможностями науки и техники. «‎Пространство, движение, бесконеч­ность» — яркий пример такого синтетического искусства. Три вращающиеся при помощи мотора кубические формы создают множество вариаций подвижных построений, которые образуются благодаря пересечению нитей и мерцанию ламп.

Динамическая спираль. Возрастающая энергия красного пространства
1964. Бумага, наклеенная на оргалит, темпера. 55,5 х 77,5 см
© Франциско Инфанте-Арана / Государственная Третьяковская галерея

Еще во время учебы в школе Франциско Инфанте поразило переживание бесконечности окружающего мира. Размышления подтолкнули его найти способ упорядочить «беспо­щадную бесконечность»: увлекшись рисованием, он стал чертить многократно повторяющиеся конструкции из возрастающих кругов, треугольников и квадратов. Позже из всего многообразия форм Инфанте выбрал спираль и точку. Для него движение спирали к точке — отражение главных принципов мироустройства: «Твердь сменяется пустотой, хорошее — плохим, легкое — тяжелым, жизнь — смертью и новой жизнью. <…> Само Бытие, наверное, не избежит своей „точечной“ предопре­деленности. Пройдя свою точку свернутого состояния, оно, скорее всего, станет Небытием»  .

Комета. Из серии «‎Проекты реконструкции звездного неба»
1965. Бумага, гуашь, темпера. 50 × 33 см
© Франциско Инфанте-Арана / Государственная Третьяковская галерея

Большая часть космических объектов находится так далеко от Земли, что зрение человека воспринимает небо как плоскость, лист бумаги, на котором мы мысленно соединяем звезды в различные фигуры. Франциско Инфанте пришел к заключению, что вместо созвездий мы могли бы видеть в небе строгие геометрические фигуры или каббалистические знаки. В работах серии «‎Проекты реконструкции звездного неба» художник фиксирует загадочное явление, возникшее в его сознании. В отличие от конструктивистов, Инфанте занимает позицию не проектировщика, а наблюдателя. Мы даже можем понять, где находится этот наблюдатель: на всех листах серии изображено светлеющее на горизонте ночное небо и ветви деревьев — такой вид открывался из окна мастерской художника.

Проект кинетического подсвета старинных архитектурных сооружений Красной площади и Московского Кремля
1968. Бумага, темпера, карандаш, тушь. 50 × 150 см
© Франциско Инфанте-Арана / Государственная Третьяковская галерея

В конце 1960-х годов Франциско Инфанте возглавил рабочую группу по разработке освещения московских зданий в лаборатории архитектурно-проектировочной организации «Моспроект № 4». Вскоре молодому художнику поручили разработать проект освещения стен и башен Московского Кремля. Этот заказ требовал точнейших расчетов и тщательно продуманного располо­жения прожекторов. По замыслу художника, светомузыкальное представление должно было длиться час: синхронизируясь с мелодией фуги Иоганна Себастьяна Баха, менялись цвет и интенсивность подсветки, акцентировались отдельные элементы архитектурного ансамбля Кремля и Красной площади. Инфанте разработал концепцию, сделал подробные чертежи и макет, снабдил его всеми необходимыми техническими составляющими. Но в итоге был вынужден покинуть «‎Моспроект», потому что руководители организации вынуждали его признать работу коллективной.

Супрематические игры
1968. Бумага, цветная фотопечать. 49,5 × 49,5 см
© Франциско Инфанте-Арана / Государственная Третьяковская галерея

Эта серия фотографий — самая первая в большом и развивающемся до сих пор проекте «Артефакты», который построен на включении искусственных элементов в природный контекст. В названии серии заключены важные для художника идеи. С одной стороны, он обра­щается к идеям Казимира Малевича, «Белое ничто» которого Инфанте считал метафизическим символом Супрематизма и его собственного переживания «беспощадной бесконечности» мира. С другой стороны, словом «игра» он выводит за скобки концептуальную основу метода Малевича и акцентирует бесконечный ресурс комбинаторики геометрических фигур и динамических траекторий их дрейфа.

«‎Супрематические игры» — это именно пластический эксперимент, манипуляции с разноцветными картонными фигурами на снегу. Неслучайно Инфанте подчеркивает: «Концепции „Артефакта“ тогда у меня еще не было». По воспоминаниям художника, был чудесный мартовский день 1968 года: «Снег на полях был подтаявший, выглядел гранулами. Все светлое время дня я провел на поле, раскладывая на снегу супрематические композиции. Неко­торые из них сфотографировал. Хорошо, что у меня тогда был фотоаппарат — самая дешевая фотокамера „Любитель“ (стоила 10 рублей!). И слайдовая фотопленка, соответственно, 6 × 6. Так все и совпало: белый снег, Малевич, квадратный формат, слайд»  .

Архитектура автономных искусственных систем в космическом пространстве (Ожерелье)
1970. Бумага, темпера. 76,5 × 43,5 см
© Франциско Инфанте-Арана / Государственная Третьяковская галерея

В начале 1970-х годов, увлекшись идеей выявления новой формы творчества на стыке изобразительного искусства и техники, Инфанте сформулировал концепцию архитектуры автономных искусственных систем в космическом пространстве. По мысли художника, «искусство становится техникой и… такому искусству суждено актуализироваться в космическом пространстве, скорее всего в объектах космической архитектуры»  . Эти сооружения наподобие искусственного спутника Земли должны были быть функцио­нальны, например служить средой обитания человека. Проект «‎Ожерелье» отвечает духу романтического подъема 1960-х годов и одновременно отсылает к вдохновившим Инфанте футуристическим проектам: летающие дома-коммуны Георгия Крутикова и город-кольцо «Сатурний» Виктора Калмыкова. В основе конструкции — форма замкнутой спирали, опоясывающей земной шар. Гигантская спираль, постоянно меняющая положение на небесном своде, задумывалась как украшение, «искусственное ожерелье на теле любимой планеты»  .

Артефакты из серии «Очаги искривленного пространства»
1979. Фотобумага, черно-белая фотопечать. 50 × 50 см
© Франциско Инфанте-Арана / Государственная Третьяковская галерея

В середине 1970-х годов Инфанте разрабатывает концепцию художественной системы «артефакта» — рукотворной вещи, «автономной по отношению к природе». Соединяясь в одном пространстве, «природа и артефакт выступают на равных… Природа заключает в себе функцию бесконечности, а искусствен­ный объект-артефакт — символ технической части мира»  . Инфанте обращается к опыту художников-супрематистов и придает объектам строгую геометрическую форму. Результатом работы становится фотоизображение, которое художник никак не обрабатывает.

При создании серии «Очаги искривленного пространства» Инфанте использовал объект «Крест». Он состоит из обтянутых металлизированной пленкой квадратных секторов, расположенных под разным наклоном. Его поверхность отражает пространство, находящееся вне поля зрения зрителя, поэтому предмет сливается с природной средой. На фотографиях серии удалось запечатлеть отражения в зеркальном «‎Кресте», игру бликов, смену погоды и другие мимолетные явления — так Инфанте фиксирует мгновение взаимодействия артефакта с природой.

Артефакты из цикла «‎Выстраивание знака, или Вывернутая перспектива»
1984–1986. Цветная фотография на дибонде. 120 × 120 см
© Франциско Инфанте-Арана / Государственная Третьяковская галерея

В цикле «‎Выстраивание знака, или Вывернутая перспектива» Инфанте отказывается от привычного ему принципа и не сопоставляет искусственный объект с изменчивой природной средой. В этом артефакте художник фикси­рует момент узнавания простой геометрической формы в хаотичном сплетении ветвей куста. Обмотанные зеркальной пленкой ветви при определенном поло­жении зрителя образуют круг, квадрат, треугольник или диагональные лучи, которые рассыпаются на множество бликующих частиц со сменой точки зрения. Таким образом художник предлагает зрителю разделить свою уникальную позицию: через него, как через магнитный сердечник, проходят все силовые линии запечатленной картины. Наблюдатель, как и автор, организует эти разрозненные фрагменты в цельный образ.

// https://arzamas.academy/materials/2510

____________________________________________________________________________________________________

P.S.

Это стоит увидеть! Да. )) Супрематизм и кинетизм в искусстве меня всегда вдохновляли. Геометрическая ментальная нелинейная медитация: прорыв!  Спираль бесконечности, прорезающая третью мерность и успокаивающая, гармонизирующая наше замкнутое пространство. Пульсирующий свет геометрических пропорций и симметрии. Лично мне сегодня ничто так не дорого, как абстракция, вмещающая в себя ВСЁ! Простое и цельное, но сложное и противоречивое внутри — это подлинно!

Сквозь замкнутые пространства — выход в Свет!.. Непрерывное движение материи, рождающей из себя образы. Алхимия природного, естественного и художественного, эстетического — создающая новую жизнь/состояние объекта, одушевляющая его, таинственная и мистическая синергия искусства.

Безусловно, Инфанте видит энергии, их полет, конфигурации, симбиоз, цвето-световые композиции — симфония движущихся, вибрирующих и наполненных смыслом пространств, имеющих свою душу и сознание.

Мастеру, мастерам — поклон! Живите долго и счастливо! Благодарю за Творчество!

С любовью, Н.А. Шлемова, 08.04.25

***************************************************

Артефакты из серии «Очаги искривленного пространства»
1979. Фотобумага, черно-белая фотопечать. 50 × 50 см
© Франциско Инфанте-Арана / Государственная Третьяковская галерея
****************************************************
Супер! Да?

Франциско Инфанте-Арана

Артефакты из серии «Замкнутые пространства с выходом через свет», 1984 

фотография 50.5 x 50.5 см // https://vladey.net/ru/artwork/4354

*************************************************

В серии «Два света» 1998 года Франциско Инфанте продолжает свои визуальные эксперименты с пространством и языком, начатые им еще в 1970-е. В это же время аналогичными экспериментами занимались американские и европейские художники, работавшие в области концептуальной фотографии: например, Джон Фал (John Pfahl) в серии «Altered Landscapes» (1974–1978) и Франциско Инфанте в серии «Артефакты» (1975) делали сходные вещи, находясь при этом по разные стороны железного занавеса и не подозревая друг о друге. Они даже высказывались одинаково о своей работе с пространством, хотя и на разных языках — как о стирании грани между природным и искусственным.

Серия «Два света» изначально была задумана как серия сконструированных ситуаций, и в работе мы видим ее воплощение: в квадратный формат фотографии как бы вписан круглый объект из снега или льда с подсвеченной диагональю. Невозможность этого объекта в природном ландшафте делает его артефактом, — одним из множества подобного рода исключительных объектов, изобретенных Франциско Инфанте. Эта фотография соединяет природный материал и искусственную форму, естественный ландшафт и специально созданный объект, сумеречный свет почти севшего за горизонт солнца и искусственное свечение радиуса. Фотография соединяет и сталкивает явления одной природы, разделенные языком и культурным сознанием, которые кажутся несовместимыми только в силу привычек нашего зрения.

В 1970-х эксперименты Франциско Инфанте лежали в зоне так называемых «маркированных мест», если описывать его работу в терминах теории «расширенного поля» теоретика искусства Розалинд Краусс. В 1990-х Инфанте, удерживая освоенную им территорию «расширенного поля», привносит туда непосредственно переживаемую чувственность. В частности, в представленной работе художник обращает внимание зрителя на ситуацию, в которой свет производит с нашим зрением определенный эффект. Способность света доносить до нас чувственность теплого огня сквозь холодную прозрачность льда столь же противоречива, сколь и впечатляюща. V

// https://vladey.net/ru/artwork/4039
*****************************************************

Франциско Инфанте-Арана

Артефакты из серии «Добавления», 1983

фотография

63 x 68 см

Артефакт в творчестве Франциско Инфанте понимается как действие на стыке идеи и материи, на границе метафизики и повседневности. В серии работ на открытом воздухе, начавшейся с 1970-х годов, его артефакты освобождены от прямых коннотаций с изобразительными кодами прошлого, точнее, они здесь сводятся уже к минимуму, к архетипическому образу, который художник к тому же старается предельно дематериализовать, заставляя парить в воздухе (используя незаметные подвесные конструкции). Самым же действенным приемом для истончения образа становится зеркало — в форме квадрата, треугольника, круга или креста оно врезается в расслабленный, самодостаточный пейзаж и растворяется в нем. Но метаморфозы касаются и самого объекта, и пространства вокруг. Оно теряет свою безмятежность и размеренность, рвется, ломается и, наконец, становится открытым для жаждущего изменений взгляда. V

// https://vladey.net/ru/artwork/3314

**************************************************

Франциско Инфанте-Арана
«Спираль бесконечности» («А»)
из серии «Проекты реконструкции
звездного неба», 1965.
Продана на VLADEY в частную коллекцию.

Идея «Реконструкции звездного»
В 1965 году Франциско Инфанте-Арана, любуясь звездами на берегу Черного моря, решает попробовать перенести свои геометрические конструкции из чертежей на небо. Эта идея перерастает в попытку «переустроить» небо по своим законам: использовать излюбленные фигуры и прямые линии, чтобы гармонично структурировать звезды. Однако позднее художник осознает, что звездный мир нам недоступен, а, следовательно, и переустроить его в соответствии со своими эстетическими представлениями мы не можем. Так появляется идея именно реконструкции, а не перестройки, которая получает название «Проекты реконструкции звездного неба». Позднее серия войдет в коллекции мировых музеев современного искусства и станет одной из самых узнаваемых в творчестве художника.

Источник: vladey.net/ru/news/47

****************************************************

Зазеркалье Франциско Инфанте Fotografia a specchio, Land art, Installazioni arti

*****************************************************

Francisco Infante Spiral (1965) MutualArt

****************************************************

Франциско Инфанте. Метафизическая фотография

*****************************************************
Нонна Горюнова и Франциско Инфанте.
«Все мои попытки выразить бесконечность сводились к абстрактным геометрическим фигурам и формам, поиск осуществлялся как бы автоматически, это было не рисование с натуры, это было рисование каких-то беспредметных устройств, порождаемых моим, ориентированным на метафизику, сознанием. В моём сознании возникла некая метафизически обусловленная догадка о бесконечности устройства мира. И эту свою догадку я пытался реализовать как мог, хотя ни знаний, ни культуры не было. Поначалу я просто водил карандашом по бумаге, рисуя бесконечно убывающие и бесконечно возрастающие формы. В этом возрастании и убывании на листке бумаги уже в зародыше своем существовала не только бесконечность, но, в том числе и кинетика. Традиции геометрического искусства, как и кинетического, для меня теперь – ретроспективная реальность. Говорят, идеи витают в воздухе. Можно даже и не знать о том, что происходит в культуре в мировом масштабе, но все равно вобрать в себя флюиды современной жизни, почувствовать, что называется, «дух времени» и воплотить его в искусстве. Скорее, у меня это происходило так, а не то, что я знал о каких-то художественных тенденциях с Запада. Вообще у меня есть личное внутреннее деление художника на два типа. Первый развивается благодаря своей реакции на внешний мир, может вначале пройти путь подражания уже известным художникам. Второй тип исходит из своих собственных внутренних переживаний и ощущений. Такой художник пытается изнутри себя вывести некую форму искусства и показать ее посредством визуальной метафоры. МК: В связи с этим хотелось бы спросить. Я читала, что в вашем искусстве есть религиозный аспект… ФИ: Нет, я не религиозный художник, я религиозный человек. МК: Но все же ваше искусство – это поиск высших смыслов. В чем это выражается? Поймать отражение Бога в зеркале? ФИ: Это, конечно, не так. Увидеть Бога и не умереть при этом — невозможно. Все же я не занимаюсь богоискательством. Мне его искать не надо, потому как во мне уже заложена вера в Бога. Да, и в каждом, есть искра Божья». /Ф. Инфанте-Арана
**********************************************************************************************************

Франциско Инфанте-Арана

Артефакты из серии «Очаги искривленного пространства», 1979

фотография
50,6 х 59,8 см

  «Замкнутые пространства» Франсиско Инфанте-Арана
**********************************************************************************************************
Фоном: 4K UHD🌌Космическая эмбиентная музыка🌌Космические сцены глубокой релаксации:
https://vkvideo.ru/video-229078605_456239073
**********************************************************************************************************
ПРИЛОЖЕНИЕ

https://vladey.net/ru/artwork/10942

Франциско Инфанте-Арана

Артефакты из серии «Добавления», 1983

фотография

50 х 50 см

Представленная на торгах фотография входит в серию «Добавления» из знакового проекта «Артефакты» Франциско Инфанте-Арана. Художник привносит в пространство морского пейзажа зеркальную поверхность в форме квадрата. Объект буквально парит над морем, и только едва заметные тросы, поддерживающие его, намекают на то, что кадр искусно сконструирован самим художником. Природа в работах Инфанте всегда отсылает к метафизической бесконечности, подобно белому фону в супрематических композициях Казимира Малевича. Однако центром композиции неизменно выступает рукотворный объект, привнесенный художником в естественную среду. 

Инфанте пишет о серии:«Цикл артефактов “Добавления” (1983), насколько я помню, был инспирирован осознанием того, что пейзаж, какой бы красивый он ни был, а тем более подборка пейзажей в красочных альбомах, быстро утомляет наше сознание: информация концептуальной красоты в таких пейзажах — одна и та же, несмотря на различия запечатленных объектов. Спасти от скуки такой красивости может собственное участие в деле структурного добавления в пейзаж некоего искусственного образования — всегда заранее неизвестного и непредрешимого, но обеспечивающего присутствие АРТЕфакта в своем символическом значении».

О художнике:
Франциско Инфанте-Арана — классик кинетического искусства, основатель знаменитой группы «Движение» и один из пионеров отечественного ленд-арта. Художник принадлежит к тому поколению шестидесятников, которые продолжали линию развития первого русского авангарда, и вместе с тем, находились под влиянием открытий и достижений в области науки и техники. Сочетание природного и искусственного, естественного и техногенного — тот фундамент, на котором строится искусство Инфанте.

Зимой 1968 года художник отправился вместе с женой и соавтором Нонной Горюновой на природу, где они в рамках акции «Супрематические игры» выложили на снегу «Посвящение Малевичу» — супрематистскую композицию, цветные геометрические элементы которой были вырезаны из картона. Снег олицетворял метафизическое пространство и отсылал к белому фону в произведениях Малевича. Так появился первый «артефакт» — помещенная в естественную среду вещь, созданная человеком, а значит автономная по отношению к природе, и в то же время, символ тайны, мистический предмет, приближающий к загадке бесконечности мироздания. 

«Артефакты» — центральный проект в творческой практике художника, создавшего порядка 50 циклов произведений, объединенных общей концепцией. Располагая рукотворные объекты в природной среде, Инфанте получает возможность работать с пространством по-новому: среди его инструментов не только картонные фигуры и зеркала, но и элементы ландшафта, солнечный свет, снег, вода и даже воздух. Исходя из собственной философии, Инфанте не привносит в пейзаж ничего нового, а лишь подчеркивает некоторые детали пространства. Создаваемые художником геометрические конструкции всегда принципиально реальны — все технические приспособления, поддерживающие композицию, остаются за кадром. Инфанте подчеркивает важность фиксации «артефакта» с помощью документальной фотографии. Он не использует техники фотомонтажа и коллажа, каждый раз сочетая природу и геометрию так, что они образуют симбиотическое высказывание. Произведения художника находятся в собрании Третьяковской галереи и Русского музея. V

Публикации:
Франциско Инфанте. Монография. М.: Государственный центр современного искусства, 1999. С. 100.
Francisco Infante. Artefakte. Wilhelm-Hack-Museum, 1989. p. 53.

****************************************************

Франциско Инфанте-Арана

Артефакты из серии «Добавления», 1983

фотография

50,5 х 50, 5 см

//https://vladey.net/ru/artwork/10597

**************************************************

Learn about the art installation by Francisco Infan..
*****************************************************
Франциско Инфанте и Нонна Горюнова.
*****************************************************
 Francisco Infante-Arana
****************************************************

❗Замечательное интервью на Лаврусе, с прекрасными изображениями артефактов Бесконечности Мастера:

Интервью. Франциско Инфанте: «Я не пророк, я — художник». 12 марта 2025: 

https://lavrus.tretyakov.ru/publications/intervyu-frantsisko-infante-ya-ne-prorok-ya-khudozhnik/

**************************************************

ФРАНЦИСКО ИНФАНТЕ / «Художник говорит» / #TretyakovDOC

https://rutube.ru/video/b2d3d3d054583e39a97581c96ce8c6d5/
********************************************************************************************************
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Маньковская Н.Б., Бычков В.В.
«Современное искусство как феномен техногенной цивилизации». 2010
В учебном пособии дается представление о характере и путях влияния техногенной цивилизации на современное искусство. Показано, как меняется художественный язык традиционных (литература, живопись, музыка, театр, балет) и технических искусств (фотография, кинематограф и другие экранные искусства, мультимедиа) под воздействием новых цифровых технологий, в чем состоит своеобразие актуальных технизированных арт-практик (перформансы, акции, инсталляции). Выявлена специфика видеоарта, интернет-арта, виртуал-арта. Концептуальным ядром работы является разработанная авторами теория художественно-эстетической виртуалистики. Раскрывается сущность виртуальной реальности в искусстве, показаны элементы прото- и паравиртуальной реальности в современных искусствах, и в первую очередь в кинематографе.
**********************************************************************************************************
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В. Бычкова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — 607 с. (Серия «Summa culturologiae»).

Энциклопедическое научно-информационное концептуальное исследование, посвященное крупнейшему в истории культуры переходному периоду — художественно-эстетической культуре XX века — от классической Культуры к принципиально иному эстетическому сознанию и артпроцессам техногенно-компьютерной цивилизации XXI в. Открытый гипертекст коррелирующих друг с другом и иными интертекстуальными феноменами статей, выявляющий специфику, главные тенденции, направления, систему понятий и терминов, утвердившихся для их обозначения, а также главные персоналии художественно-эстетической культуры XX в. В контексте основных парадигм европейской классической традиции, как ее логически-алогичное завершение. При этом основное внимание уделено именно новаторским, неклассическим, постклассическим феноменам и личностям, характеризующим более чем столетний процесс движения в культурном пространстве: авангард — модернизм — постмодернизм, в сферах эстетического сознания и визуальных искусств, главным образом, но также в литературе и музыке от символизма и импрессионизма до арт-проектов конца XX в. Статьи Лексикона учитывают новейшие достижения в сфере гуманитарного знания, написаны доступным самым широким читательским кругам языком, снабжены богатой библиографией. Книга содержит указатель имен и Summary.

**********************************************************************************************************
Фоном:
Самириус. Очищение поля головы. — https://vkvideo.ru/video-181904636_456239326
**********************************************************************************************************
Вместо Заключения…
«Точка в своем пространстве. Образ метафизического измерения» (1964)
Франциско Инфанте. Точка в своем пространстве. 1964-1976.

6 комментариев

  1. Вот еще фрагмент с выставки в Третьяковке: https://yandex.ru/video/preview/17256520189876094581

    Инфанте-Арана. Квадраты на фоне деревьев: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/49928

    * * * * * *
    Интервью с Франциско Инфанте: https://youtu.be/cG6VbNxdyng?si=PSbF7VGrYoDuI1AR // 12 лет назад
    ** ** ** **
    ❗ Лекция «ВИЗИОНЕР VS ИНЖЕНЕР». Франциско Инфанте и Вячеслав Колейчук:

    https://www.youtube.com/live/EOtQt3lHAPk?si=_EuLuPCZjDJrDoX8

    Цикл лекций «Русское искусство 1960–2010-х. Версия Саши Обуховой»

    Рассказ о жизни и творчестве русских художников 1960–2010-х годов в широком историческом контексте.

    Историк искусства и куратор архива Музея «Гараж» Саша Обухова обладает энциклопедическими знаниями по российскому современному искусству и является одним из лучших специалистов в этой области. Ее знание сформировалось не только из искусствоведческой рефлексии и опыта непосредственного участника событий, но и из кропотливой практики архивиста, последовательно собирающего свидетельства и следы художественного процесса на протяжении более чем трех десятилетий. Эта всесторонность и педантичность взгляда обеспечивают монографическую глубину повествования, разворачиваемого вокруг каждого героя, и одновременно помещают его в политический, эстетический и институциональные контексты. Каждая лекция будет включать в себя множество репродукций архивных материалов и произведений художников. А вместе лекции образуют, в сущности, прототип неизданного учебника по истории искусства нашего времени.

    Франциско Инфанте (род. 1943) с 1968 года начал совместную творческую деятельность с Нонной Горюновой. Они изучают возможности взаимодействия искусственных объектов и природы. Живут и работают в Москве.

    Вячеслав Колейчук (1941–2018) — один из ведущих представителей кинетического направления в искусстве, участник объединения «Движение», театральный и кинохудожник.

    О ЛЕКТОРЕ

    Саша Обухова (род. 1967, Москва) — историк искусства и куратор архива Музея «Гараж». Окончила Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. В 1993 году училась в Центрально-Европейском университете (Прага). Работала в Институте проблем современного искусства, Государственной Третьяковской галерее, Государственном центре современного искусства. В 2000 году в составе рабочей группы участвовала в подготовке постоянной экспозиции Третьяковской галереи «Искусство второй половины ХХ века». В 2004 году стала одним из учредителей и директором Фонда «Художественные проекты», основала при Фонде архив современного русского искусства. Живет и работает в Москве.

    *************************************************************

    + См.: https://ria.ru/20250125/vystavka-1994953208.html

    *************************************************************
    PPS.
    Спирали Бесконечности… меня это искусство очень впечатлило. Близко. По сердцу. Питает мысль. Дает повод к ментальной медитации. Свой метод. Свой стиль. Синтез! Франциско Инфанте есть ЧТО сказать миру! Да. ❤️ ХРАНИМЫ! ✝️☯️
    Чувство тайны, радости и взлёта охватывает меня от этих «Метафор Бесконечности», движущихся пространств, живых Крестов — окон, выходов в Свет! Всё у него имеет космическую основу. Каждый объект — живая энергия!
    Это художественное явление, наполненное смыслом и духом, требует погружения и изучения.
    Высший мир — это океан Света, потому у Инфанте снег и свет символизируют метафизическое пространство.
    Поклон!
    НАШ ☯️
    *************************************************************

    !! См.: https://vladey.net/ru/artist/frantsisko-infante-arana
    __________________________________________________________________________________________________________________________

    ❗Больше никаких публикаций, кроме авторских, на сайте пока (или совсем) не планирую. )) Дедлайн!.. (сколько можно обслуживать других в ущерб собственному творчеству!)

    ❗САЙТ В РЕЖИМЕ ПАУЗЫ. НАДОЛГО.
    БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ! ⚔️⚔️
    … 🙂
    Всем, всех Благ!
    Радости! и выхода в Бесконечность!..
    Ваша, НАШ

    http://jezmmm.ru/philosophy/shlemovana/2024/11/22/georgij-fedotov-sudba-i-grehi-rossii/#comment-65465

    * * * * * *

    http://jezmmm.ru/litart/shlemovana/2024/08/17/pavel-kushnir-russkaya-narezka-roman/#comment-57657… 🙂

    • Апдейт публикации: 09.04.25

      …трудно остановиться, второй день погружаюсь в метафизику Инфанте-Арана. Совпало с моим внутренним состоянием. Метафизический покой. Портал. Детскому сознанию ЭТО объяснить нельзя. ))

      Здесь — живая ткань одухотворенного Космоса. Кровь Космоса.

      Здесь — выстраданное субъективное Пространство Души (и не смейте свой хамский рот открывать, неадекваты!..)⚔️

      НАШ ✝️☯️

      • UPD: 10.04.
        См. в Приложении в конце публикации:
        Маньковская Н.Б., Бычков В.В.
        «Современное искусство как феномен техногенной цивилизации». 2010.
        Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В. Бычкова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — 607 с. (Серия «Summa culturologiae»).

        И другое. )

        ❗Выходом из замкнутых пространств для меня и ценен Инфанте-Арана, естественный метафизик-визионер. И очень зрелый Дух.
        Мой поклон!
        Его художественный мир — это осовремененная теургическая эстетика: метафизический ракурс через артефакт — в Бесконечность. Да.
        НАШ ❤️

        (Про его Квадраты я высказалась также здесь, в Приложении 1. — http://jezmmm.ru/litart/shlemovana/2025/04/10/natalya-shlemova-beloe-na-belom-misteriya-aprelya/..)

          • https://youtu.be/6ciVoUH4GE0?si=3IsMT_sQhkJmU5HP /2024

            В рамках выставки «Параллельные Вселенные. От абстракции к артефакту» проходила образовательная программа — цикл встреч с искусствоведами, коллекционерами, научными сотрудниками Третьяковской галереи и Русского музея, которые рассказывали о художниках и их «Вселенных», о рождении, трудной жизни и триумфе «неофициального искусства» в России.

            Для Франциско Инфанте и Эрика Булатова событие или произведение искусства создают мощный эффект отстранения от социальной реальности, от места и принуждений повседневной жизни, предлагая визуальный переход в «метафизическое» измерение бытия, открывающееся восприятию без канонической религиозно-мистической символики потустороннего.

            Лектор — Андрей Ерофеев, искусствовед, куратор, создатель отдела и коллекции «новейших течений искусства» в Третьяковской галерее.
            ______________________________________

            Музей AZ — это современный музей, арт-лаборатория, в пространстве которой разворачивается яркое и динамичное повествование о творчестве «неофициальных художников» второй половины ХХ века.

            Создатели музея — коллекционер и меценат Наталия Опалева и куратор Полина Лобачевская. Сегодня коллекция Музея насчитывает более 2500 работ.

            Миссия Музея AZ — актуализация наследия неофициального русского искусства второй половины ХХ века.
            В Музее нет постоянной экспозиции — выставки сменяют друг друга, каждый раз заново открывая творчество шестидесятников.

            Подписывайтесь на наш канал YouTube и будете в курсе новых выставок и мероприятий / azmuseum  ​

  2. Мой сайт — это электронный гуманитарный свободный, ни от кого не зависимый, Университет: хотите, учитесь,
    хотите, оставайтесь невеждами — ваше право. Выбор за вами, господа-читатели!
    Удачи!

    Я свою работу ЗДЕСЬ, в этом формате, закончила, исчерпав лимит информационного волонтёрства, или просветительского альтруизма.
    Дальше, я решаю другие Задачи. Ом

    До свидания, друзья!
    Будьте хранимы Богом!
    Счастья вам!
    НАШ ❤️
    … 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *