27 марта исполняется 55 лет со дня гибели двух легендарных летчиков — Героя Советского Союза Юрия Гагарина, первого космонавта Земли, и Героя Советского Союза Владимира Серёгина — летчика-испытателя, командира полка лётной тренировки космонавтов. Вечная память героям! Поклон
**************************************************
****************************************************************************************************
Версии гибели: каким был последний полет Юрия Гагарина 55 лет назад
Кумир миллионов и символ мирового космического прорыва. Человек, обреченный на всенародную любовь и признание — его жизнь оборвалась спустя семь лет после его первого и единственного полета в космос. Смерть Гагарина была не единственным ударом для страны и советской авиации. В тот роковой день не вернулся домой еще один летчик-испытатель и Герой Советского Союза Владимир Серегин.
Тренировочный полет проходил на учебном истребителе МиГ-15, его еще на авиасленге называют «спарка». С аэродрома базирования стартовали в 10.19 утра. Задание было простым, рассчитанным на 20 минут. Но Гагарин сообщил о выполнении через 11 минут и запросил возврат на базу. Это были его последние слова.
Все случилось за считаные минуты. Когда стало ясно, что у самолета уже должно закончиться топливо, начались экстренные поиски. Обломки истребителя отыскали через несколько часов. Тела летчиков нашли не сразу — все до последнего надеялись на чудо. Но спустя время обнаружили останки пилотов и личные вещи Гагарина — обгоревший бумажник, удостоверение личности гражданина и фотографию Королева, которую космонавт бережно хранил в своем портмоне.
Самолет буквально вонзился в землю на огромной скорости. Фюзеляж пришлось выкапывать из-под земли — такой силы был удар. На месте падения была проделана колоссальная работа — по срезу вершин деревьев, которые борт задел во время падения, по тому, как разбросало обломки и по немногим данным с бортовых приборов специалисты установили , что истребитель врезался в землю под углом 50 градусов при скорости полета около 700 км/ч.
При таких убийственных параметрах было очевидно: выжить не оставалось ни единого шанса. Детали дела гибели Гагарина и Серегина долгое время держали под грифом «Секретно». Для расследования катастрофы создали Государственную комиссию. Отчет составил 29 томов. В заключении расследования было сказано: «Аварийная обстановка возникла внезапно и носила скоротечный характер». Одна из версий гласит, что из-за слишком резкого маневра при уклонении от шара-зонда истребитель МиГ-15 ушел в резкий крен и свалился в штопор.
«Начальник радиотехнических войск Московского военного округа ПВО генерал-лейтенант Михаил Береговой заявил, что 27 марта 1968 года у нас ничего не запускалось. Кроме того, никаких шаров не нашли и здесь, хотя эту местность прочесывали сотни солдат», — рассказал главный научный сотрудник ЦАГИ им. Н.Е. Жуковского, доктор технических наук Александр Желанников.
Еще одной из возможных причин трагедии, по версии Белоцерковского — Леонова, считалось попадание истребителя МиГ-15 в вихревой след от пролетавшего рядом истребителя. При резком маневрировании самолет Гагарина и Серегина свалился в штопор, а после столкнулся с землей.
«При попадании в спутный след самолет по аэродинамике становится неуправляемый, он беспорядочно начинает вращаться. Здесь, конечно, в облаках можно было потерять ориентацию. Возможно, пытались вывести, в облаках это сделать очень тяжело, я сам летал на штопор, это очень тяжело, но это мы делаем в хорошую погоду, когда ты видишь горизонт, землю», — пояснил летчик-космонавт Антон Шкаплеров.
Согласно еще одной версии, летчики попали в слой сплошной облачности и при попытке вывести машину из пикирования совершили резкий маневр, из-за чего самолет упал в штопор. Перед вылетом разведка доложила экипажу, что нижняя кромка облаков была около 900 метров. Но как показали исследования, она была гораздо ниже. Возможно, им просто не хватило высоты.
«Самолет упал не носом, а фюзеляжем. Фактически это установили благодаря исследованиям, которые проводили в академии им. Жуковского, их возглавлял Белоцерковский. Установили, что не хватило двух секунд, чтобы Серегину удалось самолет и себя спасти с Гагариным», — отметил Андрей Сергеев, зять командира авиачасти В.С. Серегина.
Звучали и другие предположения о причинах катастрофы. Вплоть до преднамеренного убийства. С тяжелой утратой страна справлялась с трудом. И даже сегодня, спустя 55 лет, найдется мало тех, кто оставался бы равнодушным к этой трагедии, а споры о причинах гибели Гагарина и Серегина не утихают до сих пор. Не меняется лишь одно — воспоминания о тех, кто был на борту МиГ-15.
Тридцатого марта 1968 года в Москве прощались с человеком, который стал кумиром для миллионов людей м в СССР, и во всем мире. Проводить Гагарина в последний путь пришли тысячи людей. В Советском Союзе был объявлен общенациональный траур.
Перед полетом в космос, понимая все риски, Гагарин еще в 61-м году написал прощальное письмо своей супруге Валентине, где он говорил: «Когда-то, еще в детстве, прочитал слова Валерия Чкалова: «Если быть, то быть первым». Вот я и стараюсь им быть и буду до конца». Таким он и остался — первым и навсегда. Его не стало в 34 года.
Источник: https://tvzvezda.ru/news/20233271210-IcPsY.html
****************************************************************************************************
ПРИЛОЖЕНИЕ
Время первых
Первые 108 минут в космосе Юрия Гагарина и первый многосуточный полет Андрияна Николаева, первая женщина в космическом пространстве Валентина Терешкова и первый в истории выход в открытый космос Алексея Леонова. Лучшие отрывки из воспоминаний наших космонавтов — на портале «Культура.РФ».
Юрий Гагарин
12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль «Восток-1». На его борту находился старший лейтенант Советского Союза Юрий Гагарин. Летчик-космонавт с позывным «Кедр» произнес перед стартом речь.
«Дорогие друзья, близкие и незнакомые, соотечественники, люди всех стран и континентов! — сказал я. — Через несколько минут могучий космический корабль унесет меня в далекие просторы Вселенной. Что можно сказать вам в эти последние минуты перед стартом? Вся моя жизнь кажется сейчас одним прекрасным мгновением…»
Годы тренировок, отборов, испытаний — и вот он в космосе.
«Корабль вошел на орбиту — широкую космическую магистраль. Наступила невесомость — то самое состояние, о котором еще в детстве я читал в книгах К.Э. Циолковского. <…> Я оторвался от кресла, повис между потолком и полом кабины. Переход к этому состоянию произошел очень плавно. Когда стало исчезать влияние гравитации, я почувствовал себя превосходно. Все вдруг стало делать легче. <…> Все незакрепленные предметы тоже парят, и наблюдаешь их, словно во сне. И планшет, и карандаш, и блокнот… А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и, коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке».
Юрий Гагарин пробыл в космическом пространстве 108 минут — за это время «Восток» облетел Землю. Обаятельная улыбка Гагарина, поднятая с приветствием рука и его решительное «Поехали!» во всем мире стали символом первого шага человечества в неизвестность.
«Ну куда ты поедешь, — говорили мне в штабе училища, — Оренбург — город хороший. У тебя тут семья, квартира, жена учится… Зачем ломать жизнь?
Но я еще раньше решил — ехать туда, где всего труднее. К этому обязывала молодость, пример всей нашей комсомолии… я чувствовал себя сыном могучего комсомольского племени и не считал себя вправе искать тихих гаваней и бросать якорь у первой пристани».
Андриян Николаев
За четыре дня (11–15 августа 1962 года) на корабле «Восход-3» Андриян Николаев совершил 64 витка вокруг Земли — это был первый многосуточный полет в истории.
«Лифт возносит меня к вершине ракетоносителя. Я занимаю место в корабле и приступаю к проверке бортовой аппаратуры. Докладываю в командный пункт. Слышу голос Гагарина:
— Андрюха, ни пуха ни пера!
— К черту!
До старта остается минута. По могучему корпусу ракеты… пошла живая дрожь. Громыхнули силовые установки. Ракета уносит меня ввысь от земли. С нарастанием скорости все ощутимее перегрузки. На плечи, на все тело наваливается тяжесть».
Второй раз совместно с космонавтом Виталием Севастьяновым он пробыл на просторах Вселенной еще дольше — почти 425 часов, с 1 по 19 июня 1970 года. Корабль облетел Землю 286 раз. Это был первый в истории космонавтики полет, во время которого на орбите работали без скафандров.
«Летит в космической черноте корабль. В кабине светло. А в иллюминаторах — темень. Только молодой месяц в небе да звезды лениво говорят друг с другом на непознанном землянами таинственном языке. Но нам сейчас не до звезд. У нас начинается работа. <…>
И тут корабль вышел из тени на светлую сторону Земли. Я второй раз на орбите и встретил восход Солнца более спокойно. А Виталий в космосе новичок. И первую космическую зарю он воспринял очень восторженно.
«Андрей, — воскликнул он, беря меня за руку, — посмотри, ух, какая заря справа, потрясающая заря! Смотри, Солнце какое… Оно выходит прямо на меня! Прямо на меня Солнце дует! Красота неимоверная!»
Мне был понятен его восторг, но я все же сказал Виталию: «Еще успеем налюбоваться — впереди столько будет зорь! А сейчас за работу!»
Наш Юрка — Сын Шамбалы. 🙂
Ом
Безумству Храбрых поём мы Славу!
____________________________________
На этот час в ЖЕЗ: 1 169 публикаций, 7 722 — комментария.
Работа моя на данном этапе закончена.
До встреч в эфире.
Н.А.Шлемова
Мой товарищ в тот памятный день обедал в ресторане. За столиком сидел его учитель, физрук и тренер В.С. Чекушкин. Миша удивился хмурому виду Всеволода Степановича , какой то отрешенности…
Стопка водки, закуска. Что такое, в будний день в разгар рабочего времени?
Оба служили в авиации. Миша техником на гражданском самолете. Всеволод Степанович воевал в одном полку с Владимиром Серегиным. А был день 27 марта 1968 года…
Наш любимый тренер лично был знаком с полковником Серегиным. Во время учебы в институте физкультуры в Москве, какое то время жил в его квартире. И вот катастрофа. И нет двух асов- Гагарина и Серегина.
И молчаливое прощание военного летчика на далеком Алтае — с ушедшими в Вечность покорителями неба.
Михаил Михайловичу Рождественскому в мае исполнится 80 лет.
Не получилось осуществить юношескую мечту- стать летчиком. Стал авиатехником, потом художником. Среди множества портретов есть у него и необычный. На нем и Юрий Гагарин.
Александр
25 декабря 1965 года проходил пленум ЦК ВЛКСМ. Посвящен был охране прошлых святынь. Тогда то и начало зарождаться Общество по охране памятников. Помните книгу Владимира Солоухина » Черные доски»? Про сбережение икон и храмов . Оттепелью воспользовался и наш Юра.
Первый космонавт тогда и первым выступил с государственной трибуны о необходимости восстановить Храм Христа Спасителя, разрушенный в 1933 году.
Об этом пишет в своей книге » А кукушка все кукует…» Валерий Ганичев, в 1965 году он был главным редактором журнала » Молодая гвардия».
Приводит примеры, в которых Гагарин проявлял в житейских ситуациях нестандартное поведение, смелость. Однажды он уговорил летчика передать на время штурвал самолета. Не сразу летчик пошел на рискованный в общем то поступок. Но ведь Юрий Алексеевич отличным считался военным летчиком!
Когда штурвал оказался в руках первого космонавта, то пассажиры самолета , кроме восторга собственного » величия» — ими управляет великий человек, малость вздрогнули, самолет стал вести себя несколько странно…Выполнив несколько фигур высшего пилотажа, Гагарин с явным облегчением передал бразды правления летчику.
Ну, не могли по другому русские пилоты — Чкалов, Покрышкин, Гагарин- действовать, когда в их руках возможность — летать по максимуму.
Александр
!!!
http://jezmmm.ru/meta/shlemovana/2022/04/12/natalya-shlemova-razmyshleniya-o-kosmose-i-tekushhem-momente/