Сергей Николаевич Трубецкой. «Учение о Логосе в его истории»

Князь Серге́й Никола́евич Трубецко́й (23 июля (4 августа) 1862, Ахтырка, Московская губерния, Российская империя — 29 сентября (12 октября) 1905, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский религиозный философ, публицист и общественный деятель из рода Трубецких, профессор и ректор Императорского Московского университета. Брат князей Петра, Григория и Евгения Николаевичей, отец Николая Сергеевича.

*************************************************

Сергей Николаевич Трубецкой

Учение о Логосе в его истории

Аннотация

В эту книги вошли: фундаментальная работа Сергея Трубецкого «Учение о Логосе в его истории», его работы «О природе человеческого сознания»,  «Основания идеализма» и статья Пиамы Гайденко «»Конкретный идеализм» С. Н. Трубецкого».
«Учение о Логосе в его истории» публ. по: Трубецкой С.Н. Учение о логосе в его истории. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков «Фолио», 2000. В квадратных скобках ‑ примечания автора, в фигурных ‑ издателей.
Другие работы публ. по:
философское наследие Том 120 Сергей Николаевич ТРУБЕЦКОЙ СОЧИНЕНИЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК институт философии издательство «Мысль». Москва ‑ 1994
Введение
Понятие Логоса связано с греческой философией, в которой оно возникло, и с христианским богословием, в котором оно утвердилось. Каким образом христианство усвоило это понятие для выражения своей религиозной идеи и насколько оно в действительности ей соответствует – вот исторический и философский вопрос величайшей важности, которому посвящено настоящее исследование. Греческое просвещение и христианство лежат в основании всей европейской цивилизации; каково внутреннее отношение этих двух начал?
В наши дни в новейшей протестантской историографии постоянно приходится встречаться с мнением, что раннее христианское богословие с его учением о Логосе есть продукт эллинизации христианства, его замутнения языческой стихией, продукт своего рода православного греческого гностицизма. Это мнение высказывается в связи с отрицательным отношением к греческой философии, в связи с отрицательным отношением к умозрению вообще. И оно высказывается в связи с новейшим антидогматическим взглядом на христианство, согласно которому оно есть нравственное учение по преимуществу, а евангелие Христа есть лишь евангелие совершенной морали, обнимающей отношения человека к Богу и ближним.
Верно ли такое понимание христианства? Нам кажется, что историческое исследование идеи Логоса, которая проникает уже в первое и наиболее чистое выражение христианства, в Новый Завет, поможет нам осветить этот вопрос. И далее, справедливо ли отрицательное отношение к греческой философии, к умозрению вообще? Нам могут заметить, что это уже вопрос оценки, который не может быть решен путем чисто исторического исследования, а должен составлять предмет самостоятельного философского обсуждения. Но, как мы думаем, лишь историческое исследование может дать материал и основание для правильной философской оценки. Идея Логоса, всемирного, божественного Разума, зародилась в греческой философии. И тем не менее, есть ли эта идея лишь результат отвлеченного умозрения, которое произвольно гипостазирует разум, как свое начало, и, отправляясь от формальной всеобщности логического понятия, признает универсальный Логос всеобщим божественным началом мира? Есть ли эта идея Логоса лишь результат беспочвенного отвлечения, или же она есть также результат реального, духовного, нравственного опыта, пережитого и продуманного человечеством? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны обратиться к истории. Мы должны сперва рассмотреть идею Логоса в ее возникновении в связи с развитием греческого умозрения, а затем – те главнейшие факты, которые послужили основанием для христианского учения о Логосе, т. е. общую историю Слова Божия, историю богосознания в Ветхом и Новом Завете. В этом состоит наша задача. Но вместе с тем, чтобы выполнить ее с надлежащею тщательностью и полнотою, чтобы понять христианскую идею и христианское учение во всей их оригинальности, во всем их отличии как от греческих идей, так и от национально–иудейских верований и чаяний, мы должны будем, во–первых, рассмотреть начатки богословской мысли в религиозной философии греко–римского периода, – в особенности в учении Филона Александрийского, столь повлиявшего на последующую патристику и впервые попытавшегося ввести идею Логоса в истолкование Ветхого Завета; а во–вторых, прежде чем перейти от Ветхого Завета к Новому, мы должны будем рассмотреть религиозную атмосферу еврейства в эпоху Спасителя, исследовать мессианические чаяния еврейской апокалиптики и те действительные начатки гностицизма, которые мы в ней находим.

Трубецкой Учение о Логосе

 

Один комментарий

  1. Онто-гносеологические измерения соборного и интерсубъективного
    ВАЛЕРИЙ ВИШНЕВСКИЙ (18/10/2009) — https://www.topos.ru/article/6891

    Для духовно-смыслового пространства философствования, коренящегося в
    антично-христианской традиции мироосознания и
    миродействования, характерны два этоса, т.е. стиля, способа промысливания
    мира: Λογος и Ratio.

    Первый этос – согласно В.Ф. Эрну, П.А. Флоренскому, А.Ф. Лосеву… –
    характерен для платоно-плотиновской традиции античной мысли,
    для православно-святоотеческого любомудрия и, вырастающей из
    него, русской религиозной философии.

    Второй – как отмечали, помимо названных авторов, М. Хайдеггер и Э.
    Гуссерль – характеризует мыслительный стиль «модерн», начиная
    с Нового времени и завершая его «неклассическими» и
    «постклассическими» трансформациями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *