|
Имя этого великого музыканта не знает только совсем ленивый. Обожали его во всем мире, ему рукоплескали короли и президенты, а уж о количестве поклонниц не стоит и упоминать. Известен он, безусловно, в большей степени благодаря своему невероятному таланту. Сам он говорил, что получил «кусочек солнца» от Прокофьева.
Однако помимо музыкального дара, этот человек обладал поистине незаурядным характером, мальчишеским духом авантюризма, обладал потрясающей харизмой.
Сегодня ему бы исполнилось 96 лет.
Вот несколько зарисовок извилистого пути его жизни.
Отец Мстислава Леопольдовича рано ушел из жизни, и маэстро пришлось возглавить и содержать семью в весьма юном возрасте. Он давал концерты в кинотеатре и мастерил на продажу рамочки для фотографий. А с 15 лет начал преподавать музыку.
Он делал то, на что не могли бы решиться другие. Играл на своей виолончели в ледовитой Арктике, на Таймыре и Диксоне, в дремучей, комариной сибирской тайге, в непроходимых чащах и на скалистых тропах повстанческой Кубы.
А на четвертый день Мстислав Леопольдович внезапно объявил: «Или ты сейчас же придешь жить ко мне — или ты меня не любишь, и все между нами кончено». И она пришла к нему жить. Сбежала от мужа и пришла. «Я ждала любви, ради которой стоило бы умирать, как мои оперные героини, — вспоминала Вишневская. — Мы неслись навстречу друг другу, и уже никакие силы не могли нас удержать».
Свою любовь звездная пара сохранила до конца своих дней. Когда однажды Ростроповича спросили, как он спустя годы смотрит на то, что женился на женщине на четвертый день знакомства, маэстро ответил: «Думаю, что потерял четыре дня!»
В период перед вынужденной эмиграцией Ростропович, лишенный работы, сцены, учеников — возможности нести людям свет, как он привык, начал было впадать в отчаяние и депрессию. Спасло неожиданное увлечение. «У нашего друга была хорошая коллекция русского фарфора, и вдруг Слава стал все чаще и чаще к ней приглядываться, потом начал покупать какие-то вещицы. В России все это давно исчезло из антикварных магазинов, и нужно было заводить новые знакомства с коллекционерами, ездить по каким-то адресам… А так как Ростропович ничего не делает наполовину, то скоро решил, что у нас должна быть самая лучшая в России коллекция русского фарфора. Поставив себе такую задачу, он кинулся на поиски сокровищ.
Пока он научился разбираться в этих вещах, была масса всяческих конфузов, когда ему за бешеные деньги продавали размалеванную дрянь, выдавая ее за музейную редкость. Но настоящим знатоком можно стать, только пройдя через ошибки и обманы. И Ростроповича это нисколько не смущало. Я рада была его новому увлечению и всячески поддерживала в нем энтузиазм, понимая, что лучше в доме битые, склеенные чашки, чем пьяные компании и разговоры ни о чем до утра…»
Так началась знаменитая коллекция Ростроповича и Вишневской, которую пару лет назад выкупил с аукциона миллиардер Алишер Усманов и передал в дар Константиновскому дворцу.
Вечер и ночь падения берлинской стены наблюдал по телевизору в своей квартире в Париже. BBC и другие телеканалы вели прямую трансляцию. «Смотрел, пил и плакал», — вспоминал Ростропович об этой ночи.
Тогда же, ночью, он начал обзванивать друзей по обе стороны бывшего «железного занавеса». Одного из них, французского банкира и предпринимателя Антуана Рибу, он без труда подбил на полет в Берлин. На личном самолете Рибу они приземлились в аэропорту Темпельхоф. Добыв где-то стул, Ростропович уселся возле бывшего контрольно-пропускного пункта «Чекпойнт Чарли» и сыграл вторую и третью сюиту Баха для виолончели.
Позднее в интервью он объяснял, что в день падения стены срослись две разорванные половины его собственной жизни: до и после изгнания. И началась принципиально новая эпоха.
А в 1991 году, находясь в эмиграции, соврал семье, что уехал по делам в банк, а сам сорвался первым самолётом в Москву и помчался защищать Белый дом. «Я сел в такси, поехал в аэропорт, взял билет из Парижа в Москву, прилетел и прямо сразу пришел сюда. И провел здесь вместе с ополченцами 23 часа. Я думал, что, даже если и убьют, все-таки надо отдать последние свои силы Родине, своему дому».
И уже вечером мне звонит мой знакомый из журнала «Пари матч»: «Лен, только не волнуйся, но твоего папу видели в самолете, летящем в Москву.» Я рассказываю, и у меня до сих пор от пережитого тогда ужаса мурашки бегут… «Всё, конец»! – подумала тогда я. До двух часов ночи смотрела CNN. И вдруг слышу: в Москве возле американского посольства убит человек. И я мысленно с папой попрощалась…» — рассказывала его дочь Лена.
Ростропович и Вишневская были заядлые собачники. У них всегда были пудели. А однажды поклонники из Канады преподнесли Мстиславу Леопольдовичу свою национальную гордость, породистого щенка ньюфаундленда. Ходят легенды, что для получения потомства толпами приезжали хозяева ньюфандлендов в гости к канадскому Кузе, и он стал прародителем всех московских представителей породы. Так и говорят, что во всех этих собаках «капля крови Ростроповича».
Кузя был первым, кто отправился с маэстро в, как позднее оказалось, заграничную ссылку. По прилету четвероногого друга задержали в аэропорту, и Ростропович каждый день приезжал навещать его, пока, с помощью музыканта, пленника не удалось вызволить.
У Мстислава Леопольдовича было потрясающее чувство юмора. Однажды он играл концерт в…балетной пачке! Маэстро пригласили сыграть «Умирающего лебедя» Сен-Санса на концерте в честь 70-летнего юбилея известного скрипача Айзека (Исаака) Стерна, который много помогал семье Ростроповича в Америке. У Ростроповича моментально родилась идея. «Приеду только при условии: никто не должен знать, что я там буду! Никому не сообщайте! И чтобы на афише меня тоже не было. Если что, скажите: занят. А вам я сообщу, каким самолетом прилечу. Мне нужна будет отдельная машина, и чтобы никто не знал, в каком отеле я остановился. И последнее, что прошу сделать: пришлите мне из оперного театра Сан-Франциско портниху и сапожника, который делает балетные туфли. Если вы на эти условия пойдете – я приеду, не пойдете – не приеду».
Все условия были выполнены, пока шился костюм, Ростропович даже не выходил из номера, боялся, что узнают. В день икс музыканта прятали в отдельной гримерной до самого выхода на сцену. И вот, ответственный момент, зал полон чопорной публики, идет прямая телетрансляция на всю страну. И тут под музыкальное вступление на сцену спиной к зрителям выплывает Ростропович в балетной пачке. Как он сам признавался, пытался руками изобразить Майю Плисецкую в знаменитой роли «умирающего лебедя». – Американцы – люди воспитанные и очень наивные. Видят, конечно, что дама, мягко выражаясь, не молоденькая и для балета полновата. Ну, в конце концов, мало ли что! Всякое бывает. Наверное, в свое время была великой, наверное, подруга Стерна, – вспоминала Галина Павловна.
И тут музыкант повернулся, подошел к виолончели, сел, по-мужски расставил ноги и заиграл. Раздался смех. По рядам пронеслось: «Ростропович!»
**********************************************************************************************************
Мстислав Леопольдович Ростропович
Mstislav Rostropovich
Народный артист СССР (1966), лауреат Сталинской (1951) и Ленинской (1964) премий СССР, Государственной премии РСФСР (1991), Государственной премии Российской Федерации (1995). Известен не только как музыкант, но и как общественный деятель. Лондонская «Таймс» назвала его величайшим из живущих музыкантов. Его имя включено в число «Сорока бессмертных» – почетных членов Академии искусств Франции. Член Академии наук и искусств (США), Академии «Санта Чечилия» (Рим), Королевской академии музыки Англии, Королевской академии Швеции, Баварской академии изящных искусств, обладатель Императорской премии Японской ассоциации искусств и множества других премий. Удостоен звания почетного доктора более 50 университетов в различных странах. Почетный гражданин многих городов мира. Командор орденов Почетного легиона (Франция, 1981, 1987), почетный рыцарь-командор Светлейшего ордена Британской империи. Награжден множеством государственных наград 29 стран. В 1997 награжден Большим Русским Призом «Слава/Gloria».
Родился 27 марта 1927 в Баку. Музыкальная родословная берет начало из Оренбурга. Оба деда и родители – музыканты. В 15 лет уже преподавал в музыкальном училище, занимаясь у М.Чулаки, эвакуированного в годы войны в Оренбург. В 16 лет поступил в Московскую консерваторию в класс виолончелиста Семена Козолупова. Исполнительская карьера Ростроповича началась в 1945, когда он получил I премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов. Международное признание пришло в 1950 после победы на конкурсе им. Гануша Вигана в Праге. После победы во Всесоюзном конкурсе студент консерватории Слава Ростропович был переведен со второго курса сразу на пятый. Затем в течение 26 лет преподавал в Московской консерватории, 7 лет – в Ленинградской. Его ученики – известные исполнители, многие из них впоследствии сами стали профессорами ведущих музыкальных академий мира: Сергей Ролдыгин, Иосиф Фейгельсон, Наталья Шаховская, Давид Герингас, Иван Монигетти, Элеонора Тестелец, Марис Виллеруш, Миша Майский.
На формирование личности Ростроповича решающее воздействие, по его признанию, оказали три композитора, Прокофьев, Шостакович и Бриттен. Его творчество развивалось в двух направлениях – как виолончелиста (солиста и ансамблиста) и как дирижера – оперного и симфонического. В его исполнении прозвучал фактически весь репертуар виолончельной музыки. Он вдохновил многих крупнейших композиторов 20 в. на создание произведений специально для него. Шостакович и Прокофьев, Бриттен и Л.Бернстайн, А.Дютийе, В.Лютославский, К.Пендерецкий, Б.Чайковский – всего около 60 современных композиторов посвятили свои сочинения Ростроповичу. Им были исполнены впервые 117 произведений для виолончели и даны 70 оркестровых премьер. Как камерный музыкант выступал в ансамбле с С.Рихтером, в трио с Э.Гилельсом и Л.Коганом, в качестве пианиста в ансамбле с Г.Вишневской.
Дирижерскую карьеру начал в 1967 в Большом театре (дебютировал в Евгении Онегине П.Чайковского, затем последовали постановки опер Семен Котко и Война и мир Прокофьева). Однако жизнь на родине сложилась не совсем гладко. Он оказался в опале и следствием этого стал вынужденный отъезд из СССР в 1974. А в 1978 за правозащитную деятельность (в частности, за покровительство А.Солженицыну) он и его жена Г.Вишневская были лишены советского гражданства. В 1990 М.Горбачев издал указ об аннулировании Постановлений Президиума Верховного Совета о лишении их гражданства и о восстановлении снятых почетных званий. Многие страны предлагали Ростроповичу взять их гражданство, но он отказался, и не имеет никакого гражданства.
В Сан-Франциско исполнил (как дирижер) Пиковую даму, в Монте-Карло Царскую невесту. Участник мировых премьер таких опер, как Жизнь с идиотом (1992, Амстердам) и Джезуальдо (1995, Вена) А.Шнитке, Лолита Р.Щедрина (в Стокгольмской опере). Затем последовали постановки Леди Макбет Мценского уезда Шостаковича (в первой редакции) в Мюнхене, Париже, Мадриде, Буэнос-Айресе, Олдборо, Москве и др. городах. После возвращения в Россию дирижировал Хованщиной в редакции Шостаковича (1996, Москва, Большой театр). С оркестром Французского радио в Париже им были записаны оперы Война и мир, Евгений Онегин, Борис Годунов, Леди Макбет Мценского уезда.
В 1977–1994 – главный дирижер Национального симфонического оркестра в Вашингтоне, который под его руководством вошел в число лучших оркестров Америки. Его приглашают самые известные оркестры мира – Великобритании, Франции, Германии, Австрии, США, Японии и др. стран.
Организатор собственных фестивалей, один из которых посвящен музыке 20 в. Другой – фестиваль виолончелистов в городе Бовэ (Франция). Фестивали в Чикаго были посвящены Шостаковичу, Прокофьеву, Бриттену. Множество фестивалей Ростроповича состоялось в Лондоне. Один из них, посвященный Шостаковичу, длился несколько месяцев (все 15 симфоний Шостаковича с Лондонским симфоническим оркестром). На Нью-йоркском фестивале исполнялась музыка композиторов, которые посвятили ему свои произведения. Принимал участие в фестивале «Дни Бенджамина Бриттена в Петербурге» к 90-летию со дня рождения Бриттена. По его инициативе возрождается конкурс виолончелистов имени Пабло Казальса во Франкфурте.
Открывает музыкальные школы, ведет мастер-классы. С 2004 возглавляет Школу высшего музыкального мастерства в Валенсии (Испания). Под его покровительством с 1998 проводится Международный конкурс по композиции «Мастерпрайз», который является совместной работой BBC, Лондонского симфонического оркестра и «ЭМИ Рекордз». Конкурс задуман как катализатор более близкого соединения почитателей серьезной музыки и современных композиторов.
Сыграл тысячи концертов в концертных залах, на фабриках и заводах, в клубах и королевских резиденциях (в Виндзорском дворце, концерт в честь 65-летия королевы Испании Софии и т.п.).
Безупречное техническое мастерство, красота звука, артистизм, стилистическая культура, драматургическая выверенность, заражающая эмоциональность, вдохновенность – нет таких слов, чтобы в полной мере оценить индивидуальную и яркую исполнительскую натуру музыканта. «Все, что я играю, я люблю до обморока», – говорит он.
Известен и своей благотворительной деятельностью: он президент «Благотворительного фонда Вишневской – Ростроповича», который оказывает помощь детским лечебным учреждениям Российской Федерации. В 2000 фонд начал проводить в России программу по детской вакцинопрофилактике. Президент носящего его имя фонда помощи одаренным студентам музыкальных вузов, основал фонд помощи молодым музыкантам в Германии, стипендионный фонд для талантливых детей в России.
Широкую известность получили факты его выступления в 1989 у Берлинской стены, а также приезд в Москву в августе 1991, когда он присоединился к защитникам российского Белого дома. За усилия по защите прав человека ему было вручено несколько наград, среди которых ежегодная награда Лиги Прав Человека (1974). «Никому и никогда не удастся меня поссорить с Россией, сколько бы грязи на мою голову не лили», – сказал он. Одним из первых поддержал идею проведения в Нижнем Новгороде Международных фестивалей искусств имени А.Д.Сахарова, был гостем II и участником IV фестиваля.
Личность и деятельность Ростроповича уникальны. Как справедливо пишут, «своим магическим музыкальным дарованием и фантастическим общественным темпераментом он объял весь цивилизованный мир, создав некий новый круг «кровообращения» культуры и связей между людьми». Так, национальная академия звукозаписи США в феврале 2003 наградила его музыкальной премией «Грэмми» «за экстраординарную карьеру виолончелиста и дирижера, за жизнь в записях». Его называют «Гагариным виолончели» и «маэстро Славой».
Валида Келле
ПУБЛИКАЦИИ
ЗАПИСИ
30 minutes of Baroque Solitude Played on a Virtuoso Violin Solo | Rafael Krux//Rafael Krux
****************************************************************************************************
**************************************************
На этот час в ЖЕЗ: 1 168 — публикаций, 7 707 комментариев.
************************************************************
1 апреля 2023 года — 150 лет со ДР Сергея Рахманинова:
http://jezmmm.ru/litart/shlemovana/2022/04/01/1-aprelya-den-rozhdeniya-sergeya-vasilevicha-rahmaninova-poklon-izbrannoe/
****************************************************************************
И всех причастных, с Международным Днем Театра! 🙂
Театру-Мистерии быть! Не фигляры, а Актеры-Герои, Посвященные займут место в нем. Ом
НАШ
___________________
http://jezmmm.ru/litart/shlemovana/2023/03/11/aleksandru-nikolaevichu-ostrovskomu-osnovopolozhniku-naczionalnogo-teatra-posvyashhaetsya-poklon/
… https://www.youtube.com/watch?v=tvr3UXI083U
Балаганчик / Вот открыт балаганчик — Елена Камбурова (Дашкевич — Блок)
🙂
Всем читателям сайта ЖЕЗ — желаю прививки высокой Культуры. На путь Культуры никогда не поздно встать.
**********
… я ушла на Покой, или в концентрацию.
Всем — Добра и Света! Миру — МИР!
НЕТ войне! Аминь и Ом
Солнца — во все ваши дни и чистого неба! Аум
Конец связи.
НАШ
…https://proza.ru/2014/06/20/1091… 🙂
********************************************
Здесь музыки, ссылки, более чем достаточно: https://t.me/s/jezmmm24 — новости, разное.
С 9 апреля 23г. мой телеграм: https://t.me/s/jezmmm24 — будет поставлен на паузу — устала. 🙂
Без ретуши: Мстислав Ростропович (1993)
https://youtu.be/1_YOrW3fdQQ
Д/ф о Мстиславе Ростроповиче. «Просто Слава»: https://youtu.be/tpSl5_pRrko
https://youtu.be/Km4MAqE80I4
Мстислав Ростропович и Галина Вишневская об эмиграции и политической системе в СССР (1990)
Советское телевидение.
https://youtu.be/ybeVi7hY7Qk
9 июн. 2012 г.
ТВ-рип с «Культуры» от 29.09.2011
«Мой Шостакович»
Документальный фильм (Россия, ГТРК «Культура», 2006).
Автор сценария и режиссер Валентин Тернявский.
Оператор-постановщик Алексей Смирнов.
Звукорежиссер Юлия Карасева.
В документальном фильме, посвященном Дмитрию Шостаковичу, о композиторе вспоминают: Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Родион Щедрин, Геннадий Рождественский, Денис Мацуев, Алексей Ратманский.
Использованы архивные киносъемки с выступлениями Владимира Ивановича Немировича-Данченко и Евгения Мравинского. Звучит музыка Дмитрия Шостаковича. Также представлены эксклюзивные съемки Госоркестра России под управлением Мстислава Ростроповича, исполняющего 1-ю, 10-ю симфонии и фрагменты оперы «Леди Макбет Мценского уезда».
Съемки фильма проходили в Москве, Баку и Мюнхене.
Валентин Тернявский, автор сценария и режиссер фильма «Мой Шостакович»:
Мы не стремились соблюсти хронологию: память — фрагментарна. Мы отталкивались от тем-лейтмотивов. Этот фильм — перекличка тем и голосов. Например, рассказывает Ростропович о Шостаковиче — и рядом, здесь же — кинохроника их встреч на репетициях, дома, на даче… В фильм вошло множество уникальных архивных записей: например, съемки Немировича-Данченко и Шостаковича во время их работы над премьерным спектаклем «Леди Макбет Мценского уезда» в 1934 году. Немирович-Данченко держит за руку молодого Шостаковича (который, кстати, всю жизнь выглядел моложе своих лет) и говорит, в частности: «Наш театр получил музыку гениального музыканта и наша задача — дать увидеть глазу то, что слышит ухо».
http://www.tvkultura.ru/issue.html?id…