Милюков П.Н. История русской культуры

 

Милюков Павел Николаевич

Очерки по истории русской культуры

Издательство: Тип. И.Н. Скороходова

Место издания: СПб.

Год издания: 1896-1903

Рубрика: Отечественная историяРусская философия Теги: Культура, Цивилизация

Всего томов 4 
 

В «Очерках» Милюков показал большую роль государства в формировании русского общества, утверждая, что Россия, несмотря на свои особенности, шла европейским путем развития, а также привёл свои доводы относительно приспособляемости русского «национального типа» к заимствованным общественным институтам. Полагая, что «существует ряд основных закономерных эволюций разных сторон социальной жизни», Милюков не считал возможным объяснять исторический процесс развитием производства или «духовным началом». Он стремился рассматривать единую историю как ряд взаимосвязанных, но разных историй: политической, военной, культурной и других.

Первая часть исследования знакомит нас «с тем историческим зданием, в котором провел свою жизнь русский народ». Здесь изложены «общие понятия» об истории, её задачах и методах научного познания, определены теоретические подходы автора к анализу исторического материала, а также представлены очерки о населении, экономическом, государственном и социальном строе.

Список томов

**************************************************

Краткая библиографическая справка


Милюков Павел Николаевич

выдающийся русский историк; род. 15 января 1859 г.; воспитывался в московской 1-й гимназии и московском университете; с 1886 г. до 1895 г. состоял приват-доцентом в московском университете по кафедре русской истории; его «Введение в курс русской истории» разошлось в значительном количестве экземпляров литографированного студенческого издания (М., 1894-95). Давал также уроки в московской земледельческой школе и одной из женских гимназий, а также с большим успехом читал лекции на женских педагогических курсах в Москве и в конце 1894 г. в Нижнем Новгороде (см. «Отчет общества взаимного вспомоществования учителям и учительницам Нижегородской губернии с 1 октября 1894 и по 1 августа 1895 г.», Нижний Новгород, 1895); был с 1893 г. первым председателем московской «Комиссии по организации домашнего чтения» (см. Самообразование) и вложил в ее устройство массу энергии и труда; самообразованию посвящены также статьи М.: «Летний университет в Англии» («Мир Божий», 1894, № 5) и «Распространение университетского образования в Англии, Америке и России» («Русское Богатство», 1896, № 3).

Степень магистра русской истории М. получил в 1892 г. за обширную диссертацию: «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого» (СПб., 1892; см. «Историческое Обозрение», т. 5 и «Русскую Мысль» 1892, № 7). Другая книга М.: «Спорные вопросы финансовой истории московского государства» (СПб., 1892) стоит в тесной связи с диссертацией и написана по поручению Императорской академии наук как рецензия на книгу Лаппо-Данилевского: «Организация прямого обложения в Московском государстве» (см. отчет по XXXIII присуждению наград графа Уварова).

В 1895 г. М. вынужден был прекратить свою преподавательскую деятельность и уехать в Рязань. Летом 1896 г. по инициативе М. впервые организованы в Рязанской губернии систематические археологические раскопки; рязанская губернская архивная комиссия избрала его своим депутатом на Х археологический съезд в Риге. Из журнальных статей М. наиболее выдаются: «Обзоры русской литературы и науки за 1888-1893 гг.» в англ. «Athenaeum», «VIII Археологический Съезд в Москве» («Русская Мысль», 1890 г., № 4, а также отдельной брошюрой, М., 1890), «Русская аграрная политика прошлого столетия» (ib., 1890 г., № 5), «Сергей Тимофеевич Аксаков» (ib., 1891 г., № 9), «Попытка государственной реформы при воцарении императрицы Анны Иоанновны» («Сборник в пользу воскресных школ», М., 1893), «Разложение славянофильства» («Вопросы философии и психологии» за 1893 г. и отд.), «Главные течения русской исторической мысли» («Русская Мысль», 1893-95 и отд.) и «Очерки по истории русской культуры» («Мир Божий», 1895-96 и отд.). Особенно замечательны два последние труда. В настоящем Словаре  М. написал историю крестьян в России и многие др. статьи.

Наука для М. не является чем-то отвлеченным и безжизненным; напротив, для него наука и жизнь тесно связаны друг с другом, взаимно проникая друг в друга. Научное знание в его руках — живой капитал, ежеминутно пускаемый в оборот. Он умеет выставить на первый план существенно важное, ясно и наглядно изложить процесс образования самых сложных исторических явлений и дать читателю, хотя бы и не специалисту, сумму жизненных научных представлений. Обладая широким научным образованием и философским складом ума, предохраняющим от односторонних увлечений, М. превосходно усвоил себе метод и содержание исторической науки и стал редким у нас пока представителем научно-реалистического направления в истории.

В. С. 

МИЛЮКОВ Павел Николаевич

(15.1859, Москва — 31.3.1943, Экс-ле-Бен, Франция) — историк, политический деятель. Отец Милюкова — городской архитектор, инспектор художественных училищ, профессор Московской школы ваяния и зодчества (в конце жизни — оценщик в одном из московских банков). Мать — из дворян рода Султановых, владела имением в Ярославской губернии. С детства Милюков любил музыку, играл на скрипке и альте. Окончив в 1877 1-ю московскую гимназию, поступил на историко-филологический факультет Московского университета, учился у Ф.Фортунатова, В.Миллера, М.Троицкого, В.Герье, П.Виноградова, В.Ключевского, из них особенно ценил двух последних. В гимназические и студенческие годы занимался репетиторством, чтобы поддержать семью (отец Милюков умер в 1879). За участие в студенческой сходке в 1881 исключен из университета, через год восстановлен; в промежутке побывал в Италии.

Октябрьскую революцию встретил враждебно. С конца 1917 один из организаторов попыток объединения антибольшевистских сил в России и за границей, в том числе путем союза с Германией. В конце 1918 направлен для переговоров о военной помощи в Париж, но был выслан правительством Клемансо как германофил. Член Комитета освобождения России, созданного в январе 1919 в Лондоне при материальной поддержке правительства Колчака, редактор еженедельника “The New Russia”,

В январе 1921 переехал в Париж. Пересмотрев опыт белого движения, разработал “новую тактику” борьбы с большевистской Россией, которая строилась на признании главных последствий революции — республики, федерации, передела земли. Считал необходимым изучение Советской России, учета эволюции власти и изменений в условиях ее существования: исключал интервенцию как средство освобождения России от большевизма “вопреки воле народа”. Парижская группа кадетов во главе с Милюковым создала Республиканско-демократическое объединение в Париже, подобные объединения были созданы в других центрах Европы для консолидации эмигрантов вокруг платформы Милюков “Новая тактика” встретила сопротивление, в том числе в кадетской партии и особенно среди монархистов, сторонники которых в 1922 совершили покушение на Милюкова во время его выступления в Берлине, за ним последовало еще одно —в 1927в Риге. С марта 1921 и до 1941 М.— главный редактор наиболее влиятельной эмигрантской газеты “Последние новости”. Учредитель и председатель Общества русских писателей и журналистов, Клуба русских писателей и ученых, Комитета помощи голодающим в России (1921), Один из организаторов Русского народного университета. Читал лекции в Сорбонне, во Франко-русском институте. Возглавлял празднование 100-летия восстания декабристов, 200-летия со дня рождения Петра 1, юбилея Московского университета, “Дня русской культуры” и др. юбилеев, Выступал с докладами и лекциями во многих странах, особенно часто в Чехословакии, Вернулся к научной работе: подготовил к публикации новое издание “Очерков по истории русской культуры” (Париж, 1930-37), посвятив его умершей в 1935 жене; в 1927 на основе лекций, прочитанных в 1921 в Бостоне, издал двухтомную книгу о гражданской войне “Россия на переломе”. Одновременно писал многочисленные статьи для “Последних новостей”, “Иллюстрированной России”, “Британской энциклопедии”, и др. изданий. Оставался, как и раньше, страстным библиофилом. В эмигрантский период в Милюкове по-прежнему органично сосуществовали политик и историк: занятия историей научили его сдержанности, философскому подходу к действительности: политическая деятельность развила в нем глубину проникновения в историческое прошлое, умение ассоциативно мыслить, он всегда, по собственному признанию, стремился связать прошлое с настоящим. В 1929 русская эмиграция и мировая общественность широко отмечали 70-летний юбилей Милюкова. На средства, врученные болгарским правительством Милюков, как верному защитнику славянской идеи, он приобрел дом на юге Франции, 80-летие Милюкова прошло в домашней обстановке. (С 1935 был женат на Н.Лавровой).

Тяжело переживал обострение международной обстановки накануне 2-й мировой войны, усиление фашистской Германии, Мюнхенское соглашение и оккупацию Чехословакии. Одобрил заключение советско-германского пакта (1939), но считал неизбежным нападение Германии на СССР. Доказывал, что в этом случае русская эмиграция “должна безоговорочно быть на стороне своей Родины”. Во время наступления немцев на Париж переехал на дачу близ Фонтенбло, затем в Виши, Монпелье, с мая 1941 жил в Экс-ле-Бен. Отступление советских войск воспринимал трагически, Сталинградскую битву оценивал как поворотный этап в войне. Полемизируя с М.Вишняком (1943), признавал определенные достижения большевиков (укрепление государственности, экономики, армии и т.п.), писал, что “народ в худом и хорошем связан со своим режимом”, “примирился с его недостатками и оценил его преимущества”. Работал над воспоминаниями, которые не успел завершить.

Скончался в гостинице Экс-ле-Бен; прах Милюкова перенесли позднее в семейный склеп в Париже.

Источник: Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. Энциклопедический биографический словарь. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. – С.-415-417.


Книги

О плагине Наталья Шлемова

Автобиографическое читать здесь: https://proza.ru/2018/12/18/1050. + Вместо предисловия: http://www.proza.ru/2017/06/16/1454 ...

2 комментария

  1. Русская культура — наша главная забота.
    Потому что культура — это то, что остается от людей.

  2. +++ См.: Энциклопедия русской православной культуры: https://www.pravenc.ru — Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *