КОНЕЦ 19 ВЕКА – НАЧАЛО 20 ВЕКА
Рубеж 19 и 20 вв. в рус. литературе – время зарождения и становления новых художественных систем, появление которых вызвано кардинальными сдвигами в мироощущении, радикальным переосмыслением взаимоотношений человека и мира. Небольшой по протяжённости отрезок времени оказался насыщенным событиями эпохального масштаба (войны, революции), что наложило особую печать на эстетическое сознание и лит. творчество. Смещаются ориентиры и ценности, казавшиеся незыблемыми: социально-исторический оптимизм, вера в рациональное научное знание и, вместе с тем, в вечные начала народной жизни нередко подвергаются теперь сомнению, уступая место индивидуализму, тяготению к иррациональному, эсхатологическим настроениям. Напряжённый поиск эстетических идеалов, соответствующих новому мироощущению, приводит к появлению многочисленных литературных школ, групп и направлений.
Понятие «Серебряный век», возникшее в кон. 19 в. применительно к поэтам той поры (от Н.А. Некрасова до А .А. Фета и Я.П. Полонского), стало со временем одним из традиционных определений литературы кон. 19 – нач. 20 вв. В этом термине, при всей его условности, ясно прочитываются два осн. значения: идея внутренней целостности, завершённости данного лит. периода и качественная его оценка, мысль о новом расцвете русской литературы в 1890–1910-е гг.
Реализм
Иллюстрация к повести А.П. Чехова «Дама с собачкой». Художники Кукрыниксы. 1945–46. Третьяковская галерея (Москва).
Развитие рус. реализма в кон. 1880-х и в 1890-х гг. связано, в первую очередь, с поздними произведениями Л.Н. Толстого. После пережитого им на рубеже 1870–80-х гг. духовного перелома писатель осознавал необходимость более активного вторжения литературы в жизнь, усиления «учительного» начала творчества. В таких произведениях, как ставшая знаменитой ещё до опубликования «Крейцерова соната» (1887–89, опубл. в 1891), «Дьявол» (1889–90, опубл. в 1911), «Отец Сергий» (1890– 1898, опубл. в 1912) и др. поднимались острейшие вопросы пола, брака, любви, нравственных основ жизни. Усиливался публицистический пафос толстовской прозы, явственно присутствующий в романе «Воскресение» (1889–99), драме «Живой труп» (1900, опубл. в 1911), повести «Хаджи-Мурат» (1896– 1904, опубл. в 1912), рассказе «После бала» (1903, опубл. в 1911) и в др. произведениях. Поиски новых возможностей реалистического творчества отразились и в жанрово-повествовательной структуре поздних произведений Л .Н. Толстого: возник новый для рус. литературы тип романа – социальная панорама (в «Воскресении»); родилась (в повестях «Хаджи-Мурат», «Фальшивый купон», 1902–04, опубл. в 1911) новая жанровая форма – «конспективная эпопея» (П.В. Палиевский); новая, более явная мера присутствия личности автора в произведении проявилась в сближении речи героя и авторской речи.
В 1890-х гг. гражданственная, публицистическая нота открыто прозвучала в творчестве А.П. Чехова («Остров Сахалин», 1895). Чеховская проза 1890– 1900-х гг., ставшая связующим звеном между традициями рус. классики и художественным опытом 20 в., повествующая о духовных поисках человека на переломе эпох, открывала новые возможности реализма. Утончённый психологизм, лаконичность, концентрированность повествования, позволявшие вместить в пространство рассказа целую человеческую судьбу, придавали локальному образу (в «Палате № 6», 1892; «Человеке в футляре», 1898, и др. рассказах и повестях) ёмкость символа. Внимание к драматизму обыденного и связанные с этим обращение к «среднему» герою, уход от занимательной фабулы к прозе малособытийной, частая незавершённость, открытость финалов, побуждающая читателя к соразмышлению, говорили о новых чертах сознания человека 20 в. В пьесах «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1900–01), «Вишнёвый сад» (1903–04), где опыт чеховской прозы соединялся с достижениями западноевропейской драматургии (Г. Ибсен, М. Метерлинк, Г. Гауптман), разрабатывались эстетические принципы новой драмы, которая опиралась не на динамичную интригу, а на внутренний сюжет, определяемый поворотами духовной жизни персонажей, предполагающий действенную роль подтекста, размывающий границы комического и трагического.
Призыв Л.Н. Толстого к более актив ному воздействию литературы на жизнь, к усилению проповеднического начала в литературе был поднят на новую высоту М. Горьким. От ницшеанства с его любованием силой, проявившегося в ранних произведениях («Мальва», 1892, «Макар Чудра», 1897, и др.), писатель приходит к осознанию необходимости борьбы с установившимися порядками, к широко понятой им социалистической идее, утверждаемой как новая религия и приводящей к теме «истинного христианства» («Мать», 1906). В его произведениях 1900–10-х гг. – в романе «Мать», повестях «Трое» (1900), «Детство» (1913–14), «В людях» (1916), рассказах цикла «По Руси» (1912–17), пьесах «Мещане» (1902), «На дне» (1903), «Дачники» (1904), «Враги» (1906) и др. – развёрнута широчайшая картина социальной жизни России на сломе эпох. Герои Горького – люди из низов общества, рабочие, купцы, интеллигенты, чиновники – воплотили в себе те непримиримые конфликты, которые были чреваты будущими историческими потрясениями.
Эволюция реализма связана также с творчеством И.А. Бунина и А.И. Куприна. В произведениях Бунина («Деревня», 1910; «Суходол», 1912; «Господин из Сан-Франциско», 1915, и др.) реалистически конкретный образ мира, философская глубина обобщений соединились с пластически-чувственным образным рядом, эпическая повествовательность – с лиризмом, раскрывавшим потрясённое сознание человека новой эпохи. В прозе Куприна («Молох», 1896; «Олеся», 1898; «Поединок», 1905, и др.) традиции классического реализма обогащались опытом «новой литературы» с её приёмами символизации изображаемого. Со 2-й пол. 1900-х гг. в реалистической манере работали также И.С. Шмелёв, С.Н. Сергеев-Ценский, А.Н. Толстой, М.М. Пришвин, Е.И. Замятин, А.П. Чапыгин, И .Д. Сургучёв, К.А. Тренёв и др.
Примечательной частью лит. жизни с 1899 стал организованный Н.Д. Телешовым кружок «Московская литературная среда» (телешовские «среды»), просуществовавший до 1916 и объединявший писателей реалистического направления. Участниками «сред» были Горький, Бунин, Куприн, В.В. Вересаев, С.Г. Скиталец, Л.Н. Андреев, А.С. Серафимович и др. С приходом Горького в 1900 в петербургское книгоиздательское товарищество «Знание» стали печататься не только собрания со чинений писателей-реалистов, но и сб-ки, где были опубликованы «Вишнёвый сад» Чехова, «Мать», «Лето», «Городок Оку ров» Горького, «Чернозём» Бунина, «Поединок» Куприна, «Человек из ресторана» Шмелёва, рассказы Серафимовича, произведения Сергеева-Ценского и др.
В кон. 1900-х – 1910-е гг. внутри реалистического направления возникло течение, названное новым реализмом или неореализмом, которое использовало в своей художественной практике опыт модернизма. Неореалистические тенденции проявились в прозе Бунина, Б. К. Зайцева, В. Г. Короленко, Куприна, Пришвина, А. М. Ремизова, Сергеева-Ценского, А. Н. Толстого, Шмелёва. В этот период заявили о себе писатели-сатирики А.Т. Аверченко, Саша Чёрный, П .П. Потёмкин, Н .А. Тэффи и др. писатели, объединившиеся вокруг журналов «Сатирикон» (1908–14), а затем «Новый Сатирикон» (1913–18), близкие в своих художественных поисках неореализму.
Символизм
Символизм стал романтической реакцией на позитивизм и натурализм в литературе, попыткой выйти в искусстве за обозначенные реализмом пределы, прорваться к высшей истине, к сокровенной сущности вещей. Звеном, связующим художника с вечностью, «ключом тайн», сокрытых за материальными покровами мира и открывающихся лишь поэту, провозглашался символ, воплощающий потенциальную бездонность художественного образа, потаённую связь мира явлений и мира сущностей. Возникновение символистского движения в России, при всём его национальном своеобразии, было преемственно связано с открытиями европейского символизма. Круг философских исканий рус. символистов определялся именами А. Шопенгауэра, Р. Вагнера, Ф. Ницше, Вл. Соловьёва, Л. Шестова, Н.М. Бердяева, идеями платонизма и неоплатонизма.
Первыми манифестами нового лит. движения стали книги «При свете совести» Н.М. Минского (1890), «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» Д.С. Мережковского (1893), «Борьба за идеализм» А.Л. Волынского (1900), статьи В.Я. Брюсова «О искусстве» (1899) и «Ключи тайн» (1904). Искусство было осознано в них как акт откровения, как «приотворенные двери в Вечность» (Брюсов). Важнейшими особенностями новой литературы объявлялись мистическое понимание творчества, опора на символ как основную модель художественного образа и, по определению Мережковского, расширение художественной впечатлительности. В 1894–95 выходят три сборника «Русские символисты», опубликованные по инициативе Брюсова и включающие в себя гл. обр. его же стихи. Вслед за ними в кон. 1890-х – нач. 1900-х гг. появляются поэтические книги старших символистов: Брюсова, К.Д. Бальмонта, З.Н. Гиппиус, Мережковского, Ф.К. Сологуба и др.
В нач. 20 в. круг участников символистского движения пополнился: в литературу пришли А.А. Блок, А. Белый, Вяч .И. Иванов, С.М. Соловьёв, Л.Л. Эллис (Кобылинский), М.А. Кузмин, М.А. Волошин и др. младшие символисты. Развивая теоретические принципы нового искусства, они стремились преодолеть индивидуализм своих предшественников (статьи Блока, Вяч. Иванова). Вместе с тем взаимодействие двух «волн» символизма было сложным: чуждые эстетизму Брюсова, Бальмонта и др. старших символистов молодые поэты в своих мистических поисках, в стремлении к прорыву сквозь реальность предметного мира в область трансцендентного сближались с «неохристианами» круга Мережковского – символ понимался уже не только как средство художественной выразительности, но и как знак иных сфер, путь к потустороннему. Так, принципом Вяч. Иванова стало движение a realibus ad realiora – от реальности внешней, видимой, к реальности высшей, запредельной.
Символистская доктрина с её мистицизмом и свойственной модернизму устремлённостью к самоценному Я несла в себе, после поэтического затишья 1880-х гг., несомненный заряд обновления, связанный с восстановлением в правах личности как темы и субъекта искусства, восприятием жизни как неизведанной тайны. Новые горизонты открывались символистами прежде всего в поэзии. В сборниках стихов Блока, Белого, Бальмонта, Сологуба, Вяч. Иванова и др. утверждалось главенство лирического начала, многозначность поэтического образа, многообразие ритмических возможностей стиха, роль музыки как одной из важнейших магических стихий творчества. Устремлённость поэта к сфере субъективного нашла воплощение и в лит. импрессионизме (Бальмонт, И. Ф. Анненский, отчасти Брюсов), культивирующем принцип изменчивости и правду мгновения. Влияние лирического начала сказалось на драматургии – трагедии на античные сюжеты «Лаодамия» (1906) и «Фамира Кифаред» (1906, опубл. в 1913) Анненского; пьесы «Балаганчик» (1906), «Незнакомка» (1907), «Песня Судьбы» (1909), «Роза и Крест» (1913) Блока; на прозе – романы «Мелкий бес» Ф. Сологуба (1892–1902, опубл. в 1905), «Серебряный голубь» (1909), «Петербург» (1913– 1914) Белого; на лит. критике – статьи Блока, Анненского, Бальмонта.
В 1900–10-х гг. особенно ярко проявились ориентация символистов на национальную историю и культуру, их внимание к общественному назначению художника, восприятие искусства как «служения» (Блок). После русско-японской войны и Революции 1905–07 вышла книга стихов Белого «Пепел» (1909), посвящённая памяти Некрасова, перекликающаяся с его творчеством и обращённая к трагическому положению современной России. С кон. 1900-х гг. тема России возникает и в творчестве Блока (цикл «На поле Куликовом», 1909; стихотворения «Осенний день», 1909, «Россия», 1910, и др.). Тогда же Блок пишет произведения, вошедшие в циклы «Страшный мир» (1909–16), «Возмездие» (1908–13), «Арфы и скрипки» (1908–16), «Ямбы» (1907–14), где нарастает трагедийность, поэтическая речь освобождается от мистического флёра, присущего образности «Стихов о Прекрасной Даме» (1905) и «Снежной маски» (1907), а символизм становится глубоко историчным, погружённым в реальность.
Во 2-й пол. 1900-х гг. символизм вступил в полосу кризиса. В кон. 1909 были закрыты основные его журналы – «Весы» и «Золотое руно». В 1910 прошла дискуссия (начатая в 8-м номере ж. «Аполлон» докладами Вяч. И. Иванова «Заветы символизма» и А. А. Блока «О современном состоянии русского символизма»), которая выявила раскол между сторонниками символизма как чисто литературной школы (Брюсов) и ревнителями его «пророческой», «жизнестроительной» миссии (Вяч. Иванов, Блок). Кризис выразился также и в создании силами молодых поэтов, стремившихся «преодолеть символизм», двух постсимволистских поэтических направлений – акмеистического и футуристического.
Акмеизм
Н.С. Гумилёв. Портрет работы М.В. Фармаковского. 1908.Третьяковская галерея (Москва).
Рождение акмеизма связано с появлением в октябре 1911 «Цеха поэтов», руководителями которого стали Н.С. Гумилёв и С.М. Городецкий. Из числа участников «Цеха» и выделилась в кон. 1912 группа акмеистов, в которую входили А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут. Акмеисты имели свой ж. «Гиперборей» (1912–13) и одноимённое издательство, где выходили сборники стихов участников новой поэтической школы: «Чётки» Ахматовой (1914), «Камень» Мандельштама (1916, 2-е изд.), «Колчан» (1916), «Костёр» (1918) и др. сборники Гумилёва, «Горница» Г .В. Иванова (1914) и т .д.
Эстетическая программа акмеизма была изложена в статьях Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм» и Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», опубликованных в № 1 «Аполлона» за 1913. Отказ от мистических прозрений символизма, приятие жизни и в итоге обращение к земному миру, к предметному значению слов, к живописной природе образа – эти черты поэтики акмеистов определялись, однако, не столько манифестами, сколько поэтической практикой приверженцев новой школы.
Обострённое, живое восприятие зримой реальности мира утверждалось уже в первых сборниках стихов Ахматовой – «Вечер» (1912) и «Чётки». Произведения Гумилёва из сборников «Чужое небо» (1912), «Колчан» свидетельствовали об эпиграмматичности поэтической речи, графической чёткости словесного рисунка, об усилении роли повествовательного начала. Проявившиеся в стихотворениях Мандельштама 1910-х гг. детская радость приятия бытия, утверждение вещности, материальной плотности и весомости земного мира создали тогда автору «Камня» репутацию наиболее последовательного из акмеистов.
Акмеизм, возникший из отталкивания от символизма, имел тем не менее преемственные связи с ним; сами символисты (Блок, Брюсов) считали акмеистов своими эпигонами или в лучшем случае продолжателями. Взгляд на акмеизм как на завершение опыта символизма получил подтверждение и в лит. теории (Б. М. Эйхенбаум).
Футуризм
Футуристическая линия постсимволистского поэтического развития получила своё название по аналогии с возникшим чуть раньше итальянским футуризмом.
История рус. футуризма складывалась из взаимодействия и борьбы четырёх основных групп. Наиболее радикальной из них была «Гилея», участники которой (братья Д. Д. и Н. Д. Бурлюки, Е. Г. Гуро, В. В. Каменский, А. Е. Кручёных, Б. К. Лившиц, В. В. Маяковский, В. Хлебников) именовались также «будетлянами» или кубофутуристами. Кубофутуристы видели «новые пути литературы» прежде всего в области словотворчества; отстаивая право поэтов на «увеличение словаря», они исходили из идей Хлебникова, для которого словотворчество было «врагом книжного окаменения языка» («Наша основа», 1919). Осн. жанром Хлебникова была поэма: его произведения 1910-х гг., отразившие глубокое знание фольклора, – «Лесная дева» (1911), «И и Э», «Вила и леший» (оба 1912) и др. – производят впечатление единого эпоса. Вслед за Хлебниковым к крупным стихотворным формам обращается Маяковский: в его произведениях («Владимир Маяковский», 1913, «Облако в штанах», 1915, «Флейта-позвоночник», 1916, «Война и мир», 1917, «Человек», 1918) создана антиевангельская антропоцентрическая утопия, в которой война отрицается как вселенское зло, а поэт провозглашается центром Вселенной.
В отличие от «будетлян», ориентирующихся на коллективное начало, петерб. группа эгофутуристов (1911–16), в которую в разное время входили И. Северянин (первым применивший термин «футуризм» к рус. поэзии), В. Баян, В. Гнедов, Грааль-Арельский, Г. В. Иванов, И. В. Игнатьев, Дм. А. Крючков, К. К. Олимпов, П. Д. Широков, исповедовала «интуитивное творчество индивида». Позиция группы (за исключением Гнедова и Игнатьева) была более умеренной, нежели позиция «Гилеи», что отвечало творческим принципам её главы и основателя Северянина, в чьей поэзии воскрешались многие приёмы старших символистов (Бальмонта, Брюсова, Сологуба) и их предшественников (К. М. Фофанова). В группе «Мезонин поэзии» (1913) объединились моск. эгофутуристы умеренного толка: К. А. Большаков, Р. Ивнев, Б. А. Лавренёв, Хрисанф (Л. В. Зак), В. Г. Шершеневич, продолжавшие линию петербургских эгофутуристов.
Группа «Центрифуга» (1914–16, основатели: С. П. Бобров – лидер и теоретик группы, Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак, вышедшие из состава группы «Лирика», ориентированной на символизм; среди участников – И. А. Аксёнов, Божидар), издавшая сб-ки «Руконог» (1914), «Второй сборник Центрифуги» (1916), стремилась сочетать опыт символизма с футуристическими экспериментами.
Писатели вне групп и течений
Многообразие художественных и духовных поисков рус. литературы на рубеже веков проявилось и в творчестве писателей, стоявших вне течений и групп. Л. Н. Андреев, начинавший в традициях реализма (книга «Рассказы», 1901), в дальнейшем создаёт произведения, предвещающие пути экспрессионизма (повесть «Жизнь Василия Фивейского», 1904; рассказ «Красный смех», 1905; драмы «Жизнь человека», 1907, «Анатэма», 1908, «Мысль», 1914, «Реквием», 1917, и др.). Черты символизма и отчасти экспрессионизма ощутимы в орнаментальной прозе А. М. Ремизова, предвосхитившей и приёмы сюрреалистического письма (роман «Часы», 1908; повесть «Крестовые сёстры», 1910, и др.). Новый жанр «случайных» записей, набросков «для себя» представлен в произведениях В. В. Розанова, где обращение к религиозно-философской, нравственной проблематике соединялось с размышлениями о литературе («Уединённое», 1912; «Опавшие листья», 1913– 1915, и др.). Промежуточное положение между символизмом и акмеизмом занимала поэзия В. Ф. Ходасевича (сб-ки «Счастливый домик», 1914; «Путём зерна», 1920). М. И. Цветаева, испытав в самом начале пути влияние символистской поэзии, уже в раннем своём творчестве решительно осваивает постсимволистские приёмы письма (сб-ки «Вечерний альбом», 1910, «Волшебный фонарь», 1912, «Вёрсты», 2-е изд. 1922, и др.).
В 1900–10-х гг. заявили о себе новокрестьянские поэты: А. А. Ганин, С. А. Есенин, П. И. Карпов, С. А. Клычков, Н. А. Клюев, П. В. Орешин, А. В. Ширяевец, а также близкий им П. А. Радимов. Они не создали организованной лит. группы, не имели своего журнала, однако были внутренне объединены общими эстетическими устремлениями и религиозно-философскими исканиями. Художественный опыт 20 в. соединялся в их произведениях с традициями фольклора и средневековой (в т. ч. – старообрядческой) литературы.
В противоборстве и во взаимодействии художественных направлений кон. 19 – нач. 20 вв. выявился мощный потенциал рус. литературы, создавшей за три десятилетия богатый и многообразный художественный мир, слагаемые которого надолго определили возможности дальнейшего развития.
Человек учится всю жизнь, если он — Человек. 🙂
Удачи!
Ваш редактор, НАШ
Нил Гейман. Почему наше будущее зависит от библиотек, чтения и мечтаний — ЕДИНОЕ ЗНАНИЕ
http://jezmmm.ru/litart/shlemovana/2020/09/23/nil-gejman-pochemu-nashe-budushhee-zavisit-ot-bibliotek-chteniya-i-mechtanij/
https://youtu.be/pEmOUnWaM0A
YouTube
Войнович Владимир — Антисоветский Советский Союз (1 часть из 2). Читает Сергей Ларионов
Это энциклопедия абсурдной жизни советского человека, где правдиво описаны исторические события. Антисоветский Советский Союз — это публицистика, книга состоит из нескольких частей, а те в свою очередь делятся на не большие рассказики. Книга хороша ещё и…
Дополнение
https://arzamas.academy/courses/13 — Курс
Русская литература XX века. Сезон 1
6 лекций 26 материалов
Шесть филологов — о дебюте Ахматовой, загадке Есенина, провокации Горького, кризисе среднего возраста, советской трагедии и воскрешении русского языка
Курс был опубликован 23 апреля 2015 года
Феномен таланта
Поэт Анатолий Найман написал для Arzamas текст о том, что такое талант, рассказав о Анне Ахматовой, Леониде Губанове, Венедикте Ерофееве и других важнейших авторах XX века
https://arzamas.academy/materials/530
Лекторий Прямая Речь
https://www.youtube.com/channel/UCxsZoFcOxlM1DGtgZrwy83g
Лекторий «Прямая речь» — признанный трендсеттер в области интеллектуального досуга.
https://www.pryamaya.ru/
На протяжении уже 10 лет «Прямая речь» развивает традиции «умного» времяпрепровождения в нашей стране и за ее пределами.
Серебряный век русской литературы. 1894- 1929гг. Открытый урок с Дмитрием Быковым: https://youtu.be/j8qXu97hVNA — лекторий.
https://youtu.be/9Lwv8FCL4no
YouTube
Творчество Сергея Довлатова. Лекция Леонида Большухина
О жизни и творчестве Сергея Донатовича Довлатова — лекция профессора НИУ ВШЭ Леонида Юрьевича Большухина.
И другие его лекции по русской лит-ре — рекомендую.
!!! Русский толстый журнал как эстетический феномен: ЖЗ — Журнальный зал — https://magazines.gorky.media
На этот час в ЖЕЗ: 1 170 публикаций, 7 726 содержательных комментариев.
Разрешите откланяться,
главред, НАШ
___________________________________________
https://proza.ru/2016/12/18/1277 — Homo faber!
https://t.me/s/jezmmm24 — новостной ТК ЖЕЗ.
Всего лучшего всем!
***
Смерть литературы. Николай Жаринов:
https://www.youtube.com/live/vNiGXDhQiPI?feature=share
https://www.youtube.com/watch?v=s1efn_25QAg —
Памяти Мариэтты Чудаковой. Её последнее интервью//Культура Достоинства
2 января 1937 — 21 ноября 2021
В 1994—2000 годах работала в составе Президентского совета (консультативного органа при президенте РФ), а также состояла членом Комиссии по вопросам помилования при президенте РФ. В 2006 году организовала общественную организацию «ВИНТ», которая объединяет ветеранов «горячих точек» и представителей интеллигенции. В это же время совершила несколько поездок по России с культурно-просветительскими и общественными целями — читала лекции, доставляла в библиотеки некоторых городов свежие книги и пр.
В 2007 году вошла в первую тройку кандидатов партии СПС на выборах в Госдуму. СПС не преодолела 5-процентный барьер, получив менее 1 % голосов избирателей.
По словам Чудаковой, она занималась в тот год политикой, потому что слишком мало людей занимают активную политическую позицию:
«Московские новости»: Если граждане страны столь инертны, почему вы решили заняться политикой?
Чудакова: Как раз поэтому. Если бы они были активны, со спокойной душой могла бы заниматься историей литературы, как в конце 1980-х — начале 1990-х. Потому согласилась, что увидела по всей стране — в библиотеках, музеях, школах — очень много вменяемых, благородных, умных людей, с которыми мы с вами сейчас с удовольствием провели бы целый вечер и нам было бы о чём поговорить. Но эти люди уже не верят в выборы. Они подавлены ощущением всевластия правящего слоя.
В апреле 2010 года подписала обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».
Подписала все открытые письма, которые писались в России в поддержку Украины. В частности, в марте 2014 года подписала письмо «Мы с Вами!» КиноСоюза в поддержку Украины.
Автор более 200 научных работ и статей в области истории литературы XX века, истории филологической науки и литературной критики. Основная сфера исследовательских интересов Чудаковой — история русской литературы советского периода (особенно творчество М. А. Булгакова, Е. Замятина, М. Зощенко, М. Козырева), поэтика, история русской филологической науки, архивоведение (архивное дело и его история), текстология.
Является председателем Всероссийского булгаковского фонда, а также ответственным редактором Тыняновских сборников.
С конца 1980-х годов, наряду с историко-литературной работой, много пишет об острых политических и социальных вопросах российской действительности.
На Алтае прошла краевая акция «Издано на Алтае». Литераторы со своими новыми книгами побывали во многих районах. Общались, делились планами. Что хотелось сказать?
По части количества изданных книг за прошедшие несколько лет край наш лучший в Сибирском Федеральном Округе. Высокая полиграфическая культура, книги приятно взять в руки. Все в твердых обложках, прекрасный дизайн.
Правомочен вопрос: а читают ли их?
Читают. Правда, немногие. Заядлые книгочеи в основном. Много больше библиотеку районную, модельную имени писателя Шумилова посещают пенсионеры и люди среднего возраста. Среди этой группы выделяются поклонники Донцовой , Марининой и тд…
Неожиданно повысился интерес к книгам серии «Сибириада». Об истории Сибири. Явление это радует, тем более сегодня, когда столько разных неопределенностей. Когда на китайских картах проставлены китайские названия сибирских городов, озер, рек.
Не могу не выразить благодарность читинскому автору Марине Забровской. За год до 150-летия Н.К. Рериха она издала прекрасную книгу «Сибирским маршрутом…» — К 95-летию прохождения по Сибири экспедиции Рериха.
А вчера нас осчастливил своим присутствием уникальный человек, филолог от Бога Сергей Анатольевич Мансков. Перечислять его регалии — займет слишком много места, не будем этого делать. Читальный зал внимал яркому спитчу Мастера слова. Веришь, студенты, слушая такого преподователя, преображаются, пусть и не все… А те, кто не успел зашориться пейджиками и гаджетами… Мы услышали обьяснение природы хорошей памяти- все зависит от пробуждения самим человеком быстроты нейронных связей. Для этого надо заставлять себя выучивать либо стихи хорошие, либо иностранные языки.
То есть, не быть и здесь потребителем, уходить от привычки «нажима кнопки».
Аудитория услышала о популярных на сегодня писателях. Гость пояснял творчество Германа Садулаева и Михаила Шишкина, Романа Сенчина и Александра Сальникова и других российских писателей. О прозе Михаила Юрьева сообщил, что практически все, что он предсказал в произведениях своих , увы, сбылось…
Похоже, и роман Дмитрия Глуховского «Пост» наделен такой особенностью…
Встреча прошла на одном дыхании, как говорится.
И хоть на чуть- чуть, но на душе стало светлее в сегодняшнем «темном царстве»…
Александр
Это правильно, фиксировать положительное. 🙂
Но, у меня иллюзий нет на предмет преодоления Гуманитарного кризиса в РФ и мире в целом. Всё упрощается. Полноценные тексты заменяются кратким изложением: время прочтения 3-5 минут идеально для массового потребителя, ему же надо всё успеть: «начатиться» до потери сознания.
Безлимитный интернет превращается из «окна в мир» — в дыру в инферно.
Кнопочное поколение… неспособное мыслить самостоятельно, критически, избирательно и принимать решения.
У меня был 2-ой курс филологов из Москвы и иногородние — они на 2 курсе не знают ВООБЩЕ творчества Ахматовой, Мандельштама, Пастернака и Цветаевой, только хрестоматийно — Блока, Маяковского, Есенина. Про современную Зарубежную лит-ру я вообще молчу. Они даже имен не слышали.
Поэтому, примерно 70% современных российских школьников и студентов — не читали серьезных книг и читать не будут. Их не научили ни в семье, ни в школе, ни в вузе — понимать и воспринимать смыслы. Им не привило наше общество Культурных потребностей. Ситуация патовая. Поэтому, и воюют… может, война — это механизм ускоренного взросления инфантильных поколений. По-другому жизни их обучить нельзя, они в виртуале зависли.
Всего Доброго!
НАШ
P.S. В советской школе было 5 часов в неделю на изучение русской литературы (зарубежная — факультативом), что обеспечивало на выходе грамотных людей, а нынче — 1 час на русс. лит-ру в старших классах. И что? … Ни формулировать, ни писать не могут!
Систему менять надо. Систему!
И учить познанию — как припоминанию врожденного знания Души, по Платону.
Учить Творчеству, а не начётничеству.
🙂
____________________
Всё, ЖЕЗ закрыт. Редактор ушел на фронт 🙂 нескончаемую войну с тотальным невежеством.
НАШ
*** *** ***
… https://proza.ru/2020/05/02/1871
… мы похоронили Аристократическую культуру, теперь будем долго из д-ма вылезать. Да. (((
Оценка Дмитрия Муратова , на наш взгляд, оптимистчна в отношении » прекрасной российской молодежи». Может, в Москве, а в глубинке немного по — другому. Замеров не вели, но навскидку, если, то не очень то весело…
Один только пример.
С некоторых пор на флагштоке у фабрики развевается странный триколор. Российский флаг вертикально перечеркнут большой Z. Сотни работников и сотни жителей микрорайона вынужденно ходят под фактически измененным — по смыслу- символом сегодняшнего государства…
Сравнительно молодые директора фабрики , неплохие менеджеры, платят сравнительно приемлимые зарплаты , что то их ведь заставило . Может, кто то? Ну, как раньше говаривали в таких случаях, » контора глубокого бурения». Не утверждаем, конечно.
А вообще, усталость всеобщая какая то. Но тихой сапой в местечковой печати так и формируют специфическое- патриотическое отношение к СВО. На местах сколачиваются группки разные- » от пионеров до пенсионеров», сбрасываются на вещи и прочее. Сотни посылок отправляются в западном направлении. Школьников приучают » любить Родину» , на которую » весь мир ополчился».
И уже берут сомнения , когда знакомые просят как то высказаться…
Да, миллион не пожелали ехать и убивать, это много. Но кто знает, сколько людей с иными взглядами…
Александр
У меня тоже нет иллюзий в отношении нашей молодёжи, наверное, потому, что, в отличие от Дм. Муратова, я с ней 20 лет непосредственно, в разных социальных стратах, в РФ работала. Но, конечно, не без исключений. Как и везде процентов десять — адекватные, перспективные. 🙂
В данной гос. системе по-другому быть не может.
А уехать/убежать из страны — самое простое решение. Труднее — оказать сопротивление — смелость нужна.
Пожилое поколение либо не умеет пользоваться альтернативными СМИ: ютуб и телеграм, либо не хочет напрягаться — иметь свое мнение, трусость — это наша национальная болезнь, в эпоху русского рейха она «спасительна»…. Посему, выгодно быть z-патриотами, выгодно прогинаться.
Да. (((
НАШ
Всех — с ДР Непревзойденного БАХА, Иоганна
Себастьяна:
31 марта — День рождения И.С. Баха. Лучшее из Баха. Поклон! (Приложение. А. Швейцер — монография о И.С. Бахе) — ЕДИНОЕ ЗНАНИЕ
http://jezmmm.ru/meta/shlemovana/2022/03/31/luchshee-iz-baha-i-s-poklon-om/
Воздуха! https://youtu.be/t2Spe8Yp_nw…
Человечество обнуляется. Мир стремительно катится к ядерной войне, которая ещё год назад казалась химерой.
Из эрэфии уезжают квалифицированные кадры: лечить и учить будет некому.
Литературного НЕ вторичного процесса в РФ сегодня тоже нет. Философии уже век как нет. Фундаментальной науки кот наплакал.
Нищаем, однако. Вырождение нации при диктатуре силовиков и люмпен-пролетариата неизбежно.
НАШ
… https://proza.ru/2014/01/18/442…
*
https://proza.ru/2017/04/04/1503
*
https://proza.ru/2016/10/22/1428… 🙂
Большое интервью с Дмитрием Муратовым: НГ 1 апреля — 30 лет. https://youtu.be/s4cmSP96wI0
Глобальный Апрель: https://youtu.be/qxm5mcHTszM//ЭВ
… Ощущение Начала: https://proza.ru/2015/03/01/641…
Ом
https://youtu.be/vGXC07FDWc0 — В этот день закончится все что вы знали//Эра Водолея
***
Всё изменится в мгновение ока. Взгляд каббалиста:
https://youtu.be/HhkjYdu5coE
С юбилеем «Новой газеты» вас и нас! «Мы были! Мы есть! Мы будем!»
Новая газета
Вчера, 12:51//31.03.2023
Кому:вам
Здравствуйте, дорогие читатели!
Вам «Конверт».
1 апреля «Новой газете» исполняется 30 лет. Государство не смогло нас уничтожить — хотя пыталось не раз, особенно с начала того, что заставляют называть специальной военной операцией.
Да, у нас отобрали регистрации СМИ, заблокировали часть наших ресурсов, вынудили уехать из страны большую часть журналистов, пытались посадить нашего профессора Андрея Заякина*, объявили «иноагентами» Ирину Тумакову и Дмитрия Быкова, распугали спонсоров и рекламодателей, типографии боятся издавать наши книги, нас штрафовали бесчисленное количество раз по надуманным предлогам, угрожали физической расправой и уголовными делами, нападали на нашего главного редактора Дмитрия Муратова, мешают работать нашим журналистам в командировках…
Но мы живы, и мы работаем для вас. Это наш способ сопротивления.
И мы к этой дате подготовили для вас подарок — юбилейный выпуск печатной газеты. Не пропустите, тираж ограничен!
Первый в этом году номер «Новой газеты» стал самым толстым в истории: 96 страниц! Потому что под обложкой на самом деле — две газеты. Первая часть выпуска — это рассказ о событиях и тенденциях сегодняшнего дня.
Как семьи погибших тратят «вдовий капитал»? Рассказывает Алексей Тарасов. Считают ли себя «братьями» украинцы и русские? Отвечает Алексей Левинсон. Что будет с Чечней без Кадырова? Прогноз Елены Милашиной. Почему власть ударилась в оккультизм? Объясняет Александр Солдатов.
А также: интервью Татьяны Брицкой со старшим лейтенантом Дмитрием Васильцом, которого судят за отказ возвращаться в зону СВО; разговор Марины Токаревой с молодыми социологами из команды Russian Field; беседа Никиты Кондратьева с автором бестселлера «Мобилизованная нация» — о том, как в нацистской Германии преступники считали себя жертвами, и наоборот. И еще — много, много фотографий, которые вы не сможете забыть.
Вторая часть выпуска — лучшие материалы «Новой» за 30 лет. Кто получил «звезды» за «Норд-Ост»? Узнал Юрий Щекочихин. Как мы выбирали Ельцина, а выбрали Путина? (Злой Александр Минкин.) Как встретилась Анна Политковская с центровым из Центороя? Кто родил «распятого мальчика»? Олег Хлебников разоблачает «палача с синим карандашом» — Сталина, лично визировавшего расстрельные списки. Зоя Ерошок беседует с Петром Тодоровским — о том, какой на самом деле была настоящая Отечественная война. И Пугачева отвечает на вопросы Дмитрия Быкова, тогда еще не внесенного в список «иноагентов».
Газету можно приобрести в магазине «Новой». Понятное дело, что, скорее всего, по известным причинам только там.
Весь номер будет выложен на наших сайтах novayagazeta.ru и «Свободное пространство» в пдф-формате.
И мы думаем над тем, как не оставить наших читателей без бумажной версии газеты впредь. Если у вас возникнет желание помочь нам в этом — становитесь нашими Соучастниками (это можно сделать вот по этой ссылке).
Что можно прочесть и посмотреть на наших сайтах:
На YouTube-канале «НО. Медиа из России» — тот самый старший лейтенант Дмитрий Василец, который отказался возвращаться на СВО. Мы с ним встретились перед началом суда над ним. Он не уехал из страны, готов отстаивать свои убеждения и ничего не боится. Его фактически проповедь — здесь.
А сегодня в рубрике «Здесь» интервью с Дмитрием Муратовым: «Есть ли у нас будущее здесь? Про выбор, добро и сопротивление». Следите за каналом и сайтами «Новой»
В Мосгорсуде продолжает слушаться дело политика Владимира Кара-Мурзы*. Его обвиняют по трем статьям — фейки о российской армии, участие в нежелательной организации, госизмена. Политик уже больше года сидит в СИЗО, ему не дают общаться с семьей, а отсутствие лечения при его тяжелейшем состоянии здоровья можно приравнять к пытке. Напомним, что Кара-Мурзу за его оппозиционную деятельность травили дважды, вопреки всему он выжил, но здоровье потерял. Одно из последствий отравлений — тяжелая полинейропатия. По российскому закону человека с таким диагнозом не имеют права держать в СИЗО, но судье Сергею Подопригорову плевать. Более того, Подопригоров — фигурант «списка Магнитского», который он безуспешно пытался с себя снять. А Владимир Кара-Мурза после смерти Сергея Магнитского был одним из инициаторов создания этого списка. Но это никого не смущает и пытки Кара-Мурзы продолжаются. Из суда — Наталия Савоськина.
«Состояние Володи тяжелое»
Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ
По мере нарастания «кризиса смыслов» СВО на авансцену выходят «магия священной войны» и «мистерия крови и жертв». Попытки патриарха Кирилла дать происходящему христианское объяснение звучат неубедительно. Гораздо органичнее — конспирологические построения Дугина и языческо-манихейская доктрина «русского мира».
Александр Солдатов покусился на высокое, точнее нетленное, а еще точнее сакральное — решил исследовать эзотерику и оккультизм в Кремле, его истоки и этапы развития.
«Доктрина «русского мира» сегодня играет роль основной идеологемы для нашей власти и церкви. Православные же богословы из разных стран сравнивают ее с древним манихейством — верой в вечное противоборство светлого (Россия) и темного (Запад) начал бытия. Манихейство, напомню, в Средние века считалось ересью. Как ересь сочетается с православием, а шаманизм с военными действиями в XXI веке? Откуда истоки этого винегрета и что все это значит?»
Ок. Культ
Петр Саруханов / «Новая газета»
Пока российские власти витают в метафизических эмпириях, Андрей Липский, как и все мы, озабочен делами земными — перспектива ядерной войны, насколько она вероятна? Что значит приостановка членства России в договорах о ядерных вооружениях, зачем Россия собирается размещать в Беларуси тактическое ядерное оружие? А главное, пока Россия меряется силами с США, что в это время делает Китай? Специалист по проблемам стратегической безопасности академик РАН Алексей Арбатов рассказал все на пальцах и спрогнозировал ближайшее будущее.
«Ядерные грабли опасны для всего человечества»
Тренировка стратегических сил сдерживания. Фото: Пресс-служба Минобороны РФ / ТАСС
А также:
• Вера Челищева — об уголовной эпидемии под которую попали российские блогеры-миллионники.
• Андрей Успенский — каковы условия возвращения российских спортсменов на мировые арены и возможно ли их исполнить.
• Александр Генис с очерком о батальных музах. Год спустя.
Спасибо, что читаете нас!
Ваша «Новая»
!!! https://youtu.be/hPa05A2zJC0
YouTube
Дмитрий Муратов о новом поколении, протестах и будущем России | Интервью Би-би-си
Корреспондент Би-би-си в Москве Стив Розенберг поговорил с лауреатом Нобелевской премии мира Дмитрием Муратовым.
_____________________________________________________________
Жму руку! «Новой» — мои поздравления! Шаг и Путь! Храни Бог! Аминь
Люблю всех, кто несет слово Правды в народ. 🙂
НАШ
https://youtu.be/iW2FBTA2JnI
YouTube
Как смартфоны и соцсети убивают наше время | Документальный фильм Би-би-си
«Их цель – развить у вас зависимость и продать ваше время», – это слова бывшего сотрудника компании Facebook. А создательница кнопки like предупреждает об опасности пристрастия к социальным сетям.
Мы встретились с экспертами в сфере IT, которые поведали…
https://www.youtube.com/watch?v=0ycjFoWQi7k
МОЩНАЯ ЧИСТКА С ОТДАЧЕЙ И ЗАЩИТОЙ | очищение от негатива | медитация
Исцеление Звуком
Мир — за Украину! Данные социологических опросов:
https://youtu.be/7Jj8sdQz424
***
Украина — ключевой борец за свободу. Саммит за демократию:
https://youtu.be/gHmMGEJiJX0
Мир всем! Аум
Лик Любви: https://proza.ru/2018/01/14/1923
… https://proza.ru/2021/05/02/747
Всем — ясности сознания и принципиальности!
Быть Добру! Аминь
ЖЕЗ — ЗАКРЫТ.
ОМ
https://youtu.be/JvqPK-te-rw — Быстротечность бытия
***
ВИБРАЦИОННЫЙ прогноз на Апрель:
https://youtu.be/3_G__I0H4vg
***
ЭРА ВОДОЛЕЯ: https://youtu.be/vVZUSsZ-kBk
УДАЧИ!
https://youtu.be/KfDUJjOyyuA… 🙂
***
https://proza.ru/2019/07/22/756 Аум
Forwarded from
Vladimir Pastukhov , 12.04.2023
Этот пост задумывался как частное письмо участникам небольшого, но удивительно комфортного кружка, неожиданно для меня возникшего на полях Телеграм-канала моего сына Бориса, где поддерживается та разумная толерантность обсуждения, без которой любая дискуссия очень быстро срывается сегодня в непрерывный крик отчаяния, боли и ненависти. Но потом я подумал, что тема может быть интересна и более широкому кругу читателей. Речь идет о русскости в наиболее общем смысле этого слова и отношении к ней тех, кто, имея ту или иную связь с Россией в прошлом и настоящем, не поддерживает с разной степенью отрицания войну России против Украины.
Вопрос о моей «русскости», откровенно говоря, мало меня волновал (точнее – совсем не волновал) до тех пор, пока его не подняли украинцы и та небольшая часть русских эмигрантов, которая считает отказ от всего русского высшим проявлением солидарности с народом Украины. Отказ, конечно, несколько искусственный, так как, даже отрекшись от своей «русскости», большинство этих эмигрантов остаются истово русскими: нетерпимыми, фанатично верящими (но в другое), иррациональными максималистами. Мне этот путь не кажется верным, и не только потому, что мне его не осилить. Как говорят в таких случаях – I tried but failed. Мне просто кажется, что со своим народом надо быть именно в такие моменты, когда очень стыдно и очень тяжело, когда легче отречься, чем признаться, когда перечеркнуто все, что было, а то, что будет, не написано. Я остаюсь русским не потому, что мне это нравится, а потому, что не могу быть никем иным. Не могу и не хочу. И это не отменяет ни стыда, ни раскаяния, ни осуждения.
Сказав все это, я должен заметить, что после всего случившегося, пройдя через эту братоубийственную войну (она ведь действительно братская в том смысле, в каком Каин убил Авеля), мы не сможем себе позволить оставаться такими русскими, какими были прежде, потому что очень многое из того, что определяло нашу русскость в прошлом, как раз и привело к этой трагедии – трагедии как для украинцев, так и для самих русских. Мы пожимаем плечами, когда украинцы сносят памятники Пушкину и вычеркивают из программ Толстого с Достоевским, списывая это на естественное ожесточение во время войны. Но есть и нечто другое. Мы умиляемся «нашим всем» и стыдливо «игнорим» его «Клеветникам России» с эпическим: «Оставьте: это спор славян между собою, Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою, Вопрос, которого не разрешите вы». Восхищаемся Бродским, перечитываем до дыр протокол допроса самого известного советского тунеядца, но прячем в дальний ящик стола «На независимость Украины» с его провидческим: «Кости посмертной радости с привкусом Украины». Я не за то, чтобы выбросить Пушкина и Бродского, а за то, чтобы их переосмыслить, дав оценку как тому, чем можно гордиться, так и тому, чего стоит стыдиться.
Наша культура является сплошь милитаристской. Это естественно, так как она отражает непростые пути нашей истории. Ратный подвиг – чуть ли не единственный подвиг, который в глазах народа является подлинным. Воин – единственный настоящий герой. Сплочение перед общим врагом – единственная форма истинного братства. Все это не берется из воздуха, оно разлито в искусстве, философии, фольклоре. Так было и, увы, так больше не может быть. После этой войны мы должны научиться смотреть на мир не только через прицел, но и глазами «игрою случая обиженных родов», всех тех, кого по ходу истории «освобождали». Нам придется выработать бинарное историческое и нравственное зрение, если мы хотим вернуть себе моральное право снова говорить о своей русскости с гордостью, а не с болью. Это очень непросто, и на это могут уйти десятилетия.
Дело не в том, чтобы перестать быть русскими вовсе или подвесить свою «русскость» на «паузу» хотя бы на время войны, а в том, чтобы стать по итогам этой войны другими русскими, способными сделать иной, более достойный, чем имперский выбор.
t.me/v_pastukhov
/601
NB!
https://youtu.be/USptL_5HcE4
YouTube
ЕВГЕНИЙ ЖАРИНОВ, проф. МПГУ, литературовед: «1984» Оруэлла, Достоевский и Русский финал
0:00 — О чём сегодняшний выпуск?
0:52 — Что общего у Netflix и классической литературы?
4:33 — Почему нам нравятся оборванные сюжеты и сюдьба персонажа?
9:18 — «Многие романы Достоевский писались с коленки». Почему известные писатели создавали фельетоны?
16:27 — «Язык — вторая реальность». Как человек борется со своими страхами?
17:49 — Юваль Ной Харари. Как читать скучные книги?
20:39 — Великая классика появилась из-за нужды писателей в деньгах?
26:13 — Почему иностранцы знают Достоевского, Чехова и Толстого, но не Пушкина?
30:06 — Про поэзию и сложность ее перевода
35:06 — Почему чтение — это важный навык? «Воспринимать природу как текст»
41:12 — «Человек — это иллюзия». Почему нам свойственно создавать вторую реальность?
48:40 — Сейчас мало читают? «Читать, а не считывать»
57:23 — Что отличает русскую литературу от мировой?
1:06:54 — СССР — самая читающая страна? «Культурный ренессанс» советского образования
1:15:25 — Книга «1984». Что из этой книги мы видим в реальном мире?
1:18:13 — Стихотворение от нейросети. Что никогда не будет свойственно ИИ?
1:21:47 — Спасибо за просмотр!
https://youtu.be/wh1IxxGHOaQ
YouTube
Glass 2011 SY10
https://youtu.be/vXaDDcKpi7Q
YouTube
Дмитрий Быков! Об учителях, легших под режим в РФ, и сбывшихся предсказаниях Веллера!
https://www.youtube.com/watch?v=GC8OvRMgBDI
12 дек. 2017 г.
Philip Glass (born 1937)
Symphony No. 1 (Low Symphony) (1992):
I.Subterraneans
II.Some Are 15:12
III.Warszawa 26:30
The Brooklyn Philharmonic Orchestra
Dennis Russell Davies, conductor
For further information: http://philipglass.com/compositions/s…
Поэт Сергей Гандлевский есть вКонтакте:
https://vk.com/sgandlevsky
Русский поэт и прозаик, эссеист, переводчик; российский общественный деятель и правозащитник; Лауреат премий «Антибукер», Малая Букеровская, «Северная Пальмира», Аполлона Григорьева, «Поэт». Член жюри ряда литературных премий. Родился: 21 декабря 1952 г. (70 лет), Москва /Википедия
Персональный сайт: https://www.gandlevskiy.poet-premium.ru
https://polka.academy/materials/748
СТАТЬИ
100 главных русских книг XXI века
28 ДЕКАБРЯ
ВАРВАРА БАБИЦКАЯ, ОЛЬГА ВИНОГРАДОВА, ИГОРЬ КИРИЕНКОВ, СЕРГЕЙ ЛЕБЕДЕНКО, ЛЕВ ОБОРИН, ЕЛИЗАВЕТА ПОДКОЛЗИНА, ЮРИЙ САПРЫКИН
С 2000 года прошло уже 20 лет — а это, между прочим, пятая часть столетия. Самое время подвести кое-какие итоги. «Полка» устроила самый масштабный опрос в своей истории, чтобы определить 100 главных русских книг XXI века: романы, повести, сборники рассказов, нон-фикшн. Более ста экспертов приняли участие в составлении списка: в него вошли знаменитые книги, получившие премии, и не самые известные тексты, оказавшиеся тем не менее важными для движения литературы. Перед вами 100 главных новых книг о прошлом, настоящем, будущем, красоте и неприглядности, жизни и смерти, языке и памяти — и о многом другом.
https://youtu.be/Z-19MqLUak0
YouTube
Виктор Пелевин и его книги это не литература? ЖЖ — Евгений Жаринов и Николай Жаринов
Действуйте сердцем! (Наталья Анатольевна Шлемова) / Проза.ру
https://proza.ru/2015/04/14/1572
proza.ru
Действуйте сердцем!
«Сердце — это место внутри тебя, где ты остаёшься Тем, кем пришёл на Землю. Оно не подвластно Земному опыту, ибо в нём Ты, знающий вечность». (Аму Мом) ********** В потоке Света В космопотоке белого Огня уходит всё, что есть…
Большое интервью Дины Рубиной:
https://youtu.be/X6bRAROjhrY?si=Fod2-45sqfWmR_Eh
//Дм. Гордон, 2013
«Первый поэт»: Молодой Иосиф Бродский глазами Ахматовой и КГБ
18 октября 2023
Глеб Морев //
Радио Свобода: https://d23sm0rcmrumvf.cloudfront.net/a/pervyy-poet-molodoy-iosif-brodskiy-glazami-ahmatovoy-i-kgb/32633001.html
https://youtu.be/pZwPD7AgVXE?si=O1qxbj0bXp3QpT8A
YouTube
Один / Дмитрий Быков* / Венедикт Ерофеев // 09.11.23
https://youtu.be/HH9VFMQBTVA?si=ITiIJUEx3So2dBck
YouTube
Гибель поэтов в России
Тайная свобода в поэзии Серебряного века. Трагическая гибель поэтов в России.
В начале Серебряного века Мережковским было провозглашено второе хождение в народ. Казалось, что страшно далеки они от народа. И поэты захотели с этим народом соединиться. Но…
Эдвард Радзинский
Алексей Иванов — хороший писатель и человек.
Алексей Иванов (родился 23 ноября 1969, Горький) — русский писатель и сценарист. Лауреат премии Правительства России в области культуры (2017) и ряда других литературных премий.
Получил известность благодаря книгам об Урале («Сердце пармы», «Золото бунта» и другие), а также благодаря роману «Географ глобус пропил», по мотивам которого был снят одноимённый фильм.
Родился: 23 ноября 1969 года (54 года), Нижний Новгород, СССР
Сайт: ivanproduction.ru
https://vk.com/aivanovknigi
10 важных русских романов 21 века:
https://www.youtube.com/live/WTs06RQvsXI?si=oDvYih7YdpUxq1ET / онлайн лекторий — Максим Жук/ Лектор: Денис Безносов, филолог, прозаик, критик, поэт/ 26.05.24/9:00 мск
25 июля 95 лет назад родился Василий Шукшин – режиссёр, актёр, писатель.
Мы помним персонажей его рассказов и его киногероев. Все они – «чудики», искатели правды или люди, сбившиеся с пути, вошли в историю советской литературы и кинематографа. Их невозможно не полюбить или не проникнуться сочувствием.
Спустя почти 50 лет после смерти Шукшина вопросы, которые он задавал в своём творчестве, – о природе человека, его душе и совести, необходимости правды – застигают врасплох уже новых читателей и зрителей.
А некоторые из его высказываний как будто и вовсе написаны сегодня.
«За всё, что происходит сейчас на земле, придется отвечать всем нам, ныне живущим. И за хорошее, и за плохое. За ложь, за бессовестность, за паразитический образ жизни, за трусость и измену — за всё придется платить. Платить сполна.
***
Непонятные, дикие, странные причины побуждают людей скрывать правду… И тем-то дороже они, люди, роднее, когда не притворяются, не выдумывают себя, не уползают от правды в сторону, не изворачиваются всю жизнь. Меня такие восхищают. Радуют».
Василий Шукшин – 1929-1974.
Русская культура эпохи застоя. Борьба за свободу, гражданскую и творческую: Булгаков, Высоцкий, Галич. Спор Сахарова и Солженицына. // Лекции по новейшей истории России профессора Зубова А. Б. :
https://youtu.be/HpdMSZqHXyE?si=LwAG8AeaHcoyzBnE