Лама Алексей Тенчой. Сказки про слонёнка Ланченкара. (Лучшая детская книга России 2007)

ФИЛОСОФИЯ СЕРЕДИННОГО ПУТИ — интервью с писателем Алексеем Тенчоем (Эрдынеевым Аюша Итигиловичем)
В рубрике «У нас в гостях» мы рады представить интервью с Эрдынеевым Аюша Итигиловичем, писателем Алексеем Тенчоем. Тенчой является Членом Союза Писателей Москвы, доктором философских наук, автором книг и переводов. За одну из последних своих книг, написанную для детей, — «Сказки про слоненка Ланченкара» весной 2007 года Алексей Тенчой был награжден медалью «Профессионал России», учрежденным журналом «Лучшие из Лучших» совместно с Советом Федерации РФ, Государственной Думой РФ, Московской городской Думой и правительством Москвы. Тенчой родился в селе Ага-Хангил в Агинском Бурятском автономном округе. Еще мальчиком он стал послушником в буддийском дацане (монастыре). В 16 лет он продолжил обучение в Монголии и Тибете, а в 1995 году отправился в Индию, в знаменитый монастырь Дрепунг Гоман, где более десяти лет изучал буддийскую философию. Буддизм для Алексея Тенчоя больше философия, чем религия. Философия на границе выбора между крайностями. Свой жизненный путь он называет серединным и постоянно совершенствует своё сознание. К этому же он призывает и учит людей. Учит оригинально – через сказки и притчи. Беседу вела Мария Димина.
В 2007 году Вы получили звание «Лучший детский писатель». Как вы были удостоены этой чести?
— Советом Федерации и Правительством Москвы был объявлен конкурс, на котором необходимо было представить общественно-значимые проекты. Я представил одну из последних написанных книг – «Сказки про слонёнка Ленченкара».
— Вы — член Союза писателей Москвы. А как вы начали писать?
— Это была чистая случайность. Когда я пришел в монастырь, у нас было около 10 старых лам, которым перевалило за сто лет. Они все пришли из ГУЛАГа, имели железное здоровье, закаленное сталинским режимом. Они знали очень много всяких историй, которые рассказывали молодежи. Но сейчас, уже некоторое время спустя, я спрашиваю других монахов, помнят ли они те истории. В ответ они пожимают плечами. А я не то что эти рассказы, я каждое слово помню. И тогда я подумал: а почему бы не собрать все эти воспоминания и притчи вместе и записать?
— Почему именно сказки и притчи?
— Мои сказки притчи написаны как для детей, так и для взрослых. Тибетская система традиций написания книг имеет несколько уровней восприятия. Я выделяю из их следующие. Дословный или прямой уровень – это детский, который близок к восприятию ребёнка. Второй уровень восприятия должен развивать в читателе хорошие качества: любовь, сострадание, желание помочь и сделать доброе. Третий уровень — философский, включающий в себя более глубинное восприятие мира, осмысление смысла жизни. Четвертый уровень способен привести к осознанию того, что всё в жизни бренно, но несмотря на это все живые существа стремятся к счастью. Главный герой моих сказок Слонёнок Ланченкар. На обложке книги он нарисован держащим в хоботе драгоценность, которую он грациозно несёт и показывает окружающим. Это драгоценность символизирует учение. Учение о том, как посредством контроля и уменьшения наших желаний прийти к счастью или избавиться от страданий.
— Согласны ли Вы с тем, что у каждого есть свои критерии счастья?
— Конечно. Сегодня для людей материальные ценности становятся более доступными, ни как при неудачном социализме. Если одних людей, стремящихся к материальным благам, может вполне удовлетворить и «осчастливить» поход в супермаркет или покупка нового автомобиля. То есть и другая категория людей, которая воспринимает это, как несущественную данность и обычный порядок вещей. Вторая категория людей, о которых я говорю, будет уже стремиться к постижению более высоких истин в жизни. Мои сказки настраивают читателя на путь внутреннего диалога с собой, на путь самопознания. Я как автор, через тексты сказок, через аллегории, пытаюсь указать дорогу читателю к постижению собственного сознания, чтобы каждый оценил и осознал свою миссию в этом мире и почувствовал себя полноценным человеком и жил в гармонии со своим внутренним «я».
— В буддийской философии есть понятие «страдания», в чем их причина?
— Причина человеческих страданий кроется в чрезмерной озабоченности собой. То есть бессознательной привязанности человека к «хрупкому» материальному миру. Почему «хрупкому»? Потому что материальный мир легко разрушаем. Все, что было рождено или создано, когда-то обязательно разрушиться. Материальные ценности это всего лишь иллюзии, которые с одной стороны делают человека материально обеспеченным, но с другой — отдаляют его от истинного счастья. Человек в погоне за собственным материальным благом забывает про ближнего, наступает на горло собственным принципам, в результате чего не находит того, что искал или сталкивается с кучей препятствий на своем пути. Если человек строит особняк, думая лишь о своём материальном благе и не учитывает при этом окружающую среду, экологию, интересы соседей, то он не найдёт счастья в этом доме. Самый большой враг в буддизме – это человеческие страдания. Человек с привязанностями никогда не может быть абсолютно счастливым. Будда сказал, что люди приобретая несовершенное тело при рождении — уже обречены на страдание. Нужно стремиться к счастью вечному и внимательно исследовать пути к нему.
В любом страдании есть первопричина. Будда в своё время назвал их — это неправильные действия на уровне сознания, физические действия и негативный языковой посыл. У человека может возникнуть множество неправильных эмоций – ненависть, ревность, зависть, привязанность. Почему неправильные, потому что эти эмоции нарушают внутренний покой человека.
— В чем состоит главная миссия буддиста?
— В Тибетском монастыре, в котором я обучался — пять тысяч монахов. Жизнедеятельность монаха в монастыре разграничена на три части – это его занятие с учителем, его занятия с однокурсниками и самостоятельные занятия. В любое время суток он погружён в одно из этих трёх занятий, и кроме них ничего не должно быть для него важным. Хотя монахи это обычные люди со своими особенностями характера, со своим темпераментом, но они вышли на поиски своего предначертания.
Миссия буддиста заключена в работе над собственным сознанием, ведь буддийская практика и заключается в изменения своего сознания. Изменение собственного сознания возвышает человека над материальными ценностями. Люди, к сожалению, устроены так, что им постоянно чего-то не хватает, чего-то мало: купил одну машину, нужна вторая, вторая не понравилась – надо третью. В буддизме нет никаких жёстких правил и табу. Религия призывает человека выбирать некий серединный путь между крайностями.
— БУДДИЗМ это философия или религия?
— В религии всегда находятся какие-то жесткие правила, которым следует подчиняться и которые следует исполнять. В буддизме нет жёстких правил и табу. Лама проповедует, можно сказать, прописные истины — очищать своё сознание и убрать из головы всё то, что мешает человеку жить. Поэтому буддизм – это терапия, психология, образ жизни, с присущим ему философским подходом. Если человек поступает не правильно, никто его не осудит. Просто всё, что он сделал хорошего или плохого, обязательно к нему вернётся, как урожай после посева. Поэтому то и говорят: не поступай с людьми так, как не хочешь, чтобы с тобой поступили. Согласитесь, в этом есть своя истина.
— Как причина страданий может иметь отношение к счастью?
— Дело в том, что причину страданий всегда можно отсечь. В буддизме написано как это сделать. Вообще буддизм – это путь, по которому ты идёшь и постоянно пытаешься отсечь причины своих страдания. Когда у тебя отсекаются причины страданий, ты уже не страдаешь и постоянно пребываешь в счастье, не выходя из этого состояния. А отсутствие страдания – это уже есть счастье. Буддизм призывает контролировать каждое сказанное слова, следить за ходом своих мыслей и своими действиями. Поскольку мыслями и поступками настоящего мы закладываем фундамент на свое будущее и создаём тем самым причины либо счастья, либо несчастья.
— Духовный человек и душевный одинаковые понятия?
— На мой взгляд, это близкие понятия взаимодополняют друг друга. Духовный человек должен быть душевным. Что такое духовность? Это в первую очередь терпимость. А если человек обладает терпимостью, он уже душевен. Если обратиться к глубинному буддизму, то скажу, что в нём нет понятия абсолютной и неизменной души. В буддизме есть сознание, подвижное и беспрерывно меняющееся. После смерти он перерождается через сорок девять дней.
Правильная литература призывает к состоянию гармонии. Одна из моих книг – «Легенды о практике ЧОД». «Чод» в переводе с тибетского «отсечение». Отсечение эгоизма от своего потока сознания. Концепция метода и мудрости, а концепция практики заключена в силе и взаимодействии двух сознаний мужского и женского. Метод – это мужское начало, а мудрость – женское. Начинаешь это развивать, учишь себя и совершенствуешь. Метод относится к сердцу, то есть порождение любви, умение жертвовать собой, ради других. Это мужское начало. Если мужчина способен или не способен работать над этим, то женщина по природе уже рождается с мудростью.
— Говорят, настоящими писателями считаются те, кто сочиняют истории, а не проживают их сами. Вы согласны с этим?
Я думаю, дело не в том, как ты пишешь или откуда у тебя берутся образы для творчества, а иметь правильную мотивацию. Нести добро в массы, стремиться призвать своих читателей к терпению и любви. Если этого нет, то хотя бы не вредить им.
— В ваших притчах и сказках вымысел и «правда жизни» очень переплетены. Расскажите о природе вашего творчества?
— Ну, сказки это и есть быль, да только в ней намек. Намек на более осознанную жизнь, новый взгляд на жизнь, более открытый и дружелюбный. Написание книг это очень важная общественная работа, поэтому авторы книг несут ответственность за сознания людей. Они учат и воспитывают людей, особенно во время становления личности.
Спасибо.
Страницы автора: https://www.facebook.com/tenchoy, https://www.facebook.com/alex.tenchoy/

Книга: Сказки-про-слонёнка-Ланченкара

Поклон! Ом!.. 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *